«О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» и «О внесении изменений в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
30.03.2023 г. Правительство Российской Федерации внесло в Государственную Думу РФ пакет законопроектов № 325719-8 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части установления уголовной ответственности за пропаганду незаконного оборота, потребления наркотиков)» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/325719-8#bh_histras), № 325715-8 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части установления административной ответственности за пропаганду незаконного оборота, потребления наркотиков)» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/325715-8) и № 325730-8 «О внесении изменений в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части запрета пропаганды незаконных оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, потребления наркотических средств и психотропных веществ, культивирования наркосодержащих растений)» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/325730-8). Все они были приняты ГД в первом чтении 30.05.2023 г.
Авторы ПФЗ отмечают колоссальные темпы роста преступлений в этой сфере, совершенных с использованием информационно- телекоммуникационных технологий (Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», л. 2). По мнению экспертов «Трезвой России» наркоманами у нас являются свыше 5 млн. человек, 3,5% от населения страны. «По данным организации, число несовершеннолетних наркоманов за последние пять лет выросло более чем на 60%. (…) По данным экспертов федерального проекта "Трезвая Россия", ежегодно от причин, связанных с потреблением алкоголя, наркотиков и табака в России, погибает более 1 млн. человек» (Более миллиона россиян ежегодно умирают из-за употребления алкоголя и наркотиков // https://www.kommersant.ru/doc/4826021).
Однако вместо решительной борьбы с этим злом авторы ПФЗ предлагают изменения, которые хуже даже действующего законодательства в этой сфере. Так, например, известно, что производители и продавцы наркотиков пытаются уйти от ответственности, разрабатывая новые виды наркотиков, не включенные в перечень наркотических средств в том или ином государстве. Поэтому упоминание в действующей редакции ст. 46 Федерального закона от 8 января 1998 года № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" новых потенциально опасных психоактивных веществ совершенно логично и оправдано. Однако авторы ПФЗ хотят исключить такое упоминание, что объективно облегчает преступную деятельность производителям и продавцам наркотиков. В другом случае законопроект предлагает разрешить публичное распространение в средствах массовой информации и в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", произведений науки, литературы и искусства, содержащих информацию о наркотиках и обнародованных до 1 января 2024 г. (при отсутствии в них сведений о способах, методах незаконных разработки, изготовления и использования наркотиков, местах их незаконного приобретения, а также о способах и местах незаконного культивирования наркосодержащих растений). При этом после указанной даты публичное распространение в средствах массовой информации и в информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть "Интернет") таких произведений предполагается допустить только при условии одновременного сообщения о том, что за незаконный оборот наркотиков предусмотрена ответственность, в том числе пожизненное лишение свободы, а их незаконное потребление вызывает зависимость и непосредственно угрожает жизни и здоровью человека. Этим частично легализуется разнообразная пропаганда наркотиков при условии, что она будет сопровождаться формальным предупреждением о ее противоправности, наказуемости и о вреде здоровью по аналогии с алкоголем и табаком.
Авторы ПФЗ предлагают УК РФ дополнить статьей 230-3, наказывающей за пропаганду незаконного оборота наркотических средств штрафом в размере до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового, либо исправительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового, либо ограничением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового. Штраф в размере до пятидесяти тысяч рублей является вообще смехотворной мерой, учитывая доходы, получаемые от продажи наркотиков. Обязательные работы на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов также является чисто символической мерой, даже не мешающей преступнику и дальше заниматься распространением наркотиков. Судя по всему, своей особой заслугой авторы ПФЗ считают предложение закрепить лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного наказания. Однако и эта мера носит в большей степени символический характер, поскольку большинство продавцов наркотиков, насколько известно, как будто не стремятся в массовом порядке занимать определенные должности. Однако и это еще не все. Любые, даже самые символичные санкции по данной статье предусматриваются лишь к лицам, уже подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние или имеющим судимость за совершение предусмотренного этой же статьей преступления.
Эти и многие другие примеры показывают, что вместо реальной борьбы с данным злом разработчики этого пакета законопроектов лишь имитируют эту борьбу. Полностью поддерживая самую решительную борьбу с производством, пропагандой и незаконным распространением наркотиков, нам представляется, что посвященные этому законопроекты обязательно должны включать в себя развернутое и четкое определение пропаганды наркотиков, а также установление уголовной ответственности за пропаганду наркотиков не менее четырех-шести лет с конфискацией имущества за первое подобное преступление и не менее восьми-десяти лет с конфискацией имущества за второе преступление в этой сфере.
Формально направленные на борьбу с пропагандой незаконного оборота наркотиков законопроекты № 325719-8 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», № 325715-8 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» и № 325730-8 «О внесении изменений в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» значительно хуже действующего законодательства в этой сфере и, в случае принятия без обозначенных выше принципиальных изменений, способны создать многочисленные лазейки для пропаганды наркотиков. Это неизбежно приведет к дальнейшему росту числа наркоманов и создаст серьезную угрозу безопасности всего общества и, в первую очередь, молодежи. Если принципиальные изменения не будут внесены, то, в связи с вышеизложенным, просим принять все возможные меры для отклонения всех трех проектов федеральных законов.
Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!
Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: