Аналитическая справка по проекту постановления Правительства РФ «Об установлении особенностей использования дистанционных образовательных технологий, обеспечивающих идентификацию личности посредством единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина Российской Федерации, при проведении промежуточной аттестации на 2020/21 учебный год по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»
11 декабря 2020 г. Правительство Российской Федерации опубликовало проект постановления «Об установлении особенностей использования дистанционных образовательных технологий, обеспечивающих идентификацию личности посредством единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина Российской Федерации, при проведении промежуточной аттестации на 2020/21 учебный год по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» (https://regulation.gov.ru/projects#npa=111531). Его общественное обсуждение будет проходить до 25 декабря 2020 г. В самом начале проекта постановления говорится, что оно принимается в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Российской Федерации, обеспечения государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и создания условий для реализации права на образование. Однако в своей пояснительной записке авторы проекта были более откровенны: «Проект постановления Правительства Российской Федерации разработан в соответствии с абзацем первым пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» в целях обеспечения условий для реализации права граждан на образование в удаленной форме, в том числе в условиях пандемии коронавирусной инфекции, путем обеспечения предоставления гражданам дистанционных образовательных услуг за счет внедрения механизмов дистанционных образовательных технологий, обеспечивающих идентификацию личности посредством Единой биометрической системы». Итак, на первом месте у разработчиков была не борьба с коронавирусной инфекцией, а «обеспечения условий для реализации права граждан на образование в удаленной форме… путем обеспечения предоставления гражданам дистанционных образовательных услуг». В представлении Правительства РФ люди, по всей видимости, только и мечтают, чтобы получить сначала высшее, а затем и любое другое образование в удаленной форме, а руководство государства спешит создать им все условия для реализации столь необходимого им права. В завершении пояснительной записки они делают еще одну важную оговорку: «Предлагаемые проектом постановления изменения соответствуют целям национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»». (Пояснительная записка к проекту постановления «Об установлении особенностей использования дистанционных образовательных технологий, обеспечивающих идентификацию личности посредством единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина Российской Федерации, при проведении промежуточной аттестации на 2020/21 учебный год по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры», л. 1-2). Напомним, что сама программа «Цифровая экономика Российской Федерации» была утверждена Распоряжением от 28 июля 2017 года №1632-р. Распоряжением Правительства России от 12 февраля 2019 г. N 195-Р предыдущее Распоряжение признано утратившим силу и, в конце концов, была принята национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» утвержденная протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. № 7. Цели, таким образом, определялись в уже далеком 2017 году, корректировались в 2019 г., а коронавирусная инфекция стала удобным предлогом для их постепенного достижения. Следует отметить, что в п. 4.1 раздела 6 «Дополнительная информация» Паспорта национального проекта Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации" говорится: «Федеральный проект «Нормативное регулирование цифровой среды» направлен на разработку и принятие ряда нормативных правовых актов, направленных на снятие первоочередных барьеров, препятствующих развитию цифровой экономики, в частности, в таких сферах как: гражданский оборот, финансовые технологии, интеллектуальная собственность, телекоммуникации, судопроизводство и нотариат, стандартизация и иных. Планируется также урегулировать сквозные для различных отраслей законодательства вопросы, связанные с идентификацией субъектов правоотношений, электронным документооборотом, сбором, хранением и обработкой данных, в том числе персональных». Посильный вклад в достижение последней цели как раз и вносит рассматриваемый проект постановления Правительства РФ.
Им предусмотрено утверждение положения об особенностях использования дистанционных образовательных технологий, обеспечивающих идентификацию личности посредством единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина Российской Федерации, при проведении промежуточной аттестации на 2020/21 учебный год по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (далее – Положение), которое устанавливает особенности использования дистанционных образовательных технологий, обеспечивающих идентификацию граждан Российской Федерации посредством единой биометрической системы, при проведении указанной аттестации. П. 3 Положения дает организациям, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, право осуществлять проведение промежуточной аттестации на 2020/21 учебный год с использованием дистанционных образовательных технологий, обеспечивающих контроль условий прохождения указанных испытаний (далее – сервис онлайн-прокторинга), предусмотренных принимаемыми организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии со статьей 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», локальными нормативными актами, содержащими нормы, регулирующие образовательные отношения, и идентификацию личности обучающихся, являющихся гражданами Российской Федерации, посредством единой биометрической системы, в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации. Ст. 30 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на которую ссылаются в данном пункте, как раз посвящена локальным нормативным актам образовательных организаций, содержащим нормы, регулирующие образовательные отношения. ВУЗам, следовательно, в этом вопросе предоставляется определенная свобода рук. Что касается единой биометрической системы (ЕБС), то она была по инициативе Минкомсвязи и Центробанка разработана "Ростелеком" и запущена в 2018 г. (В РФ с 1 июля запустят систему биометрической идентификации). Тогда же Правительство РФ поспешило издать Постановление от 30.06.2018 N 772 (ред. от 13.09.2019) "Об определении состава сведений, размещаемых в единой информационной системе персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение, биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина Российской Федерации, включая вид биометрических персональных данных, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации". Как видим, и здесь инфраструктура была подготовлена заблаговременно задолго до появления коронавирусной инфекции. Все это говорит о том, что хотя формально рассматриваемый проект постановления и является временным, действие которого распространяется на 2020/21 учебный год, однако на самом деле в случае запуска системы проведения промежуточной аттестации в ВУЗах с использованием дистанционных образовательных технологий и идентификации личности посредством ЕБС, он останется в образовании и после указанного срока.
О ЕБС мы уже писали при анализе проекта федерального закона № 613239-7 «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/613239-7). Там отмечалось, что поскольку экономическая целесообразность применение биометрии в банковском деле весьма невелика или вообще нулевая, ее инициаторы планируют расширить ее на совершенно иные области жизни людей: «Создатели биометрической системы Центробанка и «Ростелеком» параллельно ищут, каким образом расширить применение биометрии. В феврале 2020-го, к примеру, в кафе Coffee Bean в столичном районе Замоскворечье начали принимать оплату по биометрии. Чтобы заплатить за кофе, нужно приблизить лицо к планшету у кассы. Проект биометрического эквайринга совместно запустили «Ростелеком» и банк «Русский стандарт». Банк собирает биометрию и для ЕБС, но других услуг по биометрии пока не предоставляет. «На финансовой сфере ограничивать применение биометрии нельзя, она интересна и другим отраслям и предприятиям. Когда они начнут ею пользоваться, появится и спрос», — уверен Иван Беров из «Ростелекома». Сейчас, например, тестируют возможность покупки бензина на заправке (над этим проектом работают «Ростелеком», «Открытие» и «Лукойл») или проезда в метро (ВТБ и Сбербанк) при помощи биометрии» (Людмила Петухова, Яна Милюкова. Почему забуксовал проект по оцифровке россиян и при чем тут ФСБ и Греф). В аналитической записке мы тогда пришли к такому выводу: «Таким образом, если банкам удастся собрать более или менее значимое количество биометрических персональных данных, за этим неизбежно последует добровольно-принудительное распространение биометрии на весьма многие сферы жизни по китайскому образцу, где она также используется при покупке тех или иных товаров и оплаты проезда в транспорте. При этом с течением времени добровольности во всей этой системе будет все меньше, а принудительности все больше».
Как видим, теперь эту технологию пытаются распространить и на студенческую среду, пока в добровольном порядке. Об этом говорится в п. 4 проекта постановления Правительства РФ: «Дистанционные образовательные технологии применяются с согласия обучающегося при наличии у него:
1) подтвержденной учетной записи в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме»;
2) размещенных биометрических персональных данных в единой биометрической системе».
Расчет, по всей видимости, делается на то, что не каждый молодой человек поймет, что промежуточную аттестацию он пройдет лишь во время учебы в ВУЗе (разово в 2020/21 учебном году, как уверяют авторы проекта), а сданные им для этого персональные данные останутся в ЕБС и ЕСИА на всю жизнь, что позволит в последующем в любой момент отслеживать его с помощью биометрии. Для того, чтобы завлечь как можно больше людей, разработчики даже запретили взимание платы с обучающихся за использование дистанционных образовательных технологий в соответствии с настоящим Положением (п. 11). В проекте постановления расписывается подробный алгоритм действий: «5. Обучающийся допускается до проведения испытаний с использованием сервиса онлайн-прокторинга после идентификации его личности посредством единой биометрической системы.
6. Идентификация личности обучающегося осуществляется оператором единой биометрической системы (далее – оператор) на основании получения им информации и сведений, установленных частью 18 статьи 14.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
7. В целях установления личности обучающегося в соответствии с настоящим Положением оператор получает:
1) от организации, осуществляющей образовательную деятельность, сведения, необходимые для идентификации обучающегося, личность которого устанавливается;
2) от обучающегося биометрические персональные данные, соответствующие видам биометрических персональных данных, размещаемым в единой биометрической системе, а также согласие на обработку его персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
8. Личность обучающегося считается установленной в случае, если:
1) степень взаимного соответствия представленных биометрических персональных данных, биометрическим персональным данным, содержащимся в единой биометрической системе, является достаточной для проведения идентификации, определенной в соответствии с пунктом 3 части 13 статьи 14.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование в сфере идентификации граждан Российской Федерации на основе биометрических персональных данных;
2) сведения об обучающемся, установленные подпунктом 1 пункта 7 настоящего Положения, соответствуют сведениям, полученным оператором в соответствии с пунктом 1 части 18 статьи 14.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
9. Результат контроля условий прохождения промежуточной аттестации направляется организации, осуществляющей образовательную деятельность». В п. 3 части 13 статьи 14.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», на которую идет ссылка, говорится, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий регулирование в сфере идентификации граждан Российской Федерации на основе биометрических персональных данных разрабатывает и утверждает методики проверки соответствия предоставленных биометрических персональных данных физического лица его биометрическим персональным данным, содержащимся в ЕБС, а также определяет степень взаимного соответствия указанных биометрических персональных данных, достаточную для проведения идентификации, предусмотренной настоящим ФЗ. Стоит отметить, что п. 1 части 13 данной статьи устанавливает, что этот же федеральный орган исполнительной власти определяет порядок обработки, включая сбор и хранение, параметров биометрических персональных данных в целях идентификации, порядок размещения и обновления биометрических персональных данных в единой биометрической системе, а также требования к информационным технологиям и техническим средствам, предназначенным для обработки биометрических персональных данных в целях проведения идентификации. Последнее уже предусмотрено в проекте постановления, согласно которому программное обеспечение, используемое в составе сервиса онлайн-прокторинга, должно быть включено в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (п. 3).
Поскольку по состоянию на конец марта 2020 г. в ЕБС было зарегистрировано лишь около 130 000 человек (Людмила Петухова, Яна Милюкова. Почему забуксовал проект по оцифровке россиян и при чем тут ФСБ и Греф), очевидно, что основная масса наших граждан не рвется воспользоваться навязываемой им через банки технологией биометрической идентификации. Поэтому очевидно, что первая цель проекта постановления Правительства РФ – за счет студентов хоть как-то наполнить биометрическими персональными данными не нужную людям ЕБС, в создание которой вложены огромные деньги. Не менее очевидна и вторая цель – максимальное внедрение в образование, сначала высшее, а затем и среднее, дистанционных технологий. Пока это делается как бы разово и на добровольной основе, но если эксперимент пройдет удачно и в нем примет участие достаточно большое количество студентов, эту технологию быстро сделают постоянной и добровольно-принудительной. Однако эти две цели представляют лишь вершину айсберга. Подводная часть всплыла еще при внедрении ЕБС в банковскую сферу: «К обсуждению довольно быстро подключились сотрудники ФСБ, так как речь шла о персональных данных значительной части россиян, говорит собеседник Forbes, знакомый с деталями проекта. «Силовики заинтересовались этой историей, решив, что было бы неплохо иметь базу данных россиян, собранную руками банков», — рассказывает источник в правительстве. По его словам, банки предлагали хранить собранные данные у себя, но силовики сказали, что база данных должна быть в одном месте и под их контролем. «У силовиков не пошел проект со всеобщей дактилоскопией, так что биометрия, то есть цифровой отпечаток личности, им оказалась очень кстати», — говорит собеседник Forbes, знакомый с деталями проекта. На одном из совещаний в кабмине позицию ФСБ поддержал первый вице-премьер Игорь Шувалов. «Он сказал: ребята, вы не понимаете политического момента. Надо, чтобы было все под контролем», — вспоминает чиновник правительства. Собирать и хранить базу поручили «Ростелекому». За пять лет госкомпания должна потратить на проект 1,5 млрд рублей, а окупить его при помощи взимания комиссий с банков, вспоминает Козырев. Сейчас банки платят «Ростелекому» за обращение к ЕБС 200 рублей за одного клиента, 100 рублей идет банку, который снял биометрию и добавил ее в систему. Проект задумывался легким и удобным для банков, но в итоге получился дорогим и тяжелым из-за требований по безопасности от ФСБ» (Людмила Петухова, Яна Милюкова. Почему забуксовал проект по оцифровке россиян и при чем тут ФСБ и Греф). В результате, как уже говорилось выше, студент с помощью дистанционных технологий лишь несколько раз пройдет аттестацию во время учебы в ВУЗе, а его биометрические персональные данные будут затем храниться в ЕБС всю его жизнь, благодаря чему его в любой момент можно будет поставить под тотальный контроль.
Другими возможными негативными последствиями данного проекта постановления Правительства РФ станут возрастание риска утечки персональных данных из Единой биометрической системы и их использования преступниками, добровольно-принудительное распространение биометрии не только на учебную, но и на другие сферы жизни граждан, а также усиление за ними тотальной слежки, сводящей на нет конституционное право на неприкосновенность частной жизни. Однако к этим, общим для всех граждан нашей страны рискам для студентов присоединяется еще один, угрожающий только им. Как было сказано выше, Правительство Российской Федерации опубликовало рассматриваемый проект постановления 11 декабря 2020 г. Однако несколькими днями ранее, 7 декабря 2020 г. в мировой прессе были опубликованы подробности убийства иранского физика-ядерщика Мохсена Фахризаде, застреленного 27 ноября. Как заявил заместитель главнокомандующего Корпуса стражей исламской революции Али Фадави, ученый был убит из пулемета с искусственным интеллектом и спутниковым наведением. Пулемет "навелся на лицо мученика Фахризаде с помощью высокотехнологичной камеры, в нем были применены технологии искусственного интеллекта", - цитирует иранского военачальника агентство Мехр. Комментируя это сообщение, профессор Ноэль Шарки, член коалиции НКО Campaign to Stop Killer Robots, борющейся против автономных систем вооружения, сказал: «Если появятся автономные аппараты, использующие технологию распознания лиц, чтобы идентифицировать и убивать людей, то мы начнем скатываться вниз к полному подрыву мировой безопасности» (Убийцей Фахризаде был робот? Иран утверждает, что по ядерщику стрелял пулемет с искусственным интеллектом). Хорошо известно, что утечки систематически происходят из разных, в том числе и государственных информационных систем, равно как и то, что создать их 100 % защиту невозможно. Если кто-нибудь из прошедших аттестацию с помощью дистанционных технологий студентов впоследствии станет крупным ученым, работающим на оборону нашей страны, то в случае хищения его биометрических персональных данных из ЕБС иностранные спецслужбы с легкостью смогут организовать за ним слежку и, в случае необходимости, ликвидировать его. Таким образом, рассматриваемый проект постановления Правительства РФ представляет непосредственную угрозу национальной безопасности нашей страны в будущем. Во время своего знаменитого выступления в Думе в 1916 г., обличая злоупотребления и ошибки царского правительства, П. Н. Милюков задался риторическим вопросом: «Что это — глупость или измена?» К сожалению, вопрос этот остается актуальным и спустя сто лет.
В связи с вышеизложенным просим принять все возможные меры для отклонения проекта постановления Правительства РФ «Об установлении особенностей использования дистанционных образовательных технологий, обеспечивающих идентификацию личности посредством единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина Российской Федерации, при проведении промежуточной аттестации на 2020/21 учебный год по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры», который представляет угрозу национальной безопасности Российской Федерации, правам и свободам ее граждан.
Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!
Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: