Резолюция круглого стола Родительской палаты на тему “Совершенствование законодательства в целях реализации положений Конституции, направленных на защиту семьи”
11 ноября 2021 года г. Москва
В Родительской палате Российской Федерации проведен круглый стол с участием экспертов родительских организаций с целью обсуждения вопросов совершенствования законодательства в семейной сфере.
Участники мероприятия отметили, что серьезной проблемой практики является вмешательство в семьи, отобрание детей у родителей по надуманным причинам. Согласно статистике, озвученной на Парламентских слушаниях в Совете Федерации РФ 31.10.2017 г. «Совершенствование семейного законодательства в целях обеспечения государственных гарантий защиты семей с детьми от разрушения и неблагополучия», в 2015 г. из семей изъято 305 тыс. детей[1]. Указанные проблемы обусловлены некорректностью норм законодательства, позволяющих вторгаться в семьи в ситуациях, когда для этого не имеется реальных оснований.
Подкомитетом по гражданскому праву и семейному праву Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству в 2020 году была создана Межведомственная рабочая группа, которая подготовила в 2021 году Концепцию законопроекта об изменении Семейного кодекса Российской Федерации (далее также – Концепция).
Положения данной Концепции были проанализированы экспертами родительских общественных объединений в части следующих вопросов:
1. Основные итоги обсуждения Концепции законопроекта об изменении Семейного кодекса Российской Федерации в рабочей группе при Совете Федерации.
2. Комплекс мер защиты семьи и ребенка.
3. Презумпция добросовестности осуществления родительских прав.
4. Вопросы ответственности за незаконное вмешательство в семью.
5. Институты ограничения и лишения родительских прав.
Причинами проблем практики, на которые указывают родительские организации, являются, в частности:
– неопределенность норм законодательства, в том числе, оснований для ограничения, лишения родительских прав,
- возможность ограничения в родительских правах без вины родителей,
- неопределенные основания для признания детей оставшимися без попечения родителей,
- отсутствие ответственности за незаконное отобрание детей у родителей,
- фактическая презумпция вины родителей при наличии любого факта «непосредственной угрозы жизни или здоровью ребенка», которая воплощается в отобрании органами опеки и попечительства ребенка у родителей и в обязанности органов опеки и попечительства в течение недели после отобрания подать иск о лишении (ограничении) родительских прав,
- лишение родителей права представлять ребенка по неопределенным основаниям, предусмотренным в п. 2 ст. 64 Семейного кодекса РФ, согласно которому «Родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей»,
- лишение ребенка права воспитываться родителями по надуманному основанию «противоречия его интересов» родительским (ст. 54 Семейного кодекса РФ),
- неопределенность норм Федерального закона РФ от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», вследствие которой происходит вмешательство в семьи и изъятие детей из семей как «безнадзорных» по абсолютно надуманным причинам.
Положения Концепции законопроекта об изменении Семейного кодекса Российской Федерации направлены на устранение вышеуказанных и иных проблем практики. Докладчики внесли дополнительные предложения, направленные на укрепление института семьи в развитие Концепции. Принимая по внимание Концепцию и предложения, согласованные участниками круглого стола, считаем необходимым реформировать законодательство в сфере семьи с учетом следующих положений:
1) введение в Семейный кодекс новых принципов регулирования семейных отношений, защищающих семью, таких как: принцип самостоятельности семьи в принятии решений относительно своей внутренней жизни, презумпция добросовестности родителей при осуществлении родительских прав.
2) определение основных понятий Семейного кодекса, в том числе следующих:
семья - общность людей, соединенных отношениями брака, родства, свойства, усыновления (удочерения), опеки (попечительства), и связанных общими семейными традициями и ценностями, взаимными правами и ответственностью друг перед другом;
брак - добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи, государственная регистрация заключения которого осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и Федеральным законом от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»;
родители – мать и отец ребенка.
3) обеспечение права ребенка жить и воспитываться в родной семье, включая преимущественное право родственников ребенка на его воспитание во всех случаях, когда ребенок остается без попечения родителей или когда родители временно не могут осуществлять свои родительские права.
4) установление исчерпывающего перечня оснований для признания ребенка оставшимся без попечения родителей в Семейном кодексе РФ, а также точного перечня документов, подтверждающих эти основания.
5) отобрание ребенка у родителей только при виновном поведении родителей на основании вступившего в законную силу решения суда о лишении родительских прав либо об их ограничении, то есть, по результатам полноценного судебного процесса, в котором родители смогут представить свою позицию.
6) применение временных мер защиты ребенка в экстренных ситуациях, угрожающих жизни ребенка, когда родители временно не могут осуществлять свои права, например, при задержании родителя, совершившего уголовно-правовое посягательство; в рамках применения п. 13 ч. 1 ст. 13, подп. 3 ч. 1 ст. 15 ФЗ РФ от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции»; при экстренной госпитализации родителя, который находится в бессознательном состоянии. Перечень случаев, в которых должны применяться временные меры защиты ребенка, необходимо сделать исчерпывающим и точным. Временные меры защиты - это передача ребенка на период невозможности осуществления родителями своих прав родственникам, иным близким ребенку лицам, или, если это невозможно (с четким перечнем причин невозможности) - в организацию до отпадения оснований для временных мер защиты. Лицами, уполномоченными на применение временных мер в экстренных, опасных для жизни ситуациях должна быть по существу обстоятельств, как правило, полиция. Исключение может быть предусмотрено лишь для случаев, когда в соответствующей ситуации не должна в силу своих обязанностей по закону работать полиция (например, при госпитализации родителя, который находится в бессознательном состоянии; если после помещения ребенка в организацию социального обслуживания под временные меры защиты, ребенка передают родственнику, заново принимая акт о временных мерах защиты).
7) право родителей привлекать для воспитания детей родственников и иных лиц без специального документального оформления их полномочий. При этом актуально обеспечить родителям возможность выдачи нотариально удостоверенного документа для реализации полномочий законного представителя в отсутствие родителей родственникам, иным лицам, а также возможность устройства ребенка под опеку либо в организацию социального обслуживания на ограниченный период времени в ситуациях, когда по уважительным причинам родители не могут осуществлять свои родительские права, например, длительная болезнь, связанная с необходимостью пребывания в медицинском стационаре.
8) лишение родительских прав – это крайняя мера семейно-правовой ответственности родителей, которая допускается в следующих случаях:
(1) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении родителя, совершившего умышленное преступление:
а) против жизни или здоровья либо против половой неприкосновенности и половой свободы своих детей;
б) либо связанное с вовлечением своих детей в совершение преступления или антиобщественного действия;
(2) истечение установленного судом срока ограничения родительских прав родителя, в случае если родитель не устранил причины, явившиеся основанием для ограничения его родительских прав, и если до истечения указанного срока суд не примет решение об отмене ограничения родительских прав и возвращении ребенка родителю либо о продлении срока ограничения родительских прав;
(3) Родитель может быть лишен родительских прав также в случае, если в течение года после отмены ограничения родительских прав и возвращения ему ребенка повторно уклоняется от воспитания ребенка в связи с хроническим алкоголизмом или наркоманией, подтвержденной медицинским документом.
9) В случае лишения родителей родительских прав их реабилитация длится иногда больше 6 месяцев, по истечении которого происходит усыновление ребенка, родители обычно об этом сроке не знают, подают иск о восстановлении прав уже после усыновления ребенка и получают отказ в восстановлении прав.
С учетом изложенного необходимы механизмы, которые позволят решить подобные ситуации, например, включение в Семейный кодекс РФ обязанности суда обеспечить информирование родителя на стадии принятия решения о лишении родительских прав о том, что в течение определенного срока может состояться усыновление ребенка. При рассмотрении дела об усыновлении следует обязать суд уведомлять родителей о деле, либо привлекать родителей к участию в деле.
10) В настоящее время ст. 76 Семейного кодекса предполагает одновременное решение вопроса о восстановлении ранее ограниченных родительских прав и о возвращении ребенка как неразрывно взаимосвязанных требований.
Между тем Верховный суд РФ в Постановлении Пленума от 14.11.2017 г. N 44 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав» истолковал эту норму как позволяющую раздельно решить эти вопросы и допустил при восстановлении родительских прав отказывать в возвращении ребенка, что нельзя признать корректным. В связи с изложенным важно при реформировании семейного законодательства учесть то, что отмена ограничения в родительских правах должна автоматически влечь за собой возвращение ребенка.
11) Ограничение родительских прав является мерой семейно-правовой ответственности, не может распространяться на невиновных родителей, допустимо в следующих случаях:
(1) уклонение от выполнения обязанностей родителей, выразившееся в том числе:
а) в неисполнении родительских обязанностей, связанном с жестоким обращением с ребенком, не причинившим вреда его жизни и здоровью, если вина родителя установлена вступившим в законную силу обвинительным приговором суда либо постановлением о прекращении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям;
б) в неоднократной неуплате без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей;
в) отказе без уважительных причин взять своего ребенка из организации, в которую он был помещен по просьбе или с согласия родителей. Форма отказа утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
(2) хронический алкоголизм или наркомания, если в действиях такого родителя содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.35 КоАП. Хронический алкоголизм и наркомания должны быть подтверждены медицинским документом, форма которого утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
12) На практике родителям, ограниченным в родительских правах, лишенным родительских прав, часто блокируют общение с детьми и лишают доступа к информации о них, особенно при устройстве детей в приемные семьи. Однако цель ограничения прав – исправление родителя и полное воссоединение семьи. При лишении прав родитель в случае исправления также может восстановиться в родительских правах, чтобы вернуть ребенка. Поэтому необходимо сохранять возможность общения ребенка с родителем, лишенным родительских прав или ограниченным в родительских правах. Именно наличие такой возможности покажет, стремится ли родитель исправиться, желает ли он общаться с ребенком.
В связи с этим предлагается в Семейном кодексе РФ закрепить норму о том, что родители, ограниченные в родительских правах, лишенные родительских прав, имеют право на общение с ребенком и получение информации о нем. Порядок общения родителя с ребенком (периодичность, продолжительность, форма общения) может быть определен судом.
13) Необходимо внесение поправок в Федеральный закон РФ от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее – ФЗ № 120), уточняющих понятия указанного закона, порядок проведения индивидуальной профилактической работы, устраняющие противоречия с концепцией поправок в Семейный кодекс РФ.
В частности, в целях корректировки понятия «безнадзорный» предлагается рассмотреть следующее определение: «безнадзорный - несовершеннолетний, совершивший правонарушение или антиобщественное действие, вследствие систематического отсутствия контроля за его поведением, связанного с неисполнением обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц».
В целях уточнения категорий лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, требуется, в частности, устранение неопределенных терминов и конкретизация п. 2 ст. 5 ФЗ № 120.
14) В связи с распространенными случаями неоправданного привлечения к административной ответственности родителей комиссиями по делам несовершеннолетних (в состав которых входят граждане, не имеющие юридического образования), предлагается передать рассмотрение дел об административных правонарушениях в отношении родителей детей (в частности, по статье 5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях) судам общей юрисдикции. Такое решение обеспечит полноценные процессуальные гарантии родителям в подобных спорах.
15) Необходимо введение прямых норм об ответственности за незаконное вмешательство в семейную жизнь граждан, выразившееся в нарушении установленного порядка применения временных мер защиты ребенка, в том числе в отобрании ребенка у родителей или иных лиц, на попечении которых он находится, в применении временных мер защиты ребенка при отсутствии установленных законом оснований, в незаконном отказе передать ребенка родственникам или иным указанным в Семейном кодексе лицам, в незаконном отказе возвратить ребенка родителям или иным лицам, на попечении которых он находится.
Вышеприведенные положения позволят обеспечить необходимую защиту ребенка от любых угроз силами самой семьи, включая родственников, или при помощи государства, и защитить семьи с детьми от необоснованного и избыточного вмешательства в их внутренние дела, тем самым будут способствовать укреплению института семьи.
Настоящая резолюция подлежит направлению в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в целях учета при работе над законопроектами в семейной сфере.
[1] ДЕТСТВО БЕЗ РОДИТЕЛЕЙ. Законодательство и практика изъятий детей из российских семей // Итоговый альтернативный доклад. Отв. редактор д.ю.н. Мизулина Е.Б. М., 2017.
Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!
Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: