Что такое «СФЕРУМ» и можно ли от него отказаться?

#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
0

«Сферум» — это часть цифровой образовательной среды, которая создается Минпросвещения и Минцифры в соответствии с постановлением Правительства РФ.

В средствах массовой информации она позиционируется, как универсальная платформа для дистанционного образования, которая призвана сделать обучение, в том числе дистанционное, более гибким, технологичным и удобным.

Программа называется «Сферум» и предназначена для проведения видеоуроков в онлайн режиме. По функциональности она похожа на приложение Zoom и будет доступна как на ПК, так и через мобильное приложение с телефона. Сервис «Сферум» разрабатывается по заказу Минпросвещения.

«Сферум» запущена в тестовом режиме в первом квартале 2021 года сразу в 15 регионах России,  выбранных в соответствии с порядком отбора субъектов РФ, на территории которых проводится эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды (утвержденного Приказом Министерства просвещения РФ от 22 декабря 2020 г. № 761): Астраханской, Калининградской, Калужской, Кемеровской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Новосибирской, Омской, Сахалинской, Тюменской, Челябинской областях, Алтайском и Пермском краях, Ямало-Ненецком автономном округе. По состоянию на 31 марта к платформе подключены более 1000 школ из указанных регионов, общее число пользователей – свыше 28 тыс. человек. После подключения всех общеобразовательных организаций, находящихся на территории пилотных субъектов РФ, это позволит в том числе протестировать работу платформы в условиях высокой нагрузки, возможность использовать ее получат школы из других регионов.

Тестирование проводится в рамках правительственного эксперимента по внедрению ЦОС.

Программа адаптирована для российской аудитории.

"Сферум" фактически представляет собой образовательную социальную сеть: для каждой школы, использующей платформу, создается сообщество, участниками которого смогут стать учителя, ученики и их родители, – модерация осуществляется непосредственно выбранным образовательной организацией администратором (или несколькими).

Внутри этого сообщества создаются подгруппы – классы, а в них – отдельные беседы по предметам (групповые чаты для учителей и учеников). Кроме того, платформа позволяет создавать общешкольные чаты – с выбором конкретных участников или всех зарегистрированных членов сообщества школы. В чатах можно обмениваться текстовыми сообщениями, файлами, осуществлять аудио- и видеозвонки. «Сферум» - это сервис видеоконференций.

Пока на платформе могут регистрироваться только учителя и ученики

Подключение аккаунтов родителей только в планах разработчиков.

Зарегистрироваться в «Сферуме» можно будет с помощью учётной записи VK Connect или через портал «Госуслуги».

У учеников в «Сферуме» будет отдельный профиль, поэтому учителя и одноклассники не смогут увидеть его страницу в «ВКонтакте». Также в «Сферуме» можно будет создавать закрытые сообщества и чаты.

Новый сервис будет интегрирован с платформой «Моя школа» Министерства просвещения, что позволит его пользователям иметь доступ к учебным материалам.

По словам главы российского Минпросвещения, школы получают данное ПО на бесплатной основе.

В базе «Сферума», уточнил министр, лежат те же технологии, что использовались для видеонаблюдения за школьниками во время сдачи ими единого госэкзамена (ЕГЭ). «Эта система защищенная, поэтому никакие хакерские атаки и взломы этой системы невозможны. Все надежно защищено, так же, как и видеонаблюдение на ЕГЭ», – отметил Сергей Кравцов.

Что же представляет собой «СФЕРУМ» на самом деле и в чем его опасность?

Прежде всего, «СФЕРУМ» - это элемент дистанционного образования, которое все больше и больше навязывается современным школьникам.

Исходя из сложившихся тенденций подмены реального права выбора родителей форм обучения псевдовыбором, а фактически навязыванием школьникам дистанционных технологий и подменой реального традиционного образования цифровым, надо понимать, что никакого выбора родителям учеников всей страны никто не предоставит.

Отказ от использования платформы будут невозможен и никакой альтернативы в виде обычных оффлайн занятий и родительских собраний с очевидностью не будет.

Уверения Министра Просвещения о том, что «СФЕРУМ» создается не с целью замены традиционного формата обучения, а в качестве дополнительного механизма реализации образовательной деятельности не внушают доверия.

Достаточно посмотреть, как в нашей стране реализуется право на предоставление согласия на обработку персональных данных: на бумаге мы имеет право дать согласие и не давать его, а на самом деле все не так.

Внедрение «СФЕРУМ» приближает нас к тотальному цифровому обучению в школах РФ.

Опасности, связанные с цифровизацией образования, более подробно раскрыты нами в рамках «Объединенной инструкции по противостоянию электронной школе и дистанту» и Стратегии борьбы с ЦОС/дистантом/электронной школой: ЧАСТЬ 1 и ЧАСТЬ 2

Коротко напомню основные:

1) небезопасность дистанционного обучения и цифровой школы: у детей снижается зрение, влияние компьютеров и других электронных средств обучения на детей не изучено, максимально безопасные «дозы» электронного обучения СанПин не установлены;

2) объективно низкое качество дистанционного образования;

3) снижение возможности социализации детей при разобщении детей, находящихся на цифровом обучении.

4) нарушение прав учащихся на получение традиционного образования, прав родителей на выбор форм получения основного общего образования и на использование ПД и обработку ПД субъектов обучения с их согласия.

5) бесконтрольность со стороны родителей пользования детьми этой платформой (подключение родителей к этой платформе не реализовано разработчиками).

Нормативное обоснование нашей позиции:

Так, часть 1 статьи 43 Конституции РФ регламентирует, что каждый имеет право на образование, при этом в силу части 4 настоящей статьи основное общее образование обязательно.

Согласно положениям ст. 17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ действуют две формы получения основного общего образования: в образовательном учреждении и вне этого учреждения, при этом обучение проводится в очной, очно-заочной или заочной форме.

Право выбора формы получения основного общего образования принадлежит исключительно родителям, но не образовательной организации и не государству.

Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий предполагают использование не апробированных электронных методов и средств обучения при реализации образовательных программ, т.е. являются экспериментальными, сопрягаются с вредными факторами воздействия на здоровье детей и не могут обеспечить безопасного и качественного обучения при реализации образовательных программ.

Положениями ст.12 Закона N 273-ФЗ предусмотрено, что образовательные программы должны разрабатываться самой образовательной организацией по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Вместе с тем, положениями ст. 18 настоящего Федерального закона регламентировано, что организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают: учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, и включает в себя перечни учебников, допущенных к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений.

Тогда как материал информационных порталов, в том числе «СФЕРУМ», включая «Моя школа», «МЭШ», «РЭШ», Учи.ру, ЯКласс и т.п. при применении обучения по основным образовательным программам представляет собой лишь «обучающую информацию»/«обучающий сервис»/ «дополнительный обучающий материал», который не может быть использован учителем при проведении уроков по основным образовательным программам, реализуемым в конкретном учебном заведении, так как информационные порталы и сервисы не имеют право вести образовательную деятельность по программам начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования, исходя из приведенных положений Закона № 273-ФЗ.

Использование отдельных готовых видеоуроков с образовательных платформ во время проведения основных уроков с образовательных ресурсов является незаконным навязыванием информационных услуг или навязыванием информационных услуг/программ дополнительного образования во время проведения уроков в школах по программам основного образования.

Принуждение к использованию электронных платформ/программ, а также – к регистрации на различных сайтах и прочих интернет-ресурсах незаконно, поскольку пунктом 1 статьи 9 Федерального закона «О персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ предусмотрено, что «субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным».

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Конституции РФ «сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются».

В силу п. 4 ч. 1 ст. 6 ФЗ «О персональных данных» оказание государственных (муниципальных) услуг не требует получения письменного согласия на обработку персональных данных и позволяет уполномоченному органу (организации) использовать персональные данные граждан исключительно в той мере, в которой это необходимо собственно для оказания услуг без отдельного письменного согласия на обработку данных.

На основании пунктов 1,2,4 и 5 статьи 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ предусмотрено ограничение доступа к информации, доступ к которой ограничен федеральными законами и предписывающей соблюдение конфиденциальности информации.

Пункт 8 статьи 9 указанного Федерального закона гласит: «Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами».

Согласно пункту 9 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных».

В пунктах 3 и 4 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» указано о том, что обладатель информации вправе «разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа; использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению; передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании; передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании; принимать меры по защите информации; ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами».

Персональные данные несовершеннолетних детей и их родителей при публикации их в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, предполагают доступ неограниченного круга лиц.

Утверждения о том, что их использование безопасно и неуязвимо для хакеров, намеренная ложь.

При этом доступ к персональным данным несовершеннолетнего ребенка осуществляется только с письменного согласия гражданина (пункты 3, 4 статьи 6, пункты 1, 2, 4 и 5 статьи 9 ФЗ-149, пункт 1 статьи 8 ФЗ-152).

Таким образом, принуждение к согласию на автоматизированную обработку персональных данных не допускается в силу прямого запрета незаконного сбора и обработки личных данных, содержащегося в вышеуказанных положениях Конституции РФ и федерального законодательства.

Помимо недопустимости принудительной обработки ПД ребенка и его родителей, автоматически делающей участие в "Сферум" абсолютно добровольным для каждого гражданина РФ, у не желающих участвовать в этой цифровой платформе есть ещё один железный правовой инструмент защиты.  Зачастую о нем забывают по той простой причине, что родителям перед регистрацией на подобных платформах не рассказывают суть возникающих у них и их детей правовых отношений с ее оператором. А это важнейший момент.

На официальной странице "Сферум" не без труда можно найти текст пользовательского соглашения (кликнув в нижней части главной страницы на разделе "Условия") https://sferum.ru/?p=start&m=terms Из содержания соглашения следует, что пользователь платформы заключает договор-оферту с ООО «Цифровое образование» - правообладателем коммуникационной платформы «Сферум» (совместная дочерняя компания ПАО «Ростелеком» и Mail.ru Group), то есть с коммерческой организацией:

"2.3. Пользователь обязан полностью ознакомиться с Соглашением до момента регистрации в Системе. Регистрация Пользователя в Системе означает полное и безоговорочное принятие Пользователем Соглашения в соответствии со ст. 438 Гражданского кодекса Российской Федерации".

Обращаемся к ст. 438 ГК РФ "Акцепт":

"1. Акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии.
Акцепт должен быть полным и безоговорочным.

3. Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте."

Создатели платформы и не скрывают (от тех, кто внимательно читает документы) сути своего проекта. Напоминаем, что договор-оферта, как и абсолютно любой договор, заключается гражданскими и юридическими лицами совершенно свободно, принуждение к его заключению не допускается (за рядом исключений, не имеющих отношения к нашей истории).

"ГК РФ Статья 421. Свобода договора

1. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством".

Как только школьник/родитель зарегистрировался/начал пользоваться платформой "Сферум", вступает в силу оферта, и даже если пользователь в глаза не видел текст соглашения, он обязан выполнять все его условия.

И вот тут самое интересное - в тексте соглашения частник ООО "Цифровое образование" снимает с себя ответственность за встречу ребенка с деструктивным контентом на платформе, за любое несоответствие "Сферума" ожиданиям пользователей и возможные негативные последствия от его использования (почитайте соглашение сами по ссылке выше). В то же время, согласно ч.1 ст. 53 123-ФЗ "Об образовании":

"1. Основанием возникновения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, о приеме лица на обучение в эту организацию или для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации".

Иными словами, по 123-ФЗ договорные отношения с обучающимися в общеобразовательной организации в принципе не предусмотрены. А "Сферум", при полной поддержке Минпросвета, планируется использовать именно в рамках учебного процесса в школе, в рамках гарантированного государством каждому бесплатного общего образования. Налицо подмена понятий. С одной стороны - бесплатное  государственное образование, в рамках которого школа отвечает за здоровье и уровень знаний детей, а с другой стороны - оферта с частной конторой, которая по соглашению (после акцепта ее оферты) полностью умывает руки за любые негативные последствия для ребенка. По большому счету, это одна большая афера-оферта, сопоставимая по масштабам с МММ покойного Сергея Мавроди. Ее целью является полный уход государства от ответственности и с "рынка образовательных услуг", а механизм реализации предполагает, что родители и школьники сами, исключительно добровольно, примут все новые правила игры, не задавая лишних вопросов.

Ещё раз - понуждение к заключению договора является противозаконным. Так что статус "Сферум" в виде оферты даёт каждому гражданину право смело слать лесом эту и подобные платформы. У нее даже нет статуса государственных электронных услуг в сфере образования, так как она имеет владельца-частника и предусматривает исключительно договорные отношения с пользователями, а не заявительный характер с полной ответственностью государства за качество услуги. От законного представителя ребенка достаточно просто устного отказа от этой оферты без объяснения причин, либо ее полного игнорирования (любая реакция, не дающая подозрений, что вы приняли оферту) - и вопрос решен. Ну а уж если сами согласились зарегистрироваться/начали пользоваться платформой - пеняйте на себя.

Бесконтрольность со стороны родителей пользования детьми этой платформой в силу того, что разработчиками не реализована функция подключения родителей к «СФЕРУМ», влечет незаконное лишение родителей преимущественного права на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами (ч. 1 ст. 63 СК РФ).

При этом, именно родители в силу закона несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, а также обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

ДОПОЛНЕНИЕ по мессенджерам 

По сообщениям родителей, нередки ситуации, когда учитель безальтернативно требует зарегистрироваться в СФЕРУМе, при этом блокируя возможность общения с родителями любым иным образом, в том числе в родительских чатах в  мессенджерах WhatsApp, Telegram, Viber.

Screenshot_81.jpg

Как в этом случае вести себя родителям?

Прежде всего, необходимо направить на имя директора школы письменный отказ от регистрации на платформе СФЕРУМ с требованием организовать обучение без применения образовательных платформ (образец отказа прилагается). Заявление об отказе передается в приемную образовательной организации с получением подтверждения о его вручении (штамп «входящая корреспонденция», дата получения, подпись и расшифровка подписи лица, принявшего корреспонденцию).  

После чего, по прошествии разумного срока (им может быть неделя либо иной срок до следующего понуждения к регистрации на платформе) направляется жалоба на имя директора школы на понуждение к регистрации на указанной платформе – образец жалобы прилагаем.

Кроме того, можно также написать письменное заявление на имя директора школы и/или в Управление (Департамент, Комитет) образования, в котором требовать разъяснений, санкционированы ли такие действия учителя по принуждению в регистрации на платформе СФЕРУМ руководством школы и/или муниципалитета/региона или это только частная инициатива учителя.

В случае возникновения вопросов по информированию родителей о результатах обучения ребенка либо решению иных вопросов, связанных с обучением ребенка, при отсутствии возможности личного диалога родителей с учителем через мессенджеры, вопрос следует задавать письменно подачей заявления на имя директора школы. При отказе дать ответ в разумный срок – подается жалобы в Рособрнадзор либо в Управление образования муниципалитета\региона.

Если подытожить, то ситуация выглядит следующим образом. Нигде, ни одним законом или подзаконным нормативным актом не предусмотрена обязанность родителей соглашаться на взаимодействие с учителем исключительно через Сферум или ему подобные сервисы. Точно так же это работает и в обратную сторону, например, Вы не можете обязать учителя общаться с Вами, например, исключительно по скайпу или даже по ватсаппу. Если у учителя кнопочный телефон, а мессенджеров нет, в связи чем он (она) могут только разговаривать и писать смс-ки, то ничего не поделать, обязать купить смартфон и установить мессенджер учителя нельзя.

Поэтому если учитель утверждает, что никаких способов общения нет, кроме Сферума, то это утверждение безосновательно. Повторимся, принудить Вас учитель к общению исключительно внутри Сферума не может.

В этой связи, если Вы отказались от использования Сферума, и Ваш отказ был принят, то тем более, требования учителя беспредметны: напоминаете про отказ от Сферума, показываете письмо, из содержания которого следует удовлетворение Вашего отказа от Сферума, а далее учитель действует по аналогии, как с учетом успеваемости (с дневником): у кого-то электронный, у кого-то бумажный, чьи родители отказались от электронного учета успеваемости.

Однако сложность может возникнуть тогда, когда Вам отказали в удовлетворении заявления об отказе от Сферума, и Вы находитесь в процессе оспаривания этого отказа, то в этом случае, во-первых, можно следовать алгоритму оспаривания требования общаться через Сферум, приведенному ниже; во-вторых, инициировать общение с учителем в избранной Вами форме: просто звонить (не будет же учитель бросать трубку), писать на электронную почту, в смс, в конце концов, лично являться в школу, если есть такая возможность. Если учитель блокирует это общение – идти на прием к завучу/ директору, обращаться в конфликтную комиссию.

У учителя нет никаких оснований для блокирования общения с Вами. Напротив, наличие у Вас разнообразных прав, предусмотренных ст. 44 ФЗ «Об образовании в РФ», исключает возможность блокировать общение школы и учителей с Вами и выбрасывать Вас из учебного процесса.

Однако не стоит забывать, что все общение следует строить в бесконфликтной, цивилизованной форме, оставаясь в рамках правового поля. Спокойно настаивая на своих правах, Вы обязательно добьетесь успеха.

ВНИМАНИЕ! Департамент цифровой трансформации и больших данных Минпросвещения РФ в ответ на запрос активных родителей разъяснил, что «Вместе с тем решение об использовании ИКОП «Сферум» принимается родителями (законными представителями) обучающихся. В случае отказа родителей (законных представителей) от использования информационных ресурсов в обучении ребенка, образовательный процесс будет организован только с использованием традиционных учебников и тетрадей. Необходимо отметить, что ИКОП «Сферум» не является обязательным к использованию в образовательном процессе, платформа выступает в качестве вспомогательного инструмента взаимодействия учителей и обучающихся».

Для подкрепления своей позиции можно и нужно использовать это письмо, прикладывая его копию к своим заявлениям. Вы можете => скачать это письмо

Образцы заявлений:

1.  отказ от регистрации на платформе СФЕРУМ, с требованием организовать обучение без применения образовательных платформ

2.  жалоба директору ОО на понуждение к регистрации на указанной платформе

3.  заявление директору школы и/или в Управление (Департамент, Комитет) образования, с требованием разъяснений, санкционированы ли такие действия учителя по принуждению в регистрации на платформе СФЕРУМ руководством школы и/или муниципалитета/региона или это только частная инициатива учителя

4. заявление директору школы по отдельным вопросам, связанным с обучением ребенка

5.  жалоба в Рособрнадзор либо в Управление образования муниципалитета\региона на отказ в разумный срок решить проблему, связанную с обучением ребенка.


Что делать, если школа жестко принуждает к регистрации в «Сферум», директор и учителя не идут на контакт, а вам нужна оперативная информация по событиям в школе? Вариант действий для родителя.

Как известно, на сегодня федеральным законом учителям запрещенно использовать иностранные мессенджеры/соцсети для общения с родителями школьников. В то же время, администрация школ с подачи администрации муниципалитетов, а те – с подачи регионалов и Минпросвета РФ, навязывает всем 100% безальтернативную регистрацию и общение на платформе «Сферум».

Какие альтернативы родитель может предложить учителю в этой ситуации? Есть варианты – оповещение родителя по телефону/путем смс. Либо почтовые сообщения на Яндекс/Мэйл.ру. Либо – в личку родителю в том же «ВКонтакте». Но последний вариант еще менее безопасный, чем общение в мессенджере «Сферум». И учитель может отказаться от ваших вариантов, а также всячески делать вид, что вы/ваш ребенок-ученик начинаете доставлять ему (и всей школе) неудобства. Как мы уже отмечали выше – ни одним пунктом ФЗ или нормативным актом нельзя принудить человека к регистрации на платформе. Но если никак не удается убедить учителя коммуницировать с вами так, как вам это удобно, а отношения с ним становятся все более напряженными, совсем мешающими нормальной учебе, считаем допустимым остановиться на следующем альтернативном варианте:

Вы соглашаетесь присутствовать в родительском чате мессенджера «Сферум». При этом регистрируете аккаунт на платформе на не основную, скажем так, сим-карту (можно вообще не на свою), при регистрации указываете рандомное имя. И обязательно указываете учителю, что если надо оперативно обсудить/согласовать какую-либо информацию, касающуюся вашего ребенка – это все делается только через сообщения вам. Сам школьник никакой регистрации/доступа в «Сферум», естественно, иметь не должен и не будет.

Еще раз подчеркиваем – решение остается целиком за вами. Взвесьте все «за» и «против», оцените, какую позицию по «Сферум» занимают конкретно в вашей школе директор, классный руководитель, учителя. Как они реагируют на ваши доводы, насколько агрессивны и адекватны их требования. И выбирайте соответствующую стратегию действий.


Видео обзор нашего коллеги Михаила Богданова:

СФЕРУМ: НЕПОДКОНТРОЛЬНАЯ ГОСУДАРСТВУ И РОДИТЕЛЯМ СОЦСЕТЬ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ!

https://www.youtube.com/watch?v=LS8jnEnicqk

Сергей Кравцов с упоением рассказывает про "защищенную среду для коммуникации учеников и учителей" - "импортозамещенный" СФЕРУМ. Делает он это в, как бы, благих целях "предоставления ученикам современных средств связи с учителями". Нужны ли такие средства связи учителям он не спрашивал, считает априори, что нужны. Однако, достаточно прочитать пользовательское соглашение этого сервиса, как становится понятно, что в Министерстве просвещения работают либо форменные двоечники, либо отъявленные преступники. Не исключено, что и то и иное вместе. Иначе невозможно объяснить факт создания условий, при которых персональные данные школьников страны целенаправленно передаются владельцам оффшорных кампаний, зарегистрированным на Британских (Виргинских) островах и на Кипре. На мой скромный взгляд, "Сферум" и его подлинные цели должны стать объектом пристального внимания очень ответственных организаций и, в первую очередь - ФСБ России, поскольку речь идет о сборе очень чувствительной информации о детях, вовлечения несовершеннолетних детей без спроса родителей в социальные сети, а также сбора массивов пользовательской активности школьников со стороны компаний с иностранным участием. Когда же уже заткнут этот фонтан странных идей от Министерства просвещения?

Подробно об опасностях СФЕРУМА можно ознакомиться в статье наших коллег.
Остались вопросы? Вы можете задать их нам через чат-бота в телеграм
Задать вопрос
Подписывайтесь на наши ресурсы:
#ЦОС # Сферум
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: