ПРОЕКТ НОВОГО КоАП ПРИВЕДЕТ К НАКАЗАНИЯМ ЗА ОТКАЗ ОТ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ И ВАКЦИНАЦИИ

29 мая 2020 г. Министерством юстиции РФ опубликован проект федерального закона «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
0

На данном этапе проводится публичное обсуждение законопроекта и антикоррупционная экспертиза. (https://regulation.gov.ru/projects#search=Кодекс%20об%20административных%20правонарушениях&n...)

Основная цель проекта, формально в нем указанная, - признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, создание безопасных, благоприятных условий жизни людей (из пояснительной записки).

Однако суть законопроекта вызывает серьезные опасения на счет истинной цели разработчиков.

            Для начала отметим, что три нормы проекта являются аналогами статьи 6.3. действующего КоАП. Так, установлена ответственность:

- за нарушение санитарных правил и гигиенических нормативов для граждан, должностных лиц, юридических лиц и индивидуальных (часть 1 статьи 10.1);

- за нарушение санитарных правил и гигиенических нормативов при ЧС или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в период осуществления ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования Роспотребнадзора (часть 2 статьи 10.1);

- за любое из вышеперечисленных действий (бездействие), если такое нарушение повлекло за собой причинение вреда здоровью человека или смерть человека, если эти действия (бездействие) не содержат признаков уголовно наказуемого деяния (часть 3 статьи 10.1).

Особого внимания требуют положения качественно новой нормы - части 4 ст. 10.1 законопроекта, которой предусмотрено административное наказание за «нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения к организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в том числе по осуществлению мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан».

Из указанной формулировки можно сделать вывод о том, что норма предусматривает наказание за уклонение любых граждан от медицинских осмотров, включая сдачу биоматериала (крови и других анализов) и вакцинацию.

В ответ на озабоченность общества по поводу закрепления на законодательном уровне принуждения (через административные наказания) к вакцинации представители власти разъяснили, что «предлагаемые в проекте КоАП поправки со штрафом за отказ от вакцинации касаются не всех граждан, а только к некоторых категорий работников, для которых вакцинация обязательна в силу закона».

Однако, законодательство, регулирующее сферу санитарно-эпидемиологического благополучия населения, очень обширное - включает в себя отдельные положения Конституции РФ, международные правовые акты, федеральные законы, (в том числе КоАП и  УК РФ), санитарно - эпидемиологические правила (СП), санитарные правила и нормы (СанПиН), гигиенические нормативы (ГН) и прочие нормативные и правовые акты. Многие нормы указанных нормативных актов могут толковаться весьма широко.

Положение части 4 статьи 10.1. предусматривает ответственность не только для граждан, но и для должностных лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Причем, в отношении граждан штраф составляет до 7 тыс. рублей, что в 14 раз больше, чем штраф по части 1 указанной статьи, устанавливающий общую ответственность за нарушение санитарных правил и гигиенических нормативов. Для юрлиц штраф по части 4 статьи 10.1. составит до 30 тысяч рулей или административный запрет деятельности до 30 суток.

Формулировка части 4 статьи 10.1. проекта КоАП, специальное выделение в ней «профилактических прививок» и «медицинских осмотров», повышенные санкции за предусмотренные данной частью нарушения приведут на практике к тому, что административное наказание будет назначаться любым гражданам, в законном порядке отказывающимся от прививок и вакцинации.

Опасной новеллой проекта также является часть 5 статьи 10.1, которой предусмотрена особая ответственность для должностных, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за нарушение требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения к организации и проведению «производственного контроля», за исключением «нарушения работодателем санитарно-эпидемиологических требований к обеспечению безопасных и (или) безвредных для человека условий труда», «невыполнения работодателем обязанности по организации проведения обязательных санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий по обеспечению безопасных для человека условий труда».

Такое положение (в совокупности нормой части 4 статьи 10.1), несомненно, приведет к понуждению любых работников через работодателей к медицинским осмотрам и вакцинации.

            Обратим внимание также на статью 10.10 законопроекта, которая устанавливает ужесточение административных наказаний для граждан, должностных, юридических лиц и ИП в виде повышенных санкций с возможной конфискацией вещей, «являющихся предметом административного правонарушения» за действия, запрещенные в том числе частью 4 статьи 10.1, если эти нарушения причинили вред жизни, здоровью, «окружающей среде».

Понятие «вещи, являющиеся предметами административного правонарушения», может толковаться весьма субъективно (в частности, непонятно, что за вещи имеются ввиду при отказе гражданина от вакцинации). А это может привести к конфискации приглянувшихся правоприменителям вещей.

Неопределенность формулировок проекта позволит чиновникам манипулировать с помощью предписаний, инструкций гражданами (включая родителей и детей), работодателями, понуждая к медицинским осмотрам и вакцинации лиц, имеющих законное право на отказ от вакцинации.

 

ВЫВОДЫ:

Принятие статей 10.1, 10.10 в опубликованной редакции проекта КоАП приведет: к нарушению единства правового регулирования общественных отношений в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, принудительному характеру медицинских осмотров и вакцинации, ужесточению штрафных санкций для граждан, должностных лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.   

Части 4, 5 статьи 10.1, статья 10.10 законопроекта содержат возможность различного толкования и поэтапного смыслового наполнения подзаконными актами, нарушают конституционные права граждан, игнорируют основные принципы российской иммунопрофилактики - добровольности и информированности пациента, имеют коррупциогенный характер, что приведет к обострению социальных противоречий и дестабилизации общества.

В связи с вышеизложенным части 4, 5 статьи 10.1 и статью 10.10 проекта КоАП как юридически несостоятельные следует отклонить.


Остались вопросы? Вы можете задать их нам через чат-бота в телеграм
Задать вопрос
Подписывайтесь на наши ресурсы:
#Вакцинация # Прививки # КоАП
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: