Аналитическая справка по Соглашению о взаимной правовой помощи по административным вопросам в сфере обмена персональными данными

#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
0

18 декабря 2020 года государствами - участники Содружества Независимых Государств было подписано Соглашение о взаимной правовой помощи по административным вопросам в сфере обмена персональными данными. Изначально предполагалось, что его участниками станут Азербайджан, Российская Федерация, Армения, Таджикистан, Беларусь, Туркменистан, Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Украина и Молдавия. Согласно статье 17 Соглашения, оно вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения депозитарием третьего уведомления о выполнении подписавшими его Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу. Первой его Россия ратифицировала в лице президента РФ Владимира Путина в ноябре 2021 года (Федеральный закон от 19.11.2021 № 367-ФЗ "О ратификации Соглашения о взаимной правовой помощи по административным вопросам в сфере обмена персональными данными"), Казахстан — в апреле 2022-го, соответствующий указ подписал президент РК Касым-Жомарт Токаев. Наконец, 25 мая 2023 года законодательный орган Киргизии принял соответствующий закон, а затем президент Кыргызской Республики Садыр Жапаров его подписал (Россия, Казахстан и Киргизия договорились обмениваться персональными данными граждан). Поскольку требование статьи 17 было выполнено, Соглашение вступило в силу для этих трех государств. Следует отметить, что, согласно статье 18, Соглашение открыто для присоединения любого государства - участника Содружества Независимых Государств путем передачи депозитарию документа о присоединении. Соглашение заключено на неопределенный срок, правда, каждое государство вправе выйти из настоящего Соглашения, направив депозитарию письменное уведомление о таком своем намерении не позднее чем за 6 месяцев до выхода и урегулировав обязательства, возникшие за время действия настоящего Соглашения (статья 19).

Согласно ст. 2 «каждая из Сторон по запросу другой Стороны оказывает взаимную правовую помощь по административным вопросам в сфере обмена персональными данными (далее - правовая помощь) в соответствии с национальным законодательством, международными обязательствами и положениями настоящего Соглашения». Ч. 2 данной статьи устанавливает, что «положения настоящего Соглашения не ведут к возникновению у каких-либо физических и юридических лиц права получать информацию, подлежащую передаче в рамках настоящего Соглашения», однако это относится к юридической, а не фактической стороне вопроса. Учитывая периодически происходящие утечки информации из различных государственных баз данных даже в РФ, не говоря уже про среднеазиатские республики, вопрос сохранности полученных по настоящему Соглашению персональных данных вызывает большие вопросы. Ст. 1 определяет «персональные данные» как любую информацию, прямо или косвенно относящуюся к физическому лицу, идентифицированному либо которое может быть идентифицировано. Статья 3 следующим образом определяет предмет запроса об оказании правовой помощи:

«Предметом запроса об оказании правовой помощи (далее - запрос) являются персональные данные:

а) о наличии (отсутствии) гражданства Сторон;

б) о наличии документов, дающих право на постоянное (временное) пребывание (проживание) на территориях Сторон;

в) о постановке на миграционный учет или регистрации по месту жительства (месту пребывания) граждан Сторон, граждан третьих государств и лиц без гражданства;

г) о выдаче виз, дающих право на въезд на территории Сторон;

д) о недвижимом имуществе, зарегистрированном на имя субъекта персональных данных на территориях Сторон;

е) об обязательствах имущественного характера, имеющихся у субъекта персональных данных на территориях Сторон;

ж) о привлечении субъекта персональных данных к уголовной или административной ответственности на территориях Сторон;

з) о документах, удостоверяющих личность».

Судя по тексту данной статьи, персональные данные предполагается запрашивать в первую очередь в отношении мигрантов, однако в тексте Соглашения нигде не установлено, что подобный запрос не может быть направлен в отношении тех граждан Сторон, которые не переезжали и не собираются переезжать в другое государство.

Необходимо помнить, что ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 06.02.2023) "О персональных данных" устанавливает следующее положение: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора». Одним из оснований для обработки персональных данных является достижение целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации (ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 06.02.2023) "О персональных данных"), при этом ст. 11 данного ФЗ уточняет, что «обработка биометрических персональных данных может осуществляться без согласия субъекта персональных данных в связи с реализацией международных договоров Российской Федерации о реадмиссии…». Точно так же этот ФЗ закрепляет трансграничную передачу персональных данных, которая должна осуществляться в соответствии с настоящим Федеральным законом и международными договорами Российской Федерации (ст. 12).  

Следует отметить, что приведенный в ст. 3 Соглашения перечень не является исчерпывающим. В Пояснительной записке к законопроекту говорилось: «Предметом запроса об оказании правовой помощи являются данные о наличии (отсутствии) гражданства Сторон Соглашения, о наличии документов, дающих право на постоянное (временное) пребывание (проживание) на территориях Сторон, о постановке на миграционный учет или регистрации по месту жительства (месту пребывания) граждан Сторон, граждан третьих государств и лиц без гражданства, об обязательствах имущественного характера, о привлечении субъекта персональных данных к уголовной или административной ответственности на территориях Сторон Соглашения и другие данные» (Пояснительная записка к законопроекту № 1256973-7 «О ратификации Соглашения о взаимной правовой помощи по административным вопросам в сфере обмена персональными данными», л. 1 // https://sozd.duma.gov.ru/bill/1256973-7).

Стороны в рамках настоящего Соглашения взаимодействуют через уполномоченные органы. Статья 5 конкретизирует содержание запроса, который составляется в письменной форме:

«Запрос содержит:

а) наименование уполномоченного органа, по инициативе которого направлен запрос;

б) цель запроса и описание запрашиваемой правовой помощи;

в) данные, идентифицирующие субъект персональных данных (фамилия, имя, отчество (при наличии), гражданство, сведения о месте жительства или месте пребывания, дата и место рождения), в отношении которого направлен запрос;

г) при необходимости описание особого порядка исполнения запроса и обоснование этой необходимости;

д) описание любых конкретных процедур, которые запрашивающая Сторона просит применить при исполнении запроса, и основание для этого;

е) при необходимости и по возможности описание запрашиваемых информации, документов или справок;

ж) требования для обеспечения конфиденциальности, если таковые есть, и основание для этого». Ч. 3 данной статьи устанавливает, что «если запрашиваемая Сторона сочтет, что сведения, указанные в запросе, недостаточны для его исполнения, она может запросить дополнительную информацию». Исполнение запросов производится в соответствии с национальным законодательством запрашиваемой Стороны и положениями настоящего Соглашения. Уполномоченный орган запрашиваемой Стороны представляет ответ на запрос в 2-месячный срок со дня получения такого запроса (ст. 6). Ответ на запрос может содержать:

а) информацию, указываемую в самом ответе на запрос;

б) документы (оригиналы или заверенные уполномоченным органом запрашиваемой Стороны копии), прилагаемые к ответу на запрос и раскрывающие персональные данные, являющиеся предметом запроса (ч. 2 ст. 7).

Статья 8 содержит перечень оснований для отказа в оказании правовой помощи:

«В правовой помощи может быть отказано, если:

а) запрашиваемая Сторона полагает, что исполнение запроса может нанести ущерб ее суверенитету, безопасности, публичному порядку или ее иным существенным интересам;

б) запрашиваемая Сторона полагает, что запрос направлен в целях преследования лица по признаку расы, пола, вероисповедания, гражданства, этнического происхождения, языка, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям либо что положению этого лица может быть нанесен ущерб по любой из этих причин;

в) запрос не соответствует условиям настоящего Соглашения».

Интересна и статья 10, посвященная конфиденциальности и ограничениям в использовании информации:

«1. Запрашиваемая Сторона по просьбе уполномоченного органа запрашивающей Стороны обеспечивает конфиденциальность в отношении факта получения запроса, его содержания или любого действия, предпринятого в связи с запросом, за исключением тех случаев, когда нарушение конфиденциальности является необходимым для исполнения запроса.

Если запрашиваемая Сторона не может выполнить условия конфиденциальности, она до предания огласке вышеуказанной информации уведомляет об этом запрашивающую Сторону.

2. Запрашивающая Сторона без предварительного разрешения запрашиваемой Стороны не использует персональные данные, полученные на основании настоящего Соглашения, для иных целей, кроме указанных в запросе.

3. Если запрашивающей Стороне необходимо предать огласке и (или) использовать полностью или частично персональные данные для иных целей, нежели указанные в запросе, она запрашивает разрешение на это запрашиваемой Стороны, которое может быть дано или в котором может быть отказано полностью или частично.

4. Запрашивающая Сторона не передает третьим государствам, организациям и лицам без разрешения запрашиваемой Стороны полученные от последней персональные данные.

5. Стороны обеспечивают защиту информации о физическом лице от неправомерного или случайного доступа к ней, ее уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления или распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации».

Изложенные в этой статье положения неплохие, но как конкретно они будут осуществляться, в Соглашении не определено. При этом статья 14 последнего специально подчеркивает: «Настоящее Соглашение не затрагивает прав и обязательств каждой Стороны, вытекающих для нее из других международных договоров, участницей которых она является». Какие обязательства по другим международным договорам взяли на себя Казахстан и Киргизия, равно как и другие государства, которые могут присоединиться к данному Соглашению, абсолютно непонятно.

Остались вопросы? Вы можете задать их нам через чат-бота в телеграм
Задать вопрос
Подписывайтесь на наши ресурсы:
#Персональные данные # Трансграничная передача ПД
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: