Анализ законопроекта по оказанию медицинской помощи при ЧС

#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
0

Аналитическая справка по законопроекту № 930215-7 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в части особенностей оказания медицинской помощи в условиях чрезвычайных ситуаций)».

25 марта 2020 года депутаты Государственной Думы В.В. Володин, С.И. Неверов, А.К. Исаев, Д.А. Морозов и члены Совета Федерации А.А. Турчак, И.Н. Каграманян внесли в Государственную Думу РФ проект федерального закона № 930215-7 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в части особенностей оказания медицинской помощи в условиях чрезвычайных ситуаций)» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/930215-7). В настоящий момент он рассматривается в первом чтении. Авторы законопроекта предлагают дополнить Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» новой статьей 371 следующего содержания: «Статья 371. Особенность оказания медицинской помощи в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.

В условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать иные особенности и порядки оказания медицинской помощи, в том числе с применением телемедицинских технологий». Этот закон должен вступить в силу со дня его официального опубликования.

Как заявляют авторы этого ПФЗ в пояснительной записке, «в настоящее время законодательством Российской Федерации предусмотрено, что телемедицинские технологии могут быть применены только для проведения консультаций по вопросам профилактики, диагностики и мониторинга состояния здоровья пациента и принятия решения о необходимости проведения очного приема (осмотра, консультации) медицинским работником. При этом телемедицинские технологии, возможны только после очного приема врача и не должны применяться для постановки пациенту первичного диагноза и назначения лечения дистанционно.

Вместе с тем при возникновении чрезвычайной ситуации или угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, граждане Российской Федерации должны иметь доступную медицинскую помощь, в том числе с применением телемедицинских технологий. (…) Реализация законопроекта позволит Правительству Российской Федерации в период эпидемии и чрезвычайных ситуаций в условиях возникновения дефицита медицинских работников вносить оперативные изменения в порядки оказания медицинской помощи, в том числе с применением телемедицинских технологий, что повысит доступность медицинской помощи для населения» (Пояснительная записка к проекту федерального закона № 930215-7 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в части особенностей оказания медицинской помощи в условиях чрезвычайных ситуаций)», л. 1).

Следует отметить, что особой надобности в принятии данного законопроекта для достижения заявленных его инициаторами целей нет, поскольку ст. 10 данного ФЗ и так устанавливает, что доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе, и применением телемедицинских технологий. п. 22 ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет телемедицинские технологии как «информационные технологии, обеспечивающие дистанционное взаимодействие медицинских работников между собой, с пациентами и (или) их законными представителями, идентификацию и аутентификацию указанных лиц, документирование совершаемых ими действий при проведении консилиумов, консультаций, дистанционного медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента». Можно предположить, что широкое внедрение данных технологий повлечет за собой дальнейшую «оптимизацию» здравоохранения, т.е. сокращение медицинского персонала, тем более, что и в пояснительной записке говорится о возможном «возникновении дефицита медицинских работников». Это неизбежно скажется на доступности и качестве медицинской помощи для населения. Вторым негативным последствием принятия данного ПФЗ станет добровольно-принудительное вовлечение нуждающихся в медицинской помощи людей в ЕСИА, поскольку ч. 6 ст. 36.2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» совершенно четко устанавливает, что «в целях идентификации и аутентификации участников дистанционного взаимодействия при оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий используется единая система идентификации и аутентификации». Вместе с указанным выше обстоятельством это будет являться грубейшим нарушением части 1 статьи 41 Конституции РФ, которая устанавливает, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, а в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь оказывается гражданам бесплатно.

Наконец, есть и третий момент, на который необходимо обратить внимание. Согласно действующей редакции закона, при проведении консультаций с применением телемедицинских технологий лечащим врачом может осуществляться коррекция ранее назначенного лечения при условии установления им диагноза и назначения лечения на очном приеме (осмотре, консультации). Действие данных требований может быть изменено или исключено в отношении медицинских организаций частной системы здравоохранения - участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" (ч. 3 ст. 36.2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). Авторы законопроекта, предлагая наделить Правительство Российской Федерации правом устанавливать порядок оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий по сути дела распространяют на всю территорию страны действие экспериментального правового режима, если исходить из действующей редакции ФЗ. Это право обуславливается ими наступлением чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, однако последняя формулировка настолько неопределенна, что под нее можно подвести не только нынешнюю коронавирусную, но и вообще любую инфекцию. Тем самым Правительство РФ фактически наделяется правом введения по своему усмотрению экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в масштабах всей страны в отношении здравоохранения. Очевидно, что с учетом всей предыдущей деятельности Правительства РФ подобного права давать ему категорически нельзя.   

В связи с вышеизложенным просим принять все возможные меры для отклонения проекта федерального закона № 930215-7 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в части особенностей оказания медицинской помощи в условиях чрезвычайных ситуаций), противоречащего Конституции РФ и представляющего потенциальную угрозу ее гражданам.   

Остались вопросы? Вы можете задать их нам через чат-бота в телеграм
Задать вопрос
Подписывайтесь на наши ресурсы:
#ЧС # Телемедицина # Медицина # Медицинская помощь
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: