На сайте Министерства просвещения Российской Федерации опубликован Паспорт стратегии Цифровой трансформации образования (https://docs.edu.gov.ru/document/267a55edc9394c4fd7db31026f68f2dd/). Как говорится в самом начале этого документа, Министерство просвещения РФ обеспечивает создание условий для внедрения к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней, путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, создания федеральной цифровой платформы. К своим текущим достижениям цифровизаторы образования подходят даже несколько критично: «Используемые в настоящее время информационные системы не позволяют в полной мере обеспечить поддержку решений актуальных задач как в области управления отраслью, так и в области предоставления гражданам качественного и доступного образования» (с. 2). Однако вместо того, чтобы задуматься о правильности избранного ими пути, определяющего качество или, скорее, некачественность образования подрастающих поколений, неизбежно окажущего самое негативное влияние на будущее страны, панацею от всех бед они видят в ускорении цифровизации. Они перечисляют следующие прикладные задачи, которые будет крайне сложно решить на достигнутом на сегодняшний момент уровне:
• создание возможностей для учеников освоить образовательных программ вне зависимости от форс-мажорных обстоятельств;
• создание единого цифрового образовательного пространства с разнообразным персонализированным верифицированным цифровым контентом;
• формирование рекомендаций по построению индивидуальной образовательной траектории на основе обработки данных с помощью интеллектуальных алгоритмов
• переход к электронному документообороту в рамках всей системы образования Российской Федерации, с одновременной минимизацией бумажного документооборота;
• формирование цифрового портфолио ученика.
Если перевести все это с «цифровизаторского» на русский язык, перечисленные прикладные задачи, которые разработчики собрались решать, будут означать самостоятельное обучение учеников за компьютером с минимальным участием педагогов или вообще без их участия (освоение образовательных программ вне зависимости от форс-мажорных обстоятельств) под руководством искусственного интеллекта (ИИ), который будет проводить сегрегацию учеников по заложенным в него критериям (формирование рекомендаций по построению индивидуальной образовательной траектории на основе обработки данных с помощью интеллектуальных алгоритмов, для чего и понадобится разнообразный персонализированный верифицированный цифровой контент). Весь процесс обучения или, скорее, самообучения, будет постоянно фиксироваться с помощью компьютерных программ, которые будут формировать цифровое портфолио ученика, который в результате минимизации бумажного документооборота рискует к концу обучения вовсе остаться без традиционного бумажного документа об образовании, получив вместо него запись в соответствующем реестре. В Карточке проекта заявляется: «Гаджеты, цифровые технологии и продукты сегодня конкурируют с учебной деятельностью за внимание ученика. Необходима их интеграция в процесс обучения, воспитания и развития, ликвидация образовательных дефицитов, индивидуализация образования, включая персональные образовательные траектории». Авторы документа заявляют: «Решение перечисленных проблем и реализация задач по цифровой трансформации отрасли возможны только в результате выработки единых подходов в организации и функционировании цифровых образовательных систем, формирования набора сервисов для граждан с возможностью получить образовательные услуги посредством единой точки доступа к цифровым образовательным сервиса, стандартизации взаимодействия создаваемых и существующих информационных систем Минпросвещения России и региональных систем».
Решать перечисленные проблемы они собрались с помощью большого межведомственного проекта «Цифровая трансформация отрасли «Образование (общее)»», который будет реализовываться с 2021 по 2030 год и потребует дополнительных ассигнований из федерального бюджета.
В его рамках провозглашаются следующие стратегические инициативы:
- Создание сервиса «Библиотека цифрового образовательного контента»
- Создание сервиса для школьников «Цифровой помощник ученика»
- Создание системы управления в образовательной организации
- Создание сервиса для школьников «Цифровое портфолио ученика»
- Создание сервиса «Цифровой помощник родителя»
- Создание сервиса «Цифровой помощник учителя»
Инициативы составлены достаточно хитро, чтобы под благовидными предлогами протащить нужные цифровизаторам цели. «Библиотека цифрового образовательного контента» представляет из себя сервис, который не только позволит использовать современный верифицированный цифровой образовательный контент и реализовывать образовательные программы углубленного уровня, но и выстраивать индивидуальные образовательные траектории, а также повышать профессиональные компетенции педагогов. «Цифровой помощник ученика» с учетом подборки верифицированного цифрового образовательного контента будет выстраивать индивидуальный план обучения в соответствии с интересами и способностями обучающегося, а также управлять образовательной траекторией в соответствии с уровнем подготовки и интересами. Планируется, что к 2024 г. благодаря ему 100% школьников смогут участвовать в реализации сетевых программ обучения с использованием видеочатов и других средств коммуникации. «Цифровое портфолио ученика» - сервис, обеспечивающий школьникам возможность управления образовательной траекторией, академическими и личностными достижениями, предоставляющий возможность сформировать пакет документов для их подачи на обучение по программам среднего профессионального или высшего образования. Формирование цифрового портфолио ученика будет осуществляться с согласия родителей (законных представителей) обучающихся. Показательно и такое откровение цифровизаторов: «Построение системы управления образовательной организацией направлено на расширение возможности принятия управленческих решений на основе анализа «Больших данных», насыщение ее интеллектуальными алгоритмами» (с. 7). Установлены такие нормативы: к 2024 г. 70% управленческих решений будут приниматься на основе анализа «Больших данных» интеллектуальными алгоритмами, а к 2030 г. – все 100%. Благодаря этой же системе к 2021 г. оперативное управление обеспечено на 100% сервисами ВКС-связи (Сферум) и мессенджерами, а к 2024 г. на 100% будут сформированы реестры данных для анализа, прогноза и выработки управленческих решений, а образовательные организации перейдут на безбумажные технологии в организации образовательной деятельности. «Цифровой помощник родителей» - проактивный сервис, создающий комплексные возможности для организации образовательной жизнедеятельности ребенка. «Цифровой помощник учителя» - сервис, автоматизирующий проверку домашних заданий и планирование рабочих программ с привлечением экспертных систем искусственного интеллекта, упрощающий и помогающий сформировать эффективную систему выявления, развития и поддержки талантов у детей, повысить качество прохождения повышения квалификации преподавателями. Итак, если замыслы цифровизаторов сбудутся, то ИИ будет управлять образовательной организацией, выстраивать индивидуальный план обучения-индивидуальную образовательную траекторию, проверять домашние задания и планировать рабочие программы для учителя. В Карточке проекта школьникам рисуется такая заманчивая перспектива: «Использование цифрового образовательного контента, в том числе без доступа в сеть «Интернет», самообследование на выявление интересов и склонностей с рекомендациями по развитию, самодиагностика освоения школьной программы с рекомендациями по дополнительной подготовке, проактивная профориентация». Не забыты и учителя: «Автоматическая подборка цифрового контента в соответствии с рабочей программой, ведение дневника, журнала и расписания в электронной форме, использование интегрированных цифровых сервисов и ресурсов, мгновенный обмен оперативными запросами и информацией с родителями, ведение документооборота в автоматизированном режиме, автоматизация проверки домашних заданий школьников». Больше всего плюсов разработчики сулят государству: «Обеспечение электронного документооборота и электронной отчетности, планирования и контроля ФХД, обеспечение возможности индивидуальной и коллективной работы с документами, обеспечение возможности управления доступом к персональным данным при поступлении в образовательную организацию, на работу, обеспечение интеграции с сервисами поступления в СПО и вузы, а также «Работа в РФ», упрощение процедур получения образовательных услуг за счет бесшовного обмена юридически значимыми электронными документами, создание проактивного сервиса для родителей (законных представителей) по подбору и реализации индивидуальной образовательной траектории ребенка, создание сервисов по подбору программ повышения квалификации и общефедеральной платформы развития профессиональных компетенций учителей, реализация программ повышения квалификации, направленных на интеграцию цифровых сервисов и ресурсов в деятельность учителя, агрегирование данных из открытых источников, обеспечение доступа образовательных организаций к цифровому образовательному контенту, проведение экспертизы цифрового образовательного контента». Особенно многообещающим выглядит управление доступом к персональным данным бывших учеников, что обеспечивает за ними жесткий контроль. Немало обещается и школам: «Ведение базы данных по кадровому составу образовательных организаций, внедрение системы цифрового документооборота, создание в рамках ФГИС «Моя школа» цифрового профиля обучающегося, наполнение и модернизация цифрового образовательного контента, в том числе для реализации адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ, персонализированный подход к построению образовательных треков: рекомендации по построению индивидуальной образовательной траектории на основе обработки данных с помощью интеллектуальных алгоритмов, формирование индивидуального учебного плана (графика) и интеграция его с учебным планом школы, цифровой органайзер, обеспечивающий индивидуальное планирование учебной и внеучебной нагрузки, обеспечение сервиса по проактивному подбору верифицированного контента на основе анализа цифрового профиля обучающегося». На фоне всего этого «цифрового рая» родители выглядят явно обделенными – им обещают только мгновенный обмен оперативными запросами и информацией с учителями. Почему им жизненно необходим именно мгновенный обмен, без которого они обходились десятилетиями, цифровизаторы не объясняют.
Не обходится и без обычных мантр реформаторов: «Цифровая трансформация отрасли необходима для обеспечения эффективной информационной поддержки органов исполнительной власти, организаций системы образования и граждан в рамках процессов организации получения образования и управления образовательным процессом. Реализация проектов приведет к повышению эффективности процессов функционирования образовательных организаций, изменит характер взаимодействия между всеми участникам данных отношений». Впрочем, в Карточке проекта разработчики проговорились об одной из причин, движущих ими: «Высокие затраты государства на закупку бумажных учебников, высокие затраты родителей на закупку дополнительных материалов». Едва ли государство волнуют высокие затраты родителей на закупку дополнительных материалов, но вот на закупке бумажных учебников оно решило сэкономить. Правда, какая это будет экономия и будет ли она вообще – большой вопрос, поскольку сравнение расходов на бумажные учебники и на тотальную цифровизацию образования в Паспорте не приводится.
Менять характер взаимодействия собираются с момента поступления ребенка в школу: «Применение сервисов обеспечит возможность реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения и применением единого портала, информационной системы Министерства просвещения Российской Федерации и информационно-коммуникационной образовательной платформы, а также создаст возможность для использования и интеграции с едиными региональными информационными системами и ресурсами в сфере образования в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность в субъектах Российской Федерации. (…) Стандартизация взаимодействия создаваемых и существующих информационных систем Минпросвещения России, региональных систем и переход на использование единых классификаторов, реестров, справочников и форматов взаимодействия способствует созданию прозрачной и открытой среды, в рамках которой функционируют участники проекта, обеспечивает развитие современной цифровой инфраструктуры». Очевидно, что если для создания «прозрачной и открытой среды» потребуется принести в жертву конституционные гарантии неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, то цифровизаторы их с легкостью принесут на алтарь построения цифрового общества.
Целью реализации связанных между собой стратегических инициатив является достижение всеми образовательными организациями следующих показателей:
• доступ к верифицированному цифровому образовательному контенту и сервисам для участников образовательных отношений на безвозмездной основе;
• наличие доступа к проактивным сервисам подборки верифицированного цифрового образовательного контента, обеспечивающего высокое качество подготовки по общеобразовательным программам и развития в соответствии с интересами и способностями;
• использование сервисов по автоматизированному планированию рабочих программ и таргетированному подбору соответствующего верифицированного контента;
• предложение таргетированного перечня программ повышения квалификации в соответствии с профессиональными дефицитами и интересами педагогических работников;
• использование образовательными организациями сервисов федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды при реализации образовательных программ.
Обращает на себя внимание, что о доступе на безвозмездной основе говорится только в отношении верифицированного цифрового образовательного контента и сервисам для участников образовательных отношений. Относительно остальных целей о безвозмездном доступе не говорится. Эзоповым языком разработчики Паспорта намекают, что за все остальное цифровое удовольствие придется платить: «АИС «Маркетплейс образовательного контента и услуг» (далее – Маркетплейс) ориентирован на дистрибуцию верифицированного образовательного контента и услуг их поставщиками. Реализованы возможности формирования администратором школы набора верифицированного контента, который будет доступен педагогам школы, добавления педагогами верифицированного контента в «портфели» учащихся. При этом процесс получения пользователями доступа к верифицированному контенту, доступному без оплаты, усложнен» (с. 2). Весьма интересна и таблица «Оценка эффектов реализации проектов». Если Министерство просвещения Российской Федерации как собственник стратегии совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации осуществляют управление и координацию стратегии, а остальные министерства, субъекты РФ, организации общего образования и организации ДПО ее реализуют, то ИТ-компании и стейкхолдеры там прямо названы заказчиками. Становится понятно, в чьих интересах разрабатывалась и внедряется данная стратегия.
Для достижения своих целей цифровизаторы планируют:
• Внесение изменений в НПА и принятие НПА, обеспечивающих реализацию разработок цифровых продуктов и сервисов.
• Формирование реестров данных для анализа, прогноза и выработки управленческих решений.
• Разработка и внедрение цифровых образовательных продуктов и сервисов.
• Повышение квалификации учителей по использованию сервиса в профессиональной деятельности.
До окончания 2021 г. они собираются создать и запустить сервис «Библиотека цифрового образовательного контента», содержащий базовый образовательный контент общего образования, и обеспечивающий проведение экспертизы и доступ к вариативному цифровому контенту; определить возможности интеграции с действующими базами данных и реестрами.
До 2024 г. они хотят:
• Создать и запустить ФГИС «Моя школа» в части архитектуры баз данных, обеспечивающих выгрузку данных для цифрового профиля.
• Разработать архитектуру информационной системы «Система управления в образовательной организации».
• 100% повышение квалификации педагогических работников доступно учителю через цифровую платформу.
• 33% уроков проводятся с использованием современного цифрового образовательного контента.
• Библиотека цифрового контента позволяет осуществлять таргетированный подбор контента для углубленных и индивидуальных образовательных программ повышенного уровня (показательно, что в другом месте говорится, что узнать о достижении этой цели помогут данные аналитической подсистемы платформы ).
• 100% школьников могут получить по запросу подборку таргетированного контента – цифровых образовательных ресурсов в соответствии с уровнем подготовки и интересами.
• 100% школьников могут участвовать в реализации сетевых программ обучения с использованием видеочатов и других средств коммуникации.
• 100% абитуриентов, завершивших освоение общеобразовательных программ, могут сформировать портфолио для подачи документов на обучение по программам среднего профессионального или высшего
образования.
• Сформированы реестры данных для анализа, прогноза и выработки управленческих решений.
• 100% образовательных организаций перешли на безбумажные технологии в организации образовательной деятельности.
• 100% образовательных организаций используют сервисы федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды при реализации образовательных программ.
• 90% электронный документооборот.
• 100% управленческих решений принимаются на основе анализа «Больших данных» интеллектуальными алгоритмами.
• Созданы автоматизированный сервис записи в школу. Сформированы реестры цифровых двойников школ, образовательных программ.
• 100% родителей имеют возможность записать детей в дошкольные учреждения, школы и программы дополнительного образования по принципу 4 OK.
• Действует автоматизированная система таргетированного подбора и записи на доступные программы дополнительного образования.
• Действует система мгновенного обмена оперативными запросами и информацией между школой и родителями.
• 100% педагогическим работникам доступен сервис по автоматическому планированию реализации рабочих программ с однократным вводом информации и таргетированным подбором контента.
• Осуществляется автоматизированная проверка домашних заданий, которые возможно проверить с использованием интеллектуальных алгоритмов.
• 100% педагогических работников предлагается таргетированный перечень программ повышения квалификации в соответствии с его профессиональными дефицитами и интересами.
До 2030 г.:
• 100% обучающихся имеет возможность бесплатного доступа к верифицированному цифровому образовательному контенту и сервисам для самостоятельной подготовки
• 100% педагогических работников получили возможность использования верифицированного цифрового образовательного контента и цифровых образовательных сервисов.
• 100% школьникам доступны проактивные сервисы подборки цифрового образовательного контента, обеспечивающего высокое качество подготовки по общеобразовательным программам и развития в соответствии с интересами и способностями, а также возможность использования цифрового органайзера, позволяющего эффективно планировать индивидуальный план (программу) обучения и развития и интегрировать его с программой образовательной организации.
• 100% педагогических работников используют сервис по автоматизированному планированию рабочих программ и таргетированному подбору соответствующего контента.
• 50% домашних заданий проверяется автоматически с использованием экспертных систем ИИ.
• Планирование повышения квалификации педагогических работников работает как проактивный сервис.
В части связи с показателями национальных целей провозглашается:
• Формирование эффективной системы выявления, развития и поддержки талантов у детей.
• Создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности.
• Достижение цифровой зрелости ключевых отраслей экономики, социальной сферы.
• Увеличение вложений в отечественные решения в сфере ИТ.
Показательна и таблица «Риски проекта и управление ими». В качестве таковых там, в частности, указан критерий «Соответствие запросу граждан» с такой расшифровкой: «Незаинтересованность в использовании сервисов, недостаточный уровень развития цифровых компетенций граждан для использования цифровых сервисов». Другие угрозы разработчики видят в сфере кибербезопасности («Нежелание использовать сервисы цифровой образовательной среды, связанное с отсутствием доверия у граждан и недостаточной информационной безопасностью »), а также в отсутствии необходимых технологий для создания цифровой образовательной среды. Весьма показательно, что цифровизаторы не видят угрозы ни в части здоровья и безопасность обучающихся и педагогов, ни в риске утечки и использования злоумышленниками персональных данных из системы, ни в снижении качества образования, что неизбежно крайне негативно скажется на обществе и государстве в целом.
Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!
Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: