Аналитическая справка по трем законопроектам о внесении изменений в Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»

#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
0

04 октября 2022 года депутаты Государственной Думы С.М. Миронов, А.М. Бабаков, Г.Ю. Семигин, О.А. Нилов, Д.Г. Гусев, В.К. Гартунг, С.В. Кабышев, А.А. Ремезков, И.А. Ананских, А.А. Кузнецов, Ф.С. Тумусов, М.Г. Делягин, Н.В. Новичков, А.В. Терентьев, Я.В. Лантратова, А.С. Аксененко, А.В. Чепа внесли в Государственную Думу РФ проект федерального закона № 205732-8 «О внесении изменений в Федеральный закон "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" в части расширения круга граждан, которым предоставляется отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации (о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации гражданам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом)». В нем предлагается пункт 1 статьи 18 Федерального закона от 26 февраля 1997 года № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» дополнить подпунктом 3.2 следующего содержания: «3.2. родителям (усыновителям) или опекунам (попечителям), осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы;». Также предполагается распространить действие данного ФЗ в случае его принятия на правоотношения, возникшие с 21 сентября 2022 года (Статья 2 ПФЗ).

06 октября 2022 года депутаты Государственной Думы Л.Э. Слуцкий, Я.Е. Нилов, Д.А. Свищев, А.Н. Диденко, Б.Р. Пайкин, С.Д. Леонов, С.А. Наумов, В.А. Кошелев, А.Н. Свинцов, Ю.А. Напсо; сенаторы Российской Федерации И.Н. Абрамов, Е.В. Афанасьева, В.Е. Деньгин, И.А. Кожанова внесли в Государственную Думу РФ проект федерального закона № 206845-8 «О внесении изменений в Федеральный закон "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" (в части уточнения категорий граждан, имеющих отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации)». Они предлагают дополнить Федеральный закон от 26 февраля 1997 года № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» статьей 17-1 следующего содержания:

«Статья 17-1 . Призыв граждан на военную службу по частичной мобилизации

1. Призыву на военную службу по частичной мобилизации подлежат граждане, уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил Российской Федерации.

2. Граждане, призванные на военную службу по частичной мобилизации, имеют статус военнослужащих, проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту.»;

Также они предлагают включить в ФЗ статью 18-1 следующего содержания:

«Статья 18-1 . Отсрочка от призыва на военную службу по частичной мобилизации

1. Отсрочка от призыва на военную службу по частичной мобилизации предоставляется гражданам:

1) указанным в пунктах 1, 2, 3, 3 , 6 части 1 статьи 18 настоящего Федерального закона;

2) проходящим военную службу по призыву;

3) имеющим воинские звания рядового и сержантского состава в возрасте старше 35 лет, звание младших офицеров - старше 50 лет, звание старших офицеров - старше 55 лет;

4) имеющим на иждивении трех и более детей в возрасте до 16 лет или имеющим на иждивении и воспитывающим без матери одного ребенка и более в возрасте до 16 лет (гражданам женского пола, имеющим одного ребенка и более в возрасте до 16 лет, а также в случае беременности, срок которой составляет не менее 22 недель), или имеющим на иждивении ребенка-инвалида, инвалида детства;

5) матери которых кроме них имеют трех и более детей в возрасте до восьми лет или ребенка-инвалида, инвалида детства и воспитывают их без мужа;

6) являющимся единственным сыном (дочерью) одинокого родителя;

7) являющимся сыновьями (родными братьями) военнослужащих, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов, а также умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы либо прохождения военных сборов;

8) обучающимся впервые по очной или очно-заочной форме в имеющих государственную аккредитацию государственных образовательных и научных организациях по образовательным программам среднего и профессионального высшего образования.

2. Отсрочка от призыва на военную службу по частичной мобилизации кроме граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, предоставляется другим гражданам или категориям граждан, которым дано такое право нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.»

Статью 21 ФЗ предлагается также дополнить пунктом 3 следующего содержания: «3. На граждан, имеющих отсрочку от призыва на военную службу по частичной мобилизации и не получивших повестку, не распространяются положения пункта 2 статьи 21 настоящего Федерального закона.».

В отзыве на него Правовое управление указало, что в подпункте 2 пункта 1 проектной статьи 181 устанавливается, что отсрочка предоставляется гражданам, проходящим военную службу по призыву. Следует иметь в виду, что призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане, пребывающие в запасе, при этом военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, зачисляются в запас по истечении срока военной службы по призыву (пункт 2 статьи 17 Федерального закона, подпункт «а» пункта 1 статьи 22, подпункт «б» пункта 1 статьи 51 и пункт 1 статьи 52 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

Законопроектом не учитываются изменения в пункте 1 статьи 18 Федерального закона, внесенные Федеральным законом от 04.11.2022 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в части предоставления отсрочки от мобилизации гражданам, пребывающим в добровольческих формированиях, содействующих выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, а также при использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, и изменения, внесенные Федеральным законом от 04.11.2022 № 421-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», которым Федеральный закон был дополнен статьей 171.

Наконец, 31 октября 2022 года депутат Государственной Думы Н.А. Останина внесла в Государственную Думу РФ проект федерального закона № 224833-8 «О внесении дополнения в статью 18 Федерального закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" (о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации гражданам, имеющим ребенка-инвалида)». В нем предлагается пункт 1 статьи 18 Федерального закона от 26 февраля 1997 года № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» дополнить подпунктом 3-2 следующего содержания: «3-2) имеющим на иждивении ребенка-инвалида, независимо от количества детей в семье;».

Н.А. Останина указала, что к ней поступают многочисленные обращения семей с детьми-инвалидами. Значительная часть писем от матерей показывает, что без физической силы отцов их детей-инвалидов, они не могут вывести детей на прогулку, не могут отвезти их на реабилитационные или лечебные процедуры в медицинские учреждения, которые нередко находятся в иных населенных пунктах и требуют нескольких дней на поездку. Кроме того, как правило, такие отцы являются единственными кормильцами в семье по той причине, что матери не могут полноценно работать, так как осуществляют неотлучный уход за ребенком-инвалидом.

Данное дополнение позволит снизить риски возникновения трудной жизненной ситуации в семьях с детьми-инвалидами, что в противном случае потребует задействования дополнительных специалистов социальных служб и выплат компенсаций из бюджетов для выравнивания уровня материального обеспечения указанной категории семей.

Все три ПФЗ в целом посвящены одной теме, однако несколько отличаются друг от друга по степени проработанности законопроектов. Плюсом проекта федерального закона № 205732-8 является предоставление отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации не только родителям, но и усыновителям, опекунам (попечителям) ребенка-инвалида, равно как и распространение его действия на правоотношения, возникшие с 21 сентября 2022 г. Положительной стороной ПФЗ № 206845-8 (при условии учета замечаний Правового управления) является определение четких критериев оснований для отсрочки от призыва на военную службу по частичной мобилизации. Представляется наиболее оптимальным соединение наиболее сильных сторон обоих законопроектов.

Остались вопросы? Вы можете задать их нам через чат-бота в телеграм
Задать вопрос
Подписывайтесь на наши ресурсы:
#Мобилизация
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: