Аналитическая справка по проекту постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации

«Об утверждении гигиенических нормативов ГН 1.2. -20 «Гигиенические нормативы факторов среды обитания»
#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
0

19 марта 2020 г. Роспотребнадзор во исполнении Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20.02.2019 (от 27.02.2019 № Пр-294) и Приказа Роспотребнадзора от 31.12.2019 № 1072 «Об утверждении плана разработки санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов на 2020 год» опубликовал для обсуждения проект постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении гигиенических нормативов ГН 1.2. -19 «Гигиенические нормативы факторов среды обитания» (https://regulation.gov.ru/projects#npa=100481). 16 июля 2020 г. было подготовлено заключения об ОРВ. Решение по итогам процедуры ОРВ было отрицательное.

Согласно п. 2 проекта Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении гигиенических нормативов ГН 1.2.           -20 «Гигиенические нормативы факторов среды обитания»», с момента вступления в силу настоящих Гигиенических нормативов должны были утратить силу сначала 122 нормативных акта в области гигиены (в редакции от 19.03.20 г.), а в окончательной редакции от 26.06.2020 г. – «всего» 115. Вместо них новые гигиенические нормативы устанавливают показатели безопасности к химическим, биологическим, физическим факторам среды обитания по разделам:

– атмосферный воздух городских и сельских поселений (приложение 1 к ГН 1.2.-19);

– химические факторы производственной среды (приложение 2 к ГН 1.2. -19);

– различные виды вод (приложение 3 к ГН 1.2.-19);

– почва населенных мест, сельскохозяйственных угодий и промышленных площадок (приложение 4 к ГН 1.2.-19);

– физические факторы (за исключением ионизирующего излучения) (приложение 5 к ГН 1.2.-19);

– условия обучения, лечения, ухода, присмотра, отдыха, оздоровления, занятия спортом детей (приложение 6 к ГН 1.2.-19);

– гигиенические требования к шрифтовому оформлению и качеству печати книжных и электронных изданий (приложение 7 к ГН 1.2. -19);

– физические факторы (ионизирующее излучение) (приложение 8 к ГН 1.2.-19);

– содержание пестицидов в объектах окружающей среды (приложение 9 к ГН 1.2.-19).

Согласно Приложению 6 настоящие гигиенические нормативы (ГН) действуют на территории Российской Федерации и устанавливают требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи. Как говорилось в п. 1.2 данного Приложения, ГН установлены на основании действующих нормативных документов, комплексных гигиенических и эпидемиологических исследований с учетом международного опыта. Из таблицы 6.1 следует, что максимальное количество уроков для учеников 8-11 классов должно составлять не более 7 уроков (п. 2.7.3.), а недельная нагрузка при 5-ти дневном режиме обучения для 10-11 классов – не более 34 ч. (п. 2.7.4), т.е. до 6,8 часов в день.

Еще больший интерес представляет Приложение 7, озаглавленное «гигиенические требования к шрифтовому оформлению и качеству печати книжных и электронных изданий» (в редакции от 19.03.20 г. - «гигиенические нормативы изданий книжных учебных, электронных учебных для общего, профессионального образования и профессионального обучения»). Как видно из названия, разработчики гигиенических нормативов изначально были нацелены на внедрение электронных учебных изданий в школы и, несмотря на некоторое изменение названия, последовательно стремятся достичь своей цели. В Общих положениях они заявляют:

«1.1. Настоящие гигиенические нормативы действуют на территории Российской Федерации, направлены на обеспечение безопасности издательской продукции, предупреждение заболеваний органов зрения и опорно-двигательного аппарата, развития зрительного и общего утомления.

1.2. Гигиенические нормативы устанавливают требования к весу учебных изданий для детей, гигиенические требования к параметрам шрифтового оформления текста, качеству печати изданий приемам оформления текстов в зависимости от вида издания, в том числе текстовой информации учебных электронных изданий с учетом возраста учащихся и характера информационного материала, объема текста единовременного прочтения, возраста пользователя, гигиенические показатели безопасности к полиграфическим материалам, применяемым для изготовления издательской продукции». Дальнейшее рассмотрение гигиенических нормативов наглядно показывает, как их авторы планируют учесть возраст пользователей, гигиенические показатели безопасности и предупредить заболевания у детей. Так, в п. 2.2.5 они устанавливают: «При оформлении буквенных, числовых и химических формул кегль шрифта основных элементов формул может быть на 2 пункта меньше кегля шрифта основного текста, кегль шрифта вспомогательных элементов формул должен быть не менее 6 пунктов*». В сноске к тексту они объясняют применение звездочки в рассматриваемом пункте: «*-требования распространяются на учебные издания на электронных носителях». Еще до этого звездочка фигурировала в двух пунктах: «2.1.14. Для картографических надписей в изданиях для 1 - 4 классов рекомендуется применять шрифт кеглем не менее 10 пунктов, для 5 - 11 классов - не менее 9 пунктов, для 10 - 11 классов - не менее 8 пунктов*.

2.1.16. В текстовой части комбинированных изданий для 1-го класса допускается применять шрифт кеглем не менее 16 пунктов, для 2 - 4 классов - не менее 14 пунктов, для 5 - 11 классов кегль шрифта должен соответствовать кеглю, установленному для изданий по языковедению*». Хотя в этих случаях звездочка синего цвета, но, поскольку изменение цвета никак отдельно не расшифровывается, остается предположить, что и она указывает на учебные издания на электронных носителях.

Предположение о том, что разработчики гигиенических нормативов хотят разрешить обучение по электронным учебникам начиная с 1-го класса, полностью подтверждается после ознакомления с разделом 3.6, в котором сформулированы требования к оформлению текстовой информации учебных электронных изданий. В редакции от 26.06.2020 г. он гласит:

«3.6.1. Требования к оформлению текстовой информации учебных электронных изданий определяются параметрами шрифтового оформления и приемами оформления текстов в зависимости от объема текста единовременного прочтения, возраста пользователя и в соответствии с физиологическими особенностями органов зрения.

3.6.2. Шрифтовое оформление учебных электронных изданий должно соответствовать требованиям, указанным в таблице 7.1, разделом 12.

3.6.3. Для текстовой информации в учебном электронном издании не допускается применять: узкое начертание гарнитуры шрифта; курсивное начертание гарнитуры шрифта для основного текста (за исключением выделений текста); более четырех цветов шрифта различных длин волн на одной электронной странице; 14 красный фон электронной страницы; анимированные эффекты (движение, мерцание и другое); перенос слов.

3.6.4. В учебном электронном издании должны применяться не более трех гарнитур шрифта различных начертаний.

3.6.5. Строки текста (за исключением заголовков и абзацев) должны начинаться с одного вертикального уровня.

3.6.6. Междустрочный интервал в абзаце текста должен быть не менее одинарного и не более полуторного.

3.6.7. Кегль шрифта вспомогательных элементов буквенных и числовых формул должен быть не менее 9 пунктов.

3.6.8. В таблицах кегль шрифта должен быть не менее 10 пунктов. При выводе ячеек таблицы на отдельные электронные страницы кегль шрифта на отдельных электронных страницах должен быть не менее 12 пунктов. Расстояние между колонками в таблице должно быть не менее ширины двух строчных знаков типов «н», «п».

3.6.9. Показатели яркости знаков и фона для позитивного и (или) негативного изображения должны различаться не менее чем в 3 раза».

Конкретные требования к шрифтовому оформлению основного текста электронных учебных изданий с разбивкой по классам приведены в раздел 12 таблицы 7.1 Приложения 7

Screenshot_9.jpg

Как видим, авторы этого нормативного документа планируют внедрение электронных учебных изданий в школе начиная с самого первого класса. Если это постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации будет принято, то использование электронных учебных изданий в указанных пределах будет официально считаться безопасным даже для самых маленьких детей с гигиенической точки зрения. При этом следует иметь в виду, что в редакции от 19.03.20 г. в этой же таблице приводились совсем иные параметры:

Таблица 7.12

Screenshot_10.jpg
Сравнение между собой обоих таблиц показывает, что первоначально разработчики гигиенических нормативов хотели установить для всех классов вдвое большее количество знаков при единовременном прочтении текста на электронном носителе и только потом, под влиянием каких-то соображений, уменьшили этот объем. То, что соответствующий гигиенический норматив так легко меняется в два раза, ставит под сомнение его научную обоснованность. При этом стремление авторов этого документа нормативно закрепить использование электронных учебных изданий в школе начиная с самого первого и до последнего класса осталось неизменным. Очевидно, что если это им удастся сделать и применение электронных изданий в учебных целях наряду с бумажными будет официально признано безопасным с гигиенической точки зрения, эти разработчики впоследствии легко смогут изменить соответствующие нормативы в сторону их повышения до любого желаемого им уровня. Это неизбежно приведет к широкому внедрению различных видов электронных носителей как в рамках традиционного очного, так и дистанционного образования.

Поскольку проект постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении гигиенических нормативов ГН 1.2. -20 «Гигиенические нормативы факторов среды обитания» направлен на внедрение электронного «образования», представляет угрозу здоровью и праву на нормальное образование наших детей, просим принять все возможные меры для его отклонения. 

Остались вопросы? Вы можете задать их нам через чат-бота в телеграм
Задать вопрос
Подписывайтесь на наши ресурсы:
#СанПиНы # Мишустин # Электронная школа
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: