ЗАЧЕМ ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВА ХВАЛИТ ФИНСКУЮ ШКОЛУ?

#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
0

О. Васильева нередко озвучивает мысль в духе того, что в Финляндии прекрасное образование, которое заимствовало принципы советской и классической имперской школы.

Однако на самом деле в Финляндии уже далеко не первый год проводится реформа глобалистского толка, совпадающая по целям и содержанию с рекомендациями ОЭСР и прочих наднациональных структур.

Почему нас ориентируют на финнов? Потому что они занимают лидирующие позиции в международном рейтинге PISA, а Россия - нет. Однако сам этот рейтинг НЕ имеет целью проверку предметных знаний. Критерии PISA оказывают ключевое влияние на образовательный процесс, между тем, они сами по себе разрушительны для классической школы. К его критериям и заданиям предъявляют серьезные и обоснованные претензии в плане адекватности и показательности (напр.).

Давайте посмотрим, что на самом деле происходит у соседей.

1.         В Финляндии с 2014 года запущена реформа по внедрению т.н. «универсальных компетентностей XXI века» в образование и «интегрированного обучения и междисциплинарных учебных модулей». Такой подход никак не совпадает с советским!

Направленность реформ в Финляндии по переходу к «компетентностям 21 века» и междисциплинарному обучению нахваливают в Докладе Фонда Сбербанка и ВШЭ «Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности», выпущенном с 2020 г. (!) при поддержке Всемирного банка, ОЭСР, Г. Грефа (далее - Доклад).

Раздел по образованию Финляндии подготовлен в этом Докладе финскими специалистами (Яркко Хаутамяки, Раиса Ахтиайнен, Наталия Густавсон, Ристо Хотулайнен, Сиркку Купиайнен, Марья Тамм, Хелена Тунеберг, Мари-Паулина Вайникайнен С. 193 - 232).

Однако внедрение «компетенций XXI века» и «междисциплинарных модулей» (в духе «история плюс химия» в одном, «математика плюс физкультура» в одном) размывает предметное обучение, отнимает от него время и ориентирует учащихся на самообучение «при помощи» менторов (о чем свидетельствует содержание финских программ, см. с. 215 Доклада – внедрение «универсальных компетентностей» в рамках истории).

2. «Выраженные числом оценки ученики могут получать не ранее 7-го класса; до этого времени допустимы лишь словесные описательные оценки».

Отсутствие числовых оценок никак нельзя назвать «опытом советской школы»!

Такое инноваторское решение самым пагубным образом сказывается на понимании учащимися своего истинного уровня знания и реального положения дел. Для детей понятно только простое зримое числовое оценивание. Высокая оценка для них серьезная мотивация. Отсутствие числовых оценок не дает важного и понятного стимула к развитию. На детях видно, как им важно получать высокие оценки, это действительно их воодушевляет на хорошее обучение. Кроме того, отсутствие оценок – это исключение важного фактора подготовки человека к взрослой жизни, к экзаменам в ВУЗе, к соревнованиям, различным профессиональным конкурсам и т.п., в которых именно фактор оценки является решающим.

3. «Единственный экзамен, который сдают финские школьники – это вступительный экзамен в ВУЗ»; «С весны 2019 г. он полностью компьютеризирован» (С. 198 Доклада).

Отказ от экзаменов в школе не является советским подходом (как и остальные подходы финнов, что описано ниже).

4. «Учебники, печатные или электронные НЕ проходят государственного утверждения, их разрабатывают коммерческие компании» (С. 196 Доклада).

5. В финском стандарте выделены следующие универсальные компетентности (с. 211 Доклада):

- «мышление и умение учиться» (на самом деле это завуалированный переход к внедрению «самообучения» под контролем тьюторов. Так согласно Докладу «каждый ученик получает помощь в поиске индивидуального способа обучения и в развитии учебных стратегий» (с. 212); «Школьники учатся использовать информацию самостоятельно… для решения задач…» (с. 212), также внедряется т.н. геймификация - «обучение в игровой форме, экспериментальные подходы … способствуют позитивному восприятию детьми процесса обучения» (с. 212).).

- «способность к взаимодействию и самовыражению» (это по сути обучение «толерантности»)

- «забота о себе и управление своей повседневной жизнью» (это размывание предметного обучения; на самом деле обучение управлению своим поведением происходит в классической школе в рамках предметного обучения).

- ИКТ-грамотность (без компьютера никуда).

- «компетентность в области трудовой жизни» (согласно Докладу «В средней (базовой) школе учащиеся получают опыт трудового взаимодействия с субъектами вне школы… Ученики (прим. авт. - БАЗОВАЯ ШКОЛА!) должны иметь возможность практиковаться в работе … систематически и продолжительное (!) время. При работе над совместными проектами каждый ученик делает свою часть» (с. 214). Такой подход для школы может выступать основой для перевода образование под определенный контроль коммерческих предприятий. Эта цель заложена и в планах «Будущее образования: глобальная повестка»).

6. Имеются «индивидуальные учебные планы» (С. 197 Доклада). Это т.н. персонализация обучения – в одном классе у каждого свой план (такой подход лоббирует Г. Греф и ВШЭ в России).

7. Ценностная основа реформы образования Финляндии (по Нацстандарту):

- «.. культурное разнообразие как благо и преимущество» (читай – толерантность ко всему);

- «Осознанная приверженность образу жизни, совместимому с устойчивым развитием» («устойчивое развитие» – это маркер следующих процессов. Согласно Целям устойчивого развития ООН: пропаганда среди детей глобальной гражданственности, гражданства мира; толерантности (читай – ЛГБТ); сокращения населения и т.п.).

8. По финскому стандарту :

- «необходимо формировать сообщество, которое не прекращает учиться» (с. 2020 Доклада) (читай – «непрерывное обучение», которое лоббируют Всемирный банк и иже с ним, по сути – что видно из методичек и докладов реформаторов образования - для контроля и управления траекториями людей всю жизнь);

- «введены обязательные межпредметные учебные модули» (с. 203) (это размывает предметное обучение и отнимает от него время).

- «Междисциплинарные учебные модули …выделяются из учебных часов предметов, к которым тематически относится модуль». Ученики получают комментарии и пояснения (формирующее оценивание» (с. 204) (по сути – отказ от традиционных числовых оценок).

9. О результатах перехода Финляндии к обучению «универсальным компетентностям»:

9.1. «Реализация нового стандарта в школах началась в 2016/2017 гг… Первые ученики, учившиеся полностью по новому Стандарту, закончат школу весной 2020 г.» (с. 208 Доклада).

Итоги реформы не известны! Зачем России предлагать идти по пути финского эксперимента с неизвестным результатом?

9.2. Национальное агентство по образованию Финляндии (EDUFI) «собрала локальные учебные планы 70 муниципалитетов, чтобы … проанализировать как муниципалитеты включили универсальные компетентности в локальные учебные планы и как организовали междисциплинарные учебные модули. Результаты этого исследования пока не известны» (с. 208 Доклада).

9.3. «Применительно к внедрению навыков XXI века в финскую образовательную систему… этап распространения в школах страны идет сейчас… Оценить результаты реформы мы сможем не ранее 2020 г., а скорее всего – еще позже. Учитывая… отсутствие хотя бы квазиэкспериментальной модели реформы, оценить этот эффект будет сложно или даже невозможно» (с. 209 Доклада). (Характерно, что создаются ТАКИЕ условия, которые позволяют скрыть уровень разрушительности «компетентностного» подхода к образованию).

9.4.

- «Хотя в Стандарте приведен подробный перечень универсальных компетентностей, относящихся в каждой учебной цели по каждому предмету, никаких конкретных инструкций касательно того, как они должны достигаться или оцениваться, нет. Также нет и рекомендаций относительно оценивания в рамках междисциплинарных учебных модулей, как нет и предписанного содержания этих модулей…»;

- «Таким образом, остается открытым вопрос: возможно ли оценить предусмотренные Стандартом (и в целом) универсальные компетентности или дать рекомендации по их оцениванию» (с. 219 Доклада); «нынешняя реформа школы сопряжена с рисками, но и открывает новые возможности» (с. 226 Доклада).

- «остается открытым вопрос, какими педагогическими методами поддерживать развитие универсальных компетентностей и как междисциплинарные учебные модули помогут разобраться в дисциплинарном знании; а также какие инструменты могут обеспечить их адекватную и эффективную проверку. Поэтому общий вывод [прим. авт. - делают финские специалисты в финском образовании]: базовое образование в Финляндии уже на пути к целям, которые ставит новый XXI век перед школой и обществом, но пока еще их не достигло» (с. 229 Доклада).

Зачем России предлагать идти по пути финского эксперимента , если у них у самих еще хаос в плане системы оценивания и рекомендаций по новому подходу, уже внедряемому в образование!?

10. В эфире на Вести ФМ 15.04.21 Васильева сказала, что «равенство как главная система образовательных ценностей отличает финскую школу». И этим она схожа с советской. Однако финские эксперты авторы главы Доклада по Финляндии (Ярккко Хаутамяки, Раиса Ахтиайнен, Наталия Густавсон, Ристо Хотулайнен, Сиркку Купиайнен, Марья Тамм, Хелена Туненберг, Мари-Паулина Вайникайнен) сообщают:

«…мощным источником различий стало недавнее появление школьных классов, формирующихся на основе отбора учеников… разница в образовании между различными классами в Финляндии намного во много раз больше, чем в соседних Швеции и Норвегии» (с. 200 Доклада).

11. Приведем информацию по Финляндии из дополнительных источников:

- «С 2015 года Финляндия решила в корне перестроить систему образования. … принято решение постепенно отказаться от преподавания традиционных предметов – физики, химии, истории или математики – и заниматься междисциплинарным или кросс-предметным обучением. Например, в рамках единой темы, посвящённой Евросоюзу, будут даваться сведения из области географии, макроэкономики, истории, литературы.)

- «Высокими результатами в рейтингах PISA обольщаться не стоит: они проверяют элементарную функциональную грамотность, умение понять и осмыслить прочитанный текст. Но если копнуть глубже, то выясняется, что дети, подготовленные по системе вроде финской, могут найти информацию в интернете, но не в состоянии понять, стоит ли доверять источнику. Они могут прочитать и пересказать прочитанное, но не понимают, ерунда там написана или нет. Сторонникам финской системы стоит понимать, что критическое мышление, умение анализировать и обобщать, делать выводы, прогнозировать последствия, устанавливать причинно-следственные связи – всё это приходит только по мере изучения наук в их классическом виде»:

- «финских школьников больше не будут учить писать в школе, вместо этого уроки набора текста». Прописи – для факультативов.

- «Домашнее задание задают редко. Дети должны отдыхать. … Обучение «у доски» не применяется, детей не вызывают пересказывать материал. Учитель коротко задает общий тон уроку, затем ходит между учениками, помогая им и контролируя выполнение заданий». 

- «все учителя заключают контракт только на 1 учебный год, с возможным (или нет) продлением» (Если кто-то из учеников недоволен, работу учитель больше не получит. В итоге учителя стараются угодить любым капризам детей)

- «Для каждого ребенка составляется индивидуальный план обучения и развития» со своими заданиями. (т.н. персонализация обучения); «на уроках можно заниматься чем-то своим. Например, если на уроке литературы включен учебный фильм, но ученику не интересно, он может читать книгу. Считается, что ученик сам выбирает, что для него полезнее»; «здесь учат … самим получать знания. Новых тем учитель не рассказывает – все есть в книгах. Важны не заученные формулы, а умение пользоваться справочником, текстом, Интернетом, калькулятором – привлекать нужные ресурсы к решению текущих проблем»

- «В той же Финляндии (которая по рейтингам PISA и в этом показателе впереди нас) дети получают задание для домашнего чтения на год, и в этом списке оказывается… 5 книг»

- «… ученики старших классов в Финляндии не знают таблицу умножения. С математикой в финских школах и правда всё непросто – многому ли научишь за три урока в неделю? В основном, решаемые задачи привязываются к реальной жизни: вычислить стоимость товара, уценённого на заданное количество процентов, узнать налог, который потребуется заплатить за наследство и так далее»

- «Финские дети ничего не учат наизусть, даже стихи(как известно, финский язык не рифмуется в принципе)»

ЗАЧЕМ России навязывать реформу финского типа, если у нас есть свои апробированные и лучшие в мире практики классической школы?!

Что Финляндия показывает по итогам ее школьного образования? Победы в PISA? Это не показатель! Победы в толерантном отношении к ЛГБТ и тп? А нам это надо? Может, в Финляндии на порядок больше крупных достижений мирового уровня в науке, культуре и искусстве? Смешно сравнивать. Очевидно, что их результаты несопоставимы с советскими и российскими. Да, потребителя там воспитывают хорошего . Но эту идеологию в духе Фурсенко мы не хотим! Зачем рекламировать чужой опыт, который к тому же представляет собой продолжающийся сегодня эксперимент, если нам достаточно восстановить свои лучшие классические практики?

Остались вопросы? Вы можете задать их нам через чат-бота в телеграм
Задать вопрос
Подписывайтесь на наши ресурсы:
#Финская школа # Ольга Васильева
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: