Аналитическая справка по постановлению Правительства РФ от 11.10.2023 N 1678

«Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»

#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
0

12.10.2023 г. Правительство РФ опубликовало постановление от 11.10.2023 N 1678 «Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», которое открывает путь к полномасштабному уничтожению традиционного образования с начального общего до высшего включительно. В соответствии с пунктом 2, данный документ вступает в силу с 1 сентября 2024 года, за исключением пункта 14 Правил, вступающего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования, т.е. с 23.10.23 г. Данный пункт разрешает организации, осуществляющей образовательную деятельность, проводить идентификацию и аутентификацию обучающихся с использованием единой системы идентификации и аутентификации и государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных" (далее - единая биометрическая система) и получать из единой системы идентификации и аутентификации сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии) и идентификаторе учетной записи единой системы идентификации и аутентификации для проведения промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости, итоговой аттестации обучающихся по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам среднего профессионального образования, программам дополнительного профессионального образования. Как видим, Правительство РФ стремится как можно скорее внедрить биометрическую идентификацию и аутентификацию, ради чего не стало ждать вступление в силу всего нормативного акта и сделало данное исключение. И это не единственный случай упоминания биометрии в данном постановлении. Согласно следующему п. 15 образовательные организации вправе осуществлять проведение промежуточной аттестации, текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам среднего профессионального образования, программам дополнительного профессионального образования с использованием дистанционных образовательных технологий, обеспечивающих идентификацию и (или) аутентификацию физического лица посредством единой биометрической системы, а также посредством других информационных систем, обеспечивающих идентификацию и (или) аутентификацию личности. П. 16 устанавливает, что для использования единой системы идентификации и аутентификации и единой биометрической системы в целях аутентификации обучающегося (законного представителя) в информационной системе образовательная организация обеспечивает присоединение информационной системы образовательной организации к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. N 1382.

Согласно п. 18, обработка биометрических персональных данных обучающегося с использованием единой биометрической системы допускается с согласия обучающегося или с согласия родителя (законного представителя) в соответствии с Федеральным законом "Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" в случае, если обучающийся не достиг совершеннолетия, при соблюдении следующих условий:

а) завершение обучающимся прохождения процедуры регистрации в единой системе идентификации и аутентификации;

б) размещение биометрических персональных данных обучающегося в единой биометрической системе.

Можно предположить, что досрочное, по сравнению с остальным нормативным актом, вступление в силу положение о биометрии будет сопровождаться негласной рекомендацией образовательным организациям собрать как можно больше биометрических данных обучающихся в возможно более сжатые сроки. В этой ситуации можно посоветовать обучающимся или их родителям (законным представителям) не давать на это своего согласия, на что они по действующему законодательству имеют полное право.

В целом же данные Правила устанавливают порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - образовательные организации), электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, в том числе при проведении учебных занятий, практик, промежуточной аттестации, текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации обучающихся в ходе реализации основных образовательных программ и (или) дополнительных образовательных программ (далее - образовательные программы) или их частей. П. 2 Правил дает определение следующим понятиям:

"онлайн-курс" - учебный курс, реализуемый с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, размещаемый на официальных сайтах образовательных организаций и образовательных платформах, доступ к которому предоставляется через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), и направленный на обеспечение достижения обучающимися определенных результатов обучения;

"цифровой образовательный контент" - материалы и средства обучения и воспитания, представленные в цифровом виде, включая информационные ресурсы, а также средства, способствующие определению уровня знаний, умений, навыков, компетенции и достижений обучающихся;

"цифровые образовательные сервисы" - цифровые решения, предоставляющие возможность приобретения знаний, умений и навыков, в том числе дистанционно, и обеспечивающие автоматизацию образовательной деятельности;

"цифровое индивидуальное портфолио обучающегося" - структурированный набор данных обучающегося о его персональных достижениях, компетенции, документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении и документах, подтверждающих освоение онлайн-курса.

Как видим, уже на уровне данных понятий определяется, что в образовательных организациях среднего и высшего уровня будут учебные курсу, реализуемые с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, а сама образовательная деятельность будет автоматизирована с помощью цифровых образовательных сервисов, которые будут предоставлять возможность приобретать знания, умения и навыки. Определять уровень знаний, умений, навыков, компетенции и достижений обучающихся будут с помощью цифрового образовательного контента, а освоение онлайн-курса будет подтверждаться цифровым индивидуальным портфолио обучающегося, который в структурированном виде будет включать разнообразные данные обучающегося, в т.ч. и документы об образовании и (или) о квалификации, разумеется тоже в цифровом виде.

Чрезвычайно важным является п. 3: «Реализация образовательных программ или их частей в образовательной организации может осуществляться с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, а также с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, образовательных стандартов и требований, разрабатываемых самостоятельно в соответствии с частями 10 и 11 статьи 11 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", примерных дополнительных профессиональных программ или типовых дополнительных профессиональных программ, примерных программ профессионального обучения или типовых программ профессионального обучения». Как видим, он разрешает образовательным организациям реализовывать с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий не только части образовательных программ, но и целиком с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Правда, здесь сделана оговорка о необходимости при этом учета требований федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований и собственных стандартов и требований, однако всегда есть возможность быстро изменить эти стандарты и требования в нужном направлении. Если ранее Правительство РФ оправдывало цифровизацию образования необходимостью борьбы с ковидом и заботой о здоровье учащихся, то теперь оно сбросило маску и показало, что его подлинной целью является «образование» с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в идеале, наверное, во всех образовательных организациях и по всем предметам.

При применении электронного обучения организуется как отложенное во времени, так и в режиме реального времени взаимодействие обучающегося с педагогическим работником посредством использования баз данных, цифровых образовательных сервисов, информационных технологий, технических средств и информационно-телекоммуникационных сетей, при котором обучающийся самостоятельно выполняет задания в порядке, определенном педагогическим работником в том числе для осуществления контроля усвоения материала, в целях освоения обучающимся учебных предметов, курсов и дисциплин (модулей), предусмотренных образовательной программой.

При применении дистанционных образовательных технологий образовательные программы реализуются в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или частично опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

При реализации образовательных программ высшего образования, образовательных программ среднего профессионального образования, основных программ профессионального обучения, дополнительных общеобразовательных программ, дополнительных профессиональных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий предполагается режим обучения, при котором обучающийся осваивает образовательную программу удаленно, взаимодействуя с педагогическим работником исключительно посредством цифровых образовательных сервисов и ресурсов электронной информационно-образовательной среды, и допускается отсутствие учебных занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся в аудитории (п.4). Как видно из последнего абзаца, непосредственный контакт педагога с обучающимся начинает постепенно исключаться в принципе, что неизбежно скажется на качестве образования. Понятно, что с течением времени этот принцип будет постепенно распространен и на другие образовательные организации. Помимо ухудшения качества образования это неизбежно приведет и к сокращению числа педагогов. Отсутствие какой-либо, даже сугубо формальной ответственности за «оптимизацию» здравоохранения, по всей видимости, привело Правительство РФ к идее «оптимизировать» подобным образом и все образование, сэкономив часть расходуемых на него средств. Нетрудно также спрогнозировать, что по прошествии времени выяснится, что взаимодействовать с обучающимся «исключительно посредством цифровых образовательных сервисов и ресурсов электронной информационно-образовательной среды» и проверять их уровень знаний вместо живого человека легко сможет и искусственный интеллект. Как уже отмечалось выше, уже в определениях прямо зафиксировано положение, что образовательная деятельность будет автоматизирована с помощью цифровых образовательных сервисов. Таким образом, данное постановление Правительства Российской Федерации открывает дорогу к возможности ликвидации преподавателей во всех учебных заведениях как класса, что неминуемо приведет к полному уничтожению традиционного образования, окончательной умственной деградации молодого поколения, влекущему за собой страшную угрозу для будущего нашей страны.

П. 5 устанавливает перечень сведений об обучающихся, которые образовательные организации, осуществляющих образовательную деятельность по программам высшего образования посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) направляют в государственную информационную систему "Современная цифровая образовательная среда". Как сказано в этом пункте, делается это для того, чтобы обучающиеся или их законные представители имели возможность получить сведения из зачетной книжки в части фиксации результатов проведения промежуточной аттестации, текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации. Показательно, что вместе с фамилией, именем, отчеством тут же упоминается и страховой номер индивидуального лицевого счета обучающегося. П. 6 констатирует, что сведения, указанные в предыдущем пункте, подлежат передаче Министерством науки и высшего образования Российской Федерации из государственной информационной системы "Современная цифровая образовательная среда" в федеральную государственную информационную систему "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - единая система идентификации и аутентификации) в целях формирования на их основании в личном кабинете обучающегося на едином портале сведений из зачетной книжки. Как видим, всю жизнь человека, в том числе и в сфере образования, государство стремится перевести в «цифру» и загрузить в ЕСИА. Об этом же отчасти говорится и в п. 7. Согласно ему в течение всего периода обучения для участников образовательных отношений должны быть созданы условия получения доступа к электронной информационно-образовательной среде образовательной организации, обеспечивающей независимо от места нахождения обучающихся не только доступ к учебным планам, рабочим программам учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) и практик и т.п., но и «доступ к государственным информационным системам, предусматривающим обработку персональных данных обучающихся, создаваемым, модернизируемым и эксплуатируемым для реализации основных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» (пп. «б»). Эта же электронная информационно-образовательная среда образовательной организации должна обеспечить «возможность проведения всех видов занятий, оценки результатов обучения по образовательным программам, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» и «формирование цифрового индивидуального электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок в отношении этих работ» (пп. «д», «е»).

При реализации образовательных программ или их частей с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий образовательная организация определяет:

а) основные средства обучения и цифровой образовательный контент, виды используемых дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ или их частей;

б) способы применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, указанные в пункте 4 настоящих Правил, необходимость и (или) ограничения по применению цифровых образовательных сервисов и цифрового образовательного контента в обучении, которые учитываются при разработке образовательных программ;

в) образовательные программы, реализуемые с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в соответствии с требованиями части 3 статьи 16 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

в) образовательные программы, реализуемые с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в соответствии с требованиями части 3 статьи 16 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

Необходимо обратить внимание и на п. 9: «Для реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий образовательная организация должна использовать государственные информационные системы, создаваемые, модернизируемые и эксплуатируемые для реализации указанных образовательных программ». Как видим, данное постановление Правительства дает зеленый свет тотальной цифровизации образования без каких-либо ограничений по возрасту, с начального общего образования. П. 10 разрешает образовательным организациям при реализации образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования, среднего профессионального образования и дополнительным профессиональным программам или их частям с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, в том числе при использовании сетевой формы реализации образовательных программ использовать государственную информационную систему "Современная цифровая образовательная среда". В данном случае интересно упоминание сетевой формы реализации образовательных программ, о которых больше в данном акте не говорится. Свое решения о реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в следующем учебном году (за исключением дополнительных профессиональных программ и основных программ профессионального обучения) образовательная организация должна довести до сведения участников образовательных отношений не позднее 1 мая текущего учебного года путем ее размещения в открытом доступе на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет" (п. 11).

Весьма интересны и некоторые положения п. 13. Согласно него, при реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий образовательные организации «определяют соотношение объема занятий, проводимых в форме контактной работы обучающихся с педагогическими работниками образовательной организации и (или) лицами, привлекаемыми образовательной организацией, и объема занятий, проводимых на иных условиях, а также с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» (пп. «д»); «определяют порядок фиксации хода образовательного процесса, промежуточной аттестации, текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации путем издания локального нормативного акта образовательной организации» (пп. «е»). Итак, формально образовательным организациям дается право определять соотношение традиционного и цифрового обучения, а также порядок фиксации хода образовательного процесса, промежуточной и итоговой аттестаций. Весьма важен и пп. «з» данного пункта, в соответствии с которым образовательные организации «обеспечивают соблюдение установленных государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (санитарными правилами) санитарно-эпидемиологических требований, за исключением случаев, когда реализация образовательных программ предусмотрена с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий». Если понимать данный подпункт буквально, то никакие гигиенические нормативы (санитарные правила) отныне не будут распространяться на случаи, когда реализация образовательных программ предусмотрена с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Если действующие нормативы хоть как-то ограждали здоровье обучающихся от вредного воздействия компьютера, то принятое постановление, в случае буквального применения данного подпункта, снимает все научно обоснованные ограничения по минимизации негативного влияния на здоровье обучающихся. Весьма показательно, что в данном нормативном акте вообще не говорится о каких-либо возрастных ограничениях для реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения. Вместо этого, как уже отмечалось, в п. 9 постановления прямо говорится о программах начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Согласно п. 19, образовательные организации для проведения промежуточной аттестации, текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий определяют:

а) способ идентификации и (или) аутентификации обучающихся;

б) порядок использования сервиса контроля условий проведения промежуточной аттестации, текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации в целях фиксации нарушений (далее - сервис прокторинга);

в) порядок действий обучающихся и лица (лиц), проводящего промежуточную аттестацию, текущий контроль успеваемости и итоговую аттестацию, при возникновении технических проблем, препятствующих проведению промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости с применением дистанционных образовательных технологий;

г) порядок, сроки и способы информирования обучающихся о порядке проведения промежуточной аттестации, текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации, а также о способе ознакомления с их результатами.

П. 22 устанавливает, что при реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий образовательные организации ведут учет и осуществляют хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и (или) в электронной форме в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации "О государственной тайне" и Федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации", а также обеспечивают обработку персональных данных обучающихся и иных участников образовательных отношений в соответствии с требованиями Федерального закона "О персональных данных".

Единственным положительным моментом во всем этом постановлении является п. 12, который, в силу его исключительной важности, следует привести целиком: «При наличии заявления обучающегося, достигшего возраста 18 лет, родителя (законного представителя) обучающегося об отказе в применении электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ по программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, за исключением случаев, когда реализация таких образовательных программ предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, образовательная организация обязана осуществлять обучение по таким образовательным программам такого обучающего без применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Порядок обучения такого обучающегося определяется локальными нормативными актами образовательной организации.

Решение о реализации образовательных программ и проведении промежуточной аттестации, текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по программам начального общего, основного общего, среднего общего образования с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий принимается образовательной организацией совместно со всеми участниками образовательных отношений путем издания локального нормативного акта образовательной организации в установленном ею порядке».

Полагаем, что всем участникам образовательных отношений следует приложить усилия, чтобы подобное решение не было принято, а в случае его принятия обучающимся и родителям (законным представителям) обучающегося лучше всего написать заявление об отказе в применении электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Только таким образом можно будет спасти традиционное образование и обеспечить нашим детям достойное будущее.

Остались вопросы? Вы можете задать их нам через чат-бота в телеграм
Задать вопрос
Подписывайтесь на наши ресурсы:
#Дистанционное образование
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: