Пишем ответ в СФ по их позиции касаемо закона Клишаса - Крашенинникова

#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
0

Уважаемые родители, каждый из вас может направить подобные письма в Совет Федерации с приложением аналитической справки по закону Клишаса - Крашенинникова!



ПРЕДСЕДАТЕЛЮ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ 

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В.И. МАТВИЕНКО



Уважаемая Валентина Ивановна! 

16.07.2020 года на сайте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации под заголовком «Информация по проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о порядке отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью) (проект № 986679–7) в связи с многочисленными обращениями граждан» (http://council.gov.ru/services/messages/public_answers/118139/) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», размещен ответ на обращения граждан, которые оценивают критически предлагаемый порядок отобрания детей и высказывают опасения о возможности отобрания детей по неопределенным основаниям.

Из содержания указанного ответа усматривается, что вносимые изменения будут способствовать созданию условий для эффективной защиты прав и интересов ребенка и выработки дополнительных механизмов по обеспечению семейного приоритета воспитания детей.

Между тем, анализ законопроекта показывает, что предлагаемый законопроект по своей сути является карательным, попирает как личные неимущественные права законопослушных родителей, так и их процессуальные права, игнорируя конституционный принцип защиты семьи и права детей на воспитание в семье.

Согласно проекту пункта 1 статьи 77 СК РФ основанием для отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок) в судебном порядке является факт «непосредственной угрозы жизни или здоровью ребенка».

При этом факт угрозы не обусловлен действиями родителей и наличием их вины.

Установление обстоятельств угрозы жизни, их правовая оценка и установление причинно-следственной связи должны регулироваться уголовно-процессуальным законодательством.

В пояснительной записке прямо сказано о том, что отобрание ребенка у родителей (лиц, их заменяющих) возможно «вне зависимости от их вины».

Введение ответственности гражданина в отсутствие правонарушения с его стороны подрывает конституционные права граждан и нарушает часть 1 статьи 45 Конституции Российской Федерации, согласно которой «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется».

Кроме того, произвольное изъятие ребенка из семьи при отсутствии вины родителей также обусловлено неопределенным толкованием понятия «непосредственной угрозы жизни или здоровью» ребенка (проектируемый пункт 1 статьи 77 СК РФ). Поскольку это положение имеется и в действующем законодательстве, анализ практики показывает, что трактуется это понятие крайне широко и субъективно, что исключает адекватную оценку обстоятельств.

Неопределенный характер формулировок и опасные возможности для субъективного толкования содержит и проект пункта 2 статьи 77 СК РФ, регулирующий административный порядок отобрания ребенка при «при наличии оснований полагать, что смерть ребенка может наступить в течение нескольких часов».

При этом факт угрозы никак не обусловлен действиями родителей и наличием их вины.

Законопроект никак не регулирует вопрос проверки поступившей информации органами опеки и попечительства, предусмотренный проектом пункта 1 статьи 77 СК РФ, что фактически допускает «дистанционную» проверку ими информации с последующей подачей заявления об отобрании ребенка в суд, или полностью освобождает органы опеки и попечительства от проведения полной и всесторонней проверки.

Из содержания проекта части 2 статьи 319.1 ГПК РФ усматривается, что к заявлению об отобрании ребенка не прикладываются никакие доказательства наличия «непосредственной угрозы жизни или здоровью»; не требуется точных данных даже об имени ребенка и родителей: они указываются только «если эти сведения известны заявителю».

При этом содержание проекта части 1 статьи 319.2 ГПК РФ свидетельствует о том, что соблюдение процессуальных прав родителей никак не гарантируется, поскольку их участие в суде необязательно.

Учитывая, что проектом части 2 статьи 319.2 ГПК РФ предусмотрено рассмотрение дела судом в течение 24 часов с момента поступления заявления, объективной возможности у любых родителей подготовиться к судебному заседанию и отстоять свои права, нет и быть не может.

С учетом изложенного следует сделать вывод о том, что проект закона нарушает часть 1 статьи 12 ГПК РФ, согласно которой «Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон».

Следует обратить особое внимание на то, что проект пункта 3 статьи 77 СК РФ предусматривает три варианта действий для органа опеки и попечительства: обратиться в суд с иском об ограничении родительских прав или о лишении родителей родительских прав, либо с иском об отмене усыновления» в течение семи дней с момента отобрания ребенка.

То есть даже в случае неоправданного отобрания ребенка невозможность возврата ребенка в семью закрепится на законодательном уровне.

Ссылка на положения статьи 64 Кодекса о браке и семье РСФСР 1969 года не является основанием для защиты проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о порядке отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью) (проект № 986679–7) и не опровергает представленные доводы против него.

Считаю, что законопроект, положения которого носят карательный характер, не может быть оценен положительно или хотя бы нейтрально, поскольку игнорирует наличие основных прав, свобод и принципов как международного права, так и правовые гарантии, предоставленные гражданам Конституцией РФ.

Таким образом, предлагаемое законопроектом регулирование расширяет спектр возможностей для отобрания ребенка по субъективному усмотрению правоприменителей и не соответствует принятым поправкам к Конституции РФ, согласно которым дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России (часть 4 статьи 67.1 Конституции РФ).

    

Приложение:
Юридическое заключение на проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о порядке отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью) (проект № 986679–7).


Остались вопросы? Вы можете задать их нам через чат-бота в телеграм
Задать вопрос
Подписывайтесь на наши ресурсы:
#Совет Федерации # Матвиенко # Ювенальная юстиция
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: