Аналитическая справка по проекту приказа «Об утверждении индикативных показателей федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования»

#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
08:44 / 04.10.2021

6 сентября 2021 года Рособрнадзор опубликовал проект приказа «Об утверждении индикативных показателей федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования» (https://regulation.gov.ru/projects#npa=120006). Проект приказа издан в соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Следует отметить, что этот закон, который неофициально называют контрольно-надзорным кодексом, фиксирует систему и порядок контрольных (надзорных) мероприятий, устанавливает гарантии соблюдения прав контролируемых лиц. По словам премьер-министра Михаила Мишустина, правительство создает новый механизм контроля и надзора, который затронет более сотни видов контроля на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. (Ковалева А. Рособрнадзор представил показатели для госконтроля в сфере образования). Сама статья ФЗ, в соответствии с которой проект приказа издается, называется «Оценка результативности и эффективности деятельности контрольных (надзорных) органов». Согласно ч. 2 данной статьи в систему показателей результативности и эффективности деятельности контрольных (надзорных) органов входят:

1) ключевые показатели видов контроля, отражающие уровень минимизации вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, уровень устранения риска причинения вреда (ущерба) в соответствующей сфере деятельности, по которым устанавливаются целевые (плановые) значения и достижение которых должен обеспечить соответствующий контрольный (надзорный) орган;

2) индикативные показатели видов контроля, применяемые для мониторинга контрольной (надзорной) деятельности, ее анализа, выявления проблем, возникающих при ее осуществлении, и определения причин их возникновения, характеризующих соотношение между степенью устранения риска причинения вреда (ущерба) и объемом трудовых, материальных и финансовых ресурсов, а также уровень вмешательства в деятельность контролируемых лиц.

Именно Индикативные показатели федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования и утверждаются проектом данного приказа. Таковых показателей 14:

1.   Количество выданных в отчетном году предостережений о недопустимости нарушать требования;

Сразу возникает вопрос, кому именно представители федерального государственного контроля будут выдавать предостережения о недопустимости нарушать требования? Пункт сформулирован так, что полной ясности в этом вопросе нет. Согласно п. 3 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденного Постановление Правительства РФ от 25 июня 2021 г. N 997, контролируемыми лицами при осуществлении государственного контроля (надзора) являются организации, осуществляющие образовательную деятельность, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно. Исходя из этого можно предположить, что эти предостережения будут выдаваться образовательным организациям и осуществляющим образовательную деятельность ИП, однако необходимо иметь в виду, что, согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений. Следовательно, согласно данному ФЗ, в соответствии с которым и издается этот проект приказа, теоретически данные предостережения могут выдаваться и простым гражданам, т.е. родителям. Следует иметь в виду, что Федеральный закон имеет высшую юридическую силу по сравнению с подзаконным актом, каким является Постановление правительства. Очевидно, что подобная неопределенность, допускающая различные толкования, недопустима в нормативном акте.

Затем в качестве Индикативных показателей говорится о количестве проведенных в отчетном году консультирований, количестве профилактических визитов (вновь возникает вопрос: к кому?). Потом упоминаются надзорные мероприятия, в числе которых плановые и внеплановые проверки, а также наблюдения за соблюдением требований — мониторинги безопасности. Следующим пунктом идут количество контрольных (надзорных) мероприятий, в ходе которых выявлены нарушения обязательных требований. Из п. 6 мы узнаем, что надзорный орган будет обращаться с заявлениями в прокуратуру о согласовании внеплановых контрольных мероприятий, на которые был получен как положительный, так и отрицательный ответ. Согласно п. 2 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденного Постановление Правительства РФ от 25 июня 2021 г. N 997, государственный контроль (надзор) осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору).

П. 7 в качестве одного из показателей называет количество проведенных надзорных мероприятий, результаты которых признаны недействительными по решению суда и контрольного (надзорного) органа. Следующим пунктом является количество выданных в отчетном году предписаний об устранении нарушений обязательных требований. Поскольку это является одним из показателей, по которому будет оцениваться его работа, можно предположить, что для создания положительной отчетности контрольный (надзорный) орган постарается выдать как можно больше таких предписаний, находя всевозможные нарушения где можно и где нельзя. То же самое относится и к количеству возбужденных в отчетном году дел об административных правонарушениях (п. 9). Следующими двумя показателями являются количества принятых в отчетном году решений о запрете и о возобновлении приема. Вновь возникает вопрос: приема кого? Можно предположить, что приема обучающихся, однако и это следует четко прописать в нормативном акте. Последними тремя показателями являются количество принятых решений о лишении государственной аккредитации для образовательной деятельности; количество принятых решений о приостановлении действия лицензии на образовательную деятельность и количество решений суда об удовлетворении заявления контрольного (надзорного) органа об аннулировании лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Неконкретность, если не сказать размытость многих показателей позволяет трактовать данный проект приказа крайне широко и проверять работу школ, в том числе, по вопросам выполнения их обязанностей по воспитанию и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. Контролирующие будут проверять образовательные учреждения, а те, чтобы не попасть в черный список и не лишиться лицензии, будут всеми правдами и неправдами выбивать из родителей всю предписанную им информацию. Благодаря этому проекту нормативного акта образовательные учреждения запросто могут оказаться на коротком поводке у контролирующих органов и будут послушно выполнять любые предписываемые им меры в сфере цифровизации образования и ювенальной юстиции, а подлинные инициаторы этих разрушительных для страны начинаний формально будут стоять в стороне, переводя все недовольство родителей на отдельные образовательные учреждения.   

Поскольку проект приказа «Об утверждении индикативных показателей федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования» сформулирован крайне неудовлетворительно и представляет угрозу праву на нормальное образование наших детей, считаем необходимым его отклонение.


Подписывайтесь на наши ресурсы:
#
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: