12 июля 2023 г. Центральный банк Российской Федерации опубликовал проект положения «О платформе цифрового рубля» (https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=139958#). В нем устанавливаются ключевые положения, связанные с функционированием этой платформы, а именно:
функции оператора платформы цифрового рубля, участников платформы цифрового рубля;
требования к участникам платформы цифрового рубля, пользователям платформы цифрового рубля;
виды счетов цифрового рубля пользователей платформы цифрового рубля в зависимости от правового статуса указанных лиц или осуществляемого вида деятельности, а также порядок открытия, ведения и закрытия счетов цифрового рубля;
порядок предоставления, приостановления, возобновления и прекращения доступа к платформе цифрового рубля участникам платформы цифрового рубля, пользователям платформы цифрового рубля;
виды операций с цифровыми рублями, порядок их совершения, а также применяемые формы расчетов;
порядок урегулирования споров и разногласий;
порядок рассмотрения запросов и претензий пользователей платформы цифрового рубля, направляемых в связи с обслуживанием по договору счета цифрового рубля;
порядок осуществления контроля за соблюдением правил платформы цифрового рубля;
порядок взаимодействия платформы цифрового рубля с платежной системой Банка России.
Оператором платформы цифрового рубля, которая должна функционировать в круглосуточном режиме ежедневно, включая выходные, нерабочие праздничные дни и нерабочие дни (п. 1.3), является Банк России. В соответствии с частью 11 статьи 307 Федерального закона от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» он обеспечивает:
1) открытие и ведение счетов цифрового рубля пользователям платформы цифрового рубля;
2) доступ к платформе цифрового рубля участникам платформы цифрового рубля и пользователям платформы цифрового рубля;
3) учет и хранение информации об остатке цифровых рублей и совершенных операциях с цифровыми рублями;
4) бесперебойность функционирования платформы цифрового рубля.
Одновременно с этим он совершает операции с цифровыми рублями на платформе цифрового рубля;
выполняет процедуры приема к исполнению распоряжений пользователей платформы цифрового рубля (далее – пользователь платформы) для совершения операций с цифровыми рублями (далее – распоряжение);
осуществляет прием к исполнению распоряжения, составленного на бумажном носителе представителем пользователя платформы, лицом, получившим постановление о возмещении расходов на достойные похороны, пользователем платформы, в отношении которого проводятся процедуры, применяемые в деле о банкротстве, а также его арбитражным управляющим, (далее – распоряжение на бумажном носителе);
осуществляет контроль за соблюдением правил платформы цифрового рубля (далее – правила платформы);
осуществляет прием и рассмотрение обращений участников платформы цифрового рубля, являющихся операторами по переводу денежных средств, за исключением иностранных банков (далее – участник платформы), в том числе составленных на основании запросов и претензий пользователей платформы цифрового рубля (далее – пользователь платформы), по вопросам, связанным с совершением операций с цифровыми рублями, доступом к платформе цифрового рубля, а также связанным с получением информации об остатке цифровых рублей на счете цифрового рубля (п. 1.1 проекта положения).
Поскольку Банк России сам совершает операции с цифровыми рублями на платформе, он будет являться стороной в сделках и, следовательно, заинтересованным лицом, что ставит под вопрос его объективность в случае возникновения конфликтных ситуаций. Процедура их рассмотрения обозначена в целом ряде пунктов. Споры и разногласия, возникающие в связи с совершением операций с цифровыми рублями, в том числе при разрешении спора, связанного с ненадлежащим совершением операции с цифровыми рублями и требующего возмещения ущерба, подлежат урегулированию участниками платформы, Банком России в порядке урегулирования споров и разногласий при их возникновении, предусмотренном приложением 1 к настоящему Положению (п. 3.15). Согласно следующему пункту при ведении счета цифрового рубля пользователю платформы предоставляется возможность направления участнику платформы, через которого данный пользователь платформы имеет доступ к платформе цифрового рубля, запросов и претензий, связанных с использованием пользователем платформы своего счета цифрового рубля, с предоставлением информации по счету цифрового рубля, а также по совершенным операциям с цифровым рублем, которые участник платформы рассматривает самостоятельно или направляет на рассмотрение в Банк России. Запросы и претензии пользователей платформы, по которым участником платформы принято решение об их направлении в Банк России, участник платформы направляет в Банк России в соответствии с пунктом 3.14 настоящего Положения. Информация о результатах рассмотрения запросов и претензий пользователя платформы направляется Банком России участнику платформы, направившему запрос или претензию пользователя платформы в Банк России.
Согласно п. 7.2 он выполняет еще одну ключевую функцию, а именно взаимодействие платформы цифрового рубля с платежной системой Банка России при совершении операций с цифровыми рублями в части пополнения счетов цифрового рубля, вывода средств со счетов цифрового рубля, а также при получении нормативно-справочной информации платежной системы Банка России, в том числе при необходимости изменения статуса счета цифрового рубля участника платформы. Поскольку каких-либо альтернатив по переводу российской национальной валюты из одной формы в другую не предполагается, Банка России фактически оказывается монополистом в части пополнения счетов цифрового рубля и вывода средств со счетов цифрового рубля.
Банк России обеспечивает исполнение распоряжений по мере их поступления на платформу цифрового рубля незамедлительно при успешном завершении процедур приема к исполнению (п. 1.4).
Участник платформы предоставляет доступ пользователям платформы к платформе цифрового рубля и к их счетам цифрового рубля; осуществляет прием к исполнению распоряжений, направляемых пользователем платформы, которому предоставляет доступ к платформе цифрового рубля, а также выполняет ряд иных функций, перечисленных в п. 1.2. Среди них обратим внимание на следующие:
«представляет Банку России по его запросу информацию о действиях пользователя платформы, выполняемых им при взаимодействии с участником платформы (включая действия, направленные на заключение договора счета цифрового рубля), а также о собственных действиях при взаимодействии участника платформы с пользователем платформы и с Банком России;
(…)
предоставляет возможность приостановления, возобновления и прекращения доступа к платформе цифрового рубля пользователям платформы». Итак, все операции с цифровыми рублями потенциально являются прозрачными, Банк России может запросить информацию по любому из них, а возможность приостановления, возобновления и прекращения доступа к платформе цифрового рубля для пользователей оговорена в самом начале.
Согласно п. 2.2, участники платформы при предоставлении доступа к платформе цифрового рубля пользователю платформы, а также возможности совершения операций с цифровыми рублями используют предоставляемое участником платформы такому пользователю платформы, не являющемуся оператором по переводу денежных средств, электронное средство платежа (далее – ЭСП) на основе программного обеспечения, позволяющего пользователю платформы составлять, удостоверять и передавать распоряжения, установленного на техническом устройстве пользователя платформы (включая смартфон, планшетный компьютер) или в другой системе дистанционного банковского обслуживания (далее – приложение клиента). При этом доступ предоставляется не любому пользователю, а лишь тому, кто прошел процедуру идентификации в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и получил сертификат ключа проверки электронной подписи в удостоверяющем центре в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее –Федеральный закон № 63-ФЗ) (п. 2.5). Весьма показателен и п. 2.6: «Физические лица и индивидуальные предприниматели для открытия счета цифрового рубля на платформе цифрового рубля, а также пользователи платформы, являющиеся физическими лицами и индивидуальными предпринимателями, для совершения операций с цифровыми рублями должны быть зарегистрированы в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» и получить ключ простой электронной подписи при личной явке в соответствии с правилами использования простой электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 13 Федерального закона № 63-ФЗ». Итак, регистрация в ЕСИА также относится к обязательным условиям доступа к платформе цифрового рубля.
На платформе цифрового рубля на основании договора счета цифрового рубля открываются следующие виды счетов цифрового рубля пользователям платформы:
счета цифрового рубля операторов по переводу денежных средств, за исключением иностранных банков (далее – счет цифрового рубля участника платформы);
счета цифрового рубля физических лиц;
счета цифрового рубля юридических лиц;
Счета цифрового рубля филиалам кредитных организаций не открываются (п. 3.1.).
П. 3.3 устанавливает, что каждому физическому лицу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю на платформе цифрового рубля открывается один счет цифрового рубля.
Согласно п. 4.1. доступ к платформе цифрового рубля участнику платформы предоставляется Банком России одновременно с открытием ему счета цифрового рубля.
Доступ к платформе цифрового рубля пользователю платформы предоставляется через одного или нескольких участников платформы, осуществляющих ведение банковского счета данного пользователя платформы или формирование остатка ЭДС, распоряжение которым осуществляется с использованием персонифицированного или корпоративного ЭСП, по выбору пользователя платформы одновременно с открытием счета цифрового рубля или на основании обращения о предоставлении доступа к платформе цифрового рубля пользователя платформы (далее – обращение о доступе к платформе цифрового рубля).
П. 4.6 устанавливает, что доступ к платформе цифрового рубля участнику платформы, пользователю платформы приостанавливается Банком России путем прекращения взаимодействия с использованием электронных сообщений с участником платформы, пользователем платформы в случае утраты такого доступа по вине Банка России при возникновении чрезвычайных ситуаций, операционных сбоев.
Восстановление такого доступа осуществляется Банком России после устранения причин его утраты, устранения последствий чрезвычайных ситуаций, операционных сбоев.
Банк России информирует участников платформы, пользователей платформы о возникновении чрезвычайных ситуаций, операционных сбоев путем размещения информации на официальном сайте Банка России. В состав данной информации включается также информация о времени восстановления доступа к платформе цифрового рубля участнику платформы, пользователю платформы.
Для физических лиц может быть интересен и п. 4.12: «Доступ к платформе цифрового рубля пользователю платформы приостанавливается Банком России, в том числе по обращению участника платформы (одного из участников платформы, предоставляющих доступ к платформе цифрового рубля данному пользователю платформы), путем приостановления совершения операций с цифровыми рублями с использованием приложения клиента, предоставленного данным участником платформы:
при выявлении Банком России или участником платформы операции, соответствующей признакам осуществления перевода денежных средств без согласия клиента;
при выявлении участником платформы нарушений пользователем платформы целостности приложения клиента, предоставленного данным участником платформы;
при аннулировании сертификата ключа проверки электронной подписи пользователя платформы;
при обращении пользователя платформы об ограничении ему права распоряжения цифровыми рублями с использованием приложения клиента.
В случае устранения причин приостановления доступа он возобновляется Банком России».
Согласно п. 4.14 доступ к платформе цифрового рубля пользователю платформы приостанавливается Банком России в случаях ограничения права распоряжения цифровыми рублями в соответствии с законодательством Российской Федерации путем прекращения исполнения распоряжений, поступающих от участника платформы:
при поступлении в Банк России документа об установлении ареста и (или) других ограничений в сумме, превышающей остаток цифровых рублей на счете цифрового рубля пользователя платформы, при необходимости накопления суммы цифровых рублей, не меньшей, чем сумма ареста и (или) других ограничений;
при недостаточности суммы остатка цифровых рублей для исполнения требований взыскателя средств после перечисления доступного остатка цифровых рублей в целях исполнения предъявленного требования с учетом сумм ареста и (или) других ограничений, до окончания его исполнения в соответствии с частью 10 статьи 70 Федерального закона № 229-ФЗ;
при поступлении в Банк России решения о приостановлении операций по счету цифрового рубля пользователя платформы в соответствии с законодательством Российской Федерации;
при поступлении в Банк России сведений о банкротстве пользователя платформы.
П. 5.1. определяет, что на платформе цифрового рубля совершаются следующие виды операций с цифровыми рублями:
перевод цифровых рублей;
увеличение остатка цифровых рублей на счете цифрового рубля путем перевода денежных средств с банковских (корреспондентских) счетов или уменьшения остатка ЭДС, для совершения операций с которым предоставлены персонифицированные или корпоративные ЭСП (далее – пополнение счета цифрового рубля);
уменьшение остатка цифровых рублей на счете цифрового рубля путем перевода денежных средств на банковские (корреспондентские) счета или увеличения остатка ЭДС, для совершения операций с которым предоставлены персонифицированные или корпоративные ЭСП (далее – вывод средств со счета цифрового рубля).
Операции с цифровыми рублями на платформе цифрового рубля совершаются при успешном завершении Банком России, участниками платформы процедур приема к исполнению распоряжений, предусмотренных частями 7 и 10 статьи 71 Федерального закона № 161-ФЗ, а также следующих процедур приема к исполнению:
контроль целостности распоряжения;
контроль дублирования распоряжений;
структурный контроль распоряжения (П. 5.7.).
При этом следует иметь в виду, что, согласно пп. 5.7.4-5.7.5, Банк России может выполнять контроль за соблюдением значения максимальной суммы операций с цифровыми рублями и максимального значения суммы остатка цифровых рублей на счете цифрового рубля, в случае если оно установлено Банком России в соответствии с пунктом 17-18 части 1 статьи 18 Федерального закона № 86-ФЗ. Всего же, как следует из п. 6.5, контроль деятельности участников платформы может проводиться за период, не превышающий двадцати четырех календарных месяцев до дня начала проведения проверки.
Как ранее отмечалось нами при анализе проекта федерального закона № 270838-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с внедрением цифрового рубля», цифровые валюты центральных банков является проектом глобалистов, направленном на вытеснении из оборота наличных денег и установлении жесткого контроля над финансами физических и юридических лиц. Максимально широкое внедрение цифровых денег является важным условием для создания электронно-цифрового концлагеря. Как уже отмечалось выше, регистрация в ЕСИА является обязательным условием доступа к платформе цифрового рубля.
Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!
Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: