Некоторые меры, необходимые для ограничения бездумной цифровизации образования в России

#
Анна Викторовна Швабауэр - кандидат юридических наук
0

А.В. Швабауэр

Планы по масштабной цифровизации школы, принятые в России, серьезно угрожают здоровью и развитию учащихся, подрывают эффективность обучения, реализацию конституционного права граждан на образование, на охрану здоровья, на неприкосновенность частной жизни, угрожают суверенитету России и национальной безопасности.

В целях исключения обозначенных угроз и для обеспечения конституционного права граждан на образование, необходимо, в частности:

1. Закрепить в ФЗ РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее также — ФЗ № 273-ФЗ) понятие и гарантии очного обучения в традиционной форме в полном объеме для исключения его подмены электронным обучением и (или) и дистанционными образовательными технологиями.

В указанных целях рассмотреть возможность дополнения части 2 статьи 17 ФЗ РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предложением либо примечанием следующего содержания: «Очная форма обучения предусматривает непосредственное взаимодействие педагогического работника и обучающегося в аудитории образовательной организации без применения электронного обучения и (или) дистанционных технологий». (Это не отменяет возможности демонстрации тех или иных материалов по теме урока. Следует исключить смешение понятий «электронное обучение» и «демонстрация учебного материала»). Корреспондирующие поправки необходимо внести в ст. 16 ФЗ РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и подзаконные акты, включая Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 г. № 1678 «Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

2. Законодательно обеспечить для учащихся возможность сдачи всех аттестаций, экзаменов, участия во всех этапах Всероссийской олимпиады школьников в традиционном формате без использования Интернета, компьютеров.

Исключением может быть информатика в той части, в которой проведение олимпиады невозможно на бумажных носителях.

Запретить сдачу экзаменов в школе/ВУЗе «компьютеру» (так сейчас принимается в школе, например, «иностранный язык») как антинаучный, откровенно вредительский подход к взаимодействию с аттестуемыми, результирующий в большом количестве ошибок оценивания и в высоком уровне стресса у учащихся.

Принципиально исключить «тестовые» компьютеризированные подходы к сдаче экзаменов в школе/ВУЗах.

3. Прямо обеспечить право граждан при получении образования отказаться от электронного обучения или дистанционных образовательных технологий, в том числе в условиях режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации и внести в указанных целях поправки в ч. 17 ст. 108 ФЗ РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Поправки в указанную норму, легализовавшие летом 2020 г. «дистант» для режима «повышенной готовности или чрезвычайной ситуации», были приняты во втором-третьем чтении с нарушением концепции законопроекта, принятого в первом чтении.

4. Признать утратившими силу поправки, внесенные Федеральным законом от 30.12.2021 г. № 472-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“» (см. ПФЗ № 1150148-7), которые (1) фактически легализуют электронные ресурсы в качестве равных традиционным бумажным учебникам (поправки в ст. 18 ФЗ № 273-ФЗ) и (2) обязывают все школы создавать цифровую среду для обработки персональных данных детей в информационных системах без учета воли граждан по вопросу указанной обработки и с высоким риском блокировки права граждан на традиционную форму госуслуг в образовании (поправки в ст. 16 ФЗ № 273-ФЗ).

Данный закон подписан в декабре 2021 г., не прошел общественного обсуждения, не обоснован на экспертном уровне. Поправки были приняты во втором-третьем чтении с нарушением концепции законопроекта, принятого в первом чтении.

5. Внести поправки в Национальный проект «Образование» (паспорт утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и нацпроектам, протокол от 24.12.2018 г. № 16) в целях прекращения реализации проекта «Цифровая образовательная среда», обеспечить широкое публичное экспертное обсуждение содержания Нацпроекта «Образование» в части реформ в сфере образования, включая цифровизацию, профессиональную оценку влияния такой цифровизации на здоровье, психическое, физическое, интеллектуальное и духовно-нравственное развитие обучающихся, освоение образовательных программ обучающимися, на национальную безопасность Российской Федерации.

6. Признать утратившим силу Постановление Правительства РФ от 13.07.2022 г. № 1241 «О федеральной государственной информационной системе "Моя школа" и внесении изменения в подпункт "а" пункта 2 Положения об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме» как системы типа «Контингент учащихся», на закон в отношении которой было наложено вето Президента.

7. Не принимать проект Приказа Минцифры: «Единые требования по взаимодействию федеральной государственной информационной системы "Моя школа" с региональными государственными информационными системами в сфере общего образования, среднего профессионального образования и дополнительного образования детей и взрослых».

8. Запретить федеральным законом формирование базы с цифровыми профилями / портфолио учащихся как системы типа «Контингент учащихся», на закон в отношении которой было наложено вето Президента и как механизма, провоцирующего переход к антиконституционному социальному рейтингу. С учетом этого внести правки в подзаконные акты.

9. Принять законодательные меры, прямо запрещающие регистрацию детей в любых интернет-порталах, социальных сетях, цифровых (в т.ч. государственных) информационных системах без письменного информированного добровольного согласия родителей (законных представителей) и предусматривающие санкции к лицам, принуждающим родителей к такой регистрации либо регистрирующим детей без согласия родителей (законных представителей).

10. Внести поправки в ФЗ «Об образовании в РФ», прямо гарантирующие детям бумажные учебники по всем предметам школьной программы, поскольку в настоящее время такой гарантии нет.

11. Запретить использование социальных сетей в образовании. Прекратить внедрение Сферума (и подобных Интернет-площадок) в образовании как системы, негативно влияющей на развитие и обучение учащихся.

12. Исключить направление детей (через задания в учебниках) в Интернет для выполнения домашних заданий по школьной программе.

13. С учетом больших рисков для здоровья и развития детей, научно доказанного вреда от компьютерных игр, развития у детей игровой зависимости необходимо исключить «киберспорт» из перечня видов спорта, Минпросвещения расторгнуть соглашение с Федерацией компьютерного спорта России по внедрению киберспорта в школах и прекратить его продвижение среди детей любыми методами. Исключить «киберспорт» из образовательных программ, с этой целью внести изменения в приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024 г. № 171
«О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования».

14. Запретить автоматизированную проверку знаний учащихся. Проверка должна осуществляться живыми учителями, имеющими соответствующую подготовку и квалификацию. Исключить премирование педагогов за использование цифровых заданий (МЭШ и тп).

15. Сократить допустимое время использования детьми электронных средств обучения (далее — ЭСО) по санитарным нормам и правилам и более жестко прописать условия использования ЭСО (в т.ч. предел «непрерывного» времени использования для всех классов) в СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 2) и в СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28), поскольку нормативные изменения, существенно увеличившие в СанПинах допустимое время применения ЭСО не основаны на научных данных.

(Например, по новым СанПинам в 4 (!) раза выросло общее допустимое время использования интерактивной доски для старших классов: раньше было 30 минут[1], теперь стало 120 минут. Если раньше работа с компьютером для 1-4 классов была рекомендована только на одном уроке и не более 15 минут[2], то сейчас для 1-2 класса разрешено суммарно — до 40 минут (без рекомендаций по количеству уроков), для 3-4 класса — до 50 минут также без ограничений по количеству уроков, то есть, «норма» выросла примерно в 3 раза).

Проанализировать вопрос о запрете использования интерактивных досок (источников электромагнитного излучения) в обучении детей в связи с рисками негативного влияния их на здоровье и развитие.

При подготовке изменений в санитарные нормы и правила разработчикам изучить научно-практические данные, доказывающие негативное влияние электронных средств обучения на здоровье учащихся и эффективность обучения, см., например, https://ouzs.ru/news/ekspertnaya-otsenka-vliyaniya-tsifrovizatsii-obucheniya-na-zdorove-i-razvitie-uchashchikhsya-/

16. Исключить проведение пилотных проектов по снятию и обработке биометрии детей, внедрению камер распознавания лиц и эмоций в школах (например, проекты в Перми, Новосибирске).

17. Ввести законодательно обязательное использование учащимися ученических дневников на бумажных носителях как единственно качественного способа обеспечения самоорганизации, самоконтроля и мотивации учащихся, а также бумажных журналов учета успеваемости.

18. Внести изменения в Федеральные образовательные государственные стандарты в целях установления запрета на сбор «электронного (цифрового) портфолио» детей, предотвращения продвижения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, а также для возрождения классических подходов в образовании. Провести широкое общественно-экспертное обсуждение поправок во ФГОСы.

19. Прекратить внедрение «индивидуальных траекторий развития» в государственную систему образования и внести соответствующие правки в законодательство.

Единство и суверенитет страны основаны в том числе на единстве государственных образовательных программ. Курс на его размывание через введение индивидуальных траекторий (согласно Нацпроекту «Образование») будет способствовать формированию хаоса в образовании, повлечет дальнейшее погружение детей в онлайн-обучение.

20. Восстановить лучшие традиционные практики подготовки педагогов и методики преподавания, подготовить качественные методические материалы для учителей, основанные на классических принципах дидактики.

Исключить принуждение к «онлайн»-повышению квалификации педагогами, к регистрации в цифровых порталах в т.ч. для создания программ по учебным предметам.

На текущий момент имеет место цифровой контроль, убивающий возможности качественного повышения квалификации педагогами, их живого общения с методистами. В ФЗ «Об образовании в РФ» необходимо закрепить, как минимум, право учителя самостоятельно выбирать форму прохождения курсов повышения квалификации: у живого методиста или через платформу. Конструктор рабочих программ может быть лишь помощью учителю, но не должен влечь принудительной регистрации, с присвоением кодов и т.п.

21. Признать утратившими силу следующие национальные стандарты РФ, утвержденные Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии:

А) Технологии искусственного интеллекта в образовании. Общие положения и терминология.

Б) Образовательные продукты с алгоритмами искусственного интеллекта для адаптивного обучения в общем образовании. Технические требования.

В) Системы искусственного интеллекта. Типовые требования к контрольным выборкам исходных данных для испытания систем искусственного интеллекта в образовании.

22. Признать утратившим силу Распоряжение Минпросвещения России от 18.05.2020 г. № Р-44 «Об утверждении методических рекомендаций для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий», (согласно которому искусственный интеллект обеспечит логистику персонализированного учебного расписания, производство «цифровых двойников» действий учащегося, «симуляцию поведения учителя»).

23. Отменить подзаконные акты (нормы в указанных актах), предполагающие массовую цифровизацию в сфере образования, как актов (норм), не имеющих должного научного обоснования для реализации в образовательном процессе, в частности, исключить из Приказа Минцифры России от 18.11.2020 г. № 600 «Об утверждении методик расчета целевых показателей национальной цели развития Российской Федерации "Цифровая трансформация» следующие планы:

- о том, что «доля учащихся, по которым осуществляется ведение цифрового профиля» на платформе цифровой образовательной среды к 2030 году составит 100%» (п. 4.1. Приложения N 1 к Методике расчета целевого показателя "Достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления"; п. 4.1 Приложения N 2 к Методике расчета целевого показателя "Достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления"; п. 4.1. Приложения к Методике расчета целевого показателя "Достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления" для субъекта Российской Федерации),

- о том, что «доля учащихся, которым предложены рекомендации по повышению качества обучения и формированию индивидуальных траекторий с использованием данных цифрового портфолио учащегося» к 2030 году составит 80% (п. 4.2 Приложения N 1 к Методике расчета целевого показателя "Достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления"; п. 4.2. Приложения N 2 к Методике расчета целевого показателя "Достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления; п. 4.2. Приложения к Методике расчета целевого показателя "Достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления" для субъекта Российской Федерации);

- о том, что «доля заданий в электронной форме для учащихся, проверяемых с использованием технологий автоматизированной проверки» к 2030 году составит 70% (п. 4.5. Приложения N 1 к Методике расчета целевого показателя "Достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления"; п. 4.5. Приложения N 2 к Методике расчета целевого показателя "Достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления; п. 4.5. Приложения к Методике расчета целевого показателя "Достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления" для субъекта Российской Федерации).

24. Внести изменения в Постановление Правительства РФ от 03.04.2021 г. № 542 «Об утверждении методик расчета показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2019 г. N 915» и исключить оценку деятельности чиновников в сфере образования в зависимости от уровня внедрения тех или иных технологий цифровизации образования.

25. Признать утратившим силу Стратегическое направление в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 18 октября 2023 г. № 2894-р).

26. Признать утратившим силу Приказ Минпросвещения России от 26.08.2022 г. № 771 «Об утверждении методики расчета показателей в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации».

27. Внести поправки в Приказ Рособрнадзора № 660, Минпросвещения России № 306, Минобрнауки России № 448 от 24.04.2023 г. «Об осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации аккредитационного мониторинга системы образования» с целью исключения доли (объема) цифровизации образования (включая «электронные портфолио» детей) как показателя его «качества».

28. Исключить из «Методологии мотивирующего мониторинга деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования» (утв. Распоряжением Минпросвещения России от 22.06.2023 г. № Р-139) «показатели мониторинга», направленные на массированную цифровизацию образования, в частности, такие как:

1)      «Доля государственных услуг и функций в сфере образования, переведенных в электронный вид, в общем числе государственных услуг и функций в сфере образования в субъекте Российской Федерации, %»

2)      «Доля общеобразовательных организаций, использующих информационно-коммуникационную образовательную платформу в составе федеральной информационно-сервисной платформы ЦОС, в общем числе общеобразовательных организаций в субъекте Российской Федерации, %»

3)      «Доля обучающихся, по которым осуществляется ведение цифрового профиля, %»

4)      «Доля обучающихся, которым предложены рекомендации по повышению качества обучения и формированию индивидуальных траекторий с использованием данных цифрового портфолио обучающегося, %»

5)      «Доля заданий в электронной форме для учащихся, проверяемых с использованием технологий автоматизированной проверки, %»

29. Прекратить внедрение в России системы ПФДО (персонифицированное финансирование дополнительного образования), цифровой базы «Навигатор» и внести соответствующие изменения в Концепцию развития дополнительного образования детей до 2030 г., утв. Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р.

По системе ПФДО для получения допобразования родитель оформляет на ребенка цифровой сертификат, на котором имеется определенная сумма денег, и который используется для записи ребенка на секцию допобразования через электронную систему «Навигатор». Сертификат, как правило, не покрывает объема занятий, необходимого для качественного освоения программы и для обеспечения полноценной внеурочной занятости детей. В результате доп. образование превращается в платное, происходит дискриминация детей по имущественному признаку. Проект ПФДО приводит к профанации («эффективность» = количество регистраций в системе вместо реальной работы), к уничтожению доп. образования.

Необходимо обеспечить полноценное государственное (!) бесплатное допобразование для детей в шаговой доступности от дома, связанное с занятостью детей в реальной, общественно-полезной активности без принуждения к зачислению через цифровые системы «Навигатора».

30. Внести изменения в Стратегию развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 24.11.2020 г. № 3081-р) с целью исключения цифровизации как якобы ключевого «вызова» и направления развития сферы спорта. В частности, исключить нормы:

- по формированию электронных паспортов спортсменов (в т.ч. план по «полноценному внедрению системы цифровых паспортов субъектов физической культуры и спорта»)

- планы по созданию единой цифровой базы данных спортсменов с их обширными личными данными (как системы тотального цифрового контроля в спорте, нарушающего конституционные права на неприкосновенность частной жизни спортсменов)

- о «содействии развитию компьютерного спорта»

- о «повышении эффективности ключевых процессов подготовки спортсменов путем внедрения цифровых инструментов и сервисов, обеспечивающих систематизацию и эффективное использование информации о каждом объекте и субъекте сферы физической культуры и спорта»

- о «создании и совершенствовании цифровых систем учета субъектов физической культуры и спорта» и т.п.

Внести соответствующие изменения в «Стратегическое направление в области цифровой трансформации физической культуры и спорта до 2030 г.» (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2024 г. № 264-р), в частности, исключить такие планы/нормы, как:

- «формирование электронных паспортов спортсменов и повышение за счет их формирования эффективности системы отбора талантливых спортсменов»

- «Технологии искусственного интеллекта будут использованы при создании электронного паспорта спортсмена - проект "Перевод сбора Министерством спорта Российской Федерации данных в области физической культуры и спорта в электронный вид, в том числе посредством федеральной государственной информационной системы "Единая цифровая платформа "Физическая культура и спорт", обеспечение предоставления цифровых клиентских сервисов области физической культуры и спорта"»

- формирование «единой цифровой среды, осуществляющей взаимодействие между субъектами физической культуры и спорта на основе применения единых правил, стандартизированных электронных цифровых сервисов, единых форматов и моделей данных в области физической культуры и спорта в целях перевода данных в области физической культуры и спорта в электронный вид».

Исключить из данного «Стратегического направления...» такой показатель как «доля субъектов физической культуры и спорта в Российской Федерации (юридических лиц), интегрированных в единую цифровую среду, в общем количестве таких субъектов».

Цифровая форма «учета» граждан (учащихся, спортсменов) и их личных данных в любой, в т.ч. в образовательной/спортивной сфере, должна быть исключительно добровольной, без какой-либо дискриминации за отказ от нее и с санкциями за принуждение к ней.

31. Обеспечить на законодательном уровне право граждан на традиционные формы взаимодействия с органами власти, организациями в сфере образования (в т.ч. допобразования, спорта), предусмотрев санкции за нарушение прав граждан в случае их отказа от автоматизированной обработки персональных данных либо от применения идентификаторов, используемых для автоматизированной обработки данных. В частности:

- внести поправки в ФЗ РФ от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», гарантирующие право всех граждан РФ получать госуслуги по их выбору в традиционной (неэлектронной) форме без дискриминации за использование указанной формы, а также исключающие проактивную форму оказания госуслуг (предполагающую отслеживание жизнедеятельности граждан без их согласия).

- отменить поправки, внесенные Федеральным законом от 27.12.2019 г. № 472-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. № 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации», которые наделили органы власти Москвы правом самостоятельно определять перечень государственных услуг Москвы, предоставление которых осуществляется исключительно в электронной форме (что, в частности, лишило жителей Москвы права выбора формы госуслуг при зачислении детей в образовательные организации).

32. Исключить из правовых актов региональных органов власти нормы, принуждающие к электронной форме госуслуг и/или к исключительно цифровой форме документов/взаимодействия в образовании (в частности, нормы Распоряжения Департамента образования и науки Москвы от 15.04.2021 г. № 87р «О ведении личных дел обучающихся в электронном виде» об «исключительно электронной форме личных дел» учащихся).



[1] См. отмененный СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189).

[2] СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. 2.2.2. Гигиена труда, технологические процессы, сырье, материалы, оборудование, рабочий инструмент. 2.4. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утв. Главным гос. санитарным врачом РФ 30.05.2003 г.

Остались вопросы? Вы можете задать их нам через чат-бота в телеграм
Задать вопрос
Подписывайтесь на наши ресурсы:
#Цифровизация
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: