Аналитическая справка по проекту постановления Правительства РФ «О государственной информационной системе «Национальная база генетической информации»

#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
0

29 мая 2023 г. Минобрнауки России опубликовало проект постановления Правительства Российской Федерации «О государственной информационной системе «Национальная база генетической информации» (https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=138681). Согласно данному постановлению Федеральному государственному бюджетному учреждению «Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт» поручается до 1 сентября 2024 г. обеспечить создание и ввод информационной системы в эксплуатацию (п. 2). На эти цели Министерство финансов Российской Федерации должно выделить из бюджета ассигнования на создание информационной системы в размере 4 714,7 млн. рублей: 497,6 млн. рублей 2023 году, 2 044,1 млн. рублей в 2024 году, 2 173,0 млн. рублей в 2025 году (п. 3). Также данным постановлением утверждается Положение о Государственной информационной системе в области генетической информации «Национальная база генетической информации» (далее – информационная система).

Как сказано в Пояснительной записке, «Государственная информационная система в области генетической информации «Национальная база генетической информации» (далее – информационная система, ГИС НБГИ) создается в целях достижения целей Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019 – 2030 годы (далее – Программа).

Проектом постановления Правительства Российской Федерации предусматривается создание ГИС НБГИ, основной функцией которой будет являться хранение и использование генетических данных, включая разработку форматов хранения и передачи данных, сопутствующих поисковых программ и программно-аппаратных средств хранения и обработки генетической информации.

Реализация Программы предполагает кратное увеличение объема формируемой, накапливаемой, обрабатываемой и используемой генетической информации. В результате реализации проектов по оцифровке генофондов стратегических сельскохозяйственных культур, промышленных микроорганизмов, а также перспективных проектов в области медицины и биоразнообразия возникает необходимость в централизованном хранении и обработке генетической информации.

Централизованная работа с генетической информацией позволит обрабатывать информацию с использованием технологии «больших данных», технологий машинного обучения и искусственного интеллекта» (Пояснительная записка к проекту постановления Правительства Российской Федерации «О государственной информационной системе «Национальная база генетической информации», л. 1). Из нее же становится ясно, на что равняются разработчики данного проекта постановления. Это «международный консорциум баз генетических данных - International Nucleotide Sequence Database Collaboration (куда входят база данных США – GenBank, Японии - DNA Data Bank of Japan (DDBJ), европейская база данных The European Nucleotide Archive (ENA)) и базы данных КНР (China National GeneBank DataBase, National Genomics Data Center). Американская, европейская и японская базы данных объединены в единую сеть с непрерывным обменом данными. Все перечисленные базы обеспечивают комплексные сервисы хранения и анализа генетических данных для науки и соответствующих отраслей экономики.

При этом в Российской Федерации в настоящее время
не существует единого интегратора генетической информации. Все данные, получаемые в ходе секвенирования, хранятся на локальных серверах пользователей или в вышеуказанных зарубежных базах. Для обеспечения национальной безопасности, независимости, конкурентоспособности отечественных разработок в области генетики необходимо обеспечить создание ГИС НБГИ.

В результате создания ГИС НБГИ будет обеспечено предоставление инфраструктуры для работы с единым набором генетической информации научным, образовательным, медицинским, сельскохозяйственным и другим организациям всех регионов Российской Федерации.

ГИС НБГИ обеспечит сбор, хранение, использование и передачу следующей генетической информации в стандартных общемировых форматах:

Кроме того, проектом постановления Правительства Российской Федерации предлагается утвердить положение о ГИС НБГИ, определяющее в том числе полномочия заказчика и оператора информационной системы, порядок ввода в эксплуатацию и развития информационной системы, правила, порядок, сроки, формы и форматы предоставления информации в информационную систему, правила регистрации в информационной системе, порядок обработки и хранения информации, содержащейся в информационной системе, порядок доступа к генетическим данным, перечень получателей информации, содержащейся в информационной системе, и состав предоставляемых им сведений, порядок взаимодействия информационной системы с иными информационными системами» (Пояснительная записка к проекту постановления Правительства Российской Федерации «О государственной информационной системе «Национальная база генетической информации», л. 1-2). Итак, образцом для подражания для разработчиков НПА являются объединенные в единую сеть с непрерывным обменом данными американская, европейская и японская базы данных. О том, что отечественная база данных будет подключена к этой сети прямо не говорится, но их заявление, что она обеспечит «использование и передачу следующей генетической информации в стандартных общемировых форматах» наводит на определенные размышления. Еще большее беспокойство вызывает не скрываемое ими намерение по «кратному увеличению объема формируемой, накапливаемой, обрабатываемой и используемой генетической информации», которая будет обрабатываться «с использованием технологии «больших данных», технологий машинного обучения и искусственного интеллекта». Хотя безопасность использования искусственного интеллекта не доказана, авторы проекта постановления совершенно безответственно собираются внедрять его и в эту жизненно важную для существования человека сферу, безапелляционно заявляя: «Принятие проекта постановления не повлечет за собой нежелательных политических, социально-экономических, финансовых и иных последствий» (Пояснительная записка к проекту постановления Правительства Российской Федерации «О государственной информационной системе «Национальная база генетической информации», л. 3).

Согласно Положению о Государственной информационной системе в области генетической информации «Национальная база генетической информации», ее заказчиком является Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, а оператором информационной системы - федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт» (далее – НИЦ «Курчатовский институт»). Там же определяются генетические данные как «сведения о генетической информации различных биологических объектов, представленные в форме, пригодной для получения (сбора), систематизации, накопления, хранения, уточнения (обновления, изменения), использования, распространения (в том числе передачи) и уничтожения такой информации». Как видим, в определении не сказано, что хранящиеся в «Национальной базе генетической информации» данные не будут относиться к гражданам нашей стране. Обладателем генетических данных считается «юридическое лицо или гражданин (физическое лицо), Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, самостоятельно создавшее генетические данные либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к генетическим данным», а участник информационного взаимодействия определяется как «пользователь информационной системы и(или) обладатель генетических данных» (п. 3). П. 5 Положения наделяет оператора информационной системы достаточно большим кругом полномочий:

Оператор информационной системы обеспечивает создание, развитие, эксплуатацию информационной системы, справочную и методологическую поддержку пользователей информационной системы, в том числе:

а)            бесперебойное функционирование информационной системы, включая работоспособность программных и технических средств системы;

б)            создание, эксплуатацию и развитие ГИС НБГИ, в том числе в части сопровождения технического и программного обеспечения системы;

в)            поддержание целостности и доступности данных ГИС НБГИ для участников информационного взаимодействия;

г)            проверку полноты и достоверности информации, содержащейся в информационной системе, обеспечение ее хранения, включая резервное копирование;

д)            защиту информации и данных, создаваемых и обрабатываемых в рамках функционирования информационной системы, в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации;

е)            предоставление доступа и разграничение прав доступа пользователей и обладателей генетических данных к информационной системе;

ж)           разработку документов, необходимых для функционирования информационной системы;

з)            интеграцию и взаимодействие иных информационных систем с ГИС НБГИ;

и)            формирование модели данных и ведение справочников для внесения сведений в ГИС НБГИ в структурируемом виде;

к)            установление требований к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования информационной системой, в том числе требований к ее архитектуре;

л) утверждение регламента информационного взаимодействия информационной системы с участниками информационного взаимодействия.

Как видим, именно оператор будет осуществлять проверку полноты и достоверности информации, содержащейся в информационной системе; разрабатывать документы, необходимые для функционирования информационной системы, а также предоставлять доступ к информационной системе и обеспечивать ее интеграцию и взаимодействие с иными информационными системами.

Перечень информационных систем, с которыми будет взаимодействовать ГИС НБГИ указаны в п. 33:   «Информационное взаимодействие ГИС НБГИ осуществляется с информационными системами:

а)            федеральная государственная информационная система «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»;

б)            единая система идентификации и аутентификации;

в)            федеральная государственная информационная система «Единая система нормативной справочной информации»;

г)            единая государственная информационная система в сфере здравоохранения;

д)            единая государственная информационная система учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения;

е)            иные информационные системы, использующие информацию, формируемую и обрабатываемую в ГИС НБГИ, и (или) предоставляющие такую информацию в ГИС НБГИ».

Под понятием «иные информационные системы» может пониматься почти все, что угодно, тем более, что в п. 34 устанавливается следующее положение: «Информационное взаимодействие ГИС НБГИ с иными информационными системами осуществляется оператором информационной системы в соответствии с соглашением о взаимодействии, заключенным с операторами других информационных систем». Следовательно, достаточно «Курчатовскому институту» как оператору заключить соглашение о взаимодействии, так он может передавать информацию из ГИС НБГИ в иные информационные системы, причем в рассматриваемом проекте постановления нигде не говорится, что ими не могут быть иностранные или международные системы. С учетом того, с каким пиететом говорилось в пояснительной записке об американской, европейской и японской базах данных, нет никакой гарантии, что соответствующие соглашения не будут заключены именно с ними. Весьма интересным является и п. 31:               «В настоящем Положении под информационным взаимодействием ГИС НБГИ с иными информационными системами понимается получение, размещение в автоматизированном режиме и использование информации, содержащейся в иных информационных системах, в ГИС НБГИ, а также предоставление в иные информационные системы информации, содержащейся в ГИС НБГИ». Означает ли это то, что в перечисленных в п. 33 информационных системах содержится или будет содержаться данные, которые будут размещаться и использоваться «Национальной базе генетической информации»? Кроме того, согласно п. 35 субъекты Российской Федерации за счет собственных средств могут разрабатывать прикладные системы, реализующие дополнительную функциональность, при условии обеспечения интеграции разрабатываемых компонентов с ГИС НБГИ. Интересен и следующий пункт: «Информационное взаимодействие ГИС НБГИ с информационными системами, указанными в пункте 25 настоящего Положения, может осуществляться с использованием механизмов интеграции или посредством витрин данных». Однако в п. 25           говорится, что обладателем информации, содержащейся в ГИС НБГИ, является Российская Федерация в соответствии с первым абзацем статьи 10.1 Федерального закона «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности», а права на результаты интеллектуальной деятельности, сведения о которых предоставляются в информационную систему, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации. Поэтому можно предположить, что имелся в виду не п. 25, а п. 35 и интеграция предусматривается с некими «прикладными системами, реализующими дополнительную функциональность» субъектов РФ. Что это за прикладные системы и какую именно дополнительную функциональность они будут реализовывать, совершенно не ясно.        

Что понимают разработчики НПА под полнотой информации в проекте не сказано, однако можно предположить, что они имели в виду формы и форматы предоставления информации в информационную систему (пп. 12-17). Что же касается достоверности информации, то, как показывает п. 18, авторы этого документа свято верят в чудодейственную силу электронной подписи:

«Достоверность сведений, представляемых в информационную систему в электронном виде, подтверждается посредством использования:

а)            усиленной квалифицированной электронной подписи в соответствии с Федеральным законом «Об электронной подписи»;

б)            усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи посредством применения единой системы идентификации и аутентификации, а также усиленной неквалифицированной электронной подписи, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме - для граждан».

Целью создания ГИС НБГИ заявлено «обеспечение национальной безопасности, охраны жизни и здоровья граждан, суверенитета в сфере хранения и использования генетических данных, а также обеспечения обмена содержащейся в ней информацией между федеральными государственными органами, государственными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и обладателями генетических данных при их взаимодействии в рамках осуществления генно-инженерной деятельности в соответствии с первым абзацем статьи 10.1 Федерального закона «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности»» (п. 6). Напомним, что согласно ст. 2 данного ФЗ генно-инженерная деятельность – это «деятельность, осуществляемая с использованием методов генной инженерии в целях создания генно-инженерно-модифицированных организмов», а генная инженерия определяется в нем как совокупность методов и технологий, в том числе технологий получения рекомбинантных рибонуклеиновых и дезоксирибонуклеиновых кислот, по выделению генов из организма, осуществлению манипуляций с генами и введению их в другие организмы.

П. 7 так формулирует задачи ГИС НБГИ:

а)            централизованное хранение генетических данных;

б) обработка генетических данных, получаемых при оцифровке генетической информации, в том числе сельскохозяйственных культур, промышленных микроорганизмов;

в)            информационное обеспечение проектов по оцифровке генетической информации сельскохозяйственных культур, промышленных микроорганизмов;

г)            информационное обеспечение государственного регулирования и надзора в сфере импорта, производства, оборота, развития генетических технологий, продукции и биоресурсов, контроля биологического разнообразия;

д) информационное обеспечение оценки динамики изменения селекционного потенциала Российской Федерации и формирования системы мониторинга за использованием генетических технологий.

Пп. «г» прямо ставит перед ГИС НБГИ задачу по информационному обеспечению в сфере импорта, производства, оборота, развития генетических технологий, продукции и биоресурсов. Согласно п. 5 Приложения №1 к Положению о Государственной информационной системе в области генетической информации «Национальная база генетической информации» в нее должны предоставлять сведения в том числе и «обладатели генетических данных, осуществляющие генно-инженерную деятельность, производство и (или) поставку генно-инженерно-модифицированных организмов, производство и (или) поставку продукции, полученной с применением генно-инженерно-модифицированных организмов или содержащей такие организмы…». Все это показывает, что авторы НПА воспринимают производство и (или) поставку ГМО-продукции, в том числе, возможно, и пищевой, как нечто приемлемое и допустимое. С учетом непростой внешнеполитической обстановки и зависимости от иностранного оборудования импорт и оборот генетических технологий и продукции представляется крайне рискованными мероприятиями, которые потенциально могут нанести огромный вред здоровью наших граждан.

Легко заметить, что в пп. «б» сельскохозяйственными культурами и промышленными микроорганизмами отнюдь не исчерпывается перечень генетической информации, которая будет оцифрована и ее перечень фактически является открытым. Закономерные подозрения о том, что в информационной системе будут содержаться данные и о людях, подтверждает п. 19:      «Представление в информационную систему сведений, содержащих информацию, относящуюся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу, осуществляется с согласия такого лица и с учетом требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных». Упоминание о согласия лица и учете требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных можно было бы приветствовать, однако хорошо известно, какими способами подчас получается это «согласие». Необходимо также понимать, что размещение в ГИС НБГИ генетической информации о части россиян рано или поздно может привести отдельных ретивых чиновников к мысли сделать систему тотальной, а предоставление генетической информации – обязательной для всех граждан. Большие сомнения вызывает и целесообразность хранения генетической информации о людях совместно с данными о сельскохозяйственных культурах и т.п. в одной гигантской суперсистеме, что автоматически повышает риск утечки, хищения, искажения данных и иных противоправных действий. Из п. 41следует, что в ГИС НБГИ будут содержаться и сведения, составляющие государственную тайну.

Согласно п. 24,    информация, содержащаяся в ГИС НБГИ, является общедоступной, за исключением информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пп. 37-42 описывают, как будет происходить защита информации, содержащейся в информационной системе. Хотя в первом же из этих пунктов утверждается, что информация, содержащаяся в информационной системе, подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации о персональных данных, однако многочисленные случаи утечки информации из других государственных ГИС показывает, что абсолютно надежных систем нет и зачастую все эти заявления оказываются пустыми декларациями.

В связи с вышеизложенным просим принять все возможные меры для отклонения проекта постановления Правительства РФ «О государственной информационной системе «Национальная база генетической информации» представляющего угрозы как здоровью наших граждан, так и безопасности государства.

Остались вопросы? Вы можете задать их нам через чат-бота в телеграм
Задать вопрос
Подписывайтесь на наши ресурсы:
#Геном
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: