7 апреля 2022 г. Рособрнадзор опубликовал проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Положение о лицензировании образовательной деятельности» (http://regulation.gov.ru/p/126445).
В настоящий момент проект постановления находится на стадии подготовки заключения об ОРВ. Данным постановлением вносятся изменения в Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. № 1490, а само постановление должно вступить в силу с 1 января 2023 года и действовать до 1 сентября 2026 года. В первую очередь вносятся изменения в подпункт «а» пункта 6 Положения. В действующей редакции он предъявляет соискателю лицензии следующие требования: «а) наличие в соответствии со статьей 16 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся, - для образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий». В предлагаемой редакции после слов «включающей в себя» и перед упоминанием электронных образовательных ресурсов вставлены слова «информационные технологии, технические средства, электронные информационные ресурсы,». После же слов «электронные образовательные ресурсы» идет уточнение: «которые содержат электронные учебно-методические материалы, а также государственные информационные системы в случаях, предусмотренных частью 3.1 статьи 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся - для образовательных программ, планируемых к реализации с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий». Следует отметить, что с 01.01.2023 ст. 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» дополняется ч. 3.1 (ФЗ от 30.12.2021 N 472-ФЗ), которая устанавливает, что при реализации основных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, предусматривающих обработку персональных данных обучающихся, организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна использовать государственные информационные системы, создаваемые, модернизируемые и эксплуатируемые для реализации указанных образовательных программ. Как видим, данное положение принуждает обучающихся использовать и, соответственно регистрироваться в государственных информационных системах. Данные изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» еще не вступили в силу, а Правительство РФ уже заблаговременно вносит соответствующие изменения в Положение о лицензировании образовательной деятельности. Необходимо обратить внимание и на еще одно принципиальное изменение: если сейчас действующая редакция подпункта «а» пункта 6 Положения относится лишь к образовательным программам с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, то предлагаемые Правительством РФ изменения распространяют указанные выше требования на любые образовательные программы, планируемые к реализации с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Аналогичные изменения вносятся в подпункт «а» пункта 8 и подпункт «а» пункта 10 Положения. Последний подпункт пополнился новыми требованиями к соискателю лицензии:
сведения об адресах размещения образовательных программ на электронных информационных ресурсах, используемых соискателем лицензии для хранения информации в электронной форме;
сведения о коде объекта капитального строительства, содержащегося в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» (для организаций, создаваемых в рамках национальных, федеральных или региональных проектов).
Из предлагаемой редакции п. 11 становится известно, что сетевая форма реализации образовательных программ планируется и при реализации образовательных программ, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, и находящиеся в ведении федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обороны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также иные образовательные организации, реализующие образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну. Мало того, что сетевая форма реализации образовательных программ по качеству усвоение материала заметно уступает традиционной очной форме обучения, так еще и в рамках ее реализации в сети собираются размещать сведения, составляющие государственную тайну. Понятно, что сети эти будут защищены, однако абсолютной защиты не бывает и любую сеть теоретически можно взломать. Хотя Рособрнадзор и сделал оговорку, что требование о наличие договора об использовании сетевой формы реализации образовательных программ применяется при наличии образовательных программ, планируемых к реализации с использованием сетевой формы, однако, пытаясь узаконить подобную возможность, он прямо пытается подорвать государственную безопасность РФ и ухудшить качество подготовки специалистов, имеющих допуск к государственной тайне.
Новая редакция п. 15 допускает возможность осуществлять деятельность по реализации новых образовательных программ, не указанных в реестре лицензий, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, проведения работ со сведениями, составляющими государственную тайну, при условии подачи лицензиатом заявления о внесении изменений в реестр лицензий, оформленном в соответствии со статьей 18 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Кроме того, из п. 16 планируется исключить требование о представлении засвидетельствованных в нотариальном порядке копий ряда документов. Согласно изменениям, которые хотят внести в приложение, реализацию дополнительных предпрофессиональных программ планируется ограничить лишь областью искусства.
В связи с вышеизложенному считаем необходимым отклонение проекта постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Положение о лицензировании образовательной деятельности», направленного на дальнейшее продвижение цифровизации и разрушение образования в нашей стране, а также представляющего угрозу государственной безопасности РФ.
Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!
Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: