Аналитическая справка по законопроекту № 1031881-7

«О внесении изменения в статью 17 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
0

07 октября 2020 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 1031881-7 «О внесении изменения в статью 17 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1031881-7). Изменения предлагается внести во вторую часть указанной статьи. В действующей редакции она гласит: «Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти осуществляет в установленном им порядке аккредитацию экспертов и экспертных организаций на право проведения экспертизы информационной продукции, включая выдачу аттестатов аккредитации, приостановление или прекращение действия выданных аттестатов аккредитации, ведение реестра аккредитованных экспертов и экспертных организаций и контроль за деятельностью аккредитованных им экспертов и экспертных организаций». Авторы ПФЗ хотят в ней заменить слова «осуществляет в установленном им порядке аккредитацию экспертов и экспертных организаций» словами «устанавливает требования к экспертам и экспертным организациям и осуществляет в определенном им порядке их аккредитацию». В своей пояснительной записке они пишут, что проект данного федерального закона был разработан ими в целях повышения эффективности осуществления процедуры аккредитации экспертов, экспертных организаций в соответствии с действующим Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». «Законопроект предусматривает, что уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти устанавливает требования к экспертам и экспертным организациям, осуществляющим проведение экспертизы информационной продукции». В настоящий момент полномочия по аккредитации экспертов и экспертных организаций на право проведения экспертизы информационной продукции, включая выдачу аттестатов аккредитации, приостановление и прекращение действия выданных аттестатов аккредитации возложены на подведомственный Минцифры России Роскомнадзор на основании Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 г. № 228. Ч. 5 статьи 17 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» определяет, что в качестве эксперта, экспертов для проведения экспертизы информационной продукции могут выступать лица, имеющие высшее профессиональное образование и обладающие специальными знаниями, в том числе в области педагогики, возрастной психологии, возрастной физиологии, детской психиатрии, за исключением ряда указанных в данной статьи лиц. Отметив это, авторы ПФЗ далее пишут: «Вместе с тем требований о прохождении экспертами обучения по определенной специальности и о присуждении конкретной квалификации, о наличии опыта работы в конкретных сферах деятельности, в том числе о наличии опыта работы в детских учреждениях, о месте работы на дату подачи заявления о предоставлении аттестата аккредитации положения Федерального закона, равно как Порядка аккредитации экспертов и экспертных организаций на право проведения экспертизы информационной продукции, утвержденного приказом Роскомнадзора от 24 августа 2012 г. № 824, не содержат. (...) В целях урегулирования существующего пробела, установления дополнительных требований к квалификации экспертов, а также стажу и месту их работы, критериев получения аккредитации экспертными организациями предлагается принять законопроект» (Пояснительная записка к проекту федерального закона № 1031881-7 «О внесении изменения в статью 17 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»», л. 1-2).

Однако в п. 4 Порядка аккредитации экспертов и экспертных организаций на право проведения экспертизы информационной продукции, утвержденного Приказом Роскомнадзора от 24.08.2012 N 824 (ред. от 28.08.2020) говорится, что в заявлении для получения аттестата аккредитации должно быть в частности указаны реквизиты документов, подтверждающих наличие у специалистов высшего профессионального образования; стаж работы специалистов; сведения о получении специалистами дополнительного профессионального образования. П. 8 данного Порядка аккредитации устанавливает, что к заявлению прилагаются документы, подтверждающие соответствие заявителя требованиям, предъявляемым к экспертам и экспертным организациям:

а) дипломы о получении экспертами высшего профессионального образования в соответствующей сфере;

б) копии трудовых книжек, подтверждающие стаж работы по специальности, и (или) сведения о трудовой деятельности на бумажном носителе, заверенные надлежащим образом, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Таким образом, мы видим, что хотя Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и не устанавливает в качестве обязательных требований к экспертам наличие у них дополнительного образования, опыта работы в детских учреждениях и сведений о месте работы на дату подачи заявления о предоставлении аттестата аккредитации, однако Порядок аккредитации экспертов и экспертных организаций предусматривает предоставление соискателями сведений о получении ими дополнительного профессионального образования и стаже работы по специальности, которые, по всей видимости, учитываются при решении о выдачи аттестата аккредитации. Соответственно, формализация установления дополнительных требований к квалификации экспертов, которую предлагают авторы ПФЗ, потенциально может сыграть как положительную, так и отрицательную роль. Все будет зависеть от конкретных требований, которые будут указаны не в законе, а в подзаконном акте. Не исключено, что в нем могут появиться какие-то новые, не указанные в пояснительной записке требования. Принятие данного законопроекта повлечет, по всей видимости, сокращение числа экспертов за счет установления дополнительных требований, однако приведет ли это к повышению качества экспертизы либо к допущению к экспертизе лишь угодных кому-либо лиц при искусственном отклонении под формальными предлогами других потенциальных экспертов, сказать из имеющегося текста ПФЗ нельзя.     

Остались вопросы? Вы можете задать их нам через чат-бота в телеграм
Задать вопрос
Подписывайтесь на наши ресурсы:
#
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: