Аналитическая справка по приказу Минпросвещения России от 04.07.2022 N 517

«Об утверждении Порядка отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
17:27 / 07.10.2022
Изменен: 07.10.2022

Министр просвещения Российской Федерации С.С. Кравцов подписал приказ от 04.07.2022 N 517 "Об утверждении Порядка отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (https://regulation.gov.ru/projects#npa=126292). Документ направили на регистрацию, однако он был возвращен без государственной регистрации Минюстом России (Письмо Минюста РФ от 15.08.2022 N 01/92775-АБ // http://www.consultant.ru/law/review/fed/ld2022-09-02.html)

Согласно ему признается утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 апреля 2015 г. № 450 «О Порядке отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» и утверждается новый Порядок отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее - Порядок). Как было сказано в пояснительной записке, данный приказ издается в целях устранения неактуальных положений Порядка отбора 2015 г. Кроме того проект приказа приведен в соответствие с Порядком формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России от 12 ноября 2021 г. № 819.

Согласно новому Порядку отбора организации, осуществляющие выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, включаются в перечень организаций, осуществляющих выпуск данных учебных пособий путем издания приказа Министерства просвещения Российской Федерации по результатам отбора организаций, который проводится Министерством в соответствии с настоящим Порядком. Сразу же в п. 1 Порядка отбора подтверждается важное для цифровизаторов образования определение: «Под учебным пособием в рамках настоящего Порядка понимается печатное и (или) электронное учебное издание, дополняющее либо замещающее частично или полностью учебник, в том числе учебно-методические пособия, учебные наглядные пособия, учебные картографические пособия/атласы (включая контурные карты), рабочие тетради, хрестоматии, практикумы, задачники (далее вместе – учебное пособие)». Итак, мы видим, что электронная форма учебного издания полностью приравнивается к печатной, причем особо оговаривается, что эта электронная форма может полностью заменять обычные учебники, учебно-методические пособия, учебные картографические пособия/атласы, рабочие тетради, хрестоматии и т.д. Совершенно не учитывается вред от электронных форм учебных изданий для детского организма, а ведь, согласно самому названию приказа, эти электронные формы предназначаются для образовательных программ уже начального общего образования, т.е. для самых маленьких. Показательно, что, согласно п. 11 Порядка отбора, организация направляет на экспертизу учебные пособия в печатной форме в 1 экземпляре с приложением их электронной копии, представленной в формате PDF на цифровом носителе, в 1 экземпляре, и (или) электронную форму учебного пособия в 1 экземпляре на цифровом носителе (при наличии) с приложением инструкцию по установке, настройке и использованию электронной формы учебного пособия в 1 экземпляре на цифровом носителе (при необходимости). Как видим, даже в случае экспертизы учебного пособия в данном нормативном акте закрепляется возможность подачи его исключительно в электронной форме. Соответствующим образом подбираются и эксперты. Согласно пп. «г» п. 12 Порядка, эксперты, привлекаемые к проведению выборочной экспертизы учебных пособий, должны, «иметь опыт разработки или использования учебника(ов) или учебно-методических пособий в электронной форме или других электронных образовательных и информационных ресурсов».

Отбор организаций осуществляется Научно-методическим советом
по учебникам. В Порядке описывается процедура приема и рассмотрения заявлений. Проводится выборочная экспертиза учебных пособий, причем, как отмечается в п. 9, выборочной экспертизе учебных пособий подлежат 5 процентов от представленного организацией в Министерство списка учебных пособий посредством случайной выборки среди всех учебных пособий в данном списке. Если в представленном организацией списке учебных пособий указано менее 20 учебных пособий, то выборочной экспертизе учебных пособий подлежит 1 учебное пособие посредством случайной выборки среди всех учебных пособий в данном списке. Представляется, что в таком деле, как экспертиза учебных пособий для школьников не должно быть выборочной экспертизы, охватывающей, к тому же, мизерное число в 5 процентов от всех представленных учебных пособий – под экспертизу должны подпадать все 100 % пособий, по которым будут учиться дети. П. 20 Порядка устанавливает следующие критерии для выборочной экспертизе учебного пособия:

а) отсутствие в учебном пособии ошибок, опечаток;

б) соответствие текста учебного пособия нормам речи русского (иностранного) языка, правилам речевого этикета, а также отсутствие в учебном пособии ненормативной лексики;

в) отсутствие в учебном пособии сведений (информации), противоречащих(ей) Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации
и (или) оправдывающих(ей) противоправное поведение;

г) отсутствие в учебном пособии сведений (информации), направленных(ой) на формирование неуважительного отношения к Российской Федерации, органам государственной власти и (или) органам местного самоуправления, народам, проживающим в Российской Федерации, конфессиям, социальным группам;

д) отсутствие материалов, искажающих или тенденциозно трактующих российскую историю, способствующих нарушению межнационального мира
и согласия, возникновению национальной и религиозной розни;

е) отсутствие в учебном пособии сведений (информации), побуждающих(ей) к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью и жизни (самоубийству);

ж) отсутствие в учебном пособии сведений (информации), побуждающих(ей) к употреблению наркотических, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табака, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также безалкогольных тонизирующих напитков, в том числе энергетических;

з) отсутствие в учебном пособии сведений (информации), побуждающих(ей) к асоциальному поведению и (или) образу жизни, в том числе азартным играм, попрошайничеству, бродяжничеству, проституции;

и) отсутствие в учебном пособии сведений (информации), обосновывающих(ей) или оправдывающих(ей) допустимость насилия
и (или) жестокости либо побуждающих(ей) осуществить насильственные действия по отношению к людям или животным;

к) отсутствие в учебном пособии сведений (информации), направленных(ой) на поддержку и (или) оправдание экстремизма и терроризма;

л) отсутствие в учебном пособии информации, отрицающей семейные ценности, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения
и формирующей неуважительное отношение к родителям и (или) другим членам семьи;

м) отсутствие в содержании учебного пособия недостоверных и научно неподтвержденных фактов;

н) отсутствие в содержании учебного пособия фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию, используемых для аргументации, иллюстрации или объяснения научных идей, гипотез или теорий;

о) структурированность, логичность и последовательность содержания учебного пособия в изложении предметного материала;

п) разнообразие видов текстовой информации, иллюстраций, материалов, представленных в графическом и табличном виде в содержании учебного пособия;

р) изложение материалов учебного пособия с учетом возрастных особенностей психофизиологического развития обучающихся;

с) наличие в тексте учебного пособия ссылок на дополнительные источники информации по предмету, ориентирующие обучающихся использовать достоверные и актуальные источники информации;

т) отсутствие в учебных пособиях готовых ответов к заданиям (за исключением практикумов и задачников, в которых имеются пошаговые решения и методическое сопровождение);

у) обеспечение соответствия содержания учебного пособия требованиям федерального государственного образовательного стандарта по формированию личностных, метапредметных и предметных результатов (применяется для обязательных предметных областей и учебных предметов);

ф) соответствие формы подачи материалов учебного пособия примерным адаптированным основным образовательным программам (для специальных учебных пособий);

х) правильность отображения Государственной границы Российской Федерации и территории Российской Федерации, территорий субъектов Российской Федерации и территорий муниципальных образований, а также наименований географических объектов Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства в области наименований географических объектов[1], а также политического устройства мира: названий государств и территорий, их столиц
и центров, достоверности отображения государственных границ иностранных государств на картографическом материале, представленном в учебном пособии (при проведении выборочной экспертизы учебных пособий, содержащих картографический материал).

По результатам рассмотрения экспертных заключений по результатам проведения выборочной экспертизы учебных пособий, учебных пособий и заявлений с прилагаемыми к ним документами, поступившими в Министерство для организации проведения выборочной экспертизы учебных пособий в текущем периоде, Научно-методический совет по учебникам принимает одну из следующих рекомендаций:

включить организацию в перечень организаций;

не включать организацию в перечень организаций.

Основанием для принятия Научно-методическим советом по учебникам рекомендации не включать организацию в перечень организаций является наличие двух и более отрицательных экспертных заключений, а также при наличии обоснованного особого мнения члена Научно-методического совета по учебникам, представленного в письменном виде в Научно-методический совет по учебникам (п. 27). В отдельных случаях предполагается дополнительная экспертиза учебного пособия.




 





Подписывайтесь на наши ресурсы:
#Электронные учебники
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: