Аналитическая справка по установке базовых станций мобильной связи на крышах жилых домов

4 августа 2020 г. Минкомсвязь России опубликовало законопроект «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «О связи»»
#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
11:33 / 19.08.2020

1)      4 августа 2020 г. Минкомсвязь России опубликовало законопроект «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «О связи»» (https://regulation.gov.ru/Projects/List#). Согласно ему статью 6 Федерального закона «О связи» предлагается дополнить пунктом 2.1: «Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и подведомственные им государственные, муниципальные учреждения, предприятия, за которыми находящиеся в государственной или муниципальной собственности объекты (здания, строения, сооружения и иные объекты) закреплены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, размещают на таких объектах сооружения связи, средства связи и кабели связи в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления». Таким образом, исполнительную власть и органы местного самоуправления хотят наделить правом размещать на подведомственных им зданиях средства связи вне зависимости от того, насколько они могут негативно повлиять на экологическую обстановку, здоровье работающих в этих зданиях людей и жителей близлежащих домов.

2)      20 июля 2020 г. Минкомсвязь России опубликовало законопроект «О внесении изменения в Федеральный закон «О связи»» (https://regulation.gov.ru/projects#departments=31&kinds=6&StartDate=1.1.2020&EndDate=14.8.2020&npa=106164). Публичное обсуждение закончено 31 июля 2020 г. Целью ПФЗ является совершенствования использования операторами связи ‎ресурса нумерации

3)      30 апреля 2020 г. Минкомсвязь России опубликовало законопроект «О внесении изменений в статью 54 Федерального закона «О связи»» (https://regulation.gov.ru/Projects/List#departments=31&StartDate=1.1.2020&EndDate=12.8.2020&npa=101646). Согласно ему предлагалось освободить абонентов-граждан от оплаты услуг оператора связи по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в части предоставления доступа к включенным в реестр общественным и государственным сайтам и информационным системам в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» при условии их обязательной идентификации через ЕСИА. По итогам процедуры ОРВ заключение отрицательное.

4)      21 апреля 2020 г. Минкомсвязь России опубликовало законопроект «О внесении изменений в статьи 2, 44, 45 Федерального закона «О связи»» (https://regulation.gov.ru/Projects/List#departments=31&StartDate=1.1.2020&EndDate=12.8.2020&npa=101362). Предлагалось заключение договоров об оказании услуг связи с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или с использованием простой электронной подписи при условии регистрации в ЕСИА. По итогам процедуры ОРВ заключение отрицательное.

5) 24.12.2018 г. члены Совета Федерации Л.Н.Бокова, А.А.Клишас, Д.Ф.Мезенцев, О.В.Мельниченко внесли в ГД законопроект № 614271-7 «О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" и иные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения права граждан на доступ к услугам электросвязи» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/614271-7). Согласно ему предлагается закрепить в статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации «обеспечение возможности размещения и эксплуатации операторами связи сетей электросвязи и средств электросвязи в целях оказания услуг электросвязи собственникам помещений в многоквартирном доме, в том числе беспрепятственного доступа оператора связи к сетям связи и оборудованию связи такого оператора связи, размещенным на объектах общего имущества многоквартирного дома в целях их эксплуатации, ремонта, реконструкции, модернизации или демонтажа». В ЖК предлагают ввести новую статью 165-1, наделяющую оператора связи правом обратиться к лицам, осуществляющим управление многоквартирным домом, с заявлением о выдаче технических условий размещения на объектах общего имущества многоквартирного дома сетей электросвязи и средств электросвязи для целей оказания услуг электросвязи собственникам помещений в многоквартирном доме. К заявлению оператора связи должна быть приложена схема размещения сетей и средств электросвязи в данном жилом доме, отвечающая техническим нормативам и требованиям в области защиты жизни и здоровья граждан. «При осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме оператор связи вправе обратиться с заявлением ко всем собственникам помещений такого дома или к одному из собственников помещений в таком доме, уполномоченному действовать от имени собственников помещений в таком доме, либо к иному лицу, имеющему полномочие, удостоверенное доверенностью, выданной в письменной форме ему всеми или большинством собственников помещений в таком доме». Это заявление должно быть рассмотрено в течение пяти рабочих дней со дня его получения и, при наличии схемы размещения, оператору связи должны быть выданы технические условие размещения на объектах общего имущества многоквартирного дома сетей и средств электросвязи и обеспечена возможность доступа оператора связи к объектам общего имущества многоквартирного дома. В случае неправомерного отказа от выдачи технических условий размещения либо непредоставления ответа на заявление в установленные сроки оператор связи вправе обжаловать такие действия или бездействие в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор, который обязан рассмотреть жалобу в течение десяти рабочих дней со дня ее получения. Как видим, данный ПФЗ фактически не оставляет собственниками помещений жилого дома права отказать оператору связи, поскольку единственным условием для отказа он ставит непредоставлением оператором вместе с заявлением схемы размещения, чего, разумеется, не будет. Отказ по любым другим основаниям, в том числе угрозе здоровью и экологии, авторы законопроекта заведомо объявляют неправомерным, который может быть обжалован оператором связи в орган исполнительной власти. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе в течение трех месяцев со дня доведения до их сведения заявления оператора связи о выдаче технических условий общим собранием могут принять решение о запрете размещения или о демонтаже на объектах общего имущества многоквартирного дома сетей электросвязи и средств электросвязи такого оператора связи. Однако это решение общего собрания может быть принято только в том случае, если размещение сетей и средств электросвязи не отвечает техническим нормативам и правилам, а также требованиям в области защиты жизни и здоровья граждан. Данный фрагмент ПФЗ полностью выхолащивает сам факт волеизъявления собственников помещений, поскольку решение общего собрания зависит не от воли жильцов, а исключительно от факта соответствия или несоответствия схемы размещения указанным нормативным требованиям. В этом случае общее собрание собственников фактически выполняет функцию государственного контрольного органа по установлению указанного факта соответствия или несоответствия, не имея для этого ни соответствующих средств, ни знаний. Более того, это решение общего собрания может быть обжаловано в суд собственником помещения в многоквартирном доме или оператором связи и суд вправе признать недействительным решение общего собрания, «если данное решение нарушает права и охраняемые законом интересы собственников помещений в многоквартирном доме, голосовавших против принятия этого решения». Более того, ПФЗ устанавливает, что условия размещения на объектах общего имущества многоквартирного дома сетей электросвязи и средств электросвязи для целей оказания услуг связи собственникам помещений в многоквартирном доме не могут включать в себя требования о внесении платы оператором связи, т.е. собственники общего имущества должны предоставлять его оператору связи бесплатно. Как прямо заявили авторы этого ПФЗ в пояснительной записке, целью предлагаемого законопроекта является обход прямого указания Жилищного Кодекса РФ о том, что для размещения оборудования связи на общем имуществе в многоквартирных жилых домах необходимо на общем собрании собственников получить разрешение не менее 2/3 голосов всех собственников помещений (ст.ст. 44, 46 ЖК РФ), что на практике обеспечить невозможно. (Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" и иные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения права граждан на доступ к услугам электросвязи», л. 1). Совет Государственной Думы 11.02.2019 г. рассмотрел этот законопроект, назначил ответственный комитет (Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству); постановил представить отзывы, предложения и замечания к законопроекту (13.03.2019); подготовить законопроект к рассмотрению Государственной Думой (Весенняя сессия); включить законопроект в примерную программу (Весенняя сессия; 2019; май); направить законопроект на заключение в Правовое управление; назначить комитет-соисполнитель (Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи). С тех пор, согласно информации на сайте, поступило только заключение Правового управления (в шапке - Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству), отмечающего отдельные недостатки ПФЗ, но не высказывающегося принципиально против. Согласно сайту, законопроект на весенней сессии 2019 г. рассмотрен не был, дата первого чтения не определена.

6)      2 февраля 2016 года Минэкономразвития опубликовало проект федерального закона «О внесении изменений в федеральный закон «О связи» и иные законодательные акты Российской федерации в части обеспечения права граждан на доступ к информации» (https://regulation.gov.ru/projects#npa=45791). Статью 6 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ (ред. от 07.04.2020) "О связи" этот ПФЗ предлагал дополнить пунктом 1-1 следующего содержания: «Застройщики обязаны обеспечить соответствие многоквартирных домов требованиям оснащенности для оказания услуг электросвязи оборудованием и сетями связи путем выбора оптимальных архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений и их надлежащей реализации при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта». Эту же статьи предлагалось дополнить новым п. 6, который, помимо прочего, включал бы в себя следующее положение: «В целях обеспечения возможности оказания пользователям услуг электросвязи операторы связи размещают в многоквартирных жилых домах оборудование и сети связи на основании договора об оказании услуг по организации доступа пользователей к электросвязи, заключаемого с лицами, осуществляющими в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации управление данными многоквартирными домами. (...) Оператор связи, который заключил договоры об оказании услуг электросвязи с абонентами, находящимися в многоквартирном доме, или получил заявление о заключении договора об оказании услуг электросвязи с такими абонентами, имеет право потребовать от лица (лиц), осуществляющего управление данным многоквартирным домом, заключения договора об оказании услуг по организации доступа пользователей к электросвязи. Лицо (лица), осуществляющее управление многоквартирным домом, не вправе отказать в заключении договора об оказании услуг по организации доступа пользователей к электросвязи, в том числе нескольким операторам связи, если каждому из таких операторов связи могут быть обеспечены необходимые технические условия для размещения, эксплуатации, обслуживания и модернизации соответствующего оборудования и сетей». Т.о., согласно этому законопроекту оператору связи достаточно заключить договор хотя бы с одним из жильцов, чтобы в обход требования ЖК РФ об общем собрании собственников для решения подобных вопросов, получить право на установку в доме своего оборудования. Кроме того, часть 5 статьи 20 Жилищного Кодекса РФ данный ПФЗ предлагал дополнить пунктом 6, наделяющим органы государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля правом «выдавать предписания о прекращении нарушений требований по заключению договоров об оказании услуг по организации доступа пользователей к электросвязи, а также требований по обеспечению необходимых условий для размещения, эксплуатации, обслуживания и модернизации оборудования и сетей связи, устанавливаемых для оказания услуг электросвязи в многоквартирном доме, об устранении выявленных нарушений таких требований и о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения указанных требований». В ст. 161 ЖК включается положение, согласно которому надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно, помимо прочего, обеспечивать «организацию работ в целях размещения, эксплуатации, обслуживания и по мере необходимости модернизации оборудования и сетей связи, устанавливаемых для оказания услуг электросвязи в многоквартирном доме». В части 12 той же статьи устанавливается, что управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе «отказываться от заключения договоров с организациями, которые осуществляют размещение, эксплуатацию, обслуживание и модернизацию оборудования и сетей связи, устанавливаемых для оказания услуг электросвязи в многоквартирном доме, при наличии необходимых технических условий для такого размещения». Кроме того, в ЖК РФ вносилась новая статья 165.1: «Для заключения лицами, осуществляющими в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации управление многоквартирными домами, c операторами связи договора об оказании услуг по организации доступа пользователей к электросвязи и предоставления операторам связи доступа к объектам общего имущества в многоквартирном доме в целях исполнения ими обязательств в пользу собственника жилого помещения данного многоквартирного дома решение общего собрания собственников помещений не требуется.

Настоящая статья не применяется к случаям, когда собственники помещений осуществляют непосредственное управление многоквартирным домом». Т.о., за исключением последнего случая данный ПФЗ планировал отстранить общее собрание собственников от решения вопроса о доступе операторов связи к объектам общего имущества в многоквартирном доме.

По итогам процедуры ОРВ заключение отрицательное. На сайте вывешено Заключение Минэкономразвития России об оценке регулирующего воздействия на проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения права граждан на доступ к информации» от 14 июня 2016 г. № ДА-П12-102-11525. Не возражая в принципе против самого ПФЗ, Минэкономразвития отмечает ряд юридических неточностей, а также то, что проектом вводится новая обязанность застройщика по обеспечению соответствия многоквартирных домов требованиями оснащенности для оказания услуг электросвязи оборудованием и сетями, которые сопряжены с экономическими рисками:

- на стадии строительства, реконструкции и особенно капитального ремонта возникнут дополнительные расходы у застройщика;

- на стадии эксплуатации жилого дома возникнут дополнительные расходы у собственников жилых помещений при оплате за общедомовые расходы. Авторы Заключения отмечают: «По результатам оценки регулирующего воздействия проекта акта может быть сделан вывод о наличии в проекте акта положений, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации». Очевидно, что если риск возникновения необоснованных расходов будет устранен либо минимизирован разработчиками ПФЗ, то возражения Минэкономразвития будут сняты.

Как видим, лоббисты цифровизации и развития сетей 5G всеми способами пытаются продвинуть свои проекты и для этого внесли целый ряд законопроектов. В двух самых ранних из них, 2016 и 2018 года, они всеми способами хотят обойти требование ЖК РФ о согласии общего собрания собственников на размещение в жилых домах средств связи и создать такую систему, благодаря которой операторы связи смогут беспрепятственно и фактически бесплатно размещать свое оборудование в любом доме, жильцы которого будут полностью лишены права хоть как-то этому воспрепятствовать. Из-за коммерческих интересов операторов связи и, возможно, стремлению к тотальному контролю с помощью 5G, авторы этих законопроектов хотят превратить граждан нашей страны в подопытных кроликов для своих экспериментов.


Подписывайтесь на наши ресурсы:
#5G
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: