Аналитическая справка по проекту Постановления Правительства РФ о ЕСИА

#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
0

«О внесении изменений в Правила использования федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме»»

22 сентября 2023 года на сайте https://regulation.gov.ru был опубликован подготовленный Минцифрой РФ проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Правила использования федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме»» (https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=142094#).

Как сказано в ПЗ, проект постановления разработан в целях устранения правовой неопределённости учетной записи федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (далее – ЕСИА) физических лиц, не достигших 14-летнего возраста. Отсутствие статуса "подтвержденной учетной записи" таких лиц затрудняет совершенствование процесса перевода государственных услуг и иных сервисов в электронный вид с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». На текущий момент Правилами использования ЕСИА не предусмотрено способов завершения регистрации для физических лиц, не достигших 14-летнего возраста.

«Одновременно для всех несовершеннолетних граждан будет создан удобный способ подтверждения личности при завершении регистрации в ЕСИА, не требующий очного посещения несовершеннолетними гражданами и их законными представителями многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг», - радостно уверяют разработчики проекта постановления.

Согласно проекту постановления в пункт 91 Правил использования вносятся следующие изменения:

1) в абзацах сорок первом и сорок четвертом после слов "физическое лицо," дополнить словами "достигшее возраста 14 лет";

2) после абзаца сорок третьего дополнить абзацем следующего содержания:

"посредством проверки достоверности реквизитов свидетельства
о рождении физического лица, не достигшего 18 лет, с использованием Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния и полномочий его законного представителя с использованием государственных информационных систем, включая Единую государственную информационную систему социального обеспечения, путем запроса, направляемого единой системой в соответствующую государственную информационную систему посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.";

3) в заключении пункт 91 дополнить абзацем следующего содержания:

"Для физического лица, не достигшего возраста 14 лет, являющегося гражданином Российской Федерации, завершение прохождения процедуры регистрации осуществляется его законным представителем, завершившим регистрацию в единой системе, которому необходимо удостоверить личность регистрируемого физического лица посредством проверки достоверности реквизитов свидетельства о рождении физического лица с использованием Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния и полномочий его законного представителя с использованием государственных информационных систем, включая Единую государственную информационную систему социального обеспечения, путем запроса, направляемого единой системой в соответствующую государственную информационную систему посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия".

Также в абзаце пятом пункта 92 Правил слово "гражданина" заменяется словами "физического лица".

Следует отметить, что уже действующая редакция п. 9-1 Правил предусматривает регистрацию физических лиц, как достигших, так и не достигших возраста 14 лет:

«Регистрация физических лиц в единой системе осуществляется:

физическими лицами, достигшими возраста 14 лет, самостоятельно;

за физических лиц, не достигших возраста 14 лет, являющихся гражданами Российской Федерации, их законными представителями, завершившими регистрацию в единой системе;

(...)

Для регистрации физического лица, не достигшего возраста 14 лет, являющегося гражданином Российской Федерации, необходимо наличие в едином личном кабинете в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - личный кабинет на едином портале) его законного представителя страхового номера индивидуального лицевого счета застрахованного лица, не достигшего возраста 14 лет, являющегося гражданином Российской Федерации, в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда Российской Федерации (СНИЛС), реквизитов свидетельства о рождении (серия, номер, кем выдано, дата выдачи, номер записи акта о рождении, дата записи акта о рождении) физического лица, не достигшего возраста 14 лет, являющегося гражданином Российской Федерации, полученных законным представителем посредством личного кабинета на едином портале из соответствующих государственных информационных систем, включая систему индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионного фонда Российской Федерации, Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния и Единую государственную информационную систему социального обеспечения.

Для регистрации физического лица, не достигшего возраста 14 лет, являющегося гражданином Российской Федерации, необходимо наличие адреса регистрации по месту жительства (при наличии), абонентского номера, выделенного оператором подвижной радиотелефонной связи (при наличии), и адреса электронной почты».

Таким образом, данный проект Постановления Правительства РФ призван ускорить процесс оцифровки подрастающего поколения. Однако как подросткам, так и их родителям необходимо помнить, что, согласно пп. «е» п. 3 действующей редакции Правил, Единая система используется, в том числе, и для передачи идентификационных данных в информационные системы, использующие единую систему. Этим же пунктом также установлено, что ЕСИА используется для реализации следующих функций:

а) идентификация сведений об участниках информационного взаимодействия, в том числе с использованием квалифицированных сертификатов ключей проверки электронных подписей, посредством сравнения идентификатора участника информационного взаимодействия или идентификатора его информационной системы, вводимых в единой системе, со сведениями о данном участнике или о его информационной системе, содержащимися в соответствующей государственной, муниципальной или иной информационной системе;

б) аутентификация сведений об участниках информационного взаимодействия (сведений об их информационных системах), в том числе с использованием квалифицированных сертификатов ключей проверки электронных подписей, посредством проверки принадлежности участнику информационного взаимодействия или его информационной системе введенного им идентификатора, а также подтверждения подлинности идентификатора; (…)

ж) изготовление (генерация) кода активации и ключа простых электронных подписей в соответствии с Правилами использования простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2013 г. № 33 "Об использовании простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг" (далее - простая электронная подпись), а также применение усиленной неквалифицированной электронной подписи физического лица, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме; (…)

и) предоставление оператору единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение, биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным физического лица, сведений, размещенных в единой системе, для идентификации и аутентификации участников информационного взаимодействия в целях исполнения оператором указанной системы функций, предусмотренных статьей 141 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

Данный перечень не является исчерпывающим, поскольку заранее оговорено, что ЕСИА может реализовывать иные функции, предусмотренные федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации (пп. «к»).

С учетом постоянно происходящих утечек персональных данных из различных баз данных форсированное вовлечение несовершеннолетних в ЕСИА, которое может сопровождаться и привлечением административного ресурса, представляется опасной авантюрой, которая может представлять потенциальную опасность для подростков и их родителей. Только за первые полгода 2023-го в российских организация произошло 76 утечек, что в четыре раза больше, чем за аналогичный период в прошлом году, отметили в Роскомнадзоре. «Только за последние три месяца количество раскрытых учетных записей превысило десять миллионов». Этими данными активно пользуются и разного рода мошенники: «Владимир из Краснодара в апреле 2023-го получил СМС с требованием погасить задолженность. Кредиты он не брал — это за него сделали мошенники. Используя слитые базы, зашли в его аккаунт на "Госуслугах", авторизовались в микрофинансовой организации и получили восемь микрокредитов на сумму 50 тысяч рублей» (Мария Рубникович. “Взломали “Госуслуги” и взяли кредит” // https://ria.ru/20230905/sliv-1894134324.html).

Однако разработчики данного акта уверяют, что принятие положений, предусмотренных проектом постановления, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий. Очевидно, что утечка данных подрастающего поколения, которыми смогут воспользоваться все, от обычных мошенников до иностранных спецслужб, представляется им такой мелочью, которую не стоит принимать в расчет.

Остались вопросы? Вы можете задать их нам через чат-бота в телеграм
Задать вопрос
Подписывайтесь на наши ресурсы:
#ЕСИА
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: