Аналитическая справка по проекту приказа Минздрав России «О внесении изменений в Типовое положение о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденное приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерац

#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
0

1 апреля 2022 года Минздрав России опубликовал проект приказа «О внесении изменений в Типовое положение о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденное приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21 января 2011 г. № 15н» (http://regulation.gov.ru/p/126255)

В частности, изменения коснулись п. 8.8, посвященный функциям территориального фонда обязательного медицинского страхования, который предлагается изложить в следующей редакции: «8.8. обеспечивает права граждан в сфере обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения (далее – контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи), информирование граждан о порядке обеспечения и защиты их прав в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;». По сравнению с действующей редакцией было добавлено положение о проведении контроля за финансовом обеспечении медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию. Если действующая редакция п. 8.9 Типового положения определяет, что территориальный фонд обязательного медицинского страхования ведет территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, то предлагаемая редакция этого пункта гласит: «8.9. ведет территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи в соответствии с порядком ведения единого реестра экспертов качества медицинской помощи, установленным в соответствии с частью 71 статьи 40 Федерального закона № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»».

В Типовое положение включаются два новых пункта, направленных на дальнейшее расширение территориальным фондом обязательного медицинского страхования сбора сведений о застрахованных лицах:

«8.12.1. вправе проводить проверку достоверности сведений
о застрахованных лицах, предоставленных страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, на основе информации, получаемой в рамках информационного взаимодействия, предусмотренного статьей 49 Федерального закона № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 49, ст. 6422; 2018, № 31, ст. 4857; 2021, № 50,ст. 8412), в том числе путем направления запросов в органы, осуществляющие выдачу
и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации;».

«8.13.1. получает от Федерального фонда данные персонифицированного учета сведений об оказанной застрахованным лицам медицинской помощи, предусмотренной пунктом 11 статьи 5 Федерального закона № 326-ФЗ
«Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 49, ст. 6422; 2020, № 50, ст. 8075);».

Отметим, что с 01.07.2022 ч. 1 ст. 49 Федерального закона № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» излагается в новой редакции (ФЗ от 06.12.2021 N 405-ФЗ): «В целях персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах Федеральный фонд осуществляет информационное взаимодействие с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальными фондами, иными органами и организациями в соответствии с настоящим Федеральным законом. Территориальные фонды осуществляют информационное взаимодействие со страхователями для неработающих граждан, медицинскими организациями, страховыми медицинскими организациями, иными органами и организациями в соответствии с настоящим Федеральным законом». На это же направлена и новая редакция п. 9.11. Действующая редакция гласит: «9.11. определяет работников, допущенных к работе с данными персонифицированного учета сведений
о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, и обеспечивает конфиденциальность указанных данных в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями по защите персональных данных;». Планируется расширить полномочия данных работников за счет того, что они будут также работать и со сведениями о застрахованных лицах. Возможно, что предлагаемые дополнения в Типовое положение помогут бороться с мошенничеством в сфере страховой медицины, однако при этом они чреваты возрастанием как контроля за гражданами, так и риска утечки сведений о них.

Пункт 9.3 Типового положения посвящен заключению договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования со страховыми медицинскими организациями. В отличие от действующей редакции проект приказа устанавливает для страховых медицинских организаций два новых требования: быть включенными в реестр страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность
в сфере обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, и наличие у страховой медицинской организации списка застрахованных лиц в соответствии с частью 5 статьи 38 Федерального закона № 326-ФЗ. Требование о включении в реестр страховых медицинских организаций повторяется и в новом пункте 9.3.1. Также Типовое положение дополняется новым пунктом 9.6.1 следующего содержания:

«9.6.1. предоставляет страховой медицинской организации целевые средства для осуществления расчетов за медицинскую помощь, оказанную застрахованным в субъекте Российской Федерации лицам, медицинскими организациями, участвующими в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации, средства, предназначенные на расходы на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию, в пределах установленного норматива, и средства, являющиеся вознаграждением за выполнение условий, предусмотренных договором
о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования;».

Далее разработчики проекта приказа предлагают дополнить Типовое положение пунктами 9.15.1 и 9.15.2 следующего содержания:

«9.15.1. проводит медико-экономический контроль;

9.15.2. получает от медицинских организаций сведения, необходимые
для осуществления страховыми медицинскими организациями информационного сопровождения застрахованных лиц при организации оказания им медицинской помощи в соответствии с частью 9 статьи 14 Федерального закона № 326-ФЗ
«Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 49, ст. 6422; 2013, № 48, ст. 6165) в объеме и в порядке, установленными правилами обязательного медицинского страхования;».

Если согласно действующей редакции п. 9.16 Территориальный фонд поручает проведение экспертизы качества медицинской помощи эксперту качества медицинской помощи из числа экспертов качества медицинской помощи, включенных в территориальные реестры экспертов качества медицинской помощи, то предлагаемая редакция принципиально меняет содержание данного пункта:

«9.16. проводит медико-экономическую экспертизу и экспертизу качества медицинской помощи, оказанной медицинскими организациями застрахованным лицам, полис обязательного медицинского страхования которым выдан
за пределами территории субъекта Российской Федерации, в соответствии
с порядком проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, установленным в соответствии с пунктом 91 части 1 статьи 7 Федерального закона № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»».

Изменениям планируют подвергнуть и пункт 9.19. Сейчас согласно нему Территориальный фонд «осуществляет контроль за деятельностью страховых медицинских организаций путем организации контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, проводит медико-экономический контроль, медико-экономическую экспертизу, экспертизу качества медицинской помощи, в том числе повторно, а также контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями». В проекте приказа он изложен в следующей редакции: «9.19. осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями
и медицинскими организациями;». Как видим, за Территориальным фондом планируется оставить контроль лишь за использованием финансовых средств, а часть прежних функций вынести в новый пункт 9.19.1:

«9.19.1. проводит медико-экономическую экспертизу и экспертизу качества медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации медицинскими организациями, входящими в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования по территориальной программе обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации, в том числе повторно;». Однако даже с учетом этого медико-экономический контроль и контроль за деятельностью страховых медицинских организаций из ныне действующей редакции оказались исключены.

Как видим, наряду с рядом технических моментов, рассматриваемый проект приказа направлен на дальнейшее расширение сбора сведений о застрахованных лицах территориальным фондом обязательного медицинского страхования, что потенциально может привести как к возрастанию контроля над гражданами, так и к возрастанию риска утечки сведений о них.

В связи с вышеизложенным считаем, что проекта приказа Минздрав России «О внесении изменений в Типовое положение о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденное приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21 января 2011 г. № 15н», не отвечает интересам безопасности народа России.   

Остались вопросы? Вы можете задать их нам через чат-бота в телеграм
Задать вопрос
Подписывайтесь на наши ресурсы:
#ОМС
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: