Аналитическая справка по законопроекту № 1176763-7. Мина под традиционное образование от партии «Справедливая Россия»

«О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части установления дополнительных гарантий по реализации права граждан на получение образования в Российской Федерации»
#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
0

21.05.2021 г. депутаты Государственной Думы РФ С.М. Миронов, И.А. Ананских, М.В. Емельянов, О.А. Нилов, В.К. Гартунг, Ф.С. Тумусов, О.В. Шеин, А.А. Ремезков, А.Н. Грешневиков, С.И. Крючек, А.В. Терентьев, И.Ю. Моляков, Д.А. Ионин, И.А. Чиркова, Н.И. Рыжак, сенаторы Российской Федерации А.М. Бабаков, О.Н. Епифанова внесли в ГД проект федерального закона № 1176763-7 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части установления дополнительных гарантий по реализации права граждан на получение образования в Российской Федерации» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1176763-7). Совет Государственной Думы 30.06.2021 г. поручил представить отзывы, предложения и замечания к законопроекту до 12.08.2021 г., подготовить законопроект к рассмотрению Государственной Думой (Осенняя сессия); включить законопроект в примерную программу (Осенняя сессия; 2021; ноябрь). Авторы ПФЗ предполагают дополнить часть 2 статьи 20 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» положением о том, что «экспериментальная деятельность может быть реализована в образовательной организации исключительно при наличии письменного согласия большинства от числа каждых участников образовательных отношений:

1) обучающихся (в случае достижения ими возраста 18 лет);

2) родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) педагогических работников и их представителей».

Согласно действующей редакции данной части порядок и условия проведения экспериментальной деятельности определяются Правительством Российской Федерации. По сравнению с действующей редакцией ФЗ это представляется шагом в правильном направлении, однако предположенные дополнения сформулированы крайне неудовлетворительно, противоречат действующему законодательству и оставляют многочисленные лазейки для возможных злоупотреблений. Не секрет, что большинство педагогов находятся как в административной, так и финансовой зависимости от своего руководства, что позволяет оказывать на них давление с целью получения согласия на эксперимент. Точно также руководство образовательной организации может ввести в заблуждение часть родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, равно как и совершеннолетних, и, таким образом, получить письменное согласие их большинства на проведение фактически любого эксперимента. В своей Пояснительной записке авторы ПФЗ заявляют: «Во-первых, законопроектом регламентируются права обучающихся при реализации экспериментальной деятельности. В целях приведения нормы законодательства в соответствие со статьей 21 Конституции Российской Федерации устанавливается правило, согласно которому экспериментальная деятельность может быть реализована в образовательной организации исключительно при наличии письменного согласия большинства от числа каждых участников образовательных отношений…» (Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части установления дополнительных гарантий по реализации права граждан на получение образования в Российской Федерации», л. 1-2). Однако ст. 21 Конституции РФ гласит: «Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам». В данной статье совершенно однозначно говорится о добровольном согласии каждого потенциального участника любого опыта, а отнюдь не о согласии большинства того или иного коллектива. Соответственно данный фрагмент ПФЗ прямо противоречит Конституции РФ и, намереваясь улучшить ситуацию с экспериментами в образовательной сфере, на самом деле создает еще одну лазейку для нарушения прав граждан в этом отношении. Поскольку речь идет о попытках опытов над миллионами детей, необходимо неуклонно придерживаться п. 2 ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 13.07.2020) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", который прямо устанавливает: «Программы, методики и режимы воспитания и обучения детей допускаются к применению при наличии санитарно-эпидемиологических заключений. Использование технических, аудиовизуальных и иных средств воспитания и обучения, учебной мебели, учебной и иной издательской продукции для детей осуществляется при условии их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям». Совершенно очевидно, что в тех или иных экспериментах должны участвовать лишь те, кто дал на участие в нем письменное согласие, а все несогласные должны быть от них освобождены. Предпринятая авторами законопроекта попытка подменить согласие каждого участника эксперимента на согласие большинства противоречит духу и букве Конституции РФ, является недопустимой и весьма опасной по своим потенциальным последствиям.

Данное новшество является миной замедленного действия. Не для кого не секрет что советы родителей при школах зачастую является карманными и подчиняются администрации школы. Так вот, они-то и будут обеспечивать «одобрямс» всем экспериментам от имени «большинства» родителей. Так что данная инициатива партии «Справедливая Россия» играет на руку тем, кто стремится разрушить традиционное образование!

Часть 1 статьи 36 ФЗ разработчики ПФЗ хотят изложить в новой редакции: «Стипендией признается денежная выплата, назначаемая обучающимся в целях поддержки их достойного уровня жизни в период освоения ими соответствующих образовательных программ». Данная редакция представляется предпочтительнее ныне действующей («Стипендией признается денежная выплата, назначаемая обучающимся в целях стимулирования и (или) поддержки освоения ими соответствующих образовательных программ»), однако отсутствие конкретизации того, что авторы законопроекта понимают под «достойным уровнем жизни» открывает простор для его произвольного толкования теми, кто будет применять на практике данный ПФЗ в случае его принятия. Из ч. 10 данной статьи ФЗ они также хотят исключить ссылку на правила формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также включить в него новый абзац: «Минимальный размер норматива для формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, установленный абзацем 1 настоящего пункта не может быть ниже уровня прожиточного минимума субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено образовательное учреждение». Данную статью предлагается также дополнить несколькими новыми частями:

«18. Сумма платы за проживание в жилых помещениях в общежитиях, за жилищно-коммунальные и бытовые услуги для обучающихся не может превышать десяти процентов минимального размера стипендии.

19. Обучающиеся, осуществляющие трудовую деятельность, имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени.

20. Содержание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются на основе полного государственного обеспечения.

21. Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование граждан, признанных в установленном порядке безработными, осуществляется по направлению органов службы занятости на основе полного государственного обеспечения».

Часть 4 статьи 43 ФЗ авторы ПФЗ хотят дополнить абзацем, запрещающим применение такой меры дисциплинарного взыскания как отчисление из образовательной организации за общественную активность обучающегося, выражения его личной позиции, не связанной с образованием. Изменения предлагается внести и в статью 65 ФЗ, регламентирующей плату, взимаемую с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Часть 2 данной статьи хотят дополнить абзацем следующего содержания: «Размер родительской платы за присмотр и уход за ребенком в государственных и муниципальных дошкольных образовательных организациях, не может превышать 20 процентов общих затрат за присмотр и уход за ребенком в организации. Оставшаяся часть платы за присмотр и уход за ребенком осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов бюджетной системы Российской Федерации». В ч. 3 данной статьи, согласно которой родительская плата не взимается за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, авторы законопроекта хотят дополнить этот перечень еще и семьями, имеющими трех и более детей. В финансово-экономическом обосновании они утверждают: «Принятие настоящего проекта федерального закона не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации». Однако это утверждение находится в прямом противоречии с их же планами покрывать 80 % затрат за счет бюджетных ассигнований бюджетов бюджетной системы Российской Федерации согласно предложенной ими же новой редакции.

Наконец, они хотят не распространять действие части 8 нынешней редакции статьи 66 ФЗ на государственные и муниципальные образовательные организаций, для чего включили новый текст в первые скобки:

«8. За содержание детей в образовательных организациях (за исключением государственных и муниципальных образовательных организаций) с наличием интерната, включающее в себя обеспечение обучающихся в соответствии с установленными нормами одеждой, обувью, мягким инвентарем, предметами личной гигиены, школьно-письменными принадлежностями, играми и игрушками, хозяйственным инвентарем,питанием и организацию их хозяйственно-бытового обслуживания, а также за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня учредитель образовательной организации вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, и ее размер, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Учредитель вправе снизить размер указанной платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в определяемых им случаях и порядке». В своей Пояснительной записке авторы ПФЗ отмечают: «Предлагается исключить возможность взимания платы с родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, осуществляющих обучение в государственных и муниципальных образовательных организациях, сохранив такую возможность образовательных организациях с иными формами собственности» (Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части установления дополнительных гарантий по реализации права граждан на получение образования в Российской Федерации», л. 3-4).

В случае принятия данный ПФЗ должен вступить в силу с 1 января 2022 г.

Без существенных изменений, приводящих текст законопроекта в соответствии с Конституцией РФ и направленных его разработчикам, принятие данного ПФЗ представляется недопустимым.

Остались вопросы? Вы можете задать их нам через чат-бота в телеграм
Задать вопрос
Подписывайтесь на наши ресурсы:
#Справедливая Россия # Эксперимент # Школа # Совет родителей
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: