Аналитическая справка по законопроекту № 1053866-7

«О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (в части оптимизации видов информации, размещаемой в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства и определения статуса региональных информационных систем)»
#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
0

11 ноября 2020 года депутат И.В. Белых внес в Государственную Думу РФ проект федерального закона № 1053866-7 «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (в части оптимизации видов информации, размещаемой в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства и определения статуса региональных информационных систем)». 21.04.2021 г. этот же депутат внес в Государственную Думу новую редакцию своего законопроекта. 14.10.2021 г. на него поступил официальный отзыв Правительства Российской Федерации. В итоге 20.01.2022 г. законопроект был принят в первом чтении, срок представления поправок определен в тридцать дней со дня принятия постановления до 18.02.2022) (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1053866-7).

В то время, как действующий ФЗ предполагает наличие в сфере жилищно-коммунального хозяйства государственных или муниципальных информационных систем, автор законопроекта хочет узаконить региональные информационные системы. Для этого статью 10 ФЗ он предлагает дополнить частями 1.1-1.5 следующего содержания:

«1.1. В случае, если в субъекте Российской Федерации создана и функционирует региональная информационная система, содержащая информацию, указанную в части 1 настоящей статьи, то оператор системы (здесь и далее под словом «система» имеется в виду государственная информационная система) и оператор региональной информационной системы вправе заключить соглашение, которое предусматривает:

1) состав сведений (информации), подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в системе, первоначально размещаемых поставщиками информации, указанными в частях 13 - 21, 23 статьи 7 настоящего Федерального закона, в региональной информационной системе и передаваемых в систему оператором региональной информационной системы в автоматизированном режиме, без необходимости получения на это согласия от поставщиков информации;

2) особенности порядка и способов размещения соответствующей информации в системе из региональной информационной системы;

3) иные особенности взаимодействия региональной информационной системы с системой, включая форматы для информационного взаимодействия региональной информационной

системы с системой, которые могут отличаться от правил, установленных в соответствии с пунктом 10 части 3 статьи 7 настоящего Федерального закона.

1.2. Проект соглашения, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи, направляется стороной - инициатором заключения соглашения другой стороне соглашения. В случае, если соглашение не будет заключено сторонами по истечении месячного срока со дня направления проекта соглашения, сторона - инициатор заключения соглашения может обратиться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, для урегулирования разногласий, препятствующих заключению соглашения. Указанный федеральный орган в месячный срок обеспечивает урегулирование разногласий либо принимает решение о нецелесообразности заключения соглашения.

1.3. На основании соглашения, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи, принимается нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, устанавливающий состав сведений (информации), которые поставщики информации, указанные в частях 13 - 21, 23 статьи 7 настоящего Федерального закона, обязаны размещать не в системе, а в региональной информационной системе, порядок, способы и сроки (периодичность) размещения данных сведений в региональной информационной системе, в том числе для целей последующего размещения указанных сведений оператором региональной информационной системы в системе.

1.4. Поставщики информации несут ответственность за полноту, достоверность, актуальность и сроки размещения в региональной информационной системе информации, установленной нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, принятым

в соответствии с частью 1.3 настоящей статьи.

1.5. В случае заключения соглашения, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи, и принятия нормативного правового акта, указанного в части 1.3 настоящей статьи, оператор региональной информационной системы имеет бесплатный доступ к содержащейся в системе информации, размещаемой органами и организациями, указанными в частях 6-12 статьи 7 настоящего Федерального закона».

Констатируя, что в значительном числе субъектов Российской Федерации ранее созданы и успешно эксплуатируются собственные государственные информационные системы в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее - региональные системы) в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, автор ПФЗ в своей пояснительной записке утверждает: «В связи с этим существует острая потребность в определении правового статуса региональных систем и их места в сфере управления жилищно-коммунальным хозяйством». Он полагает, что в случае, если в субъекте Российской Федерации создана и функционирует региональная система, содержащая информацию, которая должна размещаться в системе, то оператор системы и оператор региональной системы вправе заключить соглашение, которое предусматривает состав сведений, который подлежит первоначальному размещению в региональной системе, а уже после передаваемый в систему оператором региональной системы в автоматизированном режиме, особенности порядка и способов размещения соответствующей информации в системе из региональной системы, а также иные особенности взаимодействия региональной информационной системы с системой.

Дополнительно законопроектом предлагается определить механизм урегулирования разногласий, препятствующих заключению соглашения между оператором системы и оператором региональной информационной системы, с участием федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В свою очередь на основании указанного соглашения законопроектом предлагается принимать нормативный правовой акт субъекта Российской

Федерации, устанавливающий состав сведений (информации), которые соответствующие поставщики информации обязаны размещать не в системе, а в региональной системе, порядок, способы и сроки (периодичность) размещения данных сведений в региональной системе, в том числе для целей последующего размещения указанных сведений оператором региональной информационной системы в системе (Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства"», л. 1-2)..

Как видим, в деле цифровизации жилищно-коммунального хозяйства законопроект предусматривает некоторое перетягивание одеяла от федерального центра к регионам, чтобы первичная информация сначала стекалась в региональные системы и лишь затем передавалась в государственную информационную систему. То, что ПФЗ допускает возможность возникновения разногласий между оператором системы и оператором региональной информационной системы и предлагает механизм их урегулирования, показывает, что в этом сфере вполне вероятны противоречия между федеральным центром и регионами. Вместо того, чтобы предложить упразднить самочинно созданные регионами информационные системы, депутат И.В. Белых усмотрел «острую потребность в определении правового статуса региональных систем», позабыв, что а предыдущем абзаце своей пояснительной записке он сам указал, что эти региональные информационные системы созданы в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Обращает также на себя внимание часть 1.5 ПФЗ, которой он хочет дополнить статью 10 ФЗ. Если это предложение будет принято, то операторы региональных информационных систем получат доступ к информации из государственного кадастра недвижимости и из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также информацию из базовых государственных информационных ресурсов Пенсионного фонда Российской Федерации о страховых номерах, присвоенных индивидуальным лицевым счетам застрахованных лиц.

Неудивительно, что в официальном отзыве Правительства Российской Федерации отмечается, что законопроектом не в полной мере урегулирован вопрос интеграции региональных систем в государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства. Нечетко определен предмет соглашения, заключаемого между

оператором ГИС ЖКХ и оператором региональной информационной системы, его правовая природа. Содержащиеся в законопроекте пробелы регулирования отношений сторон соглашения не позволяют считать предложенное регулирование системным, непротиворечивым и в достаточной степени детализированным. Кроме того, в законопроекте отсутствуют положения о безвозмездности такого соглашения (договора), при этом не установлено в чем состоят права и обязанности сторон возмездного соглашения (договора), в каком порядке и каким лицам предоставляется соответствующая плата. На основании изложенного Правительство Российской Федерации считает возможным поддержать законопроект при условии его доработки с учетом замечаний ко второму чтению (Официальный отзыв Правительства Российской Федерации на проект федерального закона № 1053866-7 «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", л. 1-2).

Необходимо вспомнить, что Федеральный закон "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" регулирует отношения, возникающие при создании, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, в том числе сборе, хранении и обработке информации для ее включения в данную информационную систему такой информации, обеспечении доступа к ней, ее предоставлении, размещении и распространении. Целью данного Федерального закона является создание правовых и организационных основ для обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций информацией о жилищно-коммунальном хозяйстве (статья 1). В этой системе хранится информация не только об объектах недвижимости и персональные данные граждан, но также целый ряд иных важных сведений, в частности:

информация о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, общего собрания членов товариществ собственников жилья, общего собрания членов жилищного кооператива, общего собрания членов жилищно-строительного кооператива или иных специализированных потребительских кооперативов, а также решения таких собраний по вопросам, поставленным на голосование, и итоги такого голосования;

информация о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме способе управления указанным домом и способе формирования фонда капитального ремонта, а также документы, подтверждающие принятие соответствующих решений;

условия договора управления многоквартирным домом, которые в обязательном порядке должны быть предусмотрены в таком договоре в соответствии с законодательством Российской Федерации, договор, а также предусмотренный законодательством Российской Федерации отчет о выполнении такого договора;

договоры о предоставлении в пользование части общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, о лицах, заключивших такие договоры от имени собственников помещений в многоквартирном доме, а также документы, подтверждающие полномочия указанных лиц заключать такие договоры (статья 6).

Не вызывает сомнения, что вся эта информация может представлять интерес для злоумышленников, а ее хищение либо манипуляция с ней – угрозу правам и интересам граждан. Очевидно, что чем в больших системах хранится та или иная информация, тем выше риск ее утечки или злонамеренного хищения.

Исходя из этого, считаем необходимым принять все возможные меры для отклонения законопроекта № 1053866-7 «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (в части оптимизации видов информации, размещаемой в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства и определения статуса региональных информационных систем)».

Остались вопросы? Вы можете задать их нам через чат-бота в телеграм
Задать вопрос
Подписывайтесь на наши ресурсы:
#ЖКХ # Цифровизация
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: