Федеральный закон РФ от 30.12.2020 г. № 509-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее – ФЗ № 509) грубо нарушает конституционные права граждан, создает угрозу национальной безопасности и суверенитету страны. Данный закон вносит принципиальные изменения в Федеральный закон РФ от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – ФЗ № 210).
1. Лишение граждан права выбора формы государственных услуг.
ФЗ № 509 изменяет ключевые пункты статей 4, 5 и 6 ФЗ № 210, регулирующие основные принципы оказания госуслуг, права граждан и обязанности органов власти. Ранее в них говорилось об обязанности ответственных органов обеспечить получение государственных и муниципальных услуг «в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя». Теперь же везде появляется приписка – «за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме».
Что это означает для граждан России, в том числе православных христиан? Если до недавнего времени действовало общее правило о возможности выбора формы любых госуслуг по усмотрению гражданина (и государство было обязано удовлетворить этот выбор), то теперь отдельным законом по любой услуге государство может ввести запрет на традиционную (бумажную) форму. В таком случае персональные данные гражданина в безальтернативном порядке отправят в государственные базы и реестры, его зарегистрируют на портале госуслуг (в ЕСИА). Если же гражданин откажется от электронной формы госуслуг, ему в ответ сообщат, что иной формы не предусмотрено, и гражданин не будет иметь возможность реализовать свои права, в том числе конституционные. То есть, с первоначальной свободой выбора регистрации на едином портале госуслуг, электронного взаимодействия с государством (которая и прежде далеко не всегда была обеспечена), решено полностью покончить.
2. Введение правила об исключительно электронной форме оформления результата государственной (муниципальной) услуги.
С 1 января 2022 г. ФЗ № 210 дополняется статей 7.4, согласно части 1 которой: «Результаты предоставления государственных и муниципальных услуг учитываются и подтверждаются путем внесения органами, предоставляющими указанные услуги, в государственные и муниципальные информационные системы сведений в электронной форме». Как видно, принятым законом уже предусматривается безальтернативная автоматизированная обработка персональных данных путем внесения в централизованные цифровые базы сведений о результате оказания услуги.
Однако согласно части 1 статьи 24 Конституции РФ «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются». Поэтому закон нарушает базовые конституционные права граждан.
Часть 2 статьи 7.4 ФЗ № 210 предусматривает, что «Результат предоставления государственной или муниципальной услуги не оформляется в форме документа на бумажном носителе, если иное не установлено нормативными правовыми актами, регулирующими порядок предоставления такой услуги».
То есть, по общему правилу, все результаты взаимодействия гражданина и государства будут оформляться исключительно в цифровом виде. В перечень таких документов могут быть включены, например, выписки о недвижимости, автомобиле, любые документы, касающиеся непосредственно статуса гражданина, документы о семейном статусе, рождении его детей и др. То есть, никакие справки, выписки и т.п. в бумажном виде получить на руки будет невозможно. В случае сбоя государственной (муниципальной) информационной системы или злонамеренных действий лиц, получивших доступ к ней, у гражданина не будет никакой возможности доказать, что он чем-либо владеет и даже существует на свете.
3. Передача функций государства коммерческим организациям.
Еще одно важное нововведение в принятом законе, которое очевидно приведет к непоправимым негативным последствиям для страны – согласно части 1.2. статьи 7 ФЗ № 210 «Правительство Российской Федерации вправе определить перечень государственных услуг, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, государственными внебюджетными фондами, которые могут быть предоставлены при обращении заявителей в коммерческие и некоммерческие организации (при наличии у них технической возможности), а также случаи и порядок такого обращения…».
При этом в соответствии с частью 1.3. статьи 7 ФЗ № 210 «Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе с учетом положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, предусмотренных частью 1.2 настоящей статьи, установить в отношении государственных услуг, предоставляемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальными государственными внебюджетными фондами на территории субъекта Российской Федерации, случаи и порядок обращения за организацией предоставления таких услуг в коммерческие и некоммерческие организации (при наличии у них технической возможности)…». Аналогичными правами по передаче права на организацию предоставления муниципальных услуг коммерческим и некоммерческим организациям наделяются органы местного самоуправления (часть 1.4. статьи 7 ФЗ № 210).
Итак, Правительство РФ, органы власти субъектов и органы местного самоуправления теперь получают полномочия по передаче государственных и муниципальных функций (своих конституционных обязательств перед гражданами) и неограниченному кругу некоммерческих организаций, и коммерческим структурам. Частный бизнес, для которого главным мерилом эффективности всегда является прибыль, теперь заходит в госсектор практически на правах хозяина.
Полагаем, новые положения грубо нарушают статью 11 Конституции РФ, согласно которой «Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации»; «государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти». Между тем, вопреки указанным нормам новый закон позволяет передавать осуществление государственной власти частным организациям, что станет почвой для разгосударствления страны и передачи реальных рычагов управления гражданами в частные руки.
4. Право коммерческих и некоммерческих организаций использовать персональные данные граждан.
Согласно части 1.5 статьи 7 ФЗ № 210 «Коммерческая и некоммерческая организация, участвующая в организации предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с частями 12-14 настоящей статьи, вправе использовать результаты предоставления соответствующих услуг и информацию, ставшую доступной в результате предоставления соответствующих услуг, только в целях предоставления государственной или муниципальной услуги заявителю, а также с согласия заявителя в целях оказания указанной коммерческой или некоммерческой организацией услуг заявителю в соответствии с требованиями, которые вправе установить Правительство Российской Федерации».
Это означает, что частники будут активно испрашивать у гражданина, который обратился к ним за исполнением конкретного обязательства своего государства, согласие на использование его персональных данных в своих частных интересах, а также будут активно навязывать гражданину свои собственные услуги. У нас нет сомнений, что такими организациями будут, прежде всего, банки – именно они давно жаждут взять на себя оказание госуслуг, чтобы заключить как можно больше граждан в кредитную кабалу, а в Правительстве давно заявляют, что готовы делегировать им такие функции.
5. Коренная антигосударственная реформа сферы оказания госуслуг с полным игнорированием мнения общества.
ФЗ №509 содержит в себе и иные сомнительные инновации, которых коснемся кратко: возможность региональных властей перевести оказание госуслуг профильными органами власти исключительно в компетенцию многофункциональных центров (МФЦ) (часть 1.8 статьи 7 ФЗ№ 210); порядок оказания госуслуг гражданину в «проактивном» (автоматическом) режиме, когда ответственные госработники/автоматические системы будут фактически отслеживать жизнедеятельность гражданина и предлагать ему те или иные госуслуги раньше, чем он сам за ними обратится (а в случае согласия гражданина – и оказывать их автоматически) (статья 7.3 ФЗ№ 210); отказ Правительства от независимой экспертизы при разработке административных регламентов оказания госуслуг (статья 13 ФЗ№ 210) и др. Очевидно, что данным законом активизируются крайне опасные процессы распада государственной власти и потери суверенитета, а также дискриминации всех граждан России, по тем или иным причинам/убеждениям отказавшихся от получения госуслуг в электронной форме.
При этом, коренная реформа порядка взаимодействия граждан и государства никак не обсуждалась в общественном поле. Более того, в СМИ практически не было информации о принятии закона, столь серьезного по значимости и влияющего на права буквального каждого гражданина страны!
Реализация гарантированных гражданину Конституцией РФ прав на образование, на охрану здоровья, на свободу передвижения, на частную собственность и т.д. не предполагает таких обязательных условий, как регистрация в ЕСИА, согласие на обработку персональных данных, ведение «цифрового следа» с учетом всего взаимодействия индивида с государством, передача этой информации частникам. У каждого человека есть неотчуждаемые даже в случае введения в стране военного положения права на защиту личной и семейной тайны, на отказ от обработки персональных данных, от участия в экспериментах. Для реализации именно этих базовых прав до недавнего времени в ФЗ№ 210 присутствовал пункт об обязанности предоставления госуслуги в традиционной форме по просьбе гражданина. Теперь же это право выбора обнуляется.
6. Законопроект игнорирует позицию Русской Православной Церкви.
Как отмечено в Позиции Русской Православной Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных, принятой Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 4 февраля 2013 года: «Церковь считает недопустимыми любые формы принуждения граждан к использованию электронных идентификаторов, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных и личной конфиденциальной информации. Реализацию права на доступ к социальным благам без электронных документов необходимо обеспечить материальными, техническими, организационными и, если необходимо, правовыми гарантиями».
Принятый закон приведет к повсеместному принуждению в сфере автоматизированной обработки персональных данных граждан, присвоению и использованию номерного электронного идентификатора человека.
Убедительно просим законодателей инициировать поправки в Федеральный закон РФ от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», (1) недвусмысленно гарантирующие право всех граждан РФ получать государственные и муниципальные услуги по их выбору в традиционной (бумажной) форме, без использования номерного идентификатора (СНИЛС или иных), (2) исключающие проактивную форму оказания госуслуг (предполагающую отслеживание жизнедеятельности граждан), (3) исключающие передачу государственных функций (услуг) коммерческим организациям, а также неограниченному кругу некоммерческих организаций.
Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!
Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: