Аналитическая справка по проекту Приказа Минпросвещения «Об апробации ЦОС»

#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
08:03 / 10.06.2021

Аналитическая справка по проекту Приказа Минпросвещения РФ «Об утверждении форм и условий информационно-технологического взаимодействия участников эксперимента при апробации платформы цифровой образовательной среды и информационно-коммуникационной образовательной платформы»

20 мая 2021 года Минпросвещения опубликовало проект Приказа «Об утверждении форм и условий информационно-технологического взаимодействия участников эксперимента при апробации платформы цифровой образовательной среды и информационно-коммуникационной образовательной платформы» (https://regulation.gov.ru/projects#npa=116112). Данный проект был разработан в соответствии с «Положением о проведении на территории отдельных субъектов Российской Федерации эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.12.2020 N 2040 «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды». Согласно этому Постановлению Правительства на территории отдельных субъектов Российской Федерации с 10 декабря 2020 г. по 31 декабря 2022 г. проводится эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды (далее - ЦОС). Проект Приказа Минпросвещения РФ предусматривает, что по согласованию с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации будут утверждены прилагаемые формы и условия информационно-технологического взаимодействия участников эксперимента при апробации платформы цифровой образовательной среды и информационно-коммуникационной образовательной платформы. Естественно, что информационно-технологическое взаимодействие участников эксперимента при апробации платформы обоих платформ будет осуществляться в электронной форме (п. 3 Приложения к проекту Приказа). П. 4 Приложения устанавливает, что условием информационно-технологического взаимодействия участников эксперимента при апробации платформы ЦОС и информационно-коммуникационной образовательной платформы (ИКОП) является авторизация участников эксперимента на платформе ЦОС и (или) в ИКОП. Следует напомнить, что п. 3 «Положения о проведении на территории отдельных субъектов Российской Федерации эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды» определяет информационно-коммуникационную образовательную платформу следующим образом: «совокупность используемых в рамках эксперимента информационных ресурсов, информационных систем и технологий, функционирующих на базе российских социальных сетей, с наибольшим количеством пользователей».  Последние два пункта Приложения к проекту Приказа устанавливают, что авторизация участников эксперимента на платформе ЦОС производится с использованием федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (далее – ЕСИА) в соответствии с требованиями к федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. № 977, а авторизация участников эксперимента в ИКОП производится с использованием ЕСИА в соответствии с Требованиями либо с использованием учетной записи ИКОП (пп. 5-6 Приложения к проекту Приказа).

Поскольку никакой альтернативы не предполагается, данный проект предусматривает фактическое принуждение участников эксперимента к регистрации в ЕСИА и (или) в ИКОП. В результате этого персональные данные всех участников, в том числе обучающихся и их родителей (законных представителей) будут собираться и накапливаться в информационных системах. Это фактически нарушает статьи 23 и 24 Конституции РФ, гарантирующие каждому право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну и не допускающие сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. Поскольку право на неприкосновенность частной жизни относится к числу основных прав и свобод человека, оно является неотчуждаемым в силу ст. 17 Конституции РФ. Ее следующая статья определяет, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти. Здесь же мы видим, что неотчуждаемые права человека ставятся ниже планов цифровизаторов по запуску платформы ЦОС  и наполнению ее данными. Фактическая принудительная регистрация в ЕСИА и ИКОП существенно ограничивает право людей к доступу на получение информации. Без регистрации на первом ребенок не получил доступ к ЦОС, т.е. к урокам, материалам библиотеки и т.п. С другой стороны, при отсутствии каких-либо альтернативных способах получения информации и родители без этой добровольно-принудительной регистрации не получат доступ к контролю учета успеваемости детей и не будут иметь полной информации о содержании учебных программ. Тем самым нарушается ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право свободно искать и получать информацию любым законным способом. Поскольку получение информации об уроках или оценках детей традиционным способом является абсолютно законным, то фактическое принуждение получать ее исключительно электронным способом является попранием данного конституционного положения.  

Поскольку речь идет об эксперименте, то подобная безальтернативность прямо противоречит ст. 21 Конституции РФ, которая гласит: «Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам». Здесь же мы имеем дело с попыткой опыта над миллионами детей. Необходимо вспомнить и п. 2 ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 13.07.2020) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", который прямо устанавливает: «Программы, методики и режимы воспитания и обучения детей допускаются к применению при наличии санитарно-эпидемиологических заключений. Использование технических, аудиовизуальных и иных средств воспитания и обучения, учебной мебели, учебной и иной издательской продукции для детей осуществляется при условии их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям». Насколько известно, в отношении ЦОС не проводилось никаких исследований, которые бы гарантировали ее безопасность для психического и физического здоровья детей, всесторонне оценивали ее влияние на организм детей и персонал школ, отсутствуют соответствующие СанПиНы и нормативы. Поскольку ЦОС предполагает достаточно длительное нахождение ребенка за компьютером, неизбежно становится вопрос о необходимости соблюдения требования п. 1 ст. 27 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 13.07.2020) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения": «Условия работы с машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, которые являются источниками физических факторов воздействия на человека (шума, вибрации, ультразвуковых, инфразвуковых воздействий, теплового, ионизирующего, неионизирующего и иного излучения), не должны оказывать вредное воздействие на человека». Пп.8 п. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020) прямо устанавливает, что охрана здоровья обучающихся включает в себя «обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность». Исследователи отмечают, что длительная работа за компьютером негативно сказывается на многих функциях организма учащихся: на зрение, нервную систему, костно-мышечный аппарат человека, осанку и электромагнитное изучение (Мартынова З. Е. Влияние компьютера на жизнь и здоровье учащихся). Если же ЦОС не будет являться безопасной средой, это нарушает статью 42 Конституции РФ, гарантирующей каждому человеку право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В этом случае должен вступить в действие п. 9 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020): «Использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается». Требование проекта Приказа об авторизации участников эксперимента в ИКОП означает по сути принудительное втягивание обучающихся в социальные сети, о вреде которых для детей уже неоднократно писалось. Поскольку в этих сетях зачастую отсутствует модерация деструктивного и асоциального контента, данное положение в лучшем случае является глупостью, а в худшем – продуманным втягиванием части нашей молодежи в различные антиобщественные, а то и преступные объединения. 

Рассматриваемый проект в очередной раз показывает, что ЦОС неразрывно увязан с ЕСИА и предполагает обязательную идентификацию и аутентификацию. Следовательно, если родители не захотят сдавать свои персональные данные и данные своих детей в ЕСИА, то они не смогут пройти идентификацию в ЦОС, что в отсутствии альтернативы в виде традиционной школы фактически лишает их детей права на образование. Тем самым сдача персональных данных превращается из добровольной в добровольно-принудительную, что грубо нарушает ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных», которая определяет, что «субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе». Поскольку речь идет об образовательных услугах, то авторы концепции ЦОС заодно нарушают и п. 3 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», согласно которому граждане имеют право получать государственные и муниципальные услуги как в электронной форме, так и в иных формах по выбору заявителя. Все это потенциально угрожает здоровью детей, ведет к установлению тотального электронного контроля за детьми и их родителями, возможность бесконтрольного распространения их персональных данных как путем легальной торговли ими, так и нелегального хищения из содержащих их систем, а также появлению возможности того, что с течением времени будущее детей будет определять искусственный интеллект.

Поскольку проект Приказа Минпросвещения РФ «Об утверждении форм и условий информационно-технологического взаимодействия участников эксперимента при апробации платформы цифровой образовательной среды и информационно-коммуникационной образовательной платформы» фактически нарушает Конституцию РФ, федеральные законы, представляет угрозу здоровью и праву на нормальное образование наших детей, требуем его отклонить. 

Подписывайтесь на наши ресурсы:
#ЦОС
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: