Аналитическая справка по проекту постановления Правительства РФ «О разработке, установлении и пересмотре нормативов качества окружающей среды для биологических показателей состояния окружающей среды»

#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
0

26 апреля 2022 г. Правительство Российской Федерации опубликовало проект постановления «О разработке, установлении и пересмотре нормативов качества окружающей среды для биологических показателей состояния окружающей среды» (https://regulation.gov.ru/projects#npa=127058). Как сказано в пояснительной записке, проект постановления Правительства Российской Федерации «О разработке, установлении и пересмотре нормативов качества окружающей среды для биологических показателей состояния окружающей среды» (далее – проект постановления) разработан в рамках реализации пункта 5 статьи 20 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в части разработки, установления и пересмотра нормативов качества окружающей среды для биологических показателей состояния окружающей среды, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации и в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 22.03.2019 № АГ-П9-2174. Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, рационального использования природных ресурсов, сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов. При установлении этих нормативов качества используются биологические показатели. П. 4 проекта постановления определяет биологические показатели состояния окружающей среды как комплекс количественных и качественных характеристик состояния объектов растительного, животного мира и других организмов, используемых в качестве индикаторов качества окружающей среды, которые достоверно свидетельствуют об изменениях в окружающей среде, включая нарушения природных комплексов и деградацию ее компонентов. Далее из проекта мы узнаем, что эти биологические показатели подразделяются на количественные и качественные виды:

– показатели разнообразия растений, животных и других используемых в качестве индикаторов качества окружающей среды организмов;

– биоиндикационные показатели.

Показатели разнообразия растений, животных и других используемых в качестве индикаторов качества окружающей среды организмов характеризуют фактический видовой состав, структурное и генетическое разнообразие популяций и сообществ в пределах конкретных природных ландшафтных единиц. Биоиндикационные показатели характеризуют качество среды обитания животных и растений (поверхностные воды, атмосферный воздух, почва) по соответствующим индикаторным признакам живых организмов и применяются на федеральном, региональном и местном уровнях. П. 8 проекта постановления устанавливает: «Нормативы качества окружающей среды разрабатываются и устанавливаются на предельно допустимом уровне значений по количественным и качественным показателям объектов растительного, животного мира и других используемых в качестве индикаторов качества окружающей среды организмов, полученных на основании результатов лабораторных исследований (биоиндикационные показатели), или для территорий и акваторий на уровне значений (в интервале допустимого отклонения от значений) показателей природного фона, сформировавшегося под влиянием природных факторов, характерных для конкретной территории, акватории». Значения (интервал допустимого отклонения от значений) биологических показателей природного фона территорий и акваторий определяются на основании данных наблюдений за состоянием окружающей среды, отбора проб и (или) измерений по показателям на соответствующем эталонном участке, а также информации и сведений, содержащихся государственном лесном реестре, охотхозяйственном реестре, рыбохозяйственом реестре, в государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (п. 9). Критерии выбора эталонных участков, а также методы и способы определения значений нормативов качества окружающей среды устанавливаются соответствующими методиками и методическими указаниями, утверждаемыми Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (п. 11). Оговорка про заинтересованные федеральные органы исполнительной власти не может не настораживать, поскольку открывает возможность влияния на процесс принятия решений лоббистам, заинтересованным в реализации того или иного проекта, способного нанести вред благоприятным условиям жизнедеятельности человека и других организмов. Также сразу возникает вопрос, на протяжении какого периода осуществляются наблюдения за состоянием окружающей среды, отбор проб и (или) измерений по показателям на соответствующем эталонном участке? Проект нормативного акта не дает ответа на этот важный вопрос. В совокупности оба этих обстоятельства могут нанести существенный вред охране окружающей среды.

Подобным же образом может быть использован и п. 14: «Нормативы качества окружающей среды разрабатываются и устанавливаются для территорий и (или) акваторий в зависимости от целевого назначения земель с учетом воздействия природных и (или) антропогенных факторов». Достаточно изменить целевое назначения земель и нормативы качества окружающей среды можно будет пересмотреть в сторону их понижения. Еще одна лазейка оставлена и в п. 20, согласно которому основанием для пересмотра нормативов качества окружающей среды является появление новых научных данных о биологических показателях растений, животных и других используемых в качестве индикаторов качества окружающей среды организмов, являющихся характерными составляющими компонентами природной среды и влияющих на ее состояние. На основании заключения соответствующей комиссии Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации принимает решение о возможности установления нормативов качества окружающей среды и издает соответствующий акт.

Представляется, что данный проект постановления Правительства РФ нуждается в серьезной доработке, чтобы он реально мог способствовать защите качества окружающей среды.

Остались вопросы? Вы можете задать их нам через чат-бота в телеграм
Задать вопрос
Подписывайтесь на наши ресурсы:
#
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: