Защитим нравственное развитие детей и права семей!

В связи с обсуждением проекта Кодекса об административных правонарушениях Общественный уполномоченный намерен направить в Минюст ряд предложений.
#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
0

В связи с обсуждением проекта Кодекса об административных правонарушениях Общественный уполномоченный намерен направить в Минюст ряд предложений. В дополнение к поправкам, нацеленным на защиту семьи от антисемейных технологий, а также от нарушения прав граждан в сфере оказания госуслуг, включая принуждение к электронной форме (см. https://ouzs.ru/news/popravki-predlagaemye-k-proektu-kodeksa-rf-ob-administrativnykh-pravonarusheniy...), считаем важным внесение правок, направленных на защиту нравственности детей и общества.

В аппарат Общественного уполномоченного по защите семьи поступают многочисленные жалобы на повсеместное распространение рекламы проституции в общественных местах. Полагаем, уместным было бы внесение в КоАП нормы аналогичной той, что принята на уровне Санкт-Петербурга (речь о статье 8_4 Закона Санкт-Петербурга «Об административных правонарушениях» «Организация распространения и распространение рекламной и иной информационной печатной продукции эротического характера, содержащей в том числе скрытое предложение сексуальных услуг»). Однако для эффективности запрета необходимы достаточно серьезные санкции за нарушение. С учетом изложенного возможно дополнение главы 9 Проекта КоАП нормой следующего содержания:

«Статья 9.12. Организация распространения и распространение рекламной и иной информационной печатной продукции эротического характера, содержащей в том числе скрытое предложение сексуальных услуг

1. Организация распространения и распространение (в том числе безвозмездно) на улицах, перекрестках, проезжей части дорог и в других общественных местах рекламной и иной информационной печатной продукции с предложениями знакомств, времяпрепровождения (отдыха) с мужчинами и (или) женщинами, указаниями контактных телефонов и иной информации, содержащей в том числе скрытое предложение сексуальных услуг,- влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти тысячи рублей; на должностных лиц - от тридцати от пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот до пятисот тысяч рублей.

2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные с привлечением несовершеннолетних, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от ста до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот до восьмисот тысяч рублей.».

В аппарат Общественного уполномоченного по защите семьи поступают также жалобы на продажу контрацептивов в обычных магазинах на стойках касс вместе с киндер-сюрпризами и прочей продукцией для детей на уровне глаз ребенка.  Иногда под видом акций под защите от ВИЧ контрацептивные средства распространяют на улицах, в иных местах доступных для детей, что безусловно представляет собой провокацию и способно стимулировать детей к беспорядочным половым отношениям. Полагаем, уместным было бы внесение в КоАП нормы следующего содержания:

«Статья 9.13. Распространение контрацептивных средств в общественных местах

Предложение к продаже, распространение, в том числе безвозмездно, контрацептивных средств в общественных местах, указанных в Примечании 2 к статье 14.1 настоящего Кодекса, за исключением медицинских и фармацевтических, в том числе аптечных, организаций, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти тысячи рублей; на должностных лиц - от тридцати от пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот до пятисот тысяч рублей.».

Общий список предложений ОУЗС в Проекта КоАП приложен.

Поправки, предлагаемые к проекту Кодекса РФ об административных правонарушениях

 

Поправки разработаны экспертным советом Общественного уполномоченного по защите семьи при участии кандидата юридических наук, адвоката А.В. Швабауэр

В связи с обсуждением проекта Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – Проект)[1] предлагаем внести в Проект ряд поправок, связанных с необходимостью решить ряд актуальных проблем практики в сфере защиты семьи, детей, общественной нравственности, здравоохранения, а также в сфере оказания государственных услуг.

I.                   ЗАЩИТА СЕМЬИ

Практика показывает, что законодателю следует обеспечить большую защиту институту семьи. За последние годы в России с подачи прозападных некоммерческих организаций (НКО) произошло широкомасштабное внедрение в правоприменение антисемейных технологий, которые создали условия для неоправданного вмешательства в жизнь любой семьи, для осуществления контроля за действиями членов семьи, для изъятия детей у родителей и передачи их в замещающие условия. В частности, на основании методических материалов НКО в практику внедряется неадекватное понятие «жестокого обращения» с детьми (вмещающее обычные воспитательные меры, не причиняющие вреда здоровью), муссируются ложные статистические данные о семье как об «особо опасном месте» для ребенка, продвигаются принципы «компетентный ребенок» (который может самостоятельно решать вопросы в семье и в обществе), «некомпетентный родитель» (которого надо учить «воспитательным навыкам») и т.п. Наличие неопределенных формулировок в кодексах и федеральных законах наряду с параллельным внедрением антисемейных инструктивных материалов в регионах привело к избыточному вмешательству в дела семей и весьма высокому числу изъятых у родителей детей. Причем, нередко изъятия отличаются особым цинизмом по отношению к детям и родителям[2], иногда заканчиваются смертельными исходами для отобранных малышей[3]. Представители «детозащитной» системы в таких случаях в оправдание своих действий, как правило, ссылаются на нормативно-правовую базу, что дает основания для обсуждения криминогенности действующих в обсуждаемой сфере правовых норм.

По данным доклада члена Совета Федерации Е.Б. Мизулиной в России в 2015 году из кровных семей было изъято более 300 тысяч детей[4].

Построенная система подрывает базовые принципы семейного законодательства, которое согласно статье 1 Семейного кодекса РФ «исходит из необходимости укрепления семьи,… недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав».

В целях преодоления сложившейся ситуации необходимо системное изменение законодательства, включая внесение поправок в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП).

Статья 9.1. опубликованного для обсуждения Проекта КоАП является аналогом действующей ч. 1 ст. 5.35 КоАП и звучит следующим образом: «Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.».

Неопределенность формулировки о «ненадлежащем исполнении» позволяет крайне субъективно трактовать норму. На практике приходится сталкиваться с наказанием родителей по указанной статье за плохую успеваемость ребенка в школе, за применение традиционных воспитательных методов к детям и т.п. Вместе с тем несколько протоколов по указанной статье может привести к лишению родительских прав и (или) отобранию ребенка у родителей. Кроме того, следует учитывать, что в ряде случаев «неисполнение родительских обязанностей» может быть вызвано объективными уважительными причинами (болезнь, потеря работы, командировка и т.п.). Указанные обстоятельства следует учесть в обсуждаемой норме. Предлагаем изложить статью 9.1 в следующей редакции: «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних, за исключением случаев, когда неисполнение вызвано стечением тяжелых жизненных обстоятельств либо иными уважительными причинами, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.».

Для противодействия незаконному вмешательству третьих лиц в дела семьи актуально внесение соответствующего запрета в КоАП. Следует отметить, что Проект наследует норму действующего КоАП о запрете действий родителей (иных законных представителей), выразившихся в лишении ребенка права на общение с родителями или близкими родственниками, ином воспрепятствовании осуществлению родителями прав на воспитание, образование детей, защиту их прав (ст. 9.2 Проекта). Между тем Проект (и КоАП) не содержат нормы о запрете третьим лицам препятствовать родителям в осуществлении родительских прав. На практике такие действия могут выражаться, например, в следующем: 

-   В уполномоченные органы сообщается ложная информация о якобы некорректных действиях родителей по отношению к детям, что становится основанием для проверки родителей и постановки семьи на контроль. Такие действия против семьи нередко провоцируются местью либо недовольством родителями по причинам, никак не связанным с воспитанием детей.

- Чиновники или сотрудники учреждений образования (здравоохранения) принуждают родителей к сообщению информации о частной жизни семьи, которая впоследствии становится доказательственной базой для «легализации» отобрания детей или лишения родителей родительских прав.

- Чиновники принуждают родителей подписать согласие на направление ребенка в специализированное учреждение для детей под угрозой подачи иска о лишении родительских прав или отобрания ребенка. При этом родителям нередко указывают на необходимость «исправления» за время нахождения ребенка в соответствующем учреждении (провести ремонт, устроиться на работу и т.п.). Между тем, такие действия бывают связаны с финансовым интересом в заполнении койко-мест в соответствующих учреждениях, а не с истинной заботой о ребенке.

- Чиновники принуждают родителей подписать согласие на получение социальных услуг (психологических, педагогических и др., что приводит к установлению контроля над семьей) под теми же предлогами, что указаны выше. Между тем, и эти действия бывают связаны с необходимостью «отработать бюджет» и оказать социальные услуги.

Наличие такой практики означает необходимость введения в законодательство нормы, защищающей родителей (иных законных представителей). С учетом изложенного предлагаем дополнить главу 9 Проекта КоАП нормой «Воспрепятствование родителям в осуществлении родительских прав» и изложить ее в следующей редакции: «Воспрепятствование родителям (иным законным представителям) в осуществлении родительских прав, в том числе предоставление должностным лицам заведомо недостоверных сведений, являющихся основанием для вмешательства в осуществление родителями (иными законными представителями) родительских прав, принуждение родителей (иных законных представителей) к предоставлению информации о семье (членах семьи), к направлению ребенка в специализированное учреждение для несовершеннолетних, к получению социальных услуг, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысячи до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей».

II. ЗАЩИТА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ НРАВСТВЕННОСТИ

В аппарат Общественного уполномоченного по защите семьи поступают многочисленные жалобы на повсеместное распространение рекламы проституции в общественных местах. Полагаем, уместным было бы внесение в КоАП нормы аналогичной той, что принята на уровне Санкт-Петербурга (речь о статье 8_4 Закона Санкт-Петербурга «Об административных правонарушениях» «Организация распространения и распространение рекламной и иной информационной печатной продукции эротического характера, содержащей в том числе скрытое предложение сексуальных услуг»). Однако для эффективности запрета необходимы достаточно серьезные санкции за нарушение. С учетом изложенного возможно дополнение главы 9 Проекта КоАП нормой следующего содержания:

«Статья 9.12. Организация распространения и распространение рекламной и иной информационной печатной продукции эротического характера, содержащей в том числе скрытое предложение сексуальных услуг

 1. Организация распространения и распространение (в том числе безвозмездно) на улицах, перекрестках, проезжей части дорог и в других общественных местах рекламной и иной информационной печатной продукции с предложениями знакомств, времяпрепровождения (отдыха) с мужчинами и (или) женщинами, указаниями контактных телефонов и иной информации, содержащей в том числе скрытое предложение сексуальных услуг,-

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти тысячи рублей; на должностных лиц - от тридцати от пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот до пятисот тысяч рублей.

2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные с привлечением несовершеннолетних, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от ста до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот до восьмисот тысяч рублей.».

В аппарат Общественного уполномоченного по защите семьи поступают также жалобы на продажу контрацептивов в обычных магазинах на стойках касс вместе с киндер-сюрпризами и прочей продукцией для детей на уровне глаз ребенка. Иногда под видом акций под защите от ВИЧ контрацептивные средства распространяют на улицах, в иных местах доступных для детей, что безусловно представляет собой провокацию и способно стимулировать детей к беспорядочным половым отношениям. Полагаем, уместным было бы внесение в КоАП нормы следующего содержания:

«Статья 9.13. Распространение контрацептивных средств в общественных местах

Предложение к продаже, распространение, в том числе безвозмездно, контрацептивных средств в общественных местах, указанных в Примечании 2 к статье 14.1 настоящего Кодекса, за исключением медицинских и фармацевтических, в том числе аптечных, организаций, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти тысячи рублей; на должностных лиц - от тридцати от пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот до пятисот тысяч рублей.».

III.             ЗАЩИТА ГРАЖДАН В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УСЛУГ

Следующий блок поправок, который считаем актуальным, связан с проблемой постепенного незаконного вымещения на практике права граждан на выбор неэлектронной (бумажной) формы оказания государственных (муниципальных) услуг, на личный прием в госструктурах. В частности, подача заявлений о зачислении ребенка в школу, согласно сайтам образовательных учреждений Санкт-Петербурга, производится исключительно в электронной форме несмотря на то, что по закону граждане имеют право выбрать бумажную форму заявления (ч. 8 ст. 55 ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пп. 5, 9 Порядка
приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 22 января 2014 г. № 32, п. 6 ст. 4, п. 3 ст. 5, п. 2 ч. 1 ст. 6 ФЗ РФ от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).

Это лишь один их тысяч примеров. Указанная проблема, судя по всему, будет нарастать, поскольку в планах проекта «Цифровая экономика» (паспорт программы утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам протоколом от 24.12.2018 г. № 16) прямо предусмотрена «цифровая трансформация государственного управления» и «исключение участия человека в процессе принятия решения при предоставлении приоритетных государственных услуг» (см. федеральный проект «Цифровое государственное управление», утв. Президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол 28.05.19г. № 9).

В связи с изложенным предлагаем дополнить статью 6.8 Проекта КоАП запретом на отказ от принятия и рассмотрения бумажных обращений граждан и изложить норму в следующей редакции: «Нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, отказ от принятия и (или) рассмотрения обращений, подаваемых лично либо направленных по почте в бумажной форме должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.9 и 6.10 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей».

Помимо принуждения к электронной форме заявления об оказании государственных (муниципальных) услуг граждан нередко вынуждают подписывать согласие на обработку персональных данных. Между тем, для оказания государственных услуг исходя из ФЗ РФ от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» подписания такого документа не требуется (п. 4 ч. 1 ст. 6). Необходимо дополнить часть 2 статьи 6.11 Проекта «Нарушение права на получение государственных и муниципальных услуг» запретом на требование указанного согласия. Также в этой статье важно закрепить право граждан на выбор неэлектронной формы государственных (муниципальных) услуг. С учетом изложенного предлагаем следующую формулировку состава правонарушения в части 2 статьи 6.11 Проекта: «Требование лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, для предоставления государственных или муниципальных услуг документов и (или) платы, не предусмотренных федеральными законами, принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или правовыми актами субъектов Российской Федерации, включая согласие на обработку персональных данных, оформления заявления о предоставлении государственных или муниципальных услуг в электронной форме, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - …».

IV.             ЗАЩИТА ГРАЖДАН В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Нормы частей 4, 5 статьи 10.1 Проекта КоАП позволят чиновникам манипулировать с помощью предписаний, инструкций гражданами, работодателями, понуждая к медицинским осмотрам и вакцинации лиц, имеющих законное право на отказ от вакцинации. Между тем, общей нормы части 1 статьи 10.1 достаточно для обеспечения соблюдения санитарных правил и гигиенических нормативов. В связи с изложенным необходимо исключить из статьи 10.1 части 4, 5, и внести соответствующие правки в нормы, регулирующие процедуры рассмотрения споров.

Коррективы статьи 10.1 требуют коррелирующих поправок статьи 10.10 проекта. Кроме того, необходимо устранение опечатки в статье 10.10. Предлагаем состав правонарушения в статье 10.10 изложить в следующей редакции: «Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 статьи 10.1, статьями 10.2 – 10.5, частью 1 статьи 10.6, статьями 10.7-10.9 настоящего Кодекса, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, …».

V.                КОРРЕЛИРУЮЩИЕ ПРАВКИ НОРМ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ПРОЦЕДУРУ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ

В случае введения в главу 9 Проекта КоАП новых составов необходимо, во-первых, дополнить часть 1 статьи 43.1.Проекта ссылками на статьи 9.11 – 9.13 с тем, чтобы указанные дела рассматривали суды общей юрисдикции; во-вторых, дополнить аналогичными ссылками часть 1 статьи 44.4 с тем, чтобы должностные лица органов внутренних дел (полиции) составляли протоколы об административных правонарушениях по указанным статьям.

Исключение части 4 из статьи 10.1 потребует исключения ссылки на нее из части 4 статьи 43.1 Проекта.


[1] https://regulation.gov.ru/projects#npa=102945

[2] https://rvs.livejournal.com/770603.html; https://www.youtube.com/watch?v=g05Hl8Gf5Kc

[3] https://ivan4.ru/news/yuvenalnaya_yustitsiya/detozashchita_rf_ispytyvaet_sereznyy_udar_po_imidzhu_/

[4] https://regnum.ru/news/society/2281767.html




Остались вопросы? Вы можете задать их нам через чат-бота в телеграм
Задать вопрос
Подписывайтесь на наши ресурсы:
#КоАП
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: