8 сентября 2023 г. Минздрав России опубликовал проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил ведения Федерального регистра лиц с отдельными заболеваниями и (или) состояниями и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=141658#). Основанием для разработки этого проекта стало поручение Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой от 18.05.2023 № ТГ-П12-6575 «О разработке проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил ведения федеральных регистров лиц с отдельными заболеваниями или регистров иных категорий лиц»».
Данным постановлением планируется утвердить Правила ведения Федерального регистра (далее – Регистр) лиц с отдельными заболеваниями и (или) состояниями, хотя из названия поручения печально известной Т.А. Голиковой следует, что одним регистром дело, скорее всего, не ограничится. Целями ведения регистра провозглашаются:
а) информационного обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения, медицинских организаций;
б) поддержки принятия управленческих решений и управления ресурсами системы здравоохранения;
в) информационного взаимодействия для обеспечения качества и доступности медицинской помощи, соблюдения требований порядков оказания медицинской помощи, положений об организации оказания медицинской помощи
по видам медицинской помощи, правил проведения лабораторных, инструментальных, патологоанатомических и иных видов диагностических исследований, проведения медицинских освидетельствований, экспертиз, применения клинических рекомендаций, соблюдения сроков оказания медицинской помощи, определенных Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и соблюдения иных нормативных правовых актов в сфере охраны здоровья.
Как очередная информационная система обеспечит качество и доступность медицинской помощи не конкретизируется, ответ понятен и так: никак. В результате всех проведенных реформ и оптимизаций качество и доступность медицинской помощи неуклонно снижается и очередная дорогостоящая информационная игрушка будет лишь способствовать освоению бюджетных денег для информационного обеспечения деятельности федеральных и местных органов исполнительной власти в сфере здравоохранения, т.е. будет замкнута на себя и никак не будет способствовать улучшению медицинского обслуживания населения. Вести Регистр будет Министерство здравоохранения РФ (п. 5).
П. 3 Правил определяет, что Регистр ведется в электронном виде в составе подсистемы ведения специализированных регистров пациентов по отдельным заболеваниям и (или) состояниям, категориям лиц, мониторинга организации оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи и санаторно-курортного лечения единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (далее – Единая система), в том числе с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.
Итак, общий Регистр будет состоять из специализированных регистров пациентов по отдельным заболеваниям и (или) состояниям, а также категориям лиц.
Согласно п. 4 Правил, Регистр обеспечивает:
а) обобщение, систематизацию и анализ информации о пациентах, в том числе для применения систем поддержки принятия врачебных решений;
б) соблюдение преемственности в оказании медицинской помощи, включая профилактику, диагностику, лечение и медицинскую реабилитацию;
в) сбор, накопление, обработку, хранение, актуализацию и передачу информации о пациентах, оказанной им медицинской помощи, медицинской реабилитации и оказанном санаторно-курортном лечении, в том числе о лекарственном обеспечении, назначении лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания;
г) сбор, накопление, обработку, хранение, актуализацию и передачу информации о соблюдении медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи, положений об организации оказания медицинской помощи
по видам медицинской помощи, правил проведения лабораторных, инструментальных, патологоанатомических и иных видов диагностических исследований, применении клинических рекомендаций;
д) сбор информации для формирования индивидуальной
маршрутизации пациентов и индивидуальных планов диагностики, лечения и медицинской реабилитации;
е) формирование сведений о заболевании и (или) состоянии пациента, включая сведения о первичном выявлении заболевания, снятия диагноза, установления диспансерного наблюдения, снятия пациента с диспансерного наблюдения, рождении и смерти пациента;
ж) организацию информационного взаимодействия участников, указанных в пункте 8 настоящих Правил;
з) формирование официальной статистической информации.
Очевидно, что сбор, накопление, обработка, хранение, актуализация и передача информации о пациентах и является подлинной целью создания этого Регистра, но во избежание недовольства населения прямо указать это в пункте о целях разработчики нормативного акта не решились. Немедленно возникают два вопроса. С какой целью планируется осуществления сбора и накопления информации о гражданах в масштабах всей страны в дополнении к уже существующим системам сбора такой информации? Кто именно и как будет осуществлять обработку такого массива данных? Ответов на эти вопросы нет, однако, учитывая повальное увлечение отечественных чиновников искусственным интеллектом, весьма вероятно, что именно он в конечном итоге будет осуществлять обработку всей информации.
П. 7 Правил устанавливает, что Регистр содержит следующие сведения о пациентах:
7.1. Общие сведения,
7.2. Страховой номер индивидуального лицевого счета (при наличии);
7.3. Полис обязательного медицинского страхования (при наличии);
7.4. Данные документа, удостоверяющего личность;
7.5. Данные свидетельства о рождении (для лиц, не достигших 14 летнего возраста);
7.6. Инвалидность (при наличии);
7.7. Место работы и (или) образовательной организации (при наличии);
7.8. Наличие согласия пациента, выраженного с использованием федеральной государственной информационной системы "единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее – ЕСИА), на получение в личном кабинете в федеральной государственной информационной системе «единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее – единый портал) доступа к медицинской документации в форме электронных документов;
7.9. Сведения о заболеваниях и (или) состояниях и об оказанной медицинской помощи с учетом клинических рекомендаций, стандартов медицинской помощи, порядков оказания медицинской помощи, положений об организации оказания медицинской помощи;
7.10. Сведения об обеспечении лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания (включая сведения о назначении и отпуске);
7.11. Сведения о медицинских организациях (их структурных подразделениях), в которых оказывается медицинская помощь пациентам;
7.12. Сведения о медицинских работниках, оказывающих медицинскую помощь, в том числе осуществляющих диспансерное наблюдение;
7.13. Сведения по дистанционному наблюдению за состоянием здоровья пациента, в том числе с использованием медицинских изделий с функцией дистанционной передачи данных.
7.14. Номер записи в федеральном регистре сведений о населении физического лица;
7.15. Уникальный номер регистровой записи.
В этом перечне обращает на себя внимание целый ряд моментов. Во-первых, предполагается интеграция Регистра с ЕСИА. Данное обстоятельство наводит на мысль, что согласие пациента на получения в личном кабинете медицинской документации в форме электронных документов медработники будут пытаться получить любыми средствами, а в случае отсутствия у него личного кабинета – «убедить» завести его. Следует отметить, что и пользователи Регистра должны будут проходить идентификацию и аутентификацию с использованием все того же ЕСИА, где их регистрация будет осуществляться в соответствии с требованиями, установленными Министерством здравоохранения РФ. «Предоставление гражданину доступа к информации, содержащейся в Регистре, с использованием его личного кабинета в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее – Единый портал) осуществляется путем направления информации из Регистра в ЕСИА при условии наличия на это согласия гражданина, выраженного с использованием ЕСИА» (п. 9). Во-вторых, обращает на себя внимание подпункт о дистанционном наблюдении за состоянием здоровья пациента, что указывает на тенденцию к дальнейшему сокращению нормальной традиционной медицины за счет сокращения времени контакта пациента с врачом, который будет не столько лично осматривать пациента, сколько полагаться на дистанционную передачу данных с медицинских изделий. В-третьих, предполагается интеграция Регистра и с федеральным регистром сведений о населении.
Весьма показателен и второй абзац п. 8: «Предоставление сведений, составляющих государственную тайну,
а также сведений о медицинских и фармацевтических организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба или приравненная
к ней служба, а также сведений о медицинских и фармацевтических организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации,
и сведений о лицах, которые участвуют в осуществлении медицинской деятельности и фармацевтической деятельности в указанных медицинских и фармацевтических организациях, для включения в Регистр не допускается». Итак, мы видим, что сами разработчики данного нормативного акта понимают ненадежность защиты сведений, которые собираются включать в Регистр и поэтому благоразумно не включают в него сведения, составляющие государственную тайну. Однако одновременно с этим они делят все население России на две части: основную массу населения, возможность утечки информации о которой разработчиков данного нормативного акта совершенно не волнует, и меньшинство, подпадающих под указанные во втором абзаце п. 8 параметры. Перед нами еще одно свидетельство создания в нашей стране кастового общества.
П. 12 определяет, кто будет являться поставщиками информации в Регистр:
а) Министерство здравоохранения Российской Федерации;
б) федеральные органы исполнительной власти в соответствии
с полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации:
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
Министерство внутренних дел Российской Федерации;
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения;
Федеральное медико-биологическое агентство;
Федеральная налоговая служба;
Федеральная служба исполнения наказаний;
в) оператор федеральной государственной информационной системы мониторинга движения лекарственных препаратов;
г) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
д) Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации;
е) уполномоченные исполнительные органы субъекта
Российской Федерации;
ж) медицинские организации;
з) фармацевтические организации;
и) граждане (в части медицинской документации и (или) сведений о состоянии здоровья гражданина, предоставленных с согласия гражданина или размещенных гражданином в том числе посредством Единого портала).
Аналогичным образом и пользователями информации являются:
а) Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения;
б) Федеральное медико-биологическое агентство;
в) Федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба;
г) Министерство внутренних дел Российской Федерации;
д) Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации – в части сведений, необходимых для осуществления полномочий оператора государственных информационных систем;
е) Федеральная служба государственной статистики;
ж) Федеральная служба исполнения наказаний;
з) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, страховые медицинские организации;
и) Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации;
к) уполномоченные исполнительные органы субъектов
Российской Федерации;
л) медицинские организации;
м) фармацевтические организации;
н) граждане, в том числе зарегистрированные в ЕСИА и выразившие согласие на получение сведений о себе из Регистра посредством Единого портала (п. 14).
Итак, доступ к информации о здоровье граждан получит чрезвычайно широкий круг лиц, в том числе Министерство цифрового развития, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба исполнения наказаний, федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, Федеральная служба государственной статистики, Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, уполномоченные исполнительные органы субъекта
Российской Федерации, фармацевтические организации.
Из следующего пункта 15 следует, что Регистр взаимодействует со следующими информационными системами и подсистемами:
а) подсистемами Единой системы, указанными в пункте 4
Положения о единой государственной информационной системе
в сфере здравоохранения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2022 г. № 140, информационными ресурсами Министерства здравоохранения Российской Федерации;
б) единой системой межведомственного электронного взаимодействия;
в) ЕСИА;
г) федеральной государственной информационной системой «Единая система нормативной справочной информации»;
д) федеральной государственной информационной системой ведения Единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении Российской Федерации;
е) государственной информационной системой в сфере обязательного медицинского страхования;
ж) государственными информационными системами в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации;
з) медицинскими информационными системами медицинских организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения;
и) иными государственными информационными системами и иными информационными системами с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации в области информации, информационных технологий и защите информации, персональных данных и положениями законодательства о врачебной тайне;
к) информационные системы Федеральной службы государственной статистики;
л) Единым порталом.
Как видим, информация о здоровье граждан будет циркулировать во всех этих многочисленных информационных системах, что многократно повышает риск ее утечки. На фоне всего вышеизложенного положение п. 16 о том, что информация, содержащаяся в Регистре, подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации о персональных данных и положениями законодательства
о врачебной тайне выглядит как чисто ритуальное упоминание, в действенность которого едва ли верят сами авторы проекта постановления.
Статья 23 Конституции РФ устанавливает, что каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, а статья 24.1 недвусмысленно определяет: «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются». Часть 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 06.02.2023) «О персональных данных» также устанавливает принцип согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. Однако в п. 7.8 проекта постановления говорится лишь о согласии пациента, выраженного с использованием ЕСИА. Возникает закономерный вопрос: как быть с теми пациентами, которые не зарегистрированы в ЕСИА? Означает ли это, что их согласия никто спрашивать не будет, и информация о них будет заноситься в Регистр помимо их воли? Не добавляет ясности и пп. «и» п. 12 проекта, где поставщиками информации, в частности, обозначены «граждане (в части медицинской документации и (или) сведений о состоянии здоровья гражданина, предоставленных с согласия гражданина или размещенных гражданином в том числе посредством Единого портала)». Возможно, подпункт специально сформулирован так двусмысленно, чтобы было непонятно, имеется в виду согласие гражданина на бумажном носителе или только с использованием Единого портала.
Кроме того, статья 9 Федерального закона «О персональных данных» позволяет субъекту персональных данных отозвать согласие на их обработку, однако механизм реализации этого важного права в проекте постановления вообще не прописан.
При этом следует иметь в виду, что часть 2 статьи 5 Федерального закона «О персональных данных» определяет, что «обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей». Часть 3 данной статьи не допускает объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой. Однако в п. 15 обозначен огромный перечень информационных систем и подсистем, с которыми будет взаимодействовать Регистр, причем перечень этот является открытым и может расширяться до бесконечности. Только часть этих информационных систем имеет отношение к здравоохранению. Аналогичным образом к здравоохранению имеют отношение отнюдь не все пользователи информации, которая будет накапливаться в Регистре.
Статья 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гарантирует, что сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну и разглашение составляющих ее сведений недопустимо, кроме особых случаев, прямо оговоренных в данной статье. Разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам допускается с письменного согласия гражданина или его законного представителя. Согласие на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, может быть выражено также в информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство. Однако о письменном согласии гражданина в проекте постановления речи вообще не идет. Возможно, его будут любыми средствами получить при информированном «добровольном» согласии, однако, даже если предписанные данным ФЗ требование формально будет соблюдено, само понятие врачебной тайны фактически аннулируется в случае принятия данного проекта постановления, учитывая количество прописанных в нем пользователей информации из Регистра.
Как уже отмечалось, количество пользователей многократно усиливает риск утечки данных. Это создает серьезную угрозу как для отдельных граждан, информация о которых может оказаться в руках злоумышленников, так и для национальной безопасности в целом, поскольку облегчает иностранным спецслужбам доступ к сведениям о состоянии здоровья большей части населения нашей страны.
Следует также отметить, что в финансово-экономическом обосновании проекта постановления говорится, что Федеральным законом от 5 декабря 2022 г. № 466-ФЗ «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» на реализацию мероприятий по созданию национальной цифровой платформы«Здоровье» Министерству здравоохранения Российской Федерации предусмотрены средства федерального бюджета в 2023 г. в объеме 1 966 500,00 тыс. рублей в рамках федерального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы
в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)» национального проекта «Здравоохранение», входящего в состав государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения».
В соответствии с ведомственной программой цифровой трансформации Министерства здравоохранения Российской Федерации на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов ресурсное обеспечение соответствующих мероприятий по информатизации составляет:
1. Развитие объекта учета Вертикально интегрированные медицинские информационные системы (КБК 056 0909 01 2 N7 24900 246):
2023 год – 251 275,00 тыс. рублей;
2024 год – 33 500,00 тыс. рублей;
2025 год – 0,00 тыс. рублей.
2. Эксплуатация объекта учета Вертикально интегрированные медицинские информационные системы (КБК 056 0909 01 2 N7 24900 246):
2023 год – 0,00 тыс. рублей;
2024 год – 150 000,00 тыс. рублей;
2025 год – 0,00 тыс. рублей.
Очевидно, что в условиях СВО и экономического противостояния с Западом, данным суммам можно найти гораздо более нужное применение, нежели создание угроз для национальной безопасности за наш же счет.
В случае принятия данное постановление вступает в силу с 1 сентября 2024 г. и действует 6 лет со дня его вступления в силу, за исключением пункта 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утверждаемых настоящим постановлением, который действует до 1 сентября 2028 г.
В связи с вышеизложенным просим принять все возможные меры для отклонения проекта постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил ведения Федерального регистра лиц с отдельными заболеваниями и (или) состояниями и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», который представляет угрозу национальной безопасности Российской Федерации, а также ее гражданам.
Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!
Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: