01.04.2025 г. Председатель Правительства РФ подписал Постановление N 411 "О государственной информационной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", которым создается очередная ГИС, Положение о которой было утверждено данным Постановлением. Из п. 2 следует, что государственная информационная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних создается на основе автоматизированной информационной системы в сфере защиты прав несовершеннолетних и профилактики их антиобщественного и противоправного поведения. Министерство просвещения Российской Федерации до 1 декабря 2025 г. должно обеспечить ввод в государственную информационную систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних сведений о поставщиках информации, включающих их наименования, адреса места нахождения и места осуществления деятельности, контактные номера телефонов, адреса электронной почты и наименования официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии). Положение определяет, что ГИС создается в целях:
а) информационного обеспечения деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав;
б) автоматизации деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав;
в) обеспечения контроля за деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав.
Участниками отношений, возникающих в связи с созданием, функционированием и развитием ГИС, являются: оператор информационной системы профилактики (далее федеральный оператор) Министерство просвещения Российской Федерации; поставщики информации - органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - система профилактики), организация, осуществляющая формирование и ведение единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волонтерства), Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченные по правам ребенка в субъектах Российской Федерации. Пользователями информационной системы профилактики являются представители федерального оператора и поставщики информации.
П. 4 Положения устанавливает, что ГИС включает в себя:
а) следующие функциональные подсистемы:
управления участниками информационного взаимодействия (работа с личными кабинетами участников информационного взаимодействия);
формирования отчетности;
оповещения и информирования участников информационного взаимодействия;
обработки сообщений о нарушении прав несовершеннолетних;
формирования сведений о планировании и проведении индивидуальной профилактической работы;
межведомственного взаимодействия, включающая в себя сервис для сбора, хранения и наполнения нормативной и методической документацией в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ("База знаний"), включающий в себя программное обеспечение, осуществляющее автоматизированное предоставление рекомендаций по использованию эффективных методик и практик проведения индивидуальной профилактической работы, а также сервис для организации взаимодействия участников информационного взаимодействия (интерактивные коммуникации посредством обмена сообщениями "Модуль коммуникации") и сервис, предусматривающий возможность назначения и контроля сроков выполнения поставленных задач по организации и проведению индивидуальной профилактической работы ("Менеджер задач") и ряд других. Как видим, ставка сделана на автоматизацию, своего рода персональную траекторию развития для несовершеннолетних правонарушителей.
Из п. 5 следует, что новая ГИС должна быть технологически совместима с иными информационными системами, а также осуществлять обмен сведений, содержащихся в информационной системе профилактики, с иными информационными системами, представлению из информационной системы профилактики предусмотренной настоящим Положением, по согласованию с операторами иных информационных систем. Т.о., информация, содержащаяся в новой ГИС о несовершеннолетних правонарушителях, их родителях и т.п. может циркулировать и в иных информационных системах, существенно повышая риск утечки подобных данных и в значительной степени нивелируя традиционные мантры о надежной защите подобной информации.
Согласно п. 11 Положения, в информационной системе профилактики размещается информация, предусмотренная пунктом 4 статьи 25-2 Федерального закона, а статистическая информация формируется и обрабатывается в информационной системе профилактики в деперсонифицированном виде. Напомним, что указанный пункт Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", предусматривает, что в ГИМ содержится следующая основная информация:
1) сведения о несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении, нуждающихся в индивидуальной профилактической работе, и об их родителях или иных законных представителях, а также о родителях или об иных законных представителях несовершеннолетних, если родители или иные законные представители не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
фамилия, имя, отчество (при наличии) несовершеннолетнего, а также фамилия, которая была у несовершеннолетнего при рождении;
пол;
дата рождения;
место рождения;
сведения о гражданстве;
данные паспорта (иного документа, удостоверяющего личность);
данные свидетельства о рождении;
адрес места жительства (места пребывания, фактического проживания);
страховой номер индивидуального лицевого счета;
иные используемые при информационном взаимодействии с федеральными государственными информационными системами идентификаторы сведений о физическом лице, определенные в соответствии с положением о государственной информационной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее также - положение об информационной системе);
контактный телефон;
2) сведения о принятых мерах по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;
3) сведения о выявленных органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних причинах и условиях безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и мерах по их устранению;
4) сведения об участии органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в работе по ресоциализации несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, несовершеннолетних, находящихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;
5) сведения о направлении в суд материалов по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
6) сведения об оказании помощи в бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, а также состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, содействия в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, об оказании помощи в трудоустройстве несовершеннолетних;
7) сведения о применении мер воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
8) сведения о принятии решения о направлении несовершеннолетних в возрасте от восьми до восемнадцати лет, нуждающихся в специальном педагогическом подходе, в специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа;
9) сведения о постановлении комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав об отчислении несовершеннолетних из специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа;
10) сведения о рассмотрении информации (материалов) о фактах совершения несовершеннолетними, не подлежащими уголовной ответственности в связи с недостижением возраста наступления уголовной ответственности, общественно опасных деяний и принятии решений о применении к ним мер воздействия или о ходатайстве перед судом об их помещении в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также о рассмотрении ходатайств, просьб, жалоб и других обращений несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей;
11) сведения о рассмотрении дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, их родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, а также лицами, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних, отнесенных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации об административной ответственности к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;
12) сведения о согласовании комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав административных исковых заявлений (заключений) администраций специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, вносимых в суды по месту нахождения указанных учреждений:
о продлении срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа;
о прекращении пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии указанного учреждения до истечения установленного судом срока, если несовершеннолетний не нуждается в дальнейшем применении этой меры воздействия (не ранее шести месяцев со дня поступления несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа) или в случае выявления у него заболеваний, препятствующих содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа;
о переводе несовершеннолетнего в другое специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа в связи с возрастом, состоянием здоровья, а также в целях создания наиболее благоприятных условий для его реабилитации;
о восстановлении срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа в случае его самовольного ухода из указанного учреждения, невозвращения в указанное учреждение из отпуска, а также в других случаях уклонения несовершеннолетнего от пребывания в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа;
13) сведения об индивидуальной профилактической работе, о ходе исполнения и результатах индивидуальной профилактической работы;
14) сведения о гражданах, благотворительных организациях, добровольческих (волонтерских) организациях, социально ориентированных некоммерческих организациях и об организаторах добровольческой (волонтерской) деятельности, подавших заявления о готовности участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
15) реестр наставников, привлекаемых для осуществления индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними;
16) реестр организаций, участвующих в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
17) сведения о наставниках и об организациях, привлеченных комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав для осуществления индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними;
18) иные сведения о деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, определяемые Правительством Российской Федерации.
Т.о., этот колоссальный массив информации должен содержаться в новой ГИС. Соответственно, требуется и обширный круг ведомств, передающих в нее эту информацию. Для определения групп поставщиков информации, перечисленных в п. 15 Положения, самостоятельно размещающих или передающих информацию в информационную систему профилактики, едва хватило букв русского алфавита:
а) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
б) органы управления социальной защитой населения;
в) учреждения социального обслуживания;
г) специализированные учреждения для несовершеннолетних,
нуждающихся в социальной реабилитации;
д) органы, осуществляющие управление в сфере образования;
е) организации, осуществляющие образовательную деятельность;
ж) специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа;
з) организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
и) органы опеки и попечительства; к) органы по делам молодежи; л) учреждения органов по делам молодежи;
м) органы культуры, досуга, спорта и туризма;
н) учреждения культуры, досуга, спорта и туризма;
о) органы управления здравоохранением;
п) медицинские организации;
р) органы службы занятости;
с) органы внутренних дел;
т) центры временного содержания для несовершеннолетних
правонарушителей органов внутренних дел;
у) следственные изоляторы;
ф) воспитательные колонии;
х) уголовно-исполнительные инспекции;
ц) Уполномоченный при Президенте Российской Федерации
по правам ребенка, уполномоченные по правам ребенка в субъектах
Российской Федерации.
Из п. 17 следует, что в ГИС будут содержаться данные не только о несовершеннолетних правонарушителях, но и о гражданах, благотворительных организациях, добровольческих (волонтерских) организациях. «Федеральный оператор обеспечивает передачу организации, осуществляющей формирование и ведение единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волонтерства), информации, предусмотренной порядком формирования реестра наставников, привлекаемых для осуществления индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, и реестра организаций, участвующих в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
П. 19 предусматривает, что для анализа состояния дел в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на основе сведений, содержащихся в информационной системе профилактики, формируется следующая статистическая информация:
а) в отношении несовершеннолетних:
употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, одурманивающие вещества;
употребляющих алкогольную и спиртосодержащую продукцию;
не обучающихся;
охваченных трудовой формой занятости;
охваченных организованными формами досуга;
в отношении которых установлены факты жестокого обращения; совершивших самовольные уходы из семьи;
совершивших самовольные уходы из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных и иных организаций;
совершивших административные правонарушения;
совершивших уголовные преступления;
совершивших антиобщественные действия;
являющихся безнадзорными и (или) беспризорными;
занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;
содержащихся в социально-реабилитационных центрах
для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям,
оставшимся без попечения родителей;
освобожденных от уголовной ответственности;
отбывающих наказание в виде лишения свободы в воспитательных
колониях;
которым предоставлена отсрочка отбывания наказания или отсрочка
исполнения приговора;
условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания,
освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии;
освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы,
вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений
закрытого типа;
осужденных за преступления небольшой или средней тяжести
и освобожденных судом от наказания с применением принудительных
мер воспитательного воздействия;
осужденных условно, осужденных к обязательным работам,
исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным
с лишением свободы;
воспитывающихся опекуном, попечителем;
б) в отношении родителей (законных представителей) несовершеннолетних количество правонарушений, совершенных родителями (иными законными представителями) несовершеннолетних, предусмотренных статьями 5.35, 5.36, 6. 10, 6.23 и 20.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
в) в отношении семей:
количество семей, находящихся в социально опасном положении;
количество семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Статистическая информация, указанная в пункте 19 настоящего Положения, формируется автоматически.
Хранение в информационной системе профилактики сведений, за исключением сведений, предусмотренных подпунктами 15 - 18 пункта 4 статьи 252 Федерального закона, осуществляется федеральным оператором не менее 5 лет со дня представления сведений.
С учетом текущей ситуации концентрация в одном месте в электронном виде данных о несовершеннолетних правонарушителях, их семьях и работающих с ними волонтерах представляет явную угрозу национальной безопасности РФ. «Сегодня анонимные вербовщики, работающие на украинские спецслужбы, рассматривают юных россиян как потенциальных исполнителей самых разных преступлений — от диверсий на железных дорогах до вооруженных нападений на школы». Так, например, 30 января 2024 года два 17-летних ученика 11 класса из подмосковного города Долгопрудного подожгли релейные шкафы на перегоне между железнодорожными станциями Марк и Новодачная Савеловского направления. За это им в мессенджере пообещали заплатить 150 долларов.
«22 января в МВД России рассказали о том, что с начала проведения специальной военной операции (СВО) на Украине на российских железных дорогах было совершено 184 диверсии. По подозрению в этих преступлениях задержали 141 подозреваемого, из которых более 40 процентов — 59 человек — оказались подростками.
Замначальника главного управления по обеспечению охраны общественного порядка МВД России полковник Станислав Колесник отметил, что ради денег на преступления готовы идти дети из семей с низким материальным достатком и без моральных принципов» (Открывайте газ и идите в школу» Как украинские спецслужбы делают диверсантов из российских детей и подростков? // https://lenta.ru/articles/2024/03/01/teen/).
В другом случае подросткам в ДНР через Telegram предлагали 1,5 миллиона рублей за взрыв школы. "Двадцать пятого марта я просыпаюсь, захожу в Telegram и вижу, что у меня пришло уведомление от какого-то "левого" аккаунта. Там сообщение: "Здравствуй, Егор, мы тебе готовы заплатить полтора миллиона рублей, чтобы ты устроил теракт в новоазовской школе № 1, место встречи скажем позже", — рассказал РИА Новости Егор, ученик восьмого класса этой школы (Подросткам в ДНР предлагали взорвать школу после теракта в "Крокусе" // https://ria.ru/20240327/vzryv-1936076561.html). Если сейчас бандеровцам приходится собирать данные по детям из открытых источников, то в случае получения доступа к новой ГИС в их руках будет вся нужная им информация по наиболее готовой к противоправному поведению части молодежи нашей страны. Лучшего подарка спецслужбам Украины, любого враждебного нам государства и криминальным структурам трудно себе и представить. Едва ли широко освещавшиеся в СМИ в прошлом году случаи вовлечения бандеровцами подростков в преступную деятельность остались неизвестны Правительству РФ, однако оно вновь не задумываясь приносит безопасность страны и судьбы людей в жертву своей политики тотальной цифровизации.
Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!
Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: