После стольких лет цифровизации и вложенных в нее миллиардов, если не триллионов рублей ее апологеты вдруг заметили, что дело идет не совсем так, как им хотелось бы. Конечная цель «цифрового рая» остается неизменной, но вот некоторые сомнения в правильности выбранного тактического пути у них вдруг появились. На заседании правительственной комиссии по цифровому развитию сам министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Константин Носков вдруг резко раскритиковал то, как организованы навязываемые всеми правдами и неправдами электронные госуслуги: «Подавляющее большинство из порядка 400 федеральных услуг, представленных на едином портале, – это только формы заявлений, к которым, как правило, нужно приложить отсканированные копии документов, подписать их усиленной квалифицированной электронной подписью, которой у граждан, как правило, нет. Дальше уже идёт привычный аналоговый процесс в ведомстве, в результате которого выдаётся бумажный документ». Общий его вывод оказался еще более неутешительным: «В последние несколько лет, к сожалению, развитие цифровых услуг происходило инерционно. Да, мы видим очень хорошую динамику, но при этом отдаём себе отчёт, что, … если не снять существующих ограничений, то мы уже в ближайшее время столкнёмся с её резким замедлением».
Очередной рецепт чудодейственного средства, способного разом решить все проблемы, по давней традиции отечественных реформаторов нашелся за границей, правда на этот раз не на Западе, а на Востоке. Для эффективного обеспечения трансформации экономики глава Минкомсвязи РФ предложил премьер-министру Дмитрию Медведеву создать в России аналог сингапурского государственного агентства GovTech Singapore, которое стало бы «единым центром цифровой трансформации», сообщает ТАСС. «Многие страны – лидеры цифровой трансформации создают специализированные организации, центры компетенций. Например, широко известный пример сингапурской организации GovTech. Мы с Максимом Алексеевичем [Акимовым] и Минэкономразвития неоднократно обсуждали вопрос создания такого аналога российского GovTech. И будем готовы, Дмитрий Анатольевич, предложить оптимальные варианты организационно-правовой формы и механизмов финансирования, и показателей эффективности такой структуры», – сказал Константин Носков (Глава Минкомсвязи предложил главе правительства создать государственный центр цифровой трансформации). Приведя в пример сингапурское государственное агентство GovTech, предоставляющее IT-инфраструктуру для общения гражданина и государства, Носков подчеркнул, что подобные организации обеспечивают как разработку, так и мониторинг стандартов технологической архитектуры госинформсистем, а также непосредственно разрабатывают и используют платформу цифрового государства, однако в России такие функции сейчас полностью находятся на аутсорсинге. В Минцифре уверены, что "Гостех" – это важный этап в цифровизации государства (Начинается эксперимент по созданию цифровой платформы "Гостех").
На официальном сайте Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации были приведены сказанные по этому поводу слова замглавы Минцифры России Дмитрия Огуряева: «Цифровизация представляет собой радикальное изменение процессов и ИТ-автоматизацию. Очевидно, что одно не работает без другого. Никакое ИТ не спасет ошибки в проектировании. «ГосТех» в нашем понимании — это комплексный производственный процесс, покрывающий весь цикл от идеи до реализации и эксплуатации. Образно говоря, это рельсы, двигаясь по которым, сложно свернуть на обочину. В этой связи было бы ошибочно рассматривать «ГосТех» исключительно как ИТ-платформу. Мы закладываем гораздо больший смысл в этот проект, вплоть до изменения нормативного регулирования этой области». Запомним эти слова об изменении нормативного регулирования, а пока порадуемся за апологетов цифровизации, которым наконец удалось найти к желанной цели не то что очередной тактический путь, а целую железную дорогу, по которой можно лететь к этой цели с небывалой до этого скоростью. Судя по дальнейшему утверждению замглавы Минцифры России, апологеты цифровизации и рассматривают «ГосТех» именно как прорывную технологию, позволяющую если не решить разом все проблемы, то, как минимум, сделать очередной «большой скачок»: «В разных индустриях время от времени рождаются конвейеры, позволяющие совершить прорыв в своих отраслях. Это «Форд» в автомобильной промышленности, «МакДоналдс» в сегменте быстрого питания, «Ситибанк» в финансовой сфере. Реализация «ГосТеха» позволит сделать конвейер в области государственной цифровизации» (Эксперимент по «ГосТеху» стартует 1 ноября 2020 года). Руководствуясь подобными радужными ожиданиями, Правительство РФ 12 октября 2020 г. приняло Постановление о проведении эксперимента по созданию единой цифровой платформы Российской Федерации "ГосТех". Однако прежде чем рассмотреть сам нормативный документ, полезно будет обратиться к сингапурскому опыту, который наши цифровизаторы на сей раз взяли за образец.
GovTech является государственным управлением в правительстве Сингапура, которое было образовано из бывшего Управления по развитию инфокоммуникаций Сингапура (IDA) в 2016 году. С 1 мая 2017 года GovTech был переведен из Министерства связи и информации в канцелярию премьер-министра (Сингапур) (PMO). В настоящее время он является исполнительным агентством PMO's «Smart Nation and Digital Government Office» (Government Technology Agency). Для нашего анализа принципиально важным является то обстоятельство, что в Сингапуре именно GovTech осуществляет реализацию программы Smart Nation («Умная нация»; «умная», разумеется в цифровом смысле) - инициативу правительства по использованию инфокоммуникационных технологий, сетей и больших данных для создания технологических решений, которая была начата 24 ноября 2014 года. Платформа Smart Nation Sensor Platform (SNSP) отслеживает и анализирует данные, относящиеся к жилью, удобствам, общественной инфраструктуре и «включает оборудование, такое как фонарные столбы и общедоступные камеры, а также программное обеспечение, которое обеспечивает обмен данными с датчиков, а также данные и видеоаналитику». Взаимосвязанная сеть из 110 000 фонарных столбов с беспроводными датчиками будет собирать данные, которые будут использоваться для городского и оперативного планирования, технического обслуживания и реагирования на инциденты. Группа «Умная нация и цифровое правительство» (SNDGO) и Государственное технологическое агентство (GovTech) при канцелярии премьер-министра (PMO) возглавляют разработку национальной системы цифровой идентификации для онлайн-транзакций между гражданами и предприятиями на основе существующей системы SingPass. GovTech также входит в состав PMO в качестве исполнительного агентства SNDGO. Совместно SNDGO и GovTech образуют группу Smart Nation and Digital Government Group (SNDGG). В рамках инициативы Smart Nation правительство Сингапура широко внедряет безналичные платежи, в частности стремясь к созданию полностью безналичной системы общественного транспорта к 2020 году, для чего услуги пополнения счета наличными на станциях были полностью прекращены к марту 2018 года, а также создания единой системы безналичных платежей в Сингапуре, особенно в отношении уличных торговцев, для чего планируется использовать систему QR-кодов Nets для осуществления платежей в лотках. С высокой трибуны были провозглашены следующие лозунги: «Большие данные и Интернет вещей - ключ к мечте Сингапура об умной нации» и «Сингапур - часть цифрового шелкового пути, испытательный полигон для всего мира». С постепенным внедрением инициатив Smart Nation эксперты по безопасности высказали опасения по поводу того, что повсеместное наблюдение с использованием предлагаемой «Фонарный столб как платформа» (LaaP) с обширной технологией распознавания лиц может подорвать конфиденциальность личности. Ожидание массового наблюдения со стороны правительства может также привести к «самонаблюдению, самоконтролю, самоцензуре». В ответ правительство пообещало, что не планирует использовать методы слежки для целей социального кредитного рейтинга или морального контроля. Утечка данных SingHealth в июле 2018 года показало неспособность правительства обеспечить безопасность электронных данных и заставило критиков настаивать на переосмыслении концепции Smart Nation (Умная нация - Smart Nation).
Другие авторы также констатируют: «Что касается кибербезопасности, то в этой сфере GovTech пока ничего не гарантирует, но обещает сотрудничать с экспертами и создать технологию для защиты от кибератак». Однако такая мелочь как отсутствие кибербезопасности нисколько не мешает GovTech запускать все новые и новые проекты для превращения Сингапура в образцовое электронное государство. Благодаря одной из них зайти на сайт госуслуг будет так же просто, как зайти на сайт через Facebook. Чиновники обещают, что больше не будет никаких утомительных этапов аутентификации — зайти на государственный сайт можно будет так же просто и быстро, как зайти на любимый сайт через свой аккаунт в Google или Facebook. Другой проект MyInfo позволит проводить банковские транзакции без лишней бумажной волокиты. Parents Gateway поможет родителям отслеживать успехи детей в школе и следить за их обучением. Сайт и приложение OneService предоставит универсальный доступ к ряду муниципальных услуг, а MyResponder даст возможность вызвать экстренную помощь по смартфону. Предприниматели смогут воспользоваться сервисом цифрового удостоверения личности CorpPass, который позволяет проводить быстрые и безопасные онлайн-транзакции через государственные сервисы. Еще одно направление работы GovTech — это интернет вещей. В подразделении уже разрабатывают умные трости, которые следят за перемещением пожилого пользователя, реагируют на его падение и даже выполняют роль радио (Авельсник Н. Сингапур станет образцовым электронным государством). Однако возникает закономерный вопрос: чего стоят все эти удобства быстрых платежей, посещения сайтов госуслуг или отслеживания обучения детей без надежной системы безопасности, когда этими и многими другими данными смогут воспользоваться злоумышленники? Вместо ответа на этот главный вопрос от ответственного за инициативу «Smart Nation» сингапурского министра Вивиана Балакришнана можно услышать знакомые нам по тональности 20-х годов прошлого века революционные лозунги: «Мы живем в революции. Появление широко распространенных широкомасштабных широкополосных подключений для мобильных устройств, всех генотипов робототехники — это революция. И если мы не доберемся до вершины, будем повержены». Поскольку Сингапур отстает от Китая в сфере безналичных расчетов, то правительство работает в этой сфере над цифровым идентификатором, цифровым iTunes (защищенным цифровым идентификатором), который включает биометрические данные, и инфраструктурой открытого ключа PKI. Итак, мы вновь сталкиваемся с биометрией, которая будет использоваться как для тотальной слежке за населением, так и для проведения платежей. Зато сингапурские чиновники с гордостью перечисляют главные достоинства Smart Nation:
экономию средств благодаря оцифровки (особенно для развивающихся предприятий);
использование технологий для улучшения качества жизни, будь то мониторинг здоровья, сокращение времени на административные задачи или планирование поездок и т.д. (Реализация инициативы Сингапура «Smart Nation» по состоянию на 2017 год).
Апологеты цифровизации в том государстве уверяют, что биометрическая проверка предоставит сингапурцам безопасный доступ как к частным, так и к государственным услугам. Государственное технологическое агентство заявляет, что это будет «фундаментальным» для цифровой экономики страны. Первыми систему опробовали банки, и сейчас она внедряется по всей стране. Технология будет интегрирована со схемой цифровой идентификации страны SingPass и позволит получить доступ к государственным услугам. Многие правительства уже используют проверку по лицу, но лишь немногие рассматривают возможность её привязки к национальному удостоверению личности. В этом отношении Сингапур стремится быть впереди всей планеты. Как отмечают эксперты, и распознавание, и проверка лиц зависят от сканирования лица объекта и сопоставления его с изображением в существующей базе данных для установления их личности. Ключевое отличие состоит в том, что для проверки требуется явное согласие пользователя, который получает что-то взамен, например, доступ к своему телефону или приложению для смартфона банка. Ряд экспертов высказывает серьезное сомнение по этому поводу. «Согласие не работает, когда существует дисбаланс сил между контроллерами и субъектами данных, например тот, который наблюдается в отношениях гражданин-государство», — сказал Иоаннис Коувакас, юрист лондонской Privacy International. Старший директор по национальной цифровой идентификации в GovTech Singapore Квок Квек Син заявляет: «На самом деле мы не ограничиваем использование этой цифровой проверки лица, если она соответствует нашим требованиям». Для соблюдения положенного ритуала он добавил: «И основное требование — это то, что это делается с согласия и с осознанием личности». GovTech Singapore считает, что эта технология будет полезна для предприятий, поскольку они могут использовать ее, не создавая инфраструктуры самостоятельно. Кроме того, по словам Квока, это лучше с точки зрения конфиденциальности, поскольку компаниям не нужно собирать биометрические данные. Фактически, они увидят только оценку, показывающую, насколько близко сканированное изображение находится в архиве правительства (Сингапур внедряет проверку лица в национальную схему идентификации). Итак, мы видим, что во главе угла вновь оказываются интересы бизнеса.
Для того, чтобы лучше представить очертания грядущего «цифрового рая», приведем несколько последних новостей из Сингапура. Как уже говорилось, GovTech продвигает пилотный проект «Фонарный столб как платформа», которые будут использоваться для подключения и питания различных датчиков, в том числе для контроля качества воздуха и уровня шума, а также камер для обнаружения и подсчета персональных мобильных устройств в общественных местах. GovTech также работает над комплексом технологий, который позволил бы учреждениям государственного сектора эффективно и надежно разрабатывать и внедрять цифровые услуги. Такая платформа должна стать цифровой основой взаимозаменяемых и масштабируемых микросервисов и будет функционировать наряду с коммерческими облачными приложениями. Она позволит правительству быстро предоставлять цифровые услуги как гражданам, так и предприятиям. Кроме того, общенациональная платформа позволит собирать и анализировать данные об экономической ситуации в стране и поможет государственным органам адекватно предсказывать события и реагировать на изменения. Стать электронным банком в Сингапуре теперь сможет любая компания и с июня 2019 года там стали выдавать лицензии виртуальным банкам. Нововведение должно привлечь небанковские организации в финансовый сектор и способствовать развитию цифровой экономики в стране. С конца мая 2019 года правительство Сингапура объявило о внедрении инструмента, который позволит местным компаниям проверять личность пользователя и передавать данные с помощью QR-кодов. Благодаря этой платформе, получившей название SG-Verify, граждане могут просто отсканировать QR-код с помощью своего приложения SingPass Mobile, чтобы поделиться необходимой информацией с организациями. Платформа SG-Verify является одной из нескольких программ, которые правительство планирует развернуть в 2019 году в рамках цифровизации Сингапура. Так, например, программа национальной цифровой идентификации (NDI) будет служить общим цифровым удостоверением для граждан Сингапура, осуществляющих операции в государственном и частном секторе. Бизнесмены могут использовать NDI для создания новых сервисов и повышения качества обслуживания пользователей, а также для укрепления безопасности существующих услуг. За все подобные инициативы в области ИКТ отвечает Government Technology Agency (GovTech), правительственное агентство Сингапура. Так в Сингапуре внедряется QR-код вместо паспорта. В том же 2019 г. в Сингапуре вступил в силу закон о наказании за ложь в интернете, которая будет караться тюремным заключением до 10 лет. Правительство самостоятельно решает, что считается ложными новостями и как с ними поступить. Они также могут приказать крупным технологическим компаниям, таким как Facebook и Google - обе выступили против законопроекта во время его ускоренного процесса принятия - заблокировать учетные записи или сайты, распространяющие ложную информацию. Критики закона считают, что такие ограничения могут окончательно подавить свободу слова в и без того жестко контролируемом городе-государстве (Сингапур). Вот такое общество тотального электронного контроля создается при самом активном участии GovTech.
Взявшие его за образец отечественные цифровизаторы традиционно прикрываются словами о развитии экономики и удобствах для граждан. Однако уже уровень развития обычных экономик Сингапура и России, на которые в обоих странах надстраивают цифровую экономику должно заставить серьезно задуматься о принципиальной возможности достижения одинаковых результатов. Точно также, судя по всему, отечественных реформаторов не посещала мысль о том, что то, что работает в маленьком островном городе-государства может не сработать в огромной стране. О том, как проходил у нас анализ сингапурского опыта красноречиво свидетельствует Круглый стол Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации «Анализ международного опыта государственного регулирования вопросов цифровой экономики и платформенных решений: в фокусе Сингапур», который состоялся 27 сентября 2017 г. Круглый стол открылся в 15:00 приветствиями участников со стороны двух заместителей руководителя Аналитического центра. Приветствия заняли 15 минут, после чего с получасовым докладом (15:15–15:45), посвященному государственному регулированию вопросов цифрового и технологического развития в Сингапуре выступил директор по информационным технологиям Правительства Сингапура — заместитель руководителя агентства технологического развития GovTech Singapore Чан Чоу Хо. Его речь была посвящена целям, задачам и текущим направлениям развития цифровой экономики; развитию концепции государства как платформы и, что весьма важно, перспективным и стратегическим направлениям приоритетной программы Правительства Сингапура «Умная нация». Дискуссия и ответы на вопросы продолжались чуть более часа (15:45–16:50). Затем за 10 минут подвели итоги и в 17:00 Круглый стол завершился (Круглый стол 27 сентября 2017 г. Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации "Анализ международного опыта государственного регулирования вопросов цифровой экономики и платформенных решений: в фокусе Сингапур"). Любой здравомыслящий человек понимает, что всего за один час всесторонне обсудить такой сложный вопрос и взвесить все плюсы и минусы сингапурского опыта попросту невозможно, да и получасовая речь заместителя руководителя GovTech Singapore больше смахивает на простую презентацию, а не на серьезный доклад. Понятно, что это было не единственное заседание по анализу опыта Сингапура, но если все они проводились в подобном ключе, то мы имеем дело с очередным бездумным копированием зарубежного опыта, помноженное на тщеславное стремление сделать не только Сингапур, но и Россию испытательным полигоном для всего мира.
По сообщениям прессы у нас в стране инициатором создания отечественного аналога сингапурского GovTech выступил Сбербанк, предлагая создать цифровую платформу для взаимодействия граждан и бизнеса с государством под названием «Гостех». Как отмечали эксперты, проект выглядел как попытка Сбербанка монополизировать рынок цифровых услуг для госсектора и граждан. Сбербанк — главный интересант создания «Гостеха», утверждал топ-менеджер одного из крупнейших банков, знакомый с обсуждением проекта. Платформа должна объединить не только государственные, но и частные сервисы компаний, присоединенные к ней посредством электронной цифровой подписи, знает он: «В случае принятия проекта Сбербанк получит неконкурентное преимущество перед другими игроками, поскольку замкнет на себе оказание всех финансовых услуг, страхования, услуг связи и других продуктов, которые есть в его экосистеме». Показательно, что платформа с госуслугами, очевидно, не будет полностью отечественной — уже сейчас Сбербанк заявляет, что будет использовать для нее собственные разработки и софт, который он закупает в том числе у зарубежных игроков, добавляет собеседник “Ъ”. Топ-менеджер структуры, которая может быть привлечена к проекту, указывает, что платформу предполагается строить с использованием импортных программных продуктов самых последних разработок, не аттестованных с точки зрения информбезопасности. Как видим, как и в случае с сингапурским GovTech безопасность никто не обещал. Помимо этого следует учитывать, что у ведомств есть собственные информационные системы, отличающиеся между собой, и создание буферов между ними и централизация управления может обойтись в 30–40 млрд руб. По мнению председателя Ассоциации участников рынков данных И. Бегтина создание новой цифровой госплатформы может обернуться переделом рынка в 20 млрд руб. в год. С самого начала против монополии Сбербанка в части создания технологической платформы для государства выступили "Ростелеком", МТС, "МегаФон" и другие крупные операторы. Как следует из презентации, сначала на платформе планируется организовать сервисы для аренды госимущества и получения полиса ОМС в электронном виде, в дальнейшем — перевести на «Гостех» все процессы распоряжения госимуществом и медстрахования (В «Гостех» у сказки). На встрече с президентом Владимиром Путиным Герман Греф гордо заявил: «Для правительства характерны все те же самые признаки, что для банковского бизнеса. В этом смысле мы только фундамент для строительства любого здания. И фундамент этот готов». Однако к идее Сбербанка у участников IT-отрасли возникли вопросы, в ней проработана только архитектура верхнего уровня, что и могло стать поводом для появления альтернативных предложений, утверждает собеседник “Ъ” на рынке. При этом одна из ключевых проблем заинтересованных в реализации проекта сторон пока в том, что они не могут в полной мере объяснить его необходимость, считает он (Не на «Гостех» напали). Несмотря на это ВТБ, «Ростелеком» и «Почта России» также заявили о заинтересованности в создании платформы в письме премьер-министру Михаилу Мишустину и из более поздней версии проекта постановления Сбербанк был исключен (Эксперимент по созданию «ГосТеха» стартует 1 ноября).
После этого необходимого обзора рассмотрим само Постановление Правительства РФ от 12 октября 2020 г. № 1674 «О проведении эксперимента по созданию, переводу и развитию государственных информационных систем и их компонентов на единой цифровой платформе Российской Федерации "ГосТех"», вступившее в силу с 23.10.2020 г. Им утверждается Положение о проведении эксперимента по созданию, переводу и развитию государственных информационных систем и их компонентов на единой цифровой платформе Российской Федерации "ГосТех" и определяются сроки проведения этого эксперимента – с 1 ноября 2020 г. по 31 мая 2022 г. Целями эксперимента являются апробация создания, перевода и развития государственных информационных систем и их компонентов, обеспечивающих комплексное взаимодействие между гражданами, государственными органами и коммерческими организациями, на платформе "ГосТех". Задачами эксперимента п. 5 Положения определяет:
а) формирование требований и определение возможности их реализации, а также определение вариантов использования информационных и технологических сервисов поставщика в рамках платформы "ГосТех", в том числе при создании государственных информационных систем и их компонентов, содержащих персональные данные и (или) иную охраняемую законом тайну;
б) апробация новых подходов, определение финансовой эффективности и удобства применения платформы "ГосТех" при создании государственных информационных систем и их компонентов;
в) оценка возможности интеграции инфраструктуры электронного правительства, в том числе инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и осуществления государственных и муниципальных функций в электронной форме, и федеральных государственных информационных систем с платформой "ГосТех";
г) создание, перевод и развитие следующих компонентов государственных информационных систем на платформе "ГосТех":
компонент для взаимодействия между гражданами, бизнесом и государством в сфере учета и управления государственным имуществом (Федеральное агентство по управлению государственным имуществом);
компонент в рамках системы обязательного медицинского страхования (Фонд обязательного медицинского страхования);
компонент, направленный на удобство осуществления кадастровой деятельности и оказания услуг по выполнению кадастровых работ (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии);
компонент, направленный на повышение удобства совершения сделок с недвижимостью (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии);
компонент, направленный на интеграцию и предоставление заинтересованным лицам аналитической информации на основе сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведений, содержащихся в фонде данных государственной кадастровой оценки и в иных источниках (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии);
иные государственные информационные системы и их компоненты, определяемые Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по предложениям федеральных органов исполнительной власти или государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, являющихся участниками эксперимента, согласованным с автономной некоммерческой организацией "Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации" и одобренным президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности;
д) определение необходимости внесения изменений в законодательство Российской Федерации в целях создания государственных информационных систем и их компонентов на платформе "ГосТех".
Сама платформа "ГосТех" определяется как «единая цифровая платформа Российской Федерации "ГосТех", представляющая собой экосистему создания, развития и эксплуатации государственных информационных систем, включающая в себя единую программно-аппаратную среду и методологию, поддерживающая взаимоотношения граждан, государственных органов и коммерческих организаций на базе современных информационных технологий с целью повышения доступности государственных услуг и функций, а также направленная на снижение расходов участников на использование государственных услуг» (п. 2 Положения).
Участниками эксперимента стали:
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
Министерство спорта Российской Федерации;
Министерство культуры Российской Федерации;
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии;
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом;
Федеральное агентство по туризму;
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
автономная некоммерческая организация "Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации" (на добровольной основе);
акционерное общество "Российский экспортный центр" (на добровольной основе);
государственные учреждения, иные юридические лица на добровольной основе по согласованию с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
поставщик.
Поставщиком будет юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предоставляющие платформу разработки участникам эксперимента, а также обеспечивающие технологическое функционирование и развитие платформы разработки на основании государственных контрактов, заключаемых с такими юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в соответствии с законодательством Российской Федерации. Поставщик осуществляет функции оператора платформы разработки (п. 14 Положения) и, следовательно, частное лицо будет осуществлять оперативный контроль над таким важнейшим, с точки зрения его инициаторов, механизмом взаимодействия граждан, государственных органов и коммерческих организаций. Министерство цифрового развития совместно с Аналитическим центр при Правительстве Российской Федерации и участниками эксперимента определяет требования к платформе "ГосТех", в том числе требования к перечню данных, обрабатываемых во время реализации эксперимента, к составу элементов платформы "ГосТех", к порядку ее функционирования, совместно с участниками эксперимента оценивает его результаты и представляет об этом доклад в Правительство Российской Федерации, включая предложения по развитию, доработке платформы "ГосТех" и о внесении изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации. То, что результаты эксперимента будет оценивать не сторонний независимый наблюдатель, а его участники, представляет из себя такой же абсурд, как если бы результаты экзамена оценивал не преподаватель, а сами экзаменуемые. Поскольку принимать решение об успехе или неуспехе эксперимента будут заинтересованные лица, объективное подведение его итогов заведомо исключается. Несомненный интерес для простых граждан представляет и п. 12 Положения: «Федеральный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет функции оператора создаваемых или развивающихся в рамках эксперимента государственных информационных систем и их компонентов для обязательного медицинского страхования, обеспечивает в установленном порядке разработку предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации, а также разрабатывает и согласовывает с Федеральной службой по техническому и экспортному контролю и Федеральной службой безопасности Российской Федерации модели угроз безопасности информации, модели нарушителя безопасности информации и техническое задание на создание системы защиты информации в рамках компонентов платформы разработки». Подобный же функционал прописан и для ряда других государственных ведомств. Несмотря на случившуюся в 2018 г. в Сингапуре утечку данных именно SingHealth и отмечавшихся выше серьезных вопросов к безопасности отечественной платформы "ГосТех", безответственные цифровизаторы уже с самого начала эксперимента собираются разместить на ней данные системы обязательного медицинского страхования из Фонда ОМС, а также персональные данные и (или) иную охраняемую законом тайну. Помимо этого там будут находиться сведения по совершению сделок с недвижимостью, учету и управлению государственным имуществом, осуществлению кадастровой деятельности (п. 5 Положения). Все участвующие в эксперименте ведомства будут разрабатывать предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации. Вспомним и слова замглавы Минцифры России Дмитрия Огуряева, что «ГосТех» не просто ИТ-платформа и цифровизаторы закладываем гораздо больший смысл в этот проект, «вплоть до изменения нормативного регулирования этой области». Как уже отмечалось выше, одной из задач начатого эксперимента п. 5 Положения указывает «определение необходимости внесения изменений в законодательство Российской Федерации в целях создания государственных информационных систем и их компонентов на платформе "ГосТех"».
С учетом сингапурского опыта, который старательно копируют отечественные цифровизаторы, можно предположить, что впоследствии с помощью этой платформы будет предпринята попытка реализовать программу наподобие «Умной нации», включая упрощение посещения сайта госуслуг, навязывание безналичных платежей с перспективой отмены наличных денег, «Фонарный столб как платформа» с технологией распознавания лиц, которая будет использоваться как для тотальной слежке за населением, так и для проведения платежей, электронное отслеживание обучения детей, интернет вещей и QR-код вместо паспорта.
Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!
Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: