Аналитическая справка по законопроекту № 1080911-7

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части развития системы совершения финансовых сделок с использованием финансовой платформы)»
#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
0

22.12.2020 г. депутаты Государственной Думы РФ А.Г. Аксаков, И.Б. Дивинский, А.А. Гетта, А.Н. Изотов, И.Ю. Моляков, М.Л. Шаккум, Е.Б. Шулепов, сенаторы Российской Федерации Н.А. Журавлев, М.М. Ульбашев внесли в ГД проект федерального закона № 1080911-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части развития системы совершения финансовых сделок с использованием финансовой платформы)» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1080911-7#bh_histras).

24.03.2021 г. Государственная Дума приняла законопроект в первом чтении. Авторы ПФЗ в его первой статье предполагают в Федеральном законе от 20 июля 2020 года № 211-ФЗ «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы» по всему тексту закона заменить словосочетание «потребители финансовых услуг» на «получатели финансовых услуг».

Последних они определяют следующим образом: «получатель финансовых услуг - физическое лицо, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель присоединившиеся к договору об оказании услуг оператора финансовой платформы в целях совершения финансовых сделок с финансовыми организациями и эмитентами».

Также они хотят изложить в новой редакции первое предложение ч. 6 статьи 7 данного ФЗ: «Регистратор финансовых транзакций в целях предоставления получателям финансовых услуг доступа к информации в соответствии с частью 5 настоящей статьи использует единую систему идентификации и аутентификации и единую систему межведомственного электронного взаимодействия, в том числе получает сведения о фамилии, об имени, отчестве получателя финансовых услуг-физическом лице, о серии и номере документа, удостоверяющего личность, об абонентском номере оператора подвижной радиотелефонной связи и адресе электронной почты получателя финансовых услуг-физическом лице, о страховом номере индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования при поступлении запроса получателя финансовых услуг-физического лица о предоставлении указанной информации». Наконец, предлагается новая редакция пункта 9 части 1 статьи 13 ФЗ: «9) перечень банков, которым оператором финансовой платформы поручено проведение идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в целях заключения с такими клиентами договора об оказании услуг оператора финансовой платформы». Ст. 2 ПФЗ предусматривает изменения в Федеральный закон от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Согласно ей в данном ФЗ убирается упоминание о том, что клиент является физическим лицом.

В своей Пояснительной записке авторы ПФЗ заявляют, что его целью является вовлечение в процесс финансового инвестирования широкого круга лиц, повышения конкуренции в финансовой сфере, а также за счет совершенствования подходов по дистанционному обслуживанию клиентов финансовых организаций и увеличения числа реализуемых через финансовую платформу продуктов и услуг.

Согласно действующей редакции Федерального закона от 20.07.2020 №211-ФЗ «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы» финансовые услуги, оказываемые посредством использования финансовых платформ, в настоящее время доступны только физическим лицам. «В результате распространения коронавирусной инфекции в 2020 году остро встал вопрос поддержки субъектов малого и среднего бизнеса (МСБ), со стороны которых сохраняется высокий спрос на получение заемных средств. Предоставление субъектам МСБ доступа к сервисам операторов финансовых платформ позволит расширить линейку предложений по кредитованию, сравнить условия от большого количества финансовых организаций и предоставить возможность дистанционного совершения сделки с использованием механизма делегированной идентификации. (…) Согласно предлагаемым изменениям услуги оператора финансовой платформы станут доступны юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Кроме того, увеличится «продуктовая линейка» финансовых платформ, а их сервисы дистанционного обслуживания получат стимул для дальнейшего развития - в частности, за счет расширения перечня случаев, при которых финансовые организации смогут поручать оператору финансовых платформ проведение предусмотренных «противолегализационным» законодательством процедур идентификации клиентов». (Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», л. 1-3). Итак, разработчики законопроекта решили поддержать малый и средний бизнес, однако решили это сделать не за счет государственной поддержки как большинство стран мира, а путем изменения терминологии существующих законов.

На первый взгляд это вполне безобидная процедура, но на самом деле это не так. Дело в том, что сейчас во взаимоотношениях с финансовыми организациями физические лица могут опираться на Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 11.06.2021) "О защите прав потребителей", который действительно облегчает им защиту их прав в конфликтных ситуациях.

Если же предлагаемый ПФЗ будет принят, то все физические лица во взаимоотношениях с финансовыми платформами превратятся из потребителей финансовых услуг в получателей финансовых услуг, будучи уравнены с субъектами малого и среднего бизнеса, которые никакой дополнительной защиты по Закону РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" не имеют. Таким образом, разработчики данного законопроекта решили проявить щедрость и поддержать МСБ за счет простых граждан.

Однако подобная инициатива прямо противоречит ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, которая гласит: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». Еще одной целью авторов ПФЗ является дальнейшее расширение системы идентификации и аутентификации и системы межведомственного электронного взаимодействия, чтобы еще более сделать прозрачной финансовое положение граждан и организаций.

В связи с вышеизложенным считаем необходимым отклонить проект федерального закона № 1080911-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части развития системы совершения финансовых сделок с использованием финансовой платформы)», противоречащий Конституции РФ и ухудшающий положение граждан Российской Федерации.

Остались вопросы? Вы можете задать их нам через чат-бота в телеграм
Задать вопрос
Подписывайтесь на наши ресурсы:
#
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: