Аналитическая справка по законопроекту № 1195296-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи»»

#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
0

17.06.21 г. Правительство Российской Федерации внесло в Государственную Думу проект федерального закона № 1195296-7 «О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" (в части регулирования деятельности центров обработки данных)». 06.04.2022 г. законопроект был принят в первом чтении (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1195296-7). Согласно ему в Федеральный закон от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ "О связи" вносится ряд изменений. Статья 2 ФЗ дополняется подпунктами 13-2 и 27-1, призванными узаконить понятия "оператор центра обработки данных" и "центр обработки данных". Первым является "юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, орган государственной власти или орган местного самоуправления, оказывающие услуги размещения в центре обработки данных оборудования, обеспечивающего обработку и (или) хранение данных, и (или) использующие принадлежащий им центр обработки данных для собственных нужд или обеспечения полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления", а второй определяется как "сооружение связи с комплексом систем инженерно-технического обеспечения, спроектированное и используемое для размещения оборудования, обеспечивающего обработку и (или) хранение данных, и соответствующее утвержденной классификации". Классификацию центров обработки данных и критерии такой классификации будут утверждаться Правительством Российской Федерации (проектируемое изменение в ст. 21 ФЗ). Согласно другому изменению в данной статье, федеральный орган исполнительной власти в области связи обеспечивает для иных органов власти доступ с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия к находящейся в его распоряжении информации, необходимой данным органам власти для реализации их полномочий, в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

В ФЗ вводится новая статья 46-1, определяющая обязанности оператора центра обработки данных:

«1. Оператор центра обработки данных, оказывающий услуги размещения в центре обработки данных оборудования, обеспечивающего обработку и (или) хранение данных, и (или) использующий принадлежащий ему центр обработки данных для обеспечения полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления, обязан предоставлять в электронной форме в федеральный орган исполнительной власти в области связи необходимую для реализации его полномочий информацию:

2. Порядок, состав, формат и сроки предоставления информации, указанной в пункте 1 настоящей статьи, устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области связи.

3. Оператор центра обработки данных, указанный в пункте 1 настоящей статьи, не обязан повторно предоставлять в федеральный орган исполнительной власти в области связи информацию, которая была им предоставлена в указанный орган ранее с соблюдением установленного порядка, за исключением информации, подлежащей предоставлению с периодичностью, определенной в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи."

Также предлагается новая редакция абзаца седьмого пункта 1 статье 46 ФЗ, согласно которой оператор связи обязан предоставлять в электронной форме в федеральный орган исполнительной власти в области связи, в том числе по его требованию, необходимую для реализации его полномочий информацию о технологических возможностях, техническом состоянии, перспективах развития сооружений связи, сетей связи и средств связи, об условиях оказания услуг связи, услуг присоединения и услуг по пропуску трафика, о применяемых тарифах и расчетных таксах, о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, в порядке, составе, формате и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти в области связи. Другое изменение в данную статью освобождает оператора связи от обязанности повторного предоставления в федеральный орган исполнительной власти в области связи ранее предоставленной ему информации.

В своей Пояснительной записке разработчиками законопроекта отмечают, что он принимается в том числе в интересах федерального органа исполнительной власти в области связи, которым в настоящий момент является Минцифра России. Его не устраивает существующий режим актуализации информации об инфраструктуре связи с помощью запросов, в связи с чем заявляется: «Автоматизированное предоставление информации операторами связи в электронном виде без необходимости рассылки запросов органа власти является единственно приемлемым в настоящее время способом исполнения указанного государственного полномочия». Гораздо большую обеспокоенность вызывает ссылка на абзац третий подпункта "а" пункта 11 Указа № 204, предусматривающего необходимость обеспечения Правительством Российской Федерации при реализации совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" в 2024 году достижения такой цели как "создание к 2024 году устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, доступной для всех организаций и домохозяйств". Авторы ПФЗ в этой связи не скрывают своих планов: «Достижение указанной цели планируется посредством подключения социально значимых объектов к инфраструктуре высокоскоростной передачи данных, а также создания в них узлов связи для последующего подключения к ней домохозяйств и организаций; посредством расширения перечня населенных пунктов, в которых оказываются универсальные услуги связи… Планирование инфраструктурных мероприятий федеральных проектов национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" невозможно без точного представления о текущем состоянии предмета планирования, то есть действующей информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи данных (по сути инфраструктуры связи), инфраструктуры обработки и хранения данных, а также (в оптимальном случае) сопутствующей инфраструктуры электрических сетей и дорожной сети.

Реализация инфраструктурных мероприятий также требует постоянной актуализации информации о введенных в эксплуатацию сетях и сооружениях связи для контроля за этапами реализации проектов.

Таким образом, без получения информации о сетях связи, сооружениях связи, центрах обработки данных и иной необходимой информации невозможно составить объективное представление о существующей инфраструктуре связи и обработки данных, планировать ее развитие и контролировать установленные показатели» (Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О связи"», л. 2-3). Необходимо отметить, что инфраструктуре высокоскоростной передачи данных – это 5G, о возможном вреде которого для здоровья населения мы писали уже неоднократно. И именно к ней уже в следующем году планируется подключить сначала социально значимые объекты, а затем домохозяйства и организации. На сайте самой Минцифры России по этому поводу говорится: «Так, одним из приоритетных направлений в рамках федерального проекта является создание инфраструктуры для подключения к сети «Интернет» социально значимых организаций на всей территории Российской Федерации, а также эффективного и безопасного использования ими онлайн-сервисов.

В рамках проекта проводится активная работа по подключению государственных (муниципальных) образовательных организаций, центральных избирательных комиссий к Единой сети передачи данных (ЕСПД) в целях обеспечения не только защищенного доступа к государственным и муниципальным информационным системам, но и обеспечения безопасного интернет-пространства.

Вместе с тем, в рамках федерального проекта предусмотрено оснащение учебных классов государственных (муниципальных) образовательных организаций внутренней ИТ-инфраструктурой как для обеспечения безопасного доступа к сети Интернет по технологии Wi-Fi, так и для использования защищенного доступа к государственным и муниципальным информационным системам, что, в свою очередь, является гарантом обеспечения базовой безопасности образовательного процесса. (…) Одновременно с этим в рамках проекта заложены мероприятия, направленные на создание условий для поэтапного внедрения современных стандартов связи 5G/IMT-2020. 5G будет работать на базе отечественного оборудования» (Информационная инфраструктура // https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/870/). Итак, речь идет, в том числе, и о цифровизации школ, причем в наиболее опасной для здоровья детей форме с использованием технологии Wi-Fi. Затем все это планируется распространить и на места проживания детей и их родителей.

Далее в Пояснительной записке со ссылкой на подпункт "ж" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 3 июля 2020 г. № Пр-1068, предусматривающего проработку вопроса о предоставлении организациям, являющимся операторами центров обработки данных, льготного доступа на рынок электрической энергии и мощности, объясняется введение в правовое поле понятия центров обработки информации (ЦОД) как специализированных сооружений связи (т.е. инфраструктурных объектов). Хотя с момента поручения прошло уже более двух лет, с точки зрения авторов ПФЗ его исполнение невозможно до определения в законодательстве центров обработки данных и операторов центров обработки данных. Весьма интересно их следующее заявление, показывающее, в каком направлении они собираются двигаться как в юридическом, так и в фактическом отношениях: «Законопроектом предусматривается закрепление статуса ЦОД как инфраструктурного объекта, используемого для размещения оборудования, обеспечивающего обработку и (или) хранение данных, что является существенным признаком ЦОД. В рамках основной деятельности оператор ЦОД оказывает услуги размещения указанного оборудования, то есть его основная деятельность не связана с услугами хостинга (предоставления вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе, постоянно подключенной к сети "Интернет") или услугами обработки и хранения информации (анализ информации и предоставление результатов этого анализа).

Законопроект устанавливает обязанности операторов ЦОД, вводит перечень информации, которую данные субъекты должны предоставлять в федеральный орган исполнительной власти в области связи. (…) В перспективе операторы ЦОД, которые в настоящее время вынужденно являются операторами связи, смогут отказаться от лицензий на оказание услуг связи и получить собственный код внешнеэкономической деятельности, введение которого планируется после вступления в силу законопроекта. Обязанность предоставлять информацию в федеральный орган исполнительной власти в области связи в настоящее время возложена на операторов связи статьей 46 Федерального закона "О связи". Законопроект распространяет данное обязательное требование на операторов ЦОД, которые до настоящего времени имели статус операторов связи или не имели данного статуса. Данное расширение существующей обязанности необходимо для управления сетью связи общего пользования в чрезвычайных ситуациях, для понимания необходимости в удовлетворении потребностей региона/района в услугах ЦОД и необходимости их развития, в том числе посредством создания новых ЦОД, для определения возможности перевода государственных и муниципальных информационных систем с ведомственных серверов, не обеспечивающих необходимый уровень надежности, в ЦОД, отвечающий техническим требованиям, со свободной технологической мощностью» (Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О связи"», л. 4). Итак, мы видим, что в перспективе планируется разделение операторов ЦОД и операторов связи, причем в юридическом отношении первым уже не потребуется лицензия на оказание услуг связи. О необходимости получения операторами ЦОД какой-либо иной лицензии в ПФЗ не говорится. Единственная обязанность, устанавливаемая для них данным законопроектом - это предоставление информации в федеральный орган исполнительной власти в области связи, т.е. в Минцифру. При этом следует вспомнить, что, согласно определению, вводимым рассматриваемым ПФЗ, оператором центра обработки данных может быть почти кто угодно, вплоть до индивидуального предпринимателя. И эти операторы ЦОД будут оказывать «услуги размещения в центре обработки данных оборудования, обеспечивающего обработку и (или) хранение данных». О какой-либо их ответственности за утечку, уничтожение или искажение этих данных, среди которых могут быть и персональные данные граждан, в законопроекте не говорится. Для сравнения отметим, что ст. 68 Федерального закона "О связи" устанавливает ответственность для операторов связи. При этом Правительство РФ, как это следует из Пояснительной записке, уже задумывается о переводе государственных и муниципальных информационных систем с ведомственных серверов, не обеспечивающих необходимый уровень надежности, в ЦОД. Очевидно, что в целях форсирования цифровизации и скорейшего внедрения высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, оно готово рисковать безопасностью данных как государства, так и простых людей. И не случайно, что в завершении своей Пояснительной записки авторы ПФЗ повторяют свою излюбленную мантру: «В случае принятия законопроекта будут созданы условия для достижения социально значимого результата, предусмотренного абзацем третьим подпункта "а" пункта 11 Указ № 204, - создание к 2024 году устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, доступной для всех организаций и домохозяйств» (Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О связи"», л. 5). Ради достижения этой цели в финансово-экономическое обосновании к законопроекту они безапелляционно заявляют: «Решения, предлагаемые к принятию проектом акта, не повлекут дополнительных расходов федерального бюджета, расходов иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, юридических и физических лиц» (Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О связи"», л. 1). Однако это заявление вызывает большие сомнения, поскольку в Пояснительной записке они же обосновывали необходимость принятия ПФЗ исполнением подпункта "ж" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 3 июля 2020 г. № Пр-1068, предусматривающего проработку вопроса о предоставлении организациям, являющимся операторами центров обработки данных, льготного доступа на рынок электрической энергии и мощности. Но если операторам центров обработки данных будут предоставляться льготы, то, скорее всего, за счет федерального бюджета или иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Но если это действительно будет так, то тогда авторы ПФЗ сознательно обманывают депутатов ГД в своем финансово-экономическом обосновании.      

Необходимо отклонение проекта федерального закона № 1195296-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи»», представляющего угрозу данным Российской Федерации и ее граждан.

Остались вопросы? Вы можете задать их нам через чат-бота в телеграм
Задать вопрос
Подписывайтесь на наши ресурсы:
#5G
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: