Аналитическая справка по проекту федерального закона № 285565-8

«О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей"»

#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
0

26 января 2023 года Правительство Российской Федерации внесло в Государственную Думу РФ проект федерального закона № 285565-8 «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (в части информационного взаимодействия государственного банка данных о детях с государственными информационными системами ЕГИССО и ФГИС ФРИ)» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/285565-8). Этим оно само недвусмысленно расписалось в бездумности проводимой им политики цифровизации всего и вся. В пояснительной записке Правительство РФ рисует такое положение дел в Единой государственной информационной системе социального обеспечения (далее - ЕГИССО), где размещаются сведения о лишении родительских прав, восстановлении в родительских правах, об ограничении родительских прав, отмене ограничения родительских прав: «Поставщиком информации согласно подпункту «а» пункта 9 Положения о Единой государственной информационной системе социального обеспечения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2021 г. № 1342, являются органы опеки и попечительства. Статьей 6.11 Федерального закона № 178-ФЗ определены функции поставщиков информации, к числу которых относится обеспечение взаимодействия в том числе государственных информационных ресурсов и информационных систем, содержащих информацию, подлежащую обязательному размещению в ЕГИССО. Реализация указанной функции органами опеки и попечительства в настоящее время невозможна в связи с тем, что Федеральным законом № 44-ФЗ не предусмотрено информационное взаимодействие государственного банка данных о детях с государственными информационными системами. В связи с этим органами опеки и попечительства в 2020 году одновременно в две государственные информационные системы были введены, соответственно, дважды сведения о 22 370 родителях, которые были лишены родительских прав, и о 6 964 родителях, которые были ограничены в родительских правах; в 2021 году - о 25 372 и 7 885 родителях соответственно. (…)

В рамках оптимизации и совершенствования работы органов опеки и попечительства по осуществлению контрольных мероприятий, а также современных тенденций цифровизации законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон № 44-ФЗ в части автоматизации учета результатов контрольных мероприятий. Также законопроектом предусматриваются изменения в части:

исключения дублирования информации, которую вносят органы опеки и попечительства в государственные информационные системы, и уменьшения трудозатрат указанных специалистов органов опеки и попечительства;

расширения перечня информации, вносимой в государственный банк данных о детях, для обеспечения эффективного информационного взаимодействия с ЕГИССО; учета информации об условиях жизни и воспитания несовершеннолетних подопечных, соблюдении опекунами или попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечении сохранности их имущества, выполнении опекунами требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей (далее - информация об условиях жизни несовершеннолетних подопечных);

исключения дублирования учета сведений о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи (далее - кандидаты в замещающие родители), и осуществления учета сведений о кандидатах в замещающие родители органами опеки и попечительства в государственном банке данных о детях при выдаче заключения о возможности быть усыновителями, опекунами (попечителями)» (Пояснительная записка к проекту федерального закона № 285565-8 «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», л. 1-4).

Однако вместо того, чтобы задуматься и, если не полностью отказаться от цифровизации, то, как минимум, сократить состав сведений, вносимых в информационные системы и тем самым снизить нагрузку на специалистов органов опеки и попечительства, Правительство РФ идет по пути интеграции различных информационных систем и увеличения заносимой в них информации.

Согласно изменениям, вносимым в Федеральный закон от 16 апреля 2001 года № 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей", в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, будет вноситься документированная информация об условиях жизни и воспитания несовершеннолетних подопечных, о соблюдении опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, об обеспечении сохранности их имущества, о выполнении опекунами (попечителями) несовершеннолетних подопечных требований к исполнению своих обязанностей (далее - информация об условиях жизни и воспитания несовершеннолетних подопечных).Эта же информация будет находиться и в региональном банке данных о детях.

Планируется дополнить ФЗ статьей 6-1, раскрывающей понятие документированной информации:

«Документированная информация об условиях жизни и воспитания несовершеннолетних подопечных создается в целях осуществления контроля органами опеки и попечительства за содержанием, воспитанием и образованием ребенка после передачи в семью в установленном порядке и включает в себя следующую информацию:

1) фамилия, имя, отчество ребенка (при наличии);

2) дата рождения ребенка;

3) фамилии, имена, отчества (при наличии) родителей либо единственного родителя ребенка, оставшегося без попечения родителей;

4) причины отсутствия родительского попечения над ребенком;

5) фамилия, имя, отчество (при наличии) опекунов (попечителей);

6) реквизиты документа о передаче ребенка на воспитание в семью;

7) информация об оценке жилищно-бытовых условий несовершеннолетнего подопечного по месту жительства;

8) информация о состоянии здоровья ребенка, его эмоциональном и физическом развитии, взаимоотношениях в семье;

9) информация о соблюдении опекунами (попечителями) прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, об обеспечении сохранности их имущества;

10) заключение и рекомендации органа опеки и попечительства по результатам проверки условий жизни по месту жительства несовершеннолетнего подопечного».

Если разумный контроль за содержанием, воспитанием и образованием ребенка после передачи в семью необходим, то какая необходимость требует внесения в государственный банк данных о детях всей этой перечисленной и явно избыточной информации? Легко заметить, что в ее состав входят многие сведения, которые могут быть использованы злоумышленниками. Многочисленные утечки из разнообразных баз данных показывают, что абсолютно надежно защитить хранящуюся в электронном виде информацию невозможно. Статья 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" относит неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия к принципам правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации. Можно предположить, что добровольно-принудительное согласие на обработку персональных данных будет являться основанием для наполнения очередного государственного информационного ресурса. Необходимо подчеркнуть, что подобный подход фактически нарушает статьи 23 и 24 Конституции РФ, гарантирующие каждому право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну и не допускающие сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. Поскольку право на неприкосновенность частной жизни относится к числу основных прав и свобод человека, оно является неотчуждаемым в силу ст. 17 Конституции РФ. Ее следующая статья определяет, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти. Здесь же мы видим, что неотчуждаемые права человека ставятся гораздо ниже интересов цифровизаторов.

Несмотря на все потенциальные угрозы людям, фактическое ущемление их прав и лицемерно сокрушаясь о трудозатратах специалистов органов опеки и попечительства, авторы ПФЗ на деле стараются еще более расширить перечень хранящейся в электронных базах информации. Трудно объяснить подобное стремление иными причинами, нежели желанием максимально цифровизировать все стороны жизни и поставить людей под непрестанный электронный контроль. Пояснительная записка лишь успокаивает депутатов по этому поводу: «Расширяемый законопроектом перечень сведений, включаемых в государственный банк данных о детях, не изменяет объема полномочий органов опеки и попечительства» (Пояснительная записка к проекту федерального закона № 285565-8 «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», л. 4). В финансово-экономическом обосновании отмечается, что это расширение цифровизации обойдется в 44 991,6 тыс. рублей, но эта цифра уже заложена в расходы на мероприятия по развитию информатизации «Развитие автоматизированной информационной системы государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей» и выделение на его реализацию бюджетных ассигнований федерального бюджета в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» за счет перераспределения средств, предусмотренных на обеспечения деятельности Минпросвещения России.

В государственный банк данных о детях в случае принятия данного ПФЗ будет вноситься не только информации об условиях жизни и воспитания несовершеннолетних подопечных, но и о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, чего раньше не было в ФЗ. Если ранее, согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона от 16 апреля 2001 года № 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" направление этих сведений могло осуществляться на бумажном носителе либо в электронном виде с использованием информационных технологий государственного банка данных о детях или единой системы межведомственного электронного взаимодействия, то ПФЗ исключает теперь бумажный носитель, делая безальтернативной электронную форму (пп. «а» п. 4 ст. 1 ПФЗ). Если в действующей редакции статьи 12 ФЗ говорилось, что конфиденциальная информация о детях, оставшихся без попечения родителей, предоставляется гражданину в письменной форме, то ПФЗ исключает о ней упоминание, из чего можно заключить, что она будет представляться только в электронной форме.

Существенные изменения планируются внести и в пункт 2 статьи 7 ФЗ. Если в действующей редакции говорится о наличии у таких граждан установленных законом оснований быть усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями, то в ПФЗ это положение заменяется на заключение о возможности быть усыновителем, опекуном (попечителем), выданному гражданину органом опеки и попечительства. Согласно планируемой новой редакции данное заключение становится обязательным условием внесения информации о гражданине, желающем принять детей на воспитание в свою семью, в государственный банк данных о детях. Судя по всему, временной поблажкой является положение, согласно которому заявление об учете сведений о нем в государственном банке данных о детях гражданин может подать как лично на бумажном носителе, так и с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" в форме электронного документа.

Пояснительная записка содержит еще одно важное положение: «Законопроект не содержит положений, закрепляющих обязанность гражданина по истечении двух месяцев с даты выражения согласия на принятие ребенка в семью, подать документы в суд для усыновления, поскольку законодательство Российской Федерации не устанавливает определенный период для подачи гражданином документов в суд для решения вопроса об усыновлении. Установление определенного срока для подачи гражданином в суд заявления будет нарушать права граждан, а также не представляется возможным определить объективность данных сроков. Кроме того, вопросы подачи гражданином заявления об усыновлении в суд регулируются Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации» (Пояснительная записка к проекту федерального закона № 285565-8 «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», л. 4).

В случае принятия данного ПФЗ, содержащиеся в нем положения за отдельными исключениями вступают в силу с 1 июля 2024 года. В Пояснительное записке отмечается, что в IV квартале 2022 г. запланирован ввод в эксплуатацию 1 очереди государственной информационной системы «Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере», а ЕГИССО и ФГИС ФРИ должны войти в ее состав. В связи с этим предполагается, что законопроект вступит в силу с 1 января 2024 г., за исключением отдельных положений, предусматривающих использование федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», для которых предусмотрены иные сроки вступления в силу.

П. 3 ст.2 ПФЗ устанавливает, что федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, в срок до 1 июля 2025 года обеспечить техническую готовность государственного банка данных о детях к приему заявлений, поступающих из федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", и направлению соответствующих уведомлений, а также совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере информационных технологий, в срок до 1 января 2026 года осуществить разработку и размещение в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" соответствующих интерактивных форм заявлений в определенном законодательством Российской Федерации порядке.

Поскольку законопроект № 285565-8 «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей"» представляет угрозу правам и свободам наших граждан, просим принять все возможные меры для его отклонения.

Остались вопросы? Вы можете задать их нам через чат-бота в телеграм
Задать вопрос
Подписывайтесь на наши ресурсы:
#База данных детей # Контингент
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: