05 апреля 2021 года, несмотря на многочисленные протесты общественности, Президент Российской Федерации В. Путин все-таки подписал Федеральный закон от N 85-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»».Согласно ему статья 2 ФЗ дополняется пунктом 35, вводящим определение просветительской деятельности: «35) просветительская деятельность - осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов и затрагивающая отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации». Данное определение носит исключительно расплывчатый характер, что позволяет относить к просветительской деятельности абсолютно любую деятельность, в процессе которой распространяются знания, умения и навыки от специализированных лекций, не подпадающих под понятие образовательных программ, выставок, фестивалей, конференций, блогов в Интернете вплоть до обычного разговора. Понятно, что подобная неконкретная формулировка создает предпосылки для любого рода злоупотреблений. Также в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» вводится новая статья 12.2, формулирующая общие требования к осуществлению просветительской деятельности: «1. Просветительскую деятельность осуществляют органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, уполномоченные ими организации, а также вправе осуществлять физические лица, индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Не допускается использование просветительской деятельности для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.
3. Порядок, условия и формы осуществления просветительской деятельности, а также порядок проведения контроля за ней устанавливается Правительством Российской Федерации».
Из этой статьи мы узнаем, что просветительскую деятельность могут осуществлять организации всех форм собственности, а также физические лица, что подтверждает сделанный выше вывод, что, теоретически, под нее подпадает даже обычный разговор. Условием ее осуществления становится соблюдение «требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации». Однако каких-либо требований к ней в только что подписанном законе не содержится, что же касается самого Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», то в нем до внесения всех этих дополнений это понятие упоминалось один-единственный раз в ч. 5 ст. 28 («Образовательная организация вправе вести консультационную, просветительскую деятельность…») и также не содержалось каких-либо требований. Следовательно, эти требования еще будут сформулированы в иных нормативных правовых актах РФ и из ч. 3 статьи 12.2 становится понятным, что они будут определяться Правительством РФ. Именно оно по своему усмотрению своими подзаконными актами будет устанавливать порядок, условия и формы осуществления просветительской деятельности, а также ее контролировать. Благодаря расплывчатости формулировок Правительство РФ получает еще один мощный инструмент для вмешательства по сути дела во все сферы жизни общества и навязывания ему своей воли. Предполагается, что порядок получения лицензии на просветительскую деятельность и наказание за ее отсутствие впоследствии выработает Правительство РФ. (Вопреки критике ученых: Путин подписал закон о просветительской деятельности). Что касается ч. 2 вводимой статьи, то разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни и т.п. и так запрещено в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 10 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», соответствующие составы Кодекса об административных правонарушениях и Уголовного кодекса). Поскольку она дублирует уже существующие положения законодательства, то она попросту излишня.
Дополнения, вносимые в статью 19 ФЗ касаются научно-методического и методического обеспечение образовательной деятельности в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам. Эта деятельность должна осуществляться организациями, включенными в перечень организаций, осуществляющих научно-методическое и методическое обеспечение образовательной деятельности по реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, если иное не установлено данным Федеральным законом. Порядок отбора организаций, осуществляющих научно-методическое и методическое обеспечение образовательной деятельности по реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, и перечень таких организаций утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.
Еще одна часть нововведений касается усиления контроля Правительства РФ за международным сотрудничеством. К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования дополнительно отнесена координация участия образовательных организаций в международном сотрудничестве (пункт 13.2 части 1 статьи 6 ФЗ). Заключение договоров по вопросам образования с иностранными организациями и гражданами отечественными образовательными организациями кроме договоров об оказании образовательных услуг иностранным гражданам, возможно теперь при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, или федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Порядок подготовки и получения указанных заключений опять-таки утверждается Правительством Российской Федерации. Подписанный Федеральный закон от N 85-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»» вступает в силу с 1 июня 2021 года.
С учетом предельной размытости формулировок и того объема деятельности в стране, которая может быть под них подведена, полное и последовательное применение данного ФЗ фактически невозможно, в результате чего он будет применяться избирательно, подвешивая потенциальную угрозу наказания, которое еще установит Правительство РФ, над любым человеком и любой организацией, занимающейся просветительской деятельностью. Планируемые административные барьеры для ведения просветительской деятельности ущемляющие права и свободы, закрепленные в Конституции Российской Федерации. Во-первых, это ст. 29, гарантирующая каждому свободу мысли и слова и недвусмысленно устанавливающая: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». Статья 44 гарантирует каждому свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, причем «каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям». Если эта статья гарантирует каждому свободу преподавания, то предыдущая ст. 43 Конституции РФ закрепляет право каждого на образование.
Данный закон вызвал сильную критику со стороны научного сообщества. Поскольку из-за размытости формулировок неясно, кого именно коснется регулирование, эксперты опасаются, что данного закона может убить научпоп в России и привести к «параличу просветительской деятельности». Астрофизик, ведущий научный сотрудник ГАИШ МГУ Сергей Попов отметил, что под крайне широкое определение просветительской деятельности попадают сайты, YouTube-каналы, подкасты. «Вся эта обширная деятельность, которая приводит к популяризации науки, основана на творческом порыве, а любая регламентация действий приведет к тому, что проекты будут закрываться: кто-то будет опасаться внешних воздействий, кто-то не предпримет усилий для лицензирования,— прогнозирует он.— Мы просто обеднеем». Применить нормы будет физически невозможно, уверен главный редактор издания N+1 Илья Ферапонтов, так как невозможно регулировать сотни и тысячи проектов: «Законопроект логически не проработан, авторы, которые хотели защитить наш народ и государство от опасной информации, должны определить, какую информацию они считают опасной, и запрещать ее, а не каналы распространения, потому что это как пальцем закрывать плотину» (Открытия ждут закрытия). В процессе обсуждения этой инициативы против нее было собрано 270 тысяч подписей на разных площадках. Первый зампред комитета по образованию и науке Олег Смолин (КПРФ) констатировал: «Против законопроекта объединились все основные группы отечественной интеллигенции: президиум Академии наук обратился к президенту с просьбой не подписывать закон, музейщики, библиотекари встревожились, не придется ли им согласовывать каждый шаг с начальством». С заявлением против законопроекта выступили также создатели и руководители 17 независимых российских просветительских проектов, таких как "Синхронизация", Arzamas и "ПостНаука", которые заявили: "Регулирование просветительской деятельности, о котором идет речь, по сути является формой предварительной цензуры, напоминающей о самых мрачных страницах российской истории, и прямо ограничивает свободу слова и дискуссии в нашем обществе". Призыв отозвать законопроект о просветительской деятельности поддержали все члены президиума Российской академии наук. "Было направлено письмо от президента РАН на имя спикера Госдумы Вячеслава Володина, но, к сожалению, никто даже не подумал связаться с нами и обсудить текст законопроекта. Мне кажется, это странно, особенно с учетом того, что просветительская деятельность - уставная для РАН", - рассказывал после принятия законопроекта в первом чтении вице-президент академии Алексей Хохлов. В ответ один из инициаторов принятия данного закона сенатор Климов заявил, что негативная реакция на него "нагоняется точно не из России", а из Вашингтона. (Вопреки критике ученых: Путин подписал закон о просветительской деятельности). В открытом письме президенту Владимиру Путину с просьбой отклонить этот законопроект, подписанном более 600 российскими деятелями культуры, неоднократно повторялась мысль, что его принятие создаст предпосылки для репрессивного и цензурирующего регулирования: «Существуют опасения, что подзаконными актами может быть введено предупреждающее (ex ante) регулирование, требующее согласования просветительских материалов до их публикации, что ограничит свободу мнений, а также существенно усложнит ведение такой деятельности для законопослушных просветителей, но никак не повлияет на деятельность запрещенных экстремистских организаций. (...) Неопределенность формулировок, так же как и делегирование дальнейшего нормотворчества Правительству Российской Федерации, вызывает опасения в профессиональной среде, что регулирование будет носить репрессивный и цензурирующий характер и значительно усложнит осуществление просветительской деятельности» (Открытое письмо президенту Владимиру Путину).
Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!
Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: