Аналитическая справка по проекту постановления Правительства РФ «О проведении эксперимента по апробации информационного взаимодействия для обмена сведениями о рождении»

#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
15:58 / 02.01.2022

27 октября 2021 г. Правительство Российской Федерации опубликовало проект постановления «О проведении эксперимента по апробации информационного взаимодействия для обмена сведениями о рождении» (https://regulation.gov.ru/projects#npa=121972), разработанный Минздравом России. Как говорится в проекте постановления, он разработан
в целях апробации информационного взаимодействия между медицинскими информационными системами медицинских организаций (далее – МИС), государственными информационными системами в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации (далее – ГИС субъектов), единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения (далее – ЕГИСЗ), федеральной государственной информационной системой «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее – ЕПГУ) и федеральной государственной информационной системой «Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния» (далее – ЕГР ЗАГС) для обмена сведениями о рождении. Для апробации информационного взаимодействия по обмену сведениями
о рождении будет проведен эксперимент в период с 15 ноября 2021 г. по 28 февраля 2022 г. (п. 1 проекта постановления). Данный эксперимент будет проводиться в медицинских организациях государственной системы здравоохранения, осуществляющих выдачу медицинских свидетельств о рождении в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 27 декабря 2011 г. № 1687н «О медицинских критериях рождения, форме документа о рождении и порядке его выдачи» (далее – медицинское свидетельство о рождении на бумажном носителе), Белгородской области, Московской области, Ленинградской области, Тульской области, Республики Башкортостан, Ханты-Мансийского автономного округа, а также иных субъектов Российской Федерации, принимающих участие в эксперименте на добровольной основе на основании заявки по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Помимо них участниками эксперимента будут являться:

а)    Министерство здравоохранения Российской Федерации;

б)    Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;

в)    Федеральная налоговая служба;

г)    исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

д)    органы записи актов гражданского состояния;

е)    медицинские организации муниципальной и частной систем здравоохранения субъектов, принимающих участие в эксперименте, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность в указанных субъектах, осуществляющие выдачу медицинских свидетельств о рождении на бумажном носителе, а также граждане – на добровольной основе (п. 4 проекта постановления). Указанные два министерства и ФНС являются федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на обеспечение проведения эксперимента.

Как сказано в Пояснительной записке, необходимость (именно необходимость и никак иначе!) проведения эксперимента обусловлена принятием Федерального закона от 2 июля 2021 г. № 358-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым предусматривается возможность государственной регистрации рождения в случае поступления в форме электронных документов заявления о рождении ребенка через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг». Судя по всему, замысел вынашивался уже давно, поскольку, как сказано в той же записке, принятие и реализация проекта постановления не потребует дополнительных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. То, что никаких дополнительных расходов не потребуется, указывает на то, что все эти многочисленные информационные системы изначально создавались как интегрированные для осуществления этого, а, вполне возможно, и не только этого информационного взаимодействия.

Медицинские организации и индивидуальные предприниматели, принимающие участие в эксперименте субъектов, осуществляющим выдачу медицинских свидетельств о рождении на бумажном носителе, в случае участия в эксперименте должны обеспечить:

а)    сбор и хранение согласий на оформление и направление в личный кабинет матери ребенка на ЕПГУ электронного документа, содержащего сведения о рождении;

б)    оформление и выдачу матери ребенка медицинского свидетельства о рождении на бумажном носителе и направление с использованием МИС (ГИС субъекта) электронного документа, содержащего сведения о рождении, в личный кабинет матери ребенка на ЕПГУ;

в)    передачу электронного документа, содержащего сведения о рождении, в ЕГИСЗ (п. 6).

Минздрав Российской Федерации должен обеспечить:

а)    разработку и размещение на официальном сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» форматов электронных документов, содержащих сведения о рождении, оформляемых принимающими участие в эксперименте медицинскими организациями и индивидуальными предпринимателями;

б)    прием и регистрацию в федеральном реестре электронных медицинских документов единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения (далее – ЕГИСЗ) ЕГИСЗ поступивших через медицинские информационные системы медицинских организаций (далее - МИС) и (или) государственные информационные системы в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации (далее - ГИС субъектов) электронных документов, содержащих сведения о рождении;

в)    передачу поступивших через МИС (ГИС субъектов) электронных документов, содержащих сведения о рождении, через ЕГИСЗ в федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее – ЕПГУ);

г)    методологическое и организационное сопровождение эксперимента;

д)    методологическое сопровождение медицинских организаций, принимающих участие в эксперименте.

Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов, принимающих участие в эксперименте, рекомендовано в срок до 15 ноября 2021 г. обеспечить доработку ГИС субъектов по предусмотренным настоящим Постановлением форматам, а также обеспечить участие в эксперименте всех медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения субъектов, принимающих участие в эксперименте, осуществляющих выдачу медицинских свидетельств о рождении на бумажном носителе. Последнее указание показывает, что медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения субъектов, принимающих участие в эксперименте, будут обязаны включиться в данный эксперимент.

Федеральная налоговая служба должна обеспечить:

а)    прием в федеральную государственную информационную систему «Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния» (далее – ЕГР ЗАГС) электронных документов, содержащих сведения о рождении, поступивших через ЕПГУ вместе с заявлением о рождении ребенка;

б)    передачу в личный кабинет заявителя на ЕПГУ сведений о государственной регистрации рождения.

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации должно обеспечить:

а)    прием, регистрацию и хранение в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» и на ЕПГУ поступивших через ЕГИСЗ электронных документов, содержащих сведения о рождении;

б)    уведомление матери (родителей) ребенка о поступлении на ЕПГУ электронного документа, содержащего сведения о рождении;

в)    возможность формирования родителями или матерью ребенка заявления о рождении ребенка в форме электронного документа (с выбором времени и органа записи актов гражданского состояния для государственной регистрации рождения и получения свидетельства о рождении);

г)    передачу в ЕГР ЗАГС заявления о рождении ребенка в форме электронного документа вместе с электронным документом, содержащим сведения о рождении;

д)    прием и хранение в личном кабинете заявителя на ЕПГУ поступивших через ЕГР ЗАГС сведений о государственной регистрации рождения;

е)    уведомление матери ребенка о поступлении на ЕПГУ сведений о государственной регистрации рождения.

Согласно п. 7 Положения о проведении эксперимента по апробации информационного взаимодействия для обмена сведениями о рождении электронный документ, содержащий сведения о рождении, оформляется
в течение одного рабочего дня с момента выдачи медицинского свидетельства о рождении на бумажном носителе медицинским работником или индивидуальным предпринимателем и подписывается соответственно усиленной квалифицированной электронной подписью медицинского работника и руководителя медицинской организации (или уполномоченного лица) или индивидуального предпринимателя в соответствии с требованиями Федерального закона «Об электронной подписи». В электронный документ, содержащий сведения о рождении, включается страховой номер индивидуального лицевого счета матери ребенка, полученный медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем из ЕГИСЗ или Пенсионного фонда Российской Федерации. Электронному документу, содержащему сведения о рождении, при его формировании присваиваются посредством ГИС субъекта уникальный двенадцатизначный цифровой номер и серия, которая включает в себя кодовое обозначение субъекта Российской Федерации по месту осуществления деятельности медицинской организации или индивидуального предпринимателя (пп. 9, 10 Положения о проведении эксперимента по апробации информационного взаимодействия для обмена сведениями о рождении).

Согласно Приложению № 1 к Положению о проведении эксперимента по апробации информационного взаимодействия для обмена сведениями о рождении в состав сведений для формирования электронного документа, содержащего сведения о рождении, входит следующая информация:

1. Наименование, серия, номер, дата выдачи электронного документа, содержащего сведения о рождении.

2. Дата и время рождения ребенка.

3. Фамилия, имя, отчество (при наличии) матери ребенка.

4. Дата рождения матери ребенка.

5. СНИЛС матери ребенка.

6. Полис ОМС матери ребенка.

7. Место постоянного жительства (регистрации) матери ребенка: республика (край, область), район, город (село), улица, дом, квартира.

8. Местность.

9. Семейное положение матери ребенка:

1) состоит в зарегистрированном браке;

2) не состоит в зарегистрированном браке;

3) неизвестно.

10. Образование матери ребенка:

1) профессиональное: высшее, неполное высшее, среднее, начальное;

2) общее: среднее (полное), основное, начальное;

3) не имеет образования;

4) неизвестно.

11. Занятость матери ребенка:

1) была занята в экономике: руководители и специалисты высшего уровня квалификации, прочие специалисты, квалифицированные рабочие, неквалифицированные рабочие, занятые на военной службе;

2) не была занята в экономике: пенсионеры, студенты и учащиеся, работавшие в личном подсобном хозяйстве, безработные, прочие.

12. Срок первой явки к врачу (фельдшеру, акушерке).

13. Которым по счету ребенок был рожден у матери.

14. Фамилия ребенка.

15. Место рождения ребенка: республика (край, область), район, город (село).

16. Местность.

17. Роды произошли:

1) в стационаре;

2) дома;

3) в другом месте;

4) неизвестно.

18. Пол ребенка.

19. Масса тела ребенка при рождении.

20. Длина тела ребенка при рождении.

21. Живорожденный или мертворожденный.

22. Ребенок родился:

1) при одноплодных родах;

2) при многоплодных родах:

а) которым по счету;

б) число родившихся.

23. Лицо, принимавшее роды:

1) врач-акушер-гинеколог;

2) фельдшер, акушерка;

3) другое лицо.

24. Фамилия, имя, отчество и должность врача (фельдшера, акушерки), оформившего электронный документ, содержащий сведения о рождении.

25. Наименование медицинской организации (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя), номер и дата выдачи лицензии
на осуществление медицинской деятельности, адрес медицинской организации (осуществления индивидуальным предпринимателем медицинской деятельности) и код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО) (при наличии).

26. Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД).

Как видим, перечень сведений, подлежащий внесению в электронный документ, чрезвычайно широк и, по замыслу цифровизаторов, только что родившийся младенец оказывается немедленно оцифрован и внесен в самые разнообразные ГИСы. Благодаря этому, в частности, вся информация о нем немедленно оказывается в Федеральной налоговой службе. Данный эксперимент является еще одним шагом по построению в нашей стране электронно-цифрового концлагеря, направленным на включение в него рождающегося поколения. Как еще в 2015 году заявлял председатель правления Сбербанка Г. Греф, «информация о любом человеке будет абсолютно прозрачной». (Греф рассказал о возрастающей роли цифрового аватара личности // https://ria.ru/20170723/1499007433.html). Председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова В. Катасонов совершенно справедливо отметил, что «цифровая экономика – это по сути дела выстраивание «электронно-банковского концлагеря». В нем нужны только «биороботы», и более того, проявление каких-то человеческих качеств будет настораживать хозяев этого самого «концлагеря», потому что люди креативные обычно свою творческую энергию проявляют в процессе труда, человек творческий, в отличие от человека нетворческого, лучше понимает, как устроен мир. А власть имущие, хозяева денег, этого панически боятся. Поэтому им не нужны люди творческие, им нужны именно «биороботы». И «электронно-банковский концлагерь» в этом смысле четко проведет селекцию – кто «роботы», а кто люди» (Валентин Катасонов: Раньше были промышленной державой, а теперь самая востребованная профессия – продавец // https://www.nakanune.ru/articles/115179/). С занесением информации о новорожденном и его родителях в разнообразные ГИСы многократно возрастает риск утечки подобной информации, которая может быть использована различными злоумышленниками. В проекте постановления Правительства Российской Федерации говорится о добровольном участии граждан в этом эксперименте, однако здесь необходимо принять во внимание два обстоятельства. Во-первых, в силу своего состояния рожаница может оказаться легким объектом манипуляции со стороны медиков, которым может быть дана сверху разнарядка на получение «добровольных» согласий. Во-вторых, если эксперимент пройдет по замыслу его организаторов успешно, а каких-либо объективных критериев для оценки успешности или не успешности эксперимента в тексте проекта постановления не содержится, то он может быть распространен на всю страну уже в принудительном порядке. В этом случае будут неизбежно нарушены статьи 23 и 24 Конституции РФ, гарантирующие каждому право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну и не допускающие сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия.   

Для того, чтобы не допустить этого, мы можем рекомендовать всем гражданам нашей стране отказаться от участия в этом эксперименте, тем более, что все правовые основы для этого есть. Как уже отмечалось выше, граждане принимают участие в этом эксперименте на добровольной основе (п. 4 проекта постановления). В п. 6 устанавливается, что медицинские организации и индивидуальные предприниматели, принимающие участие в эксперименте, должны обеспечить сбор и хранение согласий на оформление и направление в личный кабинет матери ребенка на ЕПГУ электронного документа, содержащего сведения о рождении. Наконец, в п. 4 Положения о проведении эксперимента по апробации информационного взаимодействия для обмена сведениями о рождении дополнительно отмечается, что «в рамках проведения эксперимента медицинские организации и индивидуальные предприниматели субъектов, принимающих участие в эксперименте, с согласия матери ребенка осуществляют формирование и выдачу вместе с медицинским свидетельством о рождении на бумажном носителе электронного документа, содержащего сведения о рождении».



Подписывайтесь на наши ресурсы:
#
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: