Аналитическая справка по Приказу Генерального прокурора Российской Федерации от 24 марта 2023 г. № 210

«Об утверждении Инструкции о порядке подготовки требований о приостановлении деятельности средства массовой информации, о признании недействительной регистрации средства массовой информации и (или) прекращении действия лицензии на вещание, а также о порядке принятия решения о запрете (ограничении) деятельности иностранного средства массовой информации на территории Российской Федерации»
#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
0

24 марта 2023 г. Генеральный прокурор Российской Федерации подписал Приказ № 210 «Об утверждении Инструкции о порядке подготовки требований о приостановлении деятельности средства массовой информации, о признании недействительной регистрации средства массовой информации и (или) прекращении действия лицензии на вещание, а также о порядке принятия решения о запрете (ограничении) деятельности иностранного средства массовой информации на территории Российской Федерации». Утвержденная этим Приказом Инструкция регулирует:

порядок подготовки требования о приостановлении деятельности средства массовой информации;

порядок подготовки требования о признании недействительной регистрации средства массовой информации и (или) прекращении действия лицензии на вещание;

порядок принятия решения о запрете (ограничении) деятельности иностранного средства массовой информации на территории Российской Федерации.

В рамках подготовки требований о приостановлении деятельности средства массовой информации основаниями для реагирования органами прокуратуры являются выявленные факты распространения средством массовой информации:

1) под видом достоверных сообщений недостоверной общественно значимой информации, создающей угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи либо повлекшей указанные или иные тяжкие последствия;

2) под видом достоверных сообщений недостоверной информации, содержащей данные об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, а равно содержащей данные об исполнении государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в указанных целях;

3) под видом достоверных сообщений недостоверной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств;

4) информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации;

5) информации, направленной на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе призывов к воспрепятствованию использованию Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, а равно направленной на дискредитацию исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в указанных целях;

6) информации, содержащей призывы к организации несанкционированных публичных мероприятий и (или) участию в них, к массовым нарушениям общественного порядка и (или) общественной безопасности, к введению в отношении Российской Федерации, ее граждан либо российских юридических лиц политических, экономических и (или) иных санкций либо содержащей пропаганду, обоснование и (или) оправдание осуществления экстремистской деятельности.

Источниками сведений могут быть письменные и устные обращения граждан, организаций, должностных лиц, сообщения средств массовой информации, материалы проверок, гражданских и административных дел, дел об административных правонарушениях, а также иные открытые источники, в том числе информационные ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") (п. 2.2).

П. 2.3 приказа регламентирует проверочные мероприятия, которые проводятся при поступлении сведений, свидетельствующих о возможном нарушении законодательства средством массовой информации, в ходе которых устанавливаются:

1) данные о регистрации средства массовой информации в реестре зарегистрированных средств массовой информации;

2) данные, позволяющие идентифицировать распространяемую с нарушением закона информацию (копия публикации, снимки экрана, данные о выходе в свет (в эфир), выходные данные публикации (аудиовидеоматериалы);

3) доказательства, подтверждающие нарушение закона средством массовой информации.

При поступлении материалов, указанных в пункте 2.3 из прокуратур городов, районов и приравненных к ним специализированных прокуратур прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуроры или их заместители дают им оценку и делают вывод о необходимости внесения требования о приостановлении деятельности средства массовой информации.

При выявлении оснований для приостановления деятельности средства массовой информации, предусмотренных подпунктом 4 пункта 2.1 настоящей Инструкции, материалы вместе с заключением, утверждаемым прокурором субъекта Российской Федерации, приравненным к нему специализированным прокурором либо его заместителем, в течение 7 рабочих дней направляются в Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

При установлении иных оснований для приостановления деятельности средства массовой информации, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей Инструкции, материалы вместе с заключением в течение 7 рабочих дней направляются в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

По результатам рассмотрения поступивших материалов и заключения соответствующими подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации при наличии оснований в течение 5 рабочих дней, а при необходимости - незамедлительно, осуществляется подготовка проекта требования о приостановлении деятельности средства массовой информации.

Проект требования подлежит согласованию с управлением взаимодействия со средствами массовой информации Генеральной прокуратуры Российской Федерации в течение двух рабочих дней с момента поступления в указанное подразделение.

После согласования с управлением взаимодействия со средствами массовой информации Генеральной прокуратуры Российской Федерации и подписания Генеральным прокурором Российской Федерации либо его заместителем требование о приостановлении деятельности средства массовой информации незамедлительно направляется в Роскомнадзор.

Требование о приостановлении деятельности средства массовой информации может быть вынесено на срок не более 3 месяцев, а в случае повторного выявления фактов нарушения средством массовой информации законодательства - на срок не более 6 месяцев (п. 2.5).

Следующий раздел Инструкции посвящен подготовке требования о признании недействительной регистрации средства массовой информации и (или) прекращении действия лицензии на вещание

Согласно п. 3.1, при выявлении фактов неоднократного распространения средством массовой информации сведений, указанных в пункте 2.1 настоящей Инструкции, в порядке и в сроки, которые установлены разделом 2 настоящей Инструкции, принимаются меры и осуществляется подготовка требования о признании недействительной регистрации средства массовой информации и (или) прекращении действия лицензии на вещание.

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации подготовка требования о признании недействительной регистрации средства массовой информации и (или) прекращении действия лицензии на вещание осуществляется Главным управлением по надзору за исполнением федерального законодательства и управлением по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму в порядке, установленном пунктом 2.4 настоящей Инструкции.

После согласования с управлением взаимодействия со средствами массовой информации Генеральной прокуратуры Российской Федерации и подписания Генеральным прокурором Российской Федерации либо его заместителем требование о признании недействительной регистрации средства массовой информации и (или) прекращении действия лицензии на вещание незамедлительно направляется в Роскомнадзор (п. 3.3). Остальная часть Инструкции посвящена порядку принятия решения о запрете (ограничении) деятельности иностранного средства массовой информации на территории Российской Федерации

 

Остались вопросы? Вы можете задать их нам через чат-бота в телеграм
Задать вопрос
Подписывайтесь на наши ресурсы:
#СМИ # Генеральная прокуратура
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: