Аналитическая справка по государственному контракту № ГК 6401/21-3846

Госконтракт на оказание услуг по предоставлению видеоизображений с объектов видеонаблюдения образовательных организаций в государственную информационную систему «Единый центр хранения и обработки данных»
#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
0

06.10.2021 г. в информационной системе "ЕИС Закупки" был размещен текст государственного контракта, заключенного между Департаментом информационных технологий города Москвы и акционерным общество «СИТРОНИКС», номер закупки № 01732000014210012060001. Полное его название звучит как государственный контракт № ГК 6401/21-3846 на оказание услуг по предоставлению видеоизображений с объектов видеонаблюдения образовательных организаций в государственную информационную систему «Единый центр хранения и обработки данных». Согласно ему Исполнитель (АО «СИТРОНИКС») обязуется по заданию Заказчика (Департаментом информационных технологий города Москвы) оказать услуги по предоставлению видеоизображений с объектов видеонаблюдения образовательных организаций в государственную информационную систему «Единый центр хранения и обработки данных» (далее – услуги), в объеме, установленном в Техническом задании. За это Заказчик уплатит Исполнителю 2 859 131 552,40 руб. (два миллиарда восемьсот пятьдесят девять миллионов сто тридцать одна тысяча пятьсот пятьдесят два рубля 40 копеек) (п. 2.1). Сроки оказания услуг по Контракту установлены в количестве 1 836 календарных дней с даты заключения Контракта. Контракт вступает в силу со дня его подписания Сторонами и действует по 30 ноября 2026 г. Исполнитель обязан обеспечивать защиту персональных данных и иной конфиденциальной информации, полученной в ходе исполнения Контракта, при их обработке в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (п. 5.4.9). В п. 2.1 Технического задания (Приложение № 1 к государственному контракту) цинично заявляется, что целью оказания услуги является повышение эффективности управления городским хозяйством, уровня обеспечения безопасности жителей города Москвы, комфорта и удобства повседневной жизни граждан за счет применения информационно-телекоммуникационных технологий путем организации централизованного сбора, хранения и обработки информации об объектах видеонаблюдения. Мнения самих граждан о том, нужна ли им самим и их детям новая система видеослежки никто, разумеется, не спрашивал. П. 2.2 ТЗ определяет, что назначением оказания услуг по Техническому заданию является получение Заказчиком в режиме реального времени видеоинформации с объектов видеонаблюдения, т.е. образовательных организаций. Цели обработки информации, передаваемой Исполнителем Заказчику в соответствии с Техническим заданием, включают, но не ограничиваются, следующими:

- Хранение и обработка информации в ЕЦХД (Государственная информационная система «Единый центр хранения и обработки данных»).

- Предоставление доступа к информации пользователям ЕЦХД.

- Предоставление информации по запросам органов государственной власти и подведомственных им организаций.

Заказчик самостоятельно определяет цели и порядок обработки информации, полученной от Исполнителя (п. 2.3). Как видим, мэрия Москвы оставляет себе полную свободу рук в определении целей обработки информации, которую она собирается получать из образовательных организаций.

Показателен и п. 3 ТЗ, согласно которому при оказании каждой из услуг Исполнитель обеспечивает:

- формирование видеоизображения ВК (Видеокамера/камера/источник формирования видеоизображения/ средство видеонаблюдения) Исполнителя, установленной по адресу места нахождения ВК, определенному в соответствии с Техническим заданием;

получение информации с данной ВК и ее передачу от объекта видеонаблюдения до ЕЦХД в режиме реального времени в формате управляющих систем ЕЦХД (Управляющие системы ЕЦХД – Подсистемы ЕЦХД, обеспечивающие прием и обработку видеоизображений, и контроль качества услуги). Одна услуга оказывается с применением одной ВК.

«Любая информация, предоставленная Исполнителю Заказчиком, или ставшая известной в связи с оказанием услуг по Контракту, считается информацией ограниченного доступа, в том числе учетные записи, переданные для предоставления доступа к содержащейся в ЕЦХД информации, и не подлежит разглашению или передаче третьим лицам без согласования с Заказчиком. Исполнитель обязуется не передавать в ЕЦХД информацию ограниченного доступа. Заказчик не несет ответственности за обеспечение соответствующего режима обработки информации ограниченного доступа, переданной Исполнителем по Контракту в рамках оказания услуг. Ответственность за все возможные нарушения требований нормативных правовых актов РФ и города Москвы, связанные с обработкой, поступившей в ЕЦХД информации ограниченного доступа при оказании Исполнителем услуг по Контракту, несет Исполнитель.

Заказчик самостоятельно разрешает или ограничивает доступ к информации, полученной от Исполнителя в рамках оказания услуг, определяет порядок и условия доступа к этой информации». Мэрия Москвы заблаговременно снимает с себя всяческую ответственность «за все возможные нарушения требований нормативных правовых актов РФ и города Москвы, связанные с обработкой, поступившей в ЕЦХД информации ограниченного доступа» и возлагает ее на Исполнителя, очевидно хорошо понимая риск утечек собранной с помощью видеокамер информации.  

Интерес представляет и п. 6.6 ТЗ, определяющий требования к сети передачи данных. Согласно ему сеть передачи данных Исполнителя должна быть масштабируемой и обеспечивать передачу всего объема трафика от всех ВК в реальном масштабе времени по виртуальной частной сети уровня 3. На сети передачи данных Исполнителя должно быть организовано резервирование полосы пропускания, позволяющее передавать потоки видеоизображения в объеме и качестве указанных в Техническом задании. Присоединение сети передачи данных Исполнителя к ЕЦХД осуществляется с использованием интерфейсов 10G-Ethernet (компьютерных сетей, позволяющих передавать Ethernet пакеты со скоростью 10 гигабит в секунду) с возможным объединением нескольких интерфейсов в единые логические группы. Одним из требований является удаленный доступ к ВК (напрямую, не через порталы ЕЦХД), который должен осуществляться в режиме реального времени для просмотра видеоизображения и управления ВК (при поддержке ВК соответствующих функций управления) без нарушения качества предоставления услуг (п. 7.2). На каждом объекте Исполнитель обеспечивает локальное хранение (в течение 30 суток с момента создания видеоинформации) и отображение в месте нахождения объекта архивной видеоинформации, поступающей с ВК. Такое локальное хранение и отображение архивной видеоинформации осуществляется Исполнителем с использованием принадлежащих ему оборудования (п. 7.8).

Требования к параметрам услуг указаны в таблице 3 ТЗ. В частности, к видеонаблюдению образовательных организаций предъявляются следующие требования:

-        Резервируемая пропускная полоса канала связи Исполнителя не менее 1024 Кбит/с на 1 видеокамеру;

-        Количество кадров в секунду – от 5 до 25. Устанавливается по требованию Заказчика.

-         Передача звука в формате управляющих систем ЕЦХД (для внутренних камер).

В сцену обзора должны попадать следующие категории объектов:

Также в сцену обзора должны попадать внутренние помещения общеобразовательного учреждения (п. 9.2).

Исполнитель должен обеспечивать непрерывный (круглосуточный) режим оказания услуг в зоне своей ответственности по схеме: 24/7/365 (п. 10.1). Согласно п. 13 «все права на объекты, созданные Исполнителем в процессе исполнения Контракта, в частности, на аудиовизуальные объекты (фотоизображения, видеоизображения, аудиозаписи), объекты видеоинформации, а также права на информацию, содержащуюся в реестре камер, любые объекты интеллектуальной собственности, созданные при исполнении Контракта, принадлежат Заказчику с момента создания указанных объектов». Таким образом, все права на видеоизображения и аудиозапись педагогов, учащихся, их родителей, сделанные на территории общеобразовательных учреждений и перед ними, мэрия города Москвы одним росчерком пера присвоила себе. Помимо суммы контракта впечатляет и его охват -  1632 общеобразовательных учреждений (Приложение Д к Техническому заданию).

Вполне возможно, что к этой системе видеонаблюдения в общеобразовательных учреждений смогут подключиться правоохранительные органы Российской Федерации и МЧС России. С одной стороны, это может позволить органам правопорядка оперативно среагировать на проникновение на территорию учебного заведения преступников и подозреваемых. Однако, с другой стороны, изображения школьников могут оказаться в руках МВД и, в случае построения полицейского государства, все молодые люди в нашей стране начиная со школьного возраста будут автоматически попадать под тотальное наблюдение и не менее тотальный контроль.

О получении предварительного согласия на осуществление видеонаблюдения ничего не говорится, в тексте контракта лишь устанавливается обязанность Исполнителя размещать табличку, информирующую граждан о том, что ведется видеонаблюдение (п. 6.9 ТЗ). Абсолютно ничего не говорится об обеспечении прав тех лиц, которые не дадут своего согласия, что фактически нарушает статьи 23 и 24 Конституции РФ, гарантирующие каждому право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну и не допускающие сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. Поскольку право на неприкосновенность частной жизни относится к числу основных прав и свобод человека, оно является неотчуждаемым в силу ст. 17 Конституции РФ. Ее следующая статья определяет, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти. Здесь же мы видим, что неотчуждаемые права человека ставятся гораздо ниже интересов цифровизаторов. Поскольку персональными данными является любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), то подобный подход нарушает и статью 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "О персональных данных", согласно которому обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

В данном проекте не говорится о том, что с помощью видеонаблюдения будут распознавать эмоции учащихся, но 11 января 2021 г. Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации опубликовали проект приказа «Об утверждении стандарта «Цифровая школа»» (https://regulation.gov.ru/projects#npa=112182). Согласно ему Система видеоаналитики должна позволять в круглосуточном режиме осуществлять мониторинг образовательного процесса, а также осуществлять распознавание лиц, фиксировать количество вошедших и вышедших, контролировать оставленные предметы, скопление людей, дым и огонь. При создании системы видеоаналитики могут быть реализованы интеграции с:

Подобные технологии уже существуют и в нашей стране. Так, пермская IT-компания уже разработала систему психодиагностики по видеопотоку, которая может анализировать настроение школьников в течение долгого времени. Проект с использованием этой технологии запустят в пилотном режиме в четырех школах города. Нейросеть следит за детьми каждую секунду урока, потом формируется массив данных. Пробный запуск уже прошел в одной из школ города в партнерстве с Пермским филиалом ПАО «Ростелеком». Система была подключена к камерам ЕГЭ, которые уже были установлены в кабинете. Глаз камеры постоянно смотрит на учеников, находящихся в процессе своей естественной постоянной учебной активности, а программное обеспечение идентифицирует, где какой ребенок, и с периодичностью три раза в секунду производит скрининг постоянно меняющихся эмоций детей. Итогом работы системы в течение дня является табличный отчёт, в котором полностью указаны имена учащихся и результирующее состояние — наиболее частое у конкретного ребенка в течение дня. Система выдает нам анализ по человеку в течение дня, недели, месяца (Работает через камеры для ЕГЭ. В Перми готовятся запустить систему распознавания эмоций школьников // https://59.ru/text/education/2019/05/23/66098020/). Понятно, что с помощью этой аналитики при желании легко можно сделать оргвыводы применительно не только к самим детям, но также их родителям и педагогам. Сейчас системы видеонаблюдения с функцией распознавания лиц на платформе Orwell уже есть в 1608 школах в 12 регионах. Теперь ими планируется охватить более 43 тысяч школ. Камеры установят в коридорах, залах, на лестницах школ, а также на прилегающей территории. Оправдывают это обеспечением безопасности учеников, отслеживанием времени их посещения школы и выявление посторонних на территории. Камеры подключат к платформе Orwell (система видеонаблюдения с возможностями компьютерного зрения), а также встроят в них модуль распознавания лиц производителя NtechLab. С помощью него система также будет отслеживать рабочее время сотрудников. Подрядчиком выступает Национальный центр информатизации, который входит в «Ростех». Общая сумма контрактов превышает 2 млрд руб. (Все российские школы оборудуют системой «Оруэлл» с функцией распознавания лиц от NtechLab // https://habr.com/ru/news/t/506920/). Весьма симптоматично, что разработчики платформы назвали ее именем известного английского писателя, активно стремясь превратить нашу обычную жизнь в описанную им антиутопию со всевидящим оком «Большого брата». Начать они решили со школы, чтобы с детских лет приучить ребенка к тому, что постоянная слежка и контроль за ним являются нормальным явлением. Как видим, подобные планы существуют и они теоретически могут быть реализованы и с помощью системы видеонаблюдения, предусматриваемой проектом приказа «Об утверждении стандарта «Цифровая школа»».

Поскольку абсолютно безопасных систем нет, то существует угроза бесконтрольного распространения персональных данных педагогов, учащихся и их родителей путем нелегального хищения. Причем эти данные могут использовать в своих целях как криминальные группировки, так и геополитические противники нашей страны. Помимо этого рассмотренный государственный контракт № ГК 6401/21-3846 на оказание услуг по предоставлению видеоизображений с объектов видеонаблюдения образовательных организаций в государственную информационную систему «Единый центр хранения и обработки данных» московской мэрии   является еще одним шагом к установлению тотального электронного контроля за детьми и их родителями.

Исходя из вышеизложенного требуем расторгнуть государственный контракт № ГК 6401/21-3846 Департамента информационных технологий города Москвы и акционерного общества «СИТРОНИКС» на оказание услуг по предоставлению видеоизображений с объектов видеонаблюдения образовательных организаций в государственную информационную систему «Единый центр хранения и обработки данных».

Остались вопросы? Вы можете задать их нам через чат-бота в телеграм
Задать вопрос
Подписывайтесь на наши ресурсы:
#Видеокамеры # Видеонаблюдение
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: