Аналитическая справка по Приказу Минпросвещения России от 31.07.2020 N 373

«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
0

31 июля 2020 года Минпросвещения России издало Приказ N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», который вступает в силу с 1 января 2021 года. Сам данный Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (далее - Порядок) разработан во многом на основании Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020), ссылки на который неоднократно встречаются в тексте документа. В силу этого интересно рассмотреть различия между обеими текстами, что, по сравнению с ФЗ, в Порядке отсутствует, а что появилось нового. Понятно, что приоритет однозначно имеет Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации", однако отличия от него указывают на тенденции, которыми явно или неявно руководствовались авторы Порядка. Статья 5 ФЗ гарантирует общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, в Порядке про общедоступность и бесплатность дошкольного образования вообще не сказано ни слова. Аналогичная ситуация и с ч. 2 статьи 64 ФЗ: «Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности». Хотя статья 15 ФЗ и говорит о сетевой форме реализации образовательных программ, однако о сетевой форме реализации образовательным программам именно дошкольного образования в законе "Об образовании в Российской Федерации" ничего не сказано. Однако п. 5 Порядка устанавливает: «Образовательная организация может использовать сетевую форму реализации образовательных программ дошкольного образования и (или) отдельных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различного вида и (или) направленности), обеспечивающую возможность освоения образовательных программ воспитанниками с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая иностранные, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. Использование сетевой формы реализации образовательных программ дошкольного образования осуществляется на основании договора между указанными организациями, в котором указываются основные характеристики образовательной программы, реализуемой с использованием такой формы (в том числе вид и (или) направленность) (при реализации части образовательной программы определенного вида и (или) направленности указываются также характеристики отдельных компонентов, предусмотренных образовательными программами), а также объем ресурсов, используемых каждой из указанных организаций, и распределение обязанностей между ними, срок действия этого договора». Таким образом, сетевая форма «образования» нормативно закрепляется для организаций дошкольного образования. Более того, им при этом разрешается использовать ресурсы иностранных организаций. Соответствующее положение присутствует в статье 15 ФЗ, однако его механическое распространение на дошкольное образование является явной ошибкой, если не чем-то большим.

Сделав это сравнение с ФЗ, перейдем к более детальному анализу самого Порядка. Согласно его п. 2, он является обязательным для всех образовательных организаций вне зависимости от форм собственности: «Настоящий Порядок является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, в том числе адаптированные образовательные программы дошкольного образования, включая индивидуальных предпринимателей (далее - образовательная организация)». В соответствии со ст. ст. 17 и 63 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" Порядок устанавливает, что дошкольное образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и вне организаций - в форме семейного образования. Форма получения дошкольного образования определяется родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося с учетом мнения ребенка (пп. 3 и 4 Порядка). Образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от 2 месяцев до прекращения образовательных отношений. Возраст, с которого начинается получение дошкольного образования, Порядок определяет исходя из ст. 67 ФЗ. Сроки получения дошкольного образования, требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения образовательной программы дошкольного образования определяются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (пп. 7, 9 Порядка). Содержание дошкольного образования определяется образовательной программой дошкольного образования, которая самостоятельно разрабатывается и утверждается образовательной организацией (пп. 8, 10 Порядка). В соответствии с ч. 2 статьи 64 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

По понятным причинам п. 13 Порядка гораздо более подробно по сравнению с ФЗ рассматривает вопрос групповых занятий. Он устанавливает, что образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется именно в группах, которые могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность. Далее дается характеристика каждой из этих групп: «В группах общеразвивающей направленности осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования.

В группах компенсирующей направленности осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, нуждающихся в длительном лечении и проведении для них необходимого комплекса специальных лечебно-оздоровительных мероприятий. В группах оздоровительной направленности осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования, а также комплекс санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур.

В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

В образовательной организации могут быть организованы также:

- группы детей раннего возраста без реализации образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающие развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 3 лет;

- группы по присмотру и уходу без реализации образовательной программы дошкольного образования для воспитанников в возрасте от 2 месяцев до прекращения образовательных отношений. В группах по присмотру и уходу обеспечивается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня;

- семейные дошкольные группы с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях. Семейные дошкольные группы могут иметь любую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации образовательной программы дошкольного образования.

В группы могут включаться как воспитанники одного возраста, так и воспитанники разных возрастов (разновозрастные группы)».

П. 14 Порядка определяет, что режим работы образовательной организации устанавливается ее локальным нормативным актом. Группы могут функционировать в режиме: кратковременного пребывания (до 5 часов в день), сокращенного дня (8 - 10-часового пребывания), полного дня (10,5 - 12-часового пребывания), продленного дня (13 - 14-часового пребывания) и круглосуточного пребывания детей. По запросам родителей (законных представителей) возможна организация работы групп также в выходные и праздничные дни. Образовательные программы дошкольного образования реализуются в группах, функционирующих в режиме не менее 3 часов в день. П. 15 Порядка воспроизводит положение ч. 3 статьи 64 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», согласно которой родители (законные представители) несовершеннолетнего воспитанника, обеспечивающие получение воспитанником дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Формально это полностью соответствует действующему ФЗ, однако возникает закономерный вопрос, что делать родителям (законным представителям) в том случае, если в конкретном пункте по тем или иным причинам эти консультационные центры не созданы? Очевидно, что в подобном случае родителям, реализовавшим свое право на получение их ребенком дошкольного образования в форме семейного образования, придется оплачивать подобные консультации из своих средств, что автоматически ставит их в неравноправное положение по сравнение с такими же родителями, проживающими там, где существуют соответствующие консультационные центры. В свете этого представляется целесообразным закрепить в данном пункте Порядка положение, согласно которому, в том случае, если эти консультационные центры не созданы в том или ином населенном пункте, то обеспечивающие получение своим несовершеннолетним воспитанникам дошкольного образования в форме семейного образования родители (законные представители) имеют право на компенсацию своих расходов на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи согласно утвержденным тарифам со стороны органов государственной власти субъектов Российской Федерации.    

Раздел III Порядка посвящен особенностям организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Остались вопросы? Вы можете задать их нам через чат-бота в телеграм
Задать вопрос
Подписывайтесь на наши ресурсы:
#
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: