01 апреля 2020 года Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея внес в Государственную Думу РФ проект федерального закона № 1141193-7 «О внесении изменения в статью 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1141193-7). Согласно ему эту статью предлагается дополнить частью 1.1 следующего содержания: «1.1 Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей». В настоящее время частью 1 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей. Автор данного ПФЗ утверждает, не приводя никаких цифр, что анализ правоприменительной практики показывает, что эта мера не является действенной для нерадивых родителей. В своей пояснительной записке они утверждают: «Разработка проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" обусловлена участившимися случаями ненадлежащего исполнения родителями или иными законными представителями несовершеннолетних своих обязанностей. (...) Считаем, эта мера станет эффективным инструментом в борьбе с безответственными родителями или иными законными представителями несовершеннолетних» (Пояснительная записка к проекту федерального закона № 1141193-7 «О внесении изменения в статью 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», л. 1).
Однако именно с дел по ст.5.35 КОАП начинаются большинство процессов отобрания детей. В 2017 г. в России по этой статье привлекалось более 500 тыс. родителей. Еще тогда общественные организации призывали откорректировать ст. 5.35 КОАП «Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению несовершеннолетних», предлагая применять эту статью только в случае наступления тяжких последствий для жизни и здоровья ребенка (Общественники предлагают сажать сотрудников опеки и полицейских за неправомерное вторжение в семью // http://katyusha.org/view?id=7951). Как видим, инициатива Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея направлена прямо в противоположном направлении. Не секрет, что жизненный уровень большинства семей в нашей стране упал, и наложение на них штрафа в пять тысяч рублей может стать серьезной нагрузкой для семейного бюджета. Поскольку этот штраф может накладываться неоднократно, данный ПФЗ может стать достаточно мощным ювенальным средством разрушения семьи и отобрания детей у родителей. Следует отметить, что сейчас штраф в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей предусмотрен частью 3 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за такие повторные правонарушения как лишение несовершеннолетних права на общаться с родителями или близкими родственниками, в намеренном сокрытии места нахождения детей помимо их воли, в неисполнении судебного решения об определении места жительства детей, в неисполнении судебного решения о порядке осуществления родительских прав или о порядке осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения либо в ином воспрепятствовании осуществлению родителями прав на воспитание и образование детей и на защиту их прав и интересов. В других случаях штраф в пяти тысяч рублей данным Кодексом предусмотрен за нарушение порядка представления сведений об избирателях, участниках референдума (статья 5.4); осуществление миссионерской деятельности с нарушением требований законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (статья 5.26); нарушение трудового законодательства (статья 5.27); нарушение государственных нормативных требований охраны труда (статья 5.27.1); незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью (статья 5.37) и т.д. И вот к этим серьезным административным правонарушениям авторы ПФЗ хотят фактически приравнять повторное неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних.
Авторы «Методических рекомендаций для комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав по рассмотрению дел об административных правонарушениях и иных дел (материалов)» откровенно признают: «Часть 1 статьи 5.35 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних, в качестве меры наказания в санкции указанной статьи закреплен штраф от ста до пятисот рублей.
Данная норма заменила собой статью 164 КоАП РСФСР. В настоящее время из нее исключен такой квалифицирующий признак как злостное уклонение, то есть за любое неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или законными представителями обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав своих несовершеннолетних детей они могут привлекаться к ответственности. (...) В СК РФ детально не раскрывается содержание родительских прав и обязанностей...» (Методические рекомендации для комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав по рассмотрению дел об административных правонарушениях и иных дел (материалов). ч. 2 . Саратов, 2015. С. 4). Поскольку СК РФ не содержит исчерпывающего перечня обязанностей родителей, то при исключении такого квалифицирующего признака как злостное уклонение, как это было в советское время, привлечь родителей к административной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение их обязанностей по этой статье теоретически можно под любым предлогом. При этом автор законопроекта хочет десятикратно повысить сумму штрафа по сравнению с ныне действующего.
Говоря о доказательствах, которые можно использовать при установлении вины родителей (законных представителей) по ч.1 ст. 5.35 КоАП РФ авторы «Методических рекомендаций» относят к ним
1. Протокол об административном правонарушении.
2. Показания свидетелей,
давая следующие разъяснения: «Доказывание вины родителей, прежде всего, строится на показаниях ребенка, как основного свидетеля по делу об административном правонарушении. Отбирая у несовершеннолетнего показания, необходимо строить беседу таким образом, чтобы из ответов на поставленные вопросы следовало, как родитель относится к воспитанию своего ребенка, какие отношения складываются между ними.
Показания соседей, которые могут описать быт семьи, отношения в семье, отношения родителей к несовершеннолетнему ребенку, а также охарактеризовать поведение родителей несовершеннолетнего в обществе.
В качестве свидетелей могут быть опрошены педагоги учебного заведения, в котором обучается несовершеннолетний.
В качестве свидетелей могут быть опрошены коллеги по работе (родителя), а также друзья или одноклассники ребенка, которые бывают у него дома и могут охарактеризовать условия его жизни и отношения с родителями» (Методические рекомендации для комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав по рассмотрению дел об административных правонарушениях и иных дел (материалов). ч. 2 . Саратов, 2015. с. 8). Понятно, что при желании построить беседу с ребенком и его друзьями можно таким образом, чтобы добыть необходимые «доказательства». С учетом всего этого данный ПФЗ становится еще одним ювенальным законом, направленным на разрушение традиционной семьи.
Поскольку законопроект законопроекту № 1141193-7 «О внесении изменения в статью 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» представляет непосредственную угрозу семье, просим принять все возможные меры для его отклонения.
Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!
Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: