Аналитическая справка по проекту приказа о дистанте для допобразования

«О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»

#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
20:04 / 28.12.2020

23 ноября 2020 года Минпросвещения опубликовало проект приказа «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196» (https://regulation.gov.ru/projects#npa=110783). Согласно ему п. 10 Порядка планируется дополнить текстом следующего содержания:

«Организация, осуществляющая образовательную деятельность, при реализации дополнительных общеобразовательных программ принимает решение об использовании электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, с учетом эпидемиологической ситуации в субъекте Российской Федерации, на территории которого осуществляется реализация указанных образовательных программ, и исходя из принципа обеспечения освоения обучающимися их в полном объеме.

Изменение условий освоения дополнительной общеобразовательной программы, в том числе связанного с увеличением доли применения электронного обучения и(или) дистанционных образовательных технологий в связи с эпидемиологической ситуацией в субъекте Российской Федерации, осуществляется по согласию обучающегося и/или его родителя (законного представителя) и отражается при необходимости в договоре об образовании по соответствующей дополнительной общеобразовательной программе (в части формы обучения, срока освоения образовательной программы, стоимости образовательной услуги и иных условий).

При применении электронного обучения и дистанционных образовательных технологий организация, осуществляющая образовательную деятельность, обеспечивает создание информационно-образовательной среды, предусматривающей доступ к цифровым образовательным ресурсам, необходимым для достижения планируемых результатов по дополнительной общеобразовательной программе, индивидуальному процессу обучения».

Следует отметить, что уже в действующей редакции п. 10 Порядка предоставляет организации, осуществляющей образовательную деятельность, право реализовывать дополнительные общеобразовательные программы посредством сетевых форм, различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий, электронного обучения с учетом требований Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816. Ей также дается право применять форму организации образовательной деятельности, основанную на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов. Единственным положительным моментом является последний абзац п. 10 Порядка в действующей редакции, который гласит: «Использование при реализации дополнительных общеобразовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается».

Новым в этом проекте является ссылка на эпидемиологическую ситуацию в субъекте Российской Федерации, что дает возможность образовательной организации увеличить долю применения электронного обучения и(или) дистанционных образовательных технологий. Поскольку не упоминается конкретно даже коронавирус, то предлогом может стать даже сезонное увеличение заболеваний простым гриппом. Следовательно, целью проекта приказа является ускорение внедрения дистанта в дополнительное образование, несмотря на то, что в целом ряде направлений, связанных, например, с физкультурой и музыкой, он практически не применим. Чтобы подсластить пилюлю, в нем прописано согласие обучающегося и/или его родителя и даже («при необходимости») корректировка договора об образовании в части формы обучения, срока освоения образовательной программы и стоимости. Однако возникает вопрос: кто будет определять эту необходимость? Понятно, что образовательные организации не заинтересованы в уменьшении получаемых денег и будут противиться корректировке договора.

Что касается последнего абзаца проекта приказа, то он является пересказом п. 3 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "Об образовании в Российской Федерации". Им предусматривается создание информационно-образовательной среды образовательной организацией при применении ею электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Определение этого понятия дается в п. 26 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015): «Информационно-образовательная среда организации, осуществляющей образовательную деятельность включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.

Информационно-образовательная среда организации, осуществляющей образовательную деятельность должна обеспечивать:

·         информационно-методическую поддержку образовательной деятельности;

·         планирование образовательной деятельности и ее ресурсного обеспечения;

·         мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательной деятельности;

·         мониторинг здоровья обучающихся;

·         современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;

·         дистанционное взаимодействие всех участников образовательных отношений (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе в рамках дистанционного образования;

·         дистанционное взаимодействие организации, осуществляющей образовательную деятельность, с другими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и организациями социальной сферы: учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность сотрудников организации, осуществляющей образовательную деятельность в решении профессиональных задач с применением ИКТ, а также наличие служб поддержки применения ИКТ. Обеспечение поддержки применения ИКТ является функцией учредителя организации, осуществляющей образовательную деятельность». Итак, мы видим, что информационно-образовательная среда предполагает не только дистанционное взаимодействие всех участников образовательных отношений, но и мониторинг и, самое главное, фиксацию хода и результатов образовательной деятельности, мониторинг здоровья обучающихся, а также пресловутое обеспечение безопасности жизнедеятельности. Таким образом, рассматриваемый проект приказа Минпросвещения является очередным шагом к внедрению электронного обучения и дистанта и уничтожения нормального дополнительного образования.



Подписывайтесь на наши ресурсы:
#Дистанционное образование # Дополнительное образование
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: