Аналитическая справка по биометрии в МФЦ

Постановление Правительства РФ «О внесении изменений в Правила организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг»

#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
0

19 февраля 2021 г. Правительство Российской Федерации опубликовало проект постановления «О внесении изменений в Правила организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» (https://regulation.gov.ru/projects#). Разработчиком является Минкомсвязь России. Согласно этому проекту п. 3 Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 года № 1376 «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» предполагается дополнить новыми подпунктами «д», «е» следующего содержания:

«д) в порядке, установленном статьей 14.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», размещение или обновление в единой системе идентификации и аутентификации сведений, необходимых для регистрации физических лиц в данной системе, размещение биометрических персональных данных в единой информационной системе персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение, биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным физического лица (далее - единая биометрическая система), с использованием программно-технических комплексов»;

«е) при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме идентификация и аутентификация посредством единой системы идентификации и аутентификации и единой биометрической системы».

Соответствующие изменения предполагаются внести и в п. 21 Правила организации деятельности многофункциональных центров. Таким образом, благодаря планируемым изменениям многофункциональные центры (МФЦ) должны подключиться к сбору и хранению биометрических персональных данных, чем до сих пор занимались только банки. Причина подобного решения секрета не составляет, и была подробно освещена в прессе. ЕБС была запущена в июле 2018 года по инициативе ЦБ и Минцифры и, по состоянию на февраль этого года, в ней зарегистрировалось всего около 164 тыс. россиян. Подобный результат за почти два года иначе, чем плачевным не назовешь и он красноречиво показывает востребованность биометрической идентификации со стороны наших граждан. В Минцифре 26 февраля этого года прошло совещание, посвященное применению ЕБС. По словам одного из участников совещания, чиновники Минцифры, признавая крайне низкий темп заполнения ЕБС, обещали «решить вопрос административными мерами»: «Речь, в частности, идет о том, чтобы стимулировать граждан сдавать биометрию в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг (МФЦ) и через специальное мобильное приложение, поясняет другой собеседник “Ъ”. «Без сдачи биометрии некоторые госуслуги могут стать недоступными удаленно»,— уточнил он. В результате в течение двух лет в Минцифры рассчитывают увеличить число биометрических «слепков» граждан в ЕБС до 70 млн, что равно числу подтвержденных профилей на портале госуслуг, добавил еще один источник “Ъ”».

Экспертам неясно, какая задача решается таким активным внедрением биометрии, подчеркивает советник гендиректора Qrator Labs Артем Гавриченков. По его мнению, это не скажется на удобстве доступа к различным услугам: «В противном случае за два года в ЕБС зарегистрировалось бы гораздо больше людей». И главное, подчеркивает эксперт, пока совершенно непонятно, кто и на каких условиях в итоге будет иметь доступ к этой базе. «Ее безопасность тоже вызывает сомнения»,— добавляет господин Гавриченков.

Не исключен и коммерческий интерес. Расширение базы ЕБС позволит заработать ее держателю, то есть «Ростелекому», отмечает аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Использующие ЕБС банки за запрос для подтверждения личности платят 200 руб., из которых «Ростелеком» 100 руб. отдает банку, поставившему «слепок» данных, а 100 руб. оставляет себе. Однако вполне возможно, что Правительство РФ преследует и другую цель. «Увеличение числа слепков в ЕБС может быть нужно властям для слежки за гражданами»,— считает сооснователь Центра цифровых прав Артем Козлюк. Сейчас биометрические данные собираются и обрабатываются системами распознавания лиц с помощью камер видеонаблюдения, отмечает он, и если они будут сопоставлены с данными в ЕБС и другой личной информацией, можно составить полный портрет человека и его передвижений. Интерес к таким данным, по его мнению, будут проявлять и криминальные структуры, тем более что и государственные, и корпоративные базы «регулярно утекают в сеть» (Анастасия Гаврилюк, Максим Буйлов. Биомеры будут приняты. Сбор данных граждан станет проще и принудительнее).

О том, что подобные подозрения не беспочвенны, говорят сведения, ставшие известными еще при внедрении ЕБС в банковскую сферу: «К обсуждению довольно быстро подключились сотрудники ФСБ, так как речь шла о персональных данных значительной части россиян, говорит собеседник Forbes, знакомый с деталями проекта. «Силовики заинтересовались этой историей, решив, что было бы неплохо иметь базу данных россиян, собранную руками банков», — рассказывает источник в правительстве. По его словам, банки предлагали хранить собранные данные у себя, но силовики сказали, что база данных должна быть в одном месте и под их контролем. «У силовиков не пошел проект со всеобщей дактилоскопией, так что биометрия, то есть цифровой отпечаток личности, им оказалась очень кстати», — говорит собеседник Forbes, знакомый с деталями проекта. На одном из совещаний в кабмине позицию ФСБ поддержал первый вице-премьер Игорь Шувалов. «Он сказал: ребята, вы не понимаете политического момента. Надо, чтобы было все под контролем», — вспоминает чиновник правительства. Собирать и хранить базу поручили «Ростелекому». За пять лет госкомпания должна потратить на проект 1,5 млрд рублей, а окупить его при помощи взимания комиссий с банков, вспоминает Козырев. Сейчас банки платят «Ростелекому» за обращение к ЕБС 200 рублей за одного клиента, 100 рублей идет банку, который снял биометрию и добавил ее в систему. Проект задумывался легким и удобным для банков, но в итоге получился дорогим и тяжелым из-за требований по безопасности от ФСБ» (Людмила Петухова, Яна Милюкова. Почему забуксовал проект по оцифровке россиян и при чем тут ФСБ и Греф).

После публикации в «Коммерсанте», перепечатанной и другими СМИ, представители Правительства РФ поспешили опровергнуть заявление о том, что без сдачи биометрии некоторые госуслуги могут стать недоступными удаленно. Замглавы Минцифры России Олег Качанов заявил следующее: «Доступ ко всем услугам на Едином портале госуслуг осуществляется после авторизации с использованием ЕСИА по связке логин и пароль. Биометрические данные также могут быть использованы в будущем лишь по желанию пользователя в качестве дополнительного фактора аутентификации для усиления безопасности доступа в личный кабинет на портале Госуслуг. Пользователь сможет сам выбирать способ аутентификации» (Олег Качанов, замглавы Минцифры России: «Сбор биометрических данных не повлияет на доступ к госуслугам»). Однако при этом необходимо обратить внимание, что утверждение газеты о том, что в течение двух лет в Минцифры планируют увеличить число биометрических «слепков» граждан в ЕБС до 70 млн не было опровергнуто. Очевидно, что за такой короткий срок многократно нарастить число граждан, сдавших свои биометрические данные, до 70 млн без принуждения попросту невозможно.

Опровергая сообщения СМИ о принуждении к биометрии, директор департамента реализации стратегических проектов Минцифры России Юрий Парфенов обозначил направления, в которых Правительства РФ собирается использовать биометрию: «Использование технологий биометрической идентификации существенно упростит пользование различными онлайн-сервисами и получение госуслуг, оказываемых в электронном виде.

Во многих случаях это позволит отказаться от использования электронной подписи при подаче электронных документов. Необходимость приобретения электронной подписи и невозможность ее использования на мобильных устройствах являются в настоящее время главными барьерами для массового вовлечения граждан в полноценное электронное взаимодействие. При этом для получения госуслуг использование технологий биометрической идентификации не будет обязательным.

В настоящее время проводятся необходимые мероприятия по переводу единой биометрической системы (ЕБС), созданной для организации дистанционного получения финансовых услуг, в статус государственной информационной системы. Новый статус системы позволит использовать ее для удостоверения личности граждан как в электронных каналах коммуникаций, так и при очном обращении. Например, ее можно будет применять для дистанционной сдачи экзаменов, для прохождения транспортного контроля в аэропортах, для подтверждения права бесплатного проезда на общественном транспорте или оплаты проезда. Одновременно биометрическая идентификация на базе ЕБС будет встроена в систему авторизации пользователей на портале Госуслуг для обеспечения удобного и безопасного доступа граждан к своим персональным данным. При этом все указанные возможности будет доступны только по желанию гражданина и с его согласия» (Минцифры России рассказало о биометрии и электронных госуслугах). Итак, в первую очередь Правительство РФ хочет использовать биометрию взамен старательно внедряемой электронной подписи при подаче электронных документов. Необходимо помнить, что электронные документы могут порождать правовые последствия, что открывает широкие возможности для мошенников всех сортов. Во-вторых, обращает внимание, что ЕБС планируется использовать для удостоверения личности граждан не только в электронных каналах коммуникаций, но и при очном обращении. Последнее обстоятельство вызывает особую тревогу, поскольку при достижении необходимой ей критической массы граждан, сдавших свою биометрию, Правительство РФ при желании легко может обусловить наличием персональных данных в ЕБС даже очное общение с чиновниками, заменив биометрической идентификацией паспорт не только при электронном, но и при личном взаимодействии со всеми представителями власти при получении т.н. госуслуг. Об использовании биометрии для дистанционной сдачи экзаменов мы уже писали, этот замысел уже реализуется. Что же касается ее использования для оплаты проезда и прохождения транспортного контроля в аэропортах, то это повторение китайского опыта, где с помощью биометрии власти превращают всю страну в электронно-цифровой концлагерь. Разумеется, Ю. Парфенов повторил заявление о добровольности сдачи и использования биометрии, однако чего стоят все заверения власти наглядно показала пенсионная реформа. Таким образом, нет никаких гарантий от того, что в любой удобный ей момент Правительство РФ сделает биометрию обязательным условием не только электронного, но и очного взаимодействия граждан с государством.

Однако перед этим ему необходимо собрать ка можно больше биометрических персональных данных в добровольном порядке, для чего и запускается их сбор через МФЦ. В связи с этим обратим внимание на еще два любопытных момента. В пояснительной записке к проекту постановления «О внесении изменений в Правила организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» его разработчики утверждают: «Реализация положений, предусмотренных проектом постановления, не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также отрицательно не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.

Реализация проекта постановления не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов» (Пояснительная записка к проекту постановления «О внесении изменений в Правила организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг», л. 2). То, что в результате этих действий может быть построен электронно-цифровой концлагерь с тотальной слежкой за каждым гражданином, в представлении авторов этого проекта явно не относится к негативным последствиям. Еще более интересно их утверждение, что сбор и хранение биометрии в МФЦ не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. По этому поводу возможно только два предположения: или разработчики проекта постановления сознательно вводят всех в заблуждение, или соответствующая аппаратура в МФЦ была заранее установлена и только ждала своего времени. Тогда, действительно, дополнительных расходов не потребуется.

Хотя о каком-либо принуждении к сдаче биометрии в рассматриваемом проекте постановления Правительства Российской Федерации речи действительно не идет, важно понимать, что благодаря ему создается или, в том случае если соответствующее оборудование было завезено заранее, юридически оформляется материальная база для сбора и хранения биометрических персональных данных в масштабах всей страны. Следует также понимать, что в любой момент этот сбор из добровольного может превратиться в принудительный и, более того, стать непременным условием даже для очного получения госуслуг, не говоря уже про ее электронную форму. Необходимо также помнить, что 12 октября 2020 г. Правительство РФ приняло Постановление о проведении эксперимента по созданию единой цифровой платформы Российской Федерации "ГосТех". При ее создании за образец был взят сингапурский опыт, одним из элементов которого является повсеместное наблюдение за гражданами с использованием принципа «Фонарный столб как платформа» (LaaP) с обширной технологией распознавания лиц. Если все это будет введено у нас, то фактически это будет означать отмену статей 23 и 24 Конституции РФ, гарантирующих каждому право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну и не допускающие сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. Поскольку право на неприкосновенность частной жизни относится к числу основных прав и свобод человека, оно является неотчуждаемым в силу ст. 17 Конституции РФ. Согласно статье 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "О персональных данных" «субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе». Статья 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" относит неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия к принципам правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации. Все эти важные нормы права точно также будут фактически отменены, и угроза тотального повседневного контроля станет реальностью. Помимо этого существенно возрастут риски утечки биометрических персональных данных и их использования преступниками.

В связи с вышеизложенным просим принять все возможные меры для отклонения проекта постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Правила организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг», который представляет угрозу правам и свободам граждан Российской Федерации.

Остались вопросы? Вы можете задать их нам через чат-бота в телеграм
Задать вопрос
Подписывайтесь на наши ресурсы:
#Биометрия # МФЦ
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: