Аналитическая справка по проекту приказа Минпросвещения РФ «О продолжительности рабочего времени педагогических работников»

#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
0

20 декабря 2024 г. Минпросвещения России опубликовал проект приказа «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования и соответствующим дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения, и о Порядке определения учебной нагрузки указанных педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, основаниях ее изменения и случаях установления верхнего предела указанной учебной нагрузки» (https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=153365), который, в случае принятия, вступит в силу с 1 сентября 2025 г. и будет действовать до 1 сентября 2031 года. В отличие от предыдущего Приказа Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 (ред. от 13.05.2019) "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" изменения появились уже в названии нормативного акта, где обозначены основаниях изменения учебной нагрузки и случаи установления ее верхнего предела.

Приложением 1 к приказу установлена продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования и соответствующим дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения.

В отличии от Приказа Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 в данном приложении сразу оговаривается, что оно распространяется на педагогических работников, замещающих должности, поименованные в подразделе 2 раздела I номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2022 г. № 225. П. 3 проекта Приложения 1 36-часовая продолжительность рабочего времени в неделю устанавливается также для преподавателей-организаторрв основ безопасности и защиты Родины (раньше только преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности) и советникам директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. В проект Приложения 1 включен новый п. 14, согласно которому при увеличении или уменьшении с письменного согласия педагогических работников объема педагогической работы в неделю по сравнению с нормами часов за ставку заработной платы, предусмотренными в пунктах 5 – 9 настоящего Положения, продолжительность их рабочего времени увеличивается или уменьшается (далее – фактический объем педагогической работы). Близок ему по смыслу и новый п. 16.

В проекте Приложения 1 сохранено положение, позволяющее руководству не компенсировать сверхурочную работу педагогов повышенной оплатой в соответствии со статьей 152 ТК РФ: «За педагогическую работу или учебную нагрузку, выполняемую педагогическим работником с его письменного согласия сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы либо ниже установленной нормы часов за ставку заработной платы, оплата производится из установленного размера ставки заработной платы пропорционально фактическому объему педагогической работы или фактическому объему учебной нагрузки за исключением случаев выплаты ставок заработной платы в полном размере, гарантируемых согласно пункту 12 приложения 2 к настоящему приказу педагогическим работникам, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме, соответствующем норме часов учебной (преподавательской) работы, установленной за ставку заработной платы в неделю» (п. 18 проекта Приложения 1). Напомним, что статья 99 ТК РФ считает сверхурочной работой лишь ту работу, которая выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени. Минпросвещение РФ обходит это положение включением в нормативные акты положения о письменном согласии педагогического работника на работу сверх установленной нормы часов, которую после этого можно не оплачивать в повышенном порядке. Как руководство получает это «согласие», многие педагоги знают из своего личного опыта.

В соответствии с ч. 7 ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в проект включен новый п. 19: «Режим выполнения педагогической работы, нормируемой частью которой в соответствии с пунктами 15 и 16 настоящего Приложения являются нормы часов учебной (преподавательской) работы и установленный объем учебной нагрузки в неделю (в год), определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства с учетом особенностей, установленных Министерством просвещения Российской Федерации».

Согласно Приложению 2 к приказу, объем учебной нагрузки, установленный педагогическому работнику, оговаривается в трудовом договоре, заключаемом педагогическим работником
‎с организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Вместе с тем п. 3 данного Приложения устанавливает, что «объем учебной нагрузки педагогических работников, выполняющих учебную (преподавательскую) работу, определяется ежегодно на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона) (далее – учебный год), устанавливается локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, и верхним пределом не ограничивается». Последнее положение об отсутствии какого-либо нормативного ограничения верхнего предела учебной нагрузки педагогов, которого нет в Приказе № 1601, открывает для руководства путь к их эксплуатации. Нечего и говорить, что данное изменение создает возможность для ухудшения положения педагогов и должно быть исключено.

Пп. 10-20 Приложения 2 посвящены определению учебной нагрузки учителей и преподавателей, для которых норма часов учебной (преподавательской) работы составляет 18 часов в неделю за ставку заработной платы. Отметим касающиеся их изменения. В Приложение 2 к приказу включен новый п. 11: «В учебную нагрузку учителей может также включаться количество часов, предусмотренное планом внеурочной деятельности, при условии осуществления образовательной деятельности в течение учебного года, и непосредственно направленное на проведение:

В проект Приложения 2 включен новый п. 13: «Гарантия выплаты учителю ставки заработной платы в месяц в полном размере в случаях, предусмотренных пунктом 12 настоящего Порядка, обеспечивается путем внесения в его трудовой договор (дополнительное соглашение к трудовому договору) сведений о конкретном количестве часов, не достигающим 18 часов в неделю, и виде педагогической работы, которая будет выполняться им в счет догрузки до этой нормы без дополнительной оплаты».

Внесены изменения и в порядок оплаты при замещении временно отсутствующих по болезни и другим причинам учителей и преподавателей. Если замещение продолжается не более двух месяцев, то оно оплачивается дополнительно на условиях почасовой оплаты (п. 19), а если оно продолжается непрерывно свыше двух месяцев, то объем учебной нагрузки учителей и преподавателей, осуществляющих такое замещение, уточняется со дня его начала, путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору и производится перерасчет месячной оплаты их труда с учетом увеличенного объема учебной нагрузки (п. 20).

Для педагогов дополнительного образования, старших педагогов дополнительного образования и учебной нагрузки тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей отметим следующее изменение по сравнению с текстом Приказа № 1601. В их учебную нагрузку включается также количество часов, предусмотренное планом внеурочной деятельности, которое направлено на реализацию дополнительных общеобразовательных программ (п. 22).   

Конкретизирован порядок оплаты преподавателей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, норма часов учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы которых составляет 720 часов в год:

«24. Исходя из определенного преподавателям фактического годового объема учебной нагрузки, размера ставки заработной платы, предусмотренной за норму часов педагогической работы, составляющую 720 часов в год, средней месячной нормы учебной нагрузки, составляющей 72 часа, определяется размер их средней месячной оплаты за выполнение годового объема учебной нагрузки.

25. Исчисление размера средней месячной оплаты за фактический годовой объем учебной нагрузки осуществляется путем умножения часовой ставки преподавателя на определенный ему объем годовой учебной нагрузки и деления полученного произведения на 10 учебных месяцев.

26. Часовая ставка определяется путем деления месячной ставки заработной платы на среднюю месячную норму учебной нагрузки, составляющую 72 часа».

Появился новый пункт, посвященный осуществления такими преподавателями замещения: «35. В случае, замещения временно отсутствовавших преподавателей по болезни и другим причинам, за часы преподавательской работы, данные сверх установленной на начало учебного года годовой учебной нагрузки, а также выполненные сверх уменьшенной учебной нагрузки по основаниям, предусмотренным пунктом 31 настоящего Порядка, производится дополнительная оплата по часовым ставкам помесячно или в конце учебного года при условии выполнения преподавателем всей годовой учебной нагрузки, установленной при тарификации, или уменьшенной по основаниям, предусмотренным пунктом 31 настоящего Порядка».

Из проекта Приложения 2 полностью пропал раздел 7 аналогичного Приложения 2 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601, который устанавливал верхний предела учебной нагрузки педагогических работников.

В связи с вышеизложенному просим принять все возможные меры для отклонения проекта приказа Минпросвещения РФ «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования и соответствующим дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения, и о Порядке определения учебной нагрузки указанных педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, основаниях ее изменения и случаях установления верхнего предела указанной учебной нагрузки», направленного на ухудшение положения педагогов и, тем самым, дальнейшее снижения качества образования в нашей стране.


Еще раз кратко:

Наиболее существенным из них является п. 3 Приложения 2 к проекту приказа, который устанавливает, что «объем учебной нагрузки педагогических работников, выполняющих учебную (преподавательскую) работу, определяется ежегодно на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона) (далее – учебный год), устанавливается локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, и верхним пределом не ограничивается». Последнее положение об отсутствии какого-либо нормативного ограничения верхнего предела учебной нагрузки педагогов, которого нет в Приказе № 1601, открывает для руководства путь к их эксплуатации. Нечего и говорить, что данное изменение создает возможность для ухудшения положения педагогов и должно быть исключено. Из проекта Приложения 2 также полностью пропал раздел 7 аналогичного Приложения 2 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601, который устанавливал верхний предела учебной нагрузки педагогических работников.

При этом в проекте Приложения 1 сохранено положение, позволяющее руководству не компенсировать сверхурочную работу педагогов повышенной оплатой в соответствии со статьей 152 ТК РФ. Напомним, что статья 99 ТК РФ считает сверхурочной работой лишь ту работу, которая выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени. Минпросвещение РФ обходит это положение включением в нормативные акты положения о письменном согласии педагогического работника на работу сверх установленной нормы часов, которую после этого можно не оплачивать в повышенном порядке. Как руководство получает это «согласие», многие педагоги знают из своего личного опыта. Остальные изменения коснулись условий труда отдельных категорий педагогов.

Остались вопросы? Вы можете задать их нам через чат-бота в телеграм
Задать вопрос
Подписывайтесь на наши ресурсы:
#Учителя # Нагрузка
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: