Аналитическая справка по Федеральному закону от № 148-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»»

#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
0

28.05.2022 г. президент РФ подписал Федеральный закон от № 148-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", который вступает в силу, за исключением случаев, оговоренных ниже, с 1 сентября 2022 года. Согласно ему, в ст. 1 данного закона дается новое определение электронной путевки: «электронная путевка - документ, сформированный в электронной форме в единой информационной системе электронных путевок на основе сведений, содержащихся в договоре о реализации туристского продукта и представленных туроператором в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;». Также данная статья дополняется новым абзацем, посвященной очередной информационной системы: «единая информационная система электронных путевок - государственная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий и обеспечивающая сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование сведений, содержащихся в договорах о реализации туристского продукта, и иных сведений, подлежащих представлению туроператором в единую информационную систему электронных путевок, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом». Данной ГИС посвящена новая статья 10.4:

«Статья 10.4. Единая информационная система электронных путевок. Электронная путевка

Единая информационная система электронных путевок предназначена для обеспечения уполномоченного федерального органа исполнительной власти и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей, достоверными сведениями, содержащимися в договоре о реализации туристского продукта, и иными сведениями, подлежащими представлению туроператором в единую информационную систему электронных путевок, а также для обеспечения соответствующими сведениями заказчика, потребителей туристского продукта.

Оператор информационной системы определяется в соответствии с законодательством в области информации, информационных технологий и защиты информации.

Правила функционирования единой информационной системы электронных путевок устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанными правилами определяются:

Туроператор передает в единую информационную систему электронных путевок сведения, содержащиеся в договоре о реализации туристского продукта, и иные сведения, подлежащие представлению туроператором в единую информационную систему электронных путевок, по окончании каждого календарного месяца не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим календарным месяцем, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

К сведениям, содержащимся в договоре о реализации туристского продукта, относятся существенные условия договора, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом, и иные сведения, обязательные для передачи в единую информационную систему электронных путевок в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами функционирования единой информационной системы электронных путевок.

В случае заключения с туристом и (или) иным заказчиком туристского продукта договора в письменной форме, в том числе в форме электронного документа, основные данные о туристе или туристах и информация об их путешествии отражаются в виде двухмерного штрихового кода (QR-кода) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти».

Затем в ст. 4.2 ФЗ вводится ответственность туроператором за нарушение порядка передачи сведений, содержащихся в договоре о реализации туристского продукта, а в ст. 4.3 – ответственность турагента за нарушения срока направления туроператору уведомления о заключении договора о реализации туристского продукта в срок, определяемый правилами функционирования единой электронной системы электронных путевок. Изменения, вносимые в эти две статьи, применяются:

1) с 1 марта 2023 года при реализации туристского продукта в сфере выездного туризма;

2) с 1 сентября 2023 года при реализации туристского продукта в сфере внутреннего туризма и (или) въездного туризма.

Статья 6 ФЗ, в которой перечисляются права туриста, дополняется абзацем, наделяющем его правом на получение сведений, содержащихся в единой информационной системе электронных путевок, в порядке и срок, которые установлены правилами функционирования единой электронной системы электронных путевок, установленными Правительством Российской Федерации, в том числе в целях защиты своих прав. В ст. 9 ФЗ устанавливается запрет на реализацию туристского продукта туроператором или турагентом, действующим по поручению туроператора, без передачи туроператором сведений, содержащихся в договоре о реализации туристского продукта, в единую информационную систему электронных путевок в соответствии со статьей 10.4 настоящего Федерального закона, а также без направления турагентом туроператору, сформировавшему туристский продукт, уведомления о заключении договора о реализации туристского продукта в порядке и срок, которые установлены правилами функционирования единой электронной системы электронных путевок, установленными Правительством Российской Федерации.

Как отмечает профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, руководитель департамента бизнес-информатики Евгений Зараменских, разработка информационной системе электронных путевок велась уже с 2014 года, изначально запуск планировался еще в 2018 году. Запуск этой системы позволит государственным органам сформировать понимание о количестве туров и туристских продуктов, которые продаются в стране, а также об операторах и агентах, которые участвуют в этом процессе. Это, в свою очередь, должно помочь «обелить» имеющийся рынок, полагает он. В прессе, разумеется, нет недостатка в заверениях, что все эти нововведения направлены на благо самих отдыхающих. Директор департамента развития сервиса бронирования отелей Tvil.ru Юрий Яковлев утверждает, что введение системы электронной сертификации поможет минимизировать риск стать жертвами мошенников: «Чтобы защитить потребителей от недобросовестных компаний и гарантировать выполнение туроператорами обязательств перед клиентами, был подписан закон об электронной путевке, которая позволяет отслеживать по номеру заключенного договора статус тура: поступили ли деньги от агента оператору, выписан ли авиабилет, забронирован ли отель». Электронная путевка может помочь систематизировать деятельность турагентств и сделает отдых более комфортным и безопасным, поддерживает его коммерческий директор УК «Группа отелей Русские сезоны» Инна Рындина. При этом использование этой системы может стать своеобразной гарантией как для туристов, так и для отелей, которые также заинтересованы в работе «с надежными партнерами», рассчитывает она: «Предоставляя возможность отечественному туристу отслеживать начало и конец маршрута, от выбранной авиакомпании до типа питания, новая система фактически сделает рынок более прозрачным, обязывая туроператора вносить параметры каждого проданного турпакета».

Однако даже СМИ признают риск утечек персональных данных, связанных с функционированием новой единой системы, хотя и оценивают его как невысокий. Как отмечает технический директор IT-компании HFLabs Никита Назаров, еще в 2020 году «Электронная путевка» получила бессрочный аттестат соответствия требованиям безопасности информации, предъявляемым к государственной информационной системе по второму классу защищенности (К2). «Это средний класс безопасности, который свидетельствует в том числе о том, что оператор системы должен проактивно следить за актуальными угрозами и реагировать на них. Проще говоря, не дожидаться, когда утечка произойдет, а оценивать риски и делать всё, чтобы она не случилась, — объясняет собеседник издания. (…) Тем не менее, если утечка произойдет, в массиве информации могут оказаться «очень чувствительные данные», в том числе имена и фамилии, адреса проживания, которые будут соседствовать с датами поездок, опираясь на которые можно вычислить, в какое время квартира будет пустовать, — признает Назаров. Однако пока, отмечает эксперт по безопасности, серьезных рисков для утечек он не видит: аттестация Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, по его мнению, демонстрирует «достаточный уровень защищенности».

— Так что пользовательские данные должны быть надежно защищены, но как это реализовано на практике, сказать сложно, — резюмирует он (Евгения Приемская. Кодовое снова: в России станут обязательными QR-коды для туристов // https://iz.ru/1382044/evgeniia-priemskaia/kodovoe-snova-v-rossii-stanut-obiazatelnymi-qr-kody-dlia-turistov).

Итак, мы видим, что даже эксперты признают риск утечки персональных данных из новой системы. Из практики хорошо известно, что абсолютно надежных систем в принципе нет и утечки информации происходят даже из наиболее защищенных. Нечего и говорить, что данные из единой информационной системы электронных путевок станут настоящим подарком для преступников разного рода, в первую очередь для занимающихся квартирными кражами. Однако и помимо сведений когда квартира будет пустовать в новой системе будет достаточно сведений, представляющих интерес для различных злоумышленников вплоть до иностранных спецслужб. Рассматриваемая ГИС фактически нарушает статьи 23 и 24 Конституции РФ, гарантирующие каждому право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну и не допускающие сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. Поскольку право на неприкосновенность частной жизни относится к числу основных прав и свобод человека, оно является неотчуждаемым в силу ст. 17 Конституции РФ. Ее следующая статья определяет, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти. Здесь же мы видим, что неотчуждаемые права человека ставятся гораздо ниже интересов цифровизаторов. Понятно, что формально «добровольное» согласие лица будет получено, однако фактически оно будет являться добровольно-принудительным, поскольку без данного согласия путевка не будет продана и человек не сможет путешествовать. Еще более возмутительным является заключительное положение новой статьи 10.4, согласно которому основные данные о туристе или туристах и информация об их путешествии отражаются в виде QR-кода в случае заключения с туристом и (или) иным заказчиком туристского продукта договора в письменной форме, в том числе в форме электронного документа. Первоначально использование QR-кодов оправдывалась необходимостью борьбы с коронавирусной инфекцией, теперь же цифровизаторы сбросили маски и не считают нужным искать хоть какое-то оправдание оцифровки людей, вся вина которых заключается лишь в заключении договора реализации туристского продукта в письменной форме. Поскольку никакое объективной необходимости обязательного внедрения новой электронной информационной систем и фиксации основных данных о туристе или туристах и информация об их путешествии в виде QR-кода нет, особенно в свете усиливающегося противостояния с Западом, принятие данного закона является еще одним шагом по созданию тотального электронно-цифрового концлагеря, в котором каждый шаг людей будет абсолютно прозрачен.

Остались вопросы? Вы можете задать их нам через чат-бота в телеграм
Задать вопрос
Подписывайтесь на наши ресурсы:
#QR код # Электронный концлагерь # Тотальный контроль # Путешествия
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: