Аналитическая справка по законопроекту № 1051718-7 «О федеральной территории «Сириус»»

#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
16:14 / 02.12.2020

09 ноября 2020 года печально известные по проекту закона об экспресс-судах по отъему детей А.А. Клишас и П.В. Крашенинников внесли в Государственную Думу РФ проект нового федерального закона № 1051718-7 «О федеральной территории «Сириус»» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1051718-7). Такое же название носит и образовательный центр, созданный на базе олимпийских объектах в г. Сочи, площадь которых составляет около 1400 га. Оценки деятельности данного центра в прессе весьма разнятся. Вот как описывают его в связи с внесенным законопроектом некоторые отечественные издания: «На совещании 13 ноября глава государства объявил о превращении наукограда в федеральную территорию и определил амбициозные цели для уникальной площадки. Для главы государства Сириус имеет особое значение, констатируют собеседники URA.RU в политической среде.

Онлайн-заседание попечительского совета фонда «Талант и успех» 13 ноября президент Путин начал с поздравлений. Пять лет назад — 1 сентября 2015 года — организация открыла в Сочи на базе олимпийской инфраструктуры образовательный центр Сириус, где школьники и студенты получают научное, культурное и спортивное образование. «За это сравнительно небольшое по историческим меркам время Сириус без всякого преувеличения стал подлинным достоянием России», — сказал Путин.

К примеру, за пять лет Сириус провел 622 образовательные программы для 40 тысяч российских школьников. За три года количество победителей международных предметных олимпиад в России увеличилось с 25 до 37 — все они выпускники Сириуса. (…) «На сегодняшний день Сириус — единственный в мире детский образовательный центр, где одновременно преподают ученые мирового уровня, выдающиеся педагоги, спортсмены, тренеры, музыканты», — добавил Путин.

В 2020 году территория вокруг научного центра была выделена в поселок городского типа Сириус. Сейчас идет подготовка к приданию ему нового статуса — федеральной территории. Соответствующий законопроект, развивающий поправки в Конституцию, был внесен в Госдуму. После изменений Сириус обретет экономическую самостоятельность и возможность прямой коммуникации с президентом и правительством, отметил Путин: «Прошу Правительство своевременно подготовить все необходимые правовые акты для функционирования, в том числе в переходный период, федеральной территории Сириус, а также обеспечить экономическую основу ее деятельности. Повторю: все решения должны вступить в силу уже со следующего, 2021 года».

Руководитель фонда «Талант и успех» Елена Шмелева анонсировала масштабную стройку в Сириусе. К примеру, фондом разработаны концепция нового университетского кампуса, который «станет открытым культурным, образовательным и деловым центром всей федеральной территории» (Президент РФ Владимир Путин наделил образовательный центр Сириус особым статусом).

С другой стороны, журналисты ВВС пишут, что на развитие проекта "Сириус" за пять лет уже потрачено более 50 млрд рублей, частично из резервов правительства, и отмечают: «Этот проект был основан фондом "Талант и успех" после Олимпийских игр в Сочи. В "Сириус" входят несколько юридических лиц, в том числе образовательный центр, университет и инновационно-научный технологический центр.

Проект тесно связан с президентом России Владимиром Путиным. Председатель правления и один из учредителей фонда "Талант и успех" - виолончелист Сергей Ролдугин, друг Путина и фигурант журналистских расследований о коррупции и офшорах.

Руководит "Талантом и успехом" Елена Шмелева. В 2016 году она рассказывала "Ведомостям", что возглавить фонд ее позвал лично Путин. На президентских выборах 2018 года Шмелева была сопредседателем его избирательного штаба.

Сам президент лично возглавляет попечительский совет образовательного центра "Сириус". 13 сентября на его заседании Путин попросил подготовить правовые акты для одноименной федеральной территории. По его словам, новый статус предполагает "экономическую самостоятельность "Сириуса" и механизм прямой коммуникации и с президентом, и с правительством РФ". (...) Примерно через два месяца, 9 ноября, в Госдуму внесли законопроект о федеральной территории "Сириус", а уже 18 ноября депутаты приняли его в первом чтении.

Парламентская оппозиция проект резко раскритиковала. Вопросы "зачем это нужно и за чей счет банкет?" остались без ответа. "Значит, цели другие, которых мы не знаем", - возмущались с трибуны. Но против в итоге проголосовали всего три депутата». (Анна Пушкарская, Сергей Козловский, Ольга Шамина, Тимур Сазонов. Сочинский округ Колумбия: почему центр "Сириус" стал федеральной территорией).

Через центр проходит достаточно большой поток детей: «В целях раннего выявления, развития и дальнейшей поддержки одаренных детей в сферах искусств, спорта, естественнонаучных дисциплин, технического творчества в г. Сочи был создан образовательный центр «Сириус», предоставляющий возможность бесплатного проезда и пребывания для детей, прошедших отбор. Ежемесячно в центр приезжают 800 детей в возрасте от 10 до 17 лет из всех регионов». (Добровольный национальный обзор хода осуществления Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. М., 2020. С. 67). В июле 2019 года фонд "Талант и успех" начал регистрацию на территории Сочи дочерних структур под брендом "Сириус", включая ИНТЦ, лицей и университет (Анна Пушкарская, Сергей Козловский, Ольга Шамина, Тимур Сазонов. Сочинский округ Колумбия: почему центр "Сириус" стал федеральной территорией). При этом не может не обращать на себя внимание, что администрация образовательного центра «Сириус» запрещает посещения родителями своих детей. В п. 5. Памятки для родителей, размещенной на ее официальном сайте, сказано: «Проживание родителей на территории Центра и родительские дни не предусмотрены» (Памятки для родителей). Еще более показательны размещенные там же Правила пребывания: «Администрация Центра доводит до Вашего сведения, что посещение детей родителями в период проведения образовательной программы не предусмотрено» (Правила пребывания). Если то, что проживание родителей на территории центра не предусмотрено еще можно понять, то запрет посещение детей родителями находится в вопиющем противоречии с пунктами «ж.1» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, согласно которому в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также пунктом «в» части 1 статьи 114 Конституции, согласно которому Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей. При этом в центре проводится не только образование детей, но и действует программа переподготовки педагогических кадров: «На базе образовательного центра «Сириус» г. Сочи фонд «Таланты и успех» проводит новую комплексную программу переподготовки педагогических и управленческих кадров для систем выявления и поддержки одаренных детей и молодежи «Большие вызовы».

В программе объединены и систематизированы передовые теории, практики и технологии по вопросам выявления и развития одаренности в детском и юношеском возрасте» (Педагоги региона проходят комплексную программу переподготовки в образовательном центре «Сириус» г. Сочи). Если в качестве этих передовых теорий педагогов из регионов учат разделять детей и родителей, то подобная деятельность имеет явно деструктивную ювенальную направленность, прямо противоречащей традиционным семейным ценностям, провозглашенным в Конституции Российской Федерации.

Создатели ПФЗ так объясняют его необходимость: «Актуальность законопроекта обусловлена необходимостью раскрыть на законодательном уровне понятие федеральной территории как нового вида публично-правового образования, в котором в целях обеспечения комплексного устойчивого социально-экономического и инновационного развития территории, повышения ее инвестиционной привлекательности, необходимости сохранения олимпийского спортивного, культурного и природного наследия, создания благоприятных условий для выявления и развития талантов, реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации, создания для этого дополнительных гарантий согласованного взаимодействия и функционирования органов государственной власти и местного самоуправления, установлены особенности организации публичной власти и осуществления экономической и иной деятельности. (…)

Законопроектом предлагается определить следующие базовые признаки федеральной территории "Сириус" как публично-правового образования:

1) федеральная территория "Сириус" имеет самостоятельные органы публичной власти, на которые возлагаются отдельные полномочия федеральных государственных органов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также полномочия органов местного самоуправления. Специфика такого набора полномочий органов публичной власти федеральной территории "Сириус" обусловлена целями создания федеральной территории: обеспечить устойчивое социально-экономическое и инновационное развитие и нормальную жизнедеятельность проживающих в ней граждан.

2) федеральная территория "Сириус" является экономически самостоятельной, имеет собственный бюджет, формируемый федеральной территорией "Сириус" для решения вопросов, отнесенных к ее компетенции законопроектом, имущество и имущественные права, в том числе передаваемые федеральной территории "Сириус" Российской Федерацией, Краснодарским краем, муниципальным образованием городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, в отношении которых органы публичной власти федеральной территории "Сириус" осуществляют полномочия собственника» (Пояснительная записка к проекту федерального закона «О федеральной территории «Сириус»», л. 1-3).

Обратившись к законопроекту, мы видим, что в ч. 1 статьи 2 дается определение федеральной территории: «Федеральной территорией "Сириус" признается имеющее общегосударственное стратегическое значение публично-правовое образование, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях обеспечения комплексного устойчивого социально-экономического и инновационного развития территории, повышения ее инвестиционной привлекательности, необходимости сохранения олимпийского спортивного, культурного и природного наследия, создания благоприятных условий для выявления, самореализации и развития талантов, реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации устанавливаются особенности организации публичной власти и осуществления экономической и иной деятельности». Создаваемая система органов публичной власти федеральной территории наделяется компетенцией в соответствии с данным Федеральным законом. Статья 3 определяет, что правовую основу создания и функционирования федеральной территории "Сириус" составляют:

1) Конституция Российской Федерации;

2) общепризнанные принципы международного права и международные договоры Российской Федерации;

3) федеральные конституционные законы;

4) настоящий Федеральный закон и иные федеральные законы;

5) нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

6) акты федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных государственных органов, принимаемые ими в пределах установленных полномочий;

7) Устав федеральной территории "Сириус";

8) нормативные правовые акты органов публичной власти федеральной территории "Сириус".

Данный перечень вызывает закономерный вопрос: почему общепризнанные принципы международного права и международные договоры Российской Федерации поставлены по значимости на второе место после Конституции, особенно если принять во внимание, что кампания по внесению в нее изменений как раз и велась отчасти под флагом безусловного приоритета Конституции над международным правом? Какое отношение общепризнанные принципы международного права и международные договоры могут иметь к созданию и функционированию одной из территорий Российской Федерации? Ответов на этот вопросы ни в тексте ПФЗ, ни в Пояснительной записке к нему мы не найдем. Не означает ли эта последовательность, что авторы законопроекта или те, кто за ними стоит, планируют заключить какой-то международный договор по поводу федеральной территории "Сириус" и порядка ее функционирования? Вопрос остается без ответа и единственное, что можно сказать определенно, так это то, что по вопросам обеспечения функционирования создаваемой федеральной территории "Сириус" и по вопросам осуществления там инновационной и научно-технологической деятельности органы публичной власти федеральной территории "Сириус" будут вносить Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации предложения о разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов. Согласно статье 4 ПФЗ федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на федеральной территории "Сириус" с учетом особенностей, устанавливаемых настоящим Федеральным законом. Статья 5 наделяет органы публичной власти федеральной территории "Сириус" правом издавать обязательные для исполнения на указанной территории нормативные правовые акты. Нормативным правовым актом, определяющим вопросы организации и функционирования федеральной территории "Сириус" является Устав федеральной территории "Сириус", который, согласуется Правительством Российской Федерации и затем утверждается Советом федеральной территории "Сириус". Иные нормативные правовые акты органов публичной власти федеральной территории "Сириус" издаются в форме решений Совета федеральной территории "Сириус" и постановлений главы федеральной территории "Сириус". Не может не настораживать и статья 8 законопроекта, согласно которой органы публичной власти федеральной территории "Сириус" осуществляют:

1) отдельные полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, переданные для осуществления органам публичной власти федеральной территории "Сириус" в соответствии с федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, а также постановлениями Правительства Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации.

2) отдельные полномочия Российской Федерации, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами в случаях, если в соответствии с указанными федеральными законами и законами Краснодарского края, такие полномочия передаются органам местного самоуправления или в них прямо предусмотрено, что такие полномочия осуществляются органами публичной власти федеральной территории "Сириус".

Ч. 2 данной статьи устанавливает, что Правительство Российской Федерации вправе передавать федеральной территории "Сириус" федеральное имущество, а также передавать функции и полномочия учредителя федеральных государственных учреждений, необходимые для осуществления переданных полномочий. Согласно ч. 4 органы публичной власти федеральной территории "Сириус" вправе участвовать в осуществлении полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения в порядке и на условиях, установленных статьей 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а также полномочий по предметам совместного ведения. Особую опасность представляет п. «в» этой части, которая дает право органам публичной власти федеральной территории "Сириус" «устанавливать особенности регулирования отдельных отношений в федеральной территории "Сириус", вводить экспериментальный правовой режим в федеральной территории "Сириус" в случаях, установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, и применять нормативные правовые акты, устанавливающие соответствующие особенности». Введение экспериментального правового режима на территории, где обучаются дети, представляется безответственным и недопустимым.

Статья 17 ПФЗ позволяет хотя бы в общих чертах определить на какие сферы деятельности инициаторы законопроекта хотят распространить экспериментальный правовой режим: «1.В федеральной территории "Сириус" в соответствии с федеральными законами может устанавливаться специальное регулирование следующих отношений:

1) распространение и размещения рекламы;

2) техническое регулирование;

3) обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

4) регулирование градостроительной деятельности;

5) организация, управление и эксплуатация жилищно-коммунального хозяйства;

6) привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан;

7) осуществление медицинской, фармацевтической деятельности;

8) осуществление деятельности в области обязательного медицинского страхования;

9) осуществление деятельности, связанной с разработкой, производством и оборотом медицинских изделий, биомедицинских клеточных продуктов, биологически активных добавок и специализированных продуктов питания для спортсменов;

10) осуществление деятельности, связанной с обработкой персональных данных;

11) осуществление деятельности в области физической культуры и спорта;

12) осуществление клинических исследований;

13) осуществление генно-инженерной деятельности;

14) осуществление образовательной деятельности;

15) обращение с твердыми коммунальными отходами.

2. Специальным регулированием в целях настоящего федерального закона признается нормативное правовое регулирование, отличающееся от общего регулирования и устанавливаемое в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации». То, что в месте проживания и обучения детей планируется введение некоего специального регулирования целого ряда направлений, связанных с образовательной деятельностью, деятельностью в области физической культуры и спорта, деятельностью, связанной с обработкой персональных данных, генно-инженерной деятельностью, различными видами медицинской деятельности и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения не может не вызывать глубокого беспокойства. Следует отметить, что само понятие специального регулирования используется в законодательстве достаточно редко и одним из немногочисленных примеров этого является Федеральный закон от 24.04.2020 N 123-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона "О персональных данных". Из открытых источников стало известно следующее: «На территории "Сириуса" есть несколько компаний-резидентов, например, Сибур, Biocad, "Яндекс" и другие. Русская служба Би-би-си направила в них запросы. Ответившие компании говорят, что напрямую они не оказывают спонсорскую помощь "Сириусу", но при этом у большинства есть совместные проекты, в основном образовательные.

У Biocad в сентябре 2018 года была открыта лаборатория, "оснащенная для выполнения широкого спектра молекулярно-генетических работ"» (Анна Пушкарская, Сергей Козловский, Ольга Шамина, Тимур Сазонов. Сочинский округ Колумбия: почему центр "Сириус" стал федеральной территорией). О том, что некий эксперимент задуман и в сфере образования, авторы законопроекта прямо говорят в своей Пояснительной записке: «В целях создания благоприятных условий для научно-технологического развития предусматривается установление специального регулирования отношений в области технического регулирования, регулирования рекламной, градостроительной, медицинской, образовательной и иной деятельности в федеральной территории "Сириус". (...) Принятие законопроекта будет способствовать созданию условий и механизмов для развития инновационной научно-технологической деятельности в федеральной территории "Сириус", реализации масштабных инфраструктурных проектов и формированию инвестиционной привлекательности федеральной территории "Сириус", расширению доступа граждан и юридических лиц к участию в перспективных образовательных, научных и научно-технических проектах» (Пояснительная записка к проекту федерального закона «О федеральной территории «Сириус»», л. 4).

Ч. 12 статьи 8 ПФЗ позволяет понять по крайней мере еще одну цель, во имя которой было инициировано создание отдельной федеральной территории: «При осуществлении правомочий, необходимых для обеспечения осуществления полномочий, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, и реализации прав, предусмотренных частью 4 настоящей статьи (создание унитарных предприятий и казенных, бюджетных и автономных учреждений, участие в хозяйственных обществах, учреждение некоммерческих организаций, осуществление финансового обеспечения деятельности казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания бюджетными и автономными учреждениями, осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, заключение концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном партнерстве, осуществление функций распорядителя бюджетных средств)». Поскольку даже при обычных условиях подобная деятельность в нашей стране зачастую сопровождается скандалами в связи с хищением государственных средств и коррупцией, нетрудно предположить, к чему она может привести в условии экспериментального правового режима.

Еще больше вопросов вызывает и статья 11 ПФЗ, посвященная участию граждан в управлении федеральной территорией: «1. В федеральной территории "Сириус" в соответствии с настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами федеральной территории "Сириус" граждане участвуют в управлении ею, в том числе в решении вопросов местного значения, в следующих формах:

1) участие в формировании органов публичной власти федеральной территории «Сириус» в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) правотворческая инициатива граждан;

3) территориальное общественное самоуправление;

4) публичные слушания, общественные обсуждения;

5) собрания граждан;

6) конференции граждан, собрания делегатов;

7) опрос граждан».

Последний подпункт, когда не голосование, а опрос граждан объявляется формой их участия в управлении территорией, представляется неприемлемым. Если этот законопроект будет принят, то с формальной точки зрения любой опрос, в т.ч. социологический, будет считаться формой участия граждан в управлении со всеми вытекающими последствиями.

Неприемлемые положения, продиктованные, по всей видимости, чьими-то корыстными интересами, заложены в статью 12 ПФЗ. Согласно ее ч. 6 лица, избранные (назначенные) членом Совета федеральной территории "Сириус", замещают государственные должности Российской Федерации. Одновременно с этим ч.9 устанавливает следующее: «Члены Совета федеральной территории "Сириус", осуществляющие свои полномочия на непостоянной основе, имеют право совмещать свое членство в Совете федеральной территории "Сириус" с замещением государственных должностей Российской Федерации и Краснодарского края, должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и Краснодарского края, участвовать в управлении коммерческими и некоммерческими организациями, в том числе на платной основе, заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью». Статья 12.1 Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "О противодействии коррупции" устанавливает, что лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное, не вправе замещать другие должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц; заниматься другой оплачиваемой деятельностью. Кроме того, она определяет, что лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное, не вправе участвовать в управлении коммерческой или некоммерческой организацией. К сожалению, в данном ФЗ имелась оговорка о федеральных конституционных законах или федеральных законах, чем и воспользовались авторы законопроекта. Для пресечения возможной коррупции они включили в ст. 12 ПФЗ ч. 10 следующего содержания: «Члены Совета федеральной территории "Сириус" при совмещении своего членства в Совете федеральной территории "Сириус" с замещением государственных должностей Российской Федерации и Краснодарского края, должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и Краснодарского края, участии в управлении коммерческими и некоммерческими организациями обязаны принимать меры по недопущению возникновения конфликта интересов». Очевидно, что благие пожелания о недопущении возникновения конфликта интересов явно недостаточны для предотвращения коррупции и разрешение членам Совета федеральной территории "Сириус" замещать другие государственные должности и участвовать в управлении коммерческими организациями, в том числе на платной основе, создает исключительно благоприятную среду для развития всякого рода злоупотреблений. В своем нынешнем виде рассматриваемый законопроект представляет серьезную угрозу с точки зрения опасности возникновения коррупции и хищения государственной собственности.

О том, каким имуществом собираются распоряжаться на создаваемой федеральной территории, дает некоторое представление статья 16 ПФЗ: «1. Экономическую основу деятельности органов публичной власти федеральной территории "Сириус" составляют имущество и имущественные права, в отношении которых органы публичной власти федеральной территории "Сириус" осуществляют полномочия собственника, средства бюджета федеральной территории "Сириус", средства добровольных отчислений и пожертвований юридических и физических лиц, и иные средства, привлекаемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Органы публичной власти федеральной территории "Сириус" осуществляют полномочия собственника в отношении:

1) муниципального имущества и имущественных прав федеральной территории "Сириус";

2) имущества и имущественных прав, переданных федеральной территории "Сириус" Российской Федерацией, Краснодарским краем, муниципальным образованием городской округ "город-курорт Сочи" Краснодарского края.

3. Перечень подлежащего передаче федеральной территории "Сириус" имущества и имущественных прав формируется органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия собственника указанного имущества, имущественных прав, на основе предложений, поступивших от администрации федеральной территории "Сириус", в тридцатидневный срок со дня поступления указанных предложений».

Итак, имущество федеральной территории "Сириус" будет формироваться на основе предложений, поступивших от администрации этой территории. Не приходится сомневаться, что в этот перечень попадут самые лакомые с экономической точки зрения объекты. Две другие части этой статьи еще более увеличивают сомнения в истинных намерениях авторов законопроекта: «6. Федеральная территория "Сириус" выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - Российской Федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями, гражданами и юридическими лицами. К федеральной территории "Сириус" применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей федеральной территории "Сириус". (…) 10. Порядок и условия приватизации имущества, указанного в пункте 1 части 2 настоящей статьи, определяются нормативными правовыми актами федеральной территории "Сириус" в соответствии с законодательством о приватизации государственного и муниципального имущества. Доходы от использования и приватизации соответствующего имущества поступают в бюджет федеральной территории "Сириус"». Как видим, они заранее побеспокоились о приватизации имущества. В сочетании с экспериментальным правовым режимом, который планируется ввести на данной территории, это говорит о крайней непрозрачности экономической деятельности, которую там собираются вести. Особую опасность представляют и замыслы определенных кругов распространить данную схему и на другие территории. Об этом говорят и лица, тем или иным образом связанные с властью: «"Сириус" выбран, чтобы обкатать модель и распространить ее на другие территории, в том числе часть центра Москвы, где расположены госорганы, и сделать это именно по образцу федерального округа Колумбия, сказал Би-би-си бывший кремлевский чиновник. Он попросил об анонимности, так как не уполномочен публично комментировать эту тему. Территория Кремля и Красной площади "сейчас де-факто управляется ФСО и управделами президента", напомнил он, но "дальше федеральным чиновникам пока приходится договариваться с мэром Москвы Собяниным".

Фактически это модель "легализации системы управления без разделения властей и контрактной системы госзакупок, продолжает собеседник Би-би-си. "Такие проекты как "Сириус" нужны Кремлю: они могут не только расширить кадровую скамейку и отвлечь молодежь от деструкции, но также помочь элите приватизировать собственность и осваивать средства без конкурсных процедур", - добавляет он.

"Это пробный шар. Особой необходимости в федерализации "Сириуса" нет. Просто отрабатывают технологию", - подтверждает собеседник Би-би-си, близкий к администрации президента» (Анна Пушкарская, Сергей Козловский, Ольга Шамина, Тимур Сазонов. Сочинский округ Колумбия: почему центр "Сириус" стал федеральной территорией).

Все это позволяет предположить, что "Сириус" является лишь первой ласточкой из числа запланированных к созданию федеральных территорий. Формально это соответствует действующему законодательству, поскольку согласно части 1 статьи 67 Конституции РФ в редакции Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" на территории Российской Федерации могут быть созданы федеральные территории. Однако необходимо отметить, что до этого на территории нашей страны уже были созданы территории опережающего социально-экономического развития, офшорные зоны, законодательно закреплена возможность установления экспериментальных правовых режимов. Все эти меры, предпринятые из-за сиюминутных интересов, в совокупности разрывают единство правового поля государства, создавая благоприятные условия для его дробления и, в этом отношении, представляют потенциальную угрозу территориальной целостности Российской Федерации.

Поскольку законопроект № 1051718-7 «О федеральной территории «Сириус»» представляет потенциальную угрозу целостности Российской Федерации, несет в себе высокий риск коррупции и хищения государственной собственности, а также риски, связанные с введением экспериментального правового режима на территории, где обучаются дети, просим принять все возможные меры для их отклонения.

Подписывайтесь на наши ресурсы:
#Сириус # Дистанционное образование # Электронная школа
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: