Аналитическая справка по законопроекту № 232772-8

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей»

#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
13:05 / 16.11.2022
Изменен: 16.11.2022

10.11.2022 г. Правительство Российской Федерации внесло в ГД проект федерального закона № 232772-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/232772-8#bh_histras). Уже на следующий день он был направлен в комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей. По данным прессы, документ был подготовлен Министерством просвещения России (В Думу внесли ужесточающий условия усыновления и опеки закон // https://www.rbc.ru/society/10/11/2022/636c283e9a79475f8a89c1b3). Как говорится в пояснительной записке, законопроект направлен на совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В качестве непосредственной причины, побудившей Правительство РФ заняться совершенствование законодательства в этой сфере, стали данные федерального статистического наблюдения, согласно которым ежегодно отменяется примерно 1% решений о передаче ребенка в семью на воспитание от общей численности детей-сирот, находящихся на воспитании в семьях. Из них по инициативе усыновителей, опекунов, попечителей, приемных или патронатных родителей было отменено от 59% до 67% от общего количества решений. «К обстоятельствам, послужившим причиной отмены решения о передаче ребенка в семью, относятся в том числе некачественная подготовка граждан, выразивших желание принять в семью на воспитание детей-сирот, а также отсутствие мотивации у семей, принявших в семью на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, к сопровождению и оказанию им помощи. В связи с этим система подбора и подготовки таких граждан требует совершенствования, в том числе в части исследования мотивации гражданина, наличия в семье ресурсов для воспитания ребенка, наличия возможных ограничений для приема ребенка в семью, возможности обеспечения потребностей ребенка в семье, наличия у гражданина опыта воспитания и иных компетенций, необходимых для приема ребенка в семью на воспитание. Законопроектом устанавливается, что к полномочиям органов опеки и попечительства относится оказание помощи опекунам (попечителям) несовершеннолетних граждан в реализации и защите прав подопечных, в том числе в форме сопровождения» (Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей», л. 2-3). Уже из этого видна вся надуманность данного законопроекта. Даже из официальных данных федерального статистического наблюдения следует, что 99 % усыновителей, опекунов и приемных родителей нормально выполняют свои обязанности, а отменяется по их инициативе лишь около 0,63 % от общего количества решений о передаче ребенка в семью на воспитание, т.е. в пределах статистической погрешности. В 2020 году подобных случаев было 2 834 (59% от общего количества решений), в 2021 году - 3 160 (61%) на всю страну. Понятно, что каждый случай индивидуален и надо внимательно изучать причины, побудившие людей принять подобное решение. Однако вместо этого Правительство РФ по инициативе Министерства просвещения РФ решило кардинально изменить условия более, чем 99 % усыновителей, опекунов и приемных родителей, которые ни в чем ни перед приемными детьми, ни перед государством не провинились. Параллельно с этим Правительство РФ не упустило и свой излюбленной темы цифровизации: «Одновременно законопроектом предусматриваются положения о взаимодействии граждан и органов опеки и попечительства в электронной форме посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ), в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации» (Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей», л. 4).

ПФЗ предусматривает внесение изменений в пункт 2 статье 125 Семейного кодекса РФ, который хотят изложить в следующей редакции: «Для усыновления ребенка необходимо заключение органа опеки и попечительства о возможности принятия лицом, желающим усыновить ребенка, на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, учитывающее заключение по результатам социально-психологического обследования лица, желающего усыновить ребенка, и проживающих совместно с ним лиц (его супруга в случае, если лицо, желающее усыновить ребенка, состоит в браке, близких родственников и других лиц, достигших возраста десяти лет), а также заключение органа опеки и попечительства об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка». Разработчики законопроекта хотят внести положение об обязательном социально-психологическом обследовании не только лица, желающего усыновить ребенка, но и проживающих совместно с ним лиц, достигших возраста десяти лет. Очевидно, что без заключения по результатам социально-психологического обследования всех указанных лиц усыновления ребенка сделается невозможным. Далее в данном пункте предусматривается, что «порядок передачи детей на усыновление, выдачи органом опеки и попечительства заключения о возможности принятия лицом, желающим усыновить ребенка, на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, заключения об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка, осуществления контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, порядок подачи лицом, желающим усыновить ребенка, документов в орган опеки и попечительства, в том числе в электронной форме посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал), подписанных усиленной неквалифицированной электронной подписью физического лица, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также порядок выдачи органом опеки и попечительства лицу, желающему усыновить ребенка, документов, в том числе в электронной форме посредством Единого портала, определяются Правительством Российской Федерации». Хотя здесь и не говорится, что подача документов будет производиться только в электронной форме, однако впоследствии Правительство РФ на уровне подзаконного акта вполне может установить, что она будет производиться только электронно, сделав это еще одним инструментом, побуждающих граждан РФ к цифровизации.

Чуть ли не единственным положительным моментом законопроекта можно считать положение, ограничивающее одновременную передачу под опеку (попечительство) более чем одного ребенка, что, теоретически, может препятствовать коммерционализации этих отношений. Ст. 146 СК предлагается дополнить пунктом 4, согласно которому одновременная передача под опеку (попечительство) более чем одного ребенка, а также каждая последующая передача под опеку (попечительство) детей лицам, в семье которых уже воспитывается усыновленный или подопечный ребенок (дети), до истечения года со дня вступления в законную силу решения суда о предыдущем усыновлении или издания акта органа опеки и попечительства о назначении указанных лиц опекунами (попечителями) не допускаются, за исключением случаев передачи под опеку (попечительство) отчиму или мачехе, передачи братьев и сестер, детей, ранее вместе воспитывавшихся в одной семье, а также детей, находившихся под надзором в одной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и воспитывавшихся не менее года в одной воспитательной группе, детей, являющихся родственниками лиц, желающих принять их под опеку (попечительство).

Согласно планируемым изменениям в подпункт 12 пункта 1 статьи 127 СК из него хотят убрать положение, освобождающее близких родственников ребенка, желающих стать усыновителями, от обязанности проходить подготовку в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи. Аналогичные изменения вносятся и в пункт 1 статьи 146 СК.   

Пункт 6 статьи 127 СК предполагают дополнить новыми абзацами вторым и третьим следующего содержания:

«Близкие родственники ребенка, оставшегося без попечения родителей, желающие принять его на воспитание в свою семью, проходят подготовку по отдельным (специальным) программам, утвержденным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Лица, проживающие совместно с лицом, желающим принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (супруг в случае, если лицо, желающее принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, состоит в браке, и другие лица, достигшие возраста десяти лет), а также лица, принявшие на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, вправе пройти подготовку по отдельным (специальным) программам, утвержденным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

Итак, если близкие родственники ребенка, оставшегося без попечения родителей, например его бабушки и дедушки, хотят принять его на воспитание в свою семью, то они должны будут пройти подготовку по неким отдельным (специальным) программам, без которой, очевидно, им ребенка не отдадут. Не исключено, что подобные положения внесены специально для того, чтобы под благовидным предлогом не дать близким родственникам ребенка принять его на воспитание в свою семью, а отдать его совершенно посторонним людям. Эти программы будут утверждаться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и, вполне возможно, будут составлены таким образом, чтобы пожилые люди не смогли их пройти и, соответственно, не смогли получить свидетельства о прохождении такой подготовки, предусмотренного следующим абзацем проектируемого п. 6 статьи 127 СК.

Эти обстоятельство фактически сводят на нет казалось бы предлагаемое правильное изменение, вносимое данным ПФЗ в часть 2 статьи 12 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", которую хотят дополнить предложением следующего содержания: «Бабушки и дедушки, родители, супруг, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного, а также бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного, другие родственники, отчим (мачеха) совершеннолетнего или несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи». Однако в данной статье речь идет лишь о предварительной опеке и попечительстве и, во-вторых, как уже говорилось, бабушки, дедушки и родители по замыслу разработчиков ПФЗ обязаны пройти «школу родителей», что может стать для них непреодолимым препятствием.

Далее устанавливается, что организация подготовки лиц, указанных в абзацах первом, втором и третьем проектируемого п. 6 статьи 127 СК, осуществляется органами опеки и попечительства и (или) иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым органами опеки и попечительства переданы полномочия по осуществлению соответствующей подготовки, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет и в пределах средств, которые предусматриваются на эти цели в бюджете субъекта Российской Федерации. Указание на иные организации, помимо органов опеки и попечительства, которые будут осуществлять подготовку лиц по отдельным (специальным) программам, наводит на мысль о создании сети неких негосударственных организаций, вполне возможно ювенальной направленности.   

         Затем данная статья СК дополняется пунктом 7 следующего содержания:

«7. В отношении лица, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и проживающих совместно с ним лиц (его супруга в случае, если лицо, желающее принять на воспитание в свою семью ребенка, состоит в браке, и других лиц, достигших возраста десяти лет) проводится социально-психологическое обследование, результаты которого учитываются при подготовке органом опеки и попечительства заключения о возможности принятия лицом на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. Лица, принявшие на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в отношении которого осуществляется контроль за условиями жизни и воспитания, обязаны сообщать органу опеки и попечительства об изменении состава лиц, проживающих совместно с ним, в том числе о вступлении в брак, для проведения социально-психологического обследования супруга и других лиц, социально-психологическое обследование которых ранее не проводилось.

Порядок и сроки сообщения в орган опеки и попечительства лицом, желающим принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, сведений о проживающих совместно с ним лицах (его супруге в случае, если лицо, желающее принять в свою семью ребенка, состоит в браке, и других лицах, достигших возраста десяти лет), сообщения лицами, принявшими на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, сведений об изменении состава лиц, проживающих совместно с ним, в том числе о вступлении в брак, проверки таких сведений, а также порядок действий органа опеки и попечительства в случае предоставления указанными лицами недостоверных сведений определяются Правительством Российской Федерации.

Социально-психологическое обследование, указанное в абзаце первом настоящего пункта, проводится в целях определения мотивации лица, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, к приему ребенка в семью, наличия у такого лица возможностей для создания условий, способствующих нормальному воспитанию и всестороннему развитию ребенка, с учетом пола и возраста ребенка, готовности принять на воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья и (или) ребенка-инвалида, опыта воспитания и иных компетенций, необходимых для приема ребенка в семью, выявления ограничений для приема ребенка в семью и дачи рекомендаций по количеству передаваемых в семью детей, в том числе указанных в пункте 21 статьи 125 настоящего Кодекса, преодолению лицом, желающим принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, выявленных ограничений, созданию им условий, способствующих нормальному воспитанию и всестороннему развитию ребенка, оставшегося без попечения родителей.

По результатам социально-психологического обследования лицам, желающим принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, выдается заключение, которое должно содержать обоснованные рекомендации и сведения для органов опеки и попечительства, указанные в абзаце третьем настоящего пункта.

Заключение, выдаваемое по результатам социально-психологического обследования лицу, проживающему совместно с лицом, желающим принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (его супругу в случае, если лицо, желающее принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, состоит в браке и другим лицам, достигшим возраста десяти лет), должно содержать сведения для органов опеки и попечительства о социально-психологической характеристике указанного лица для приема ребенка в семью, его готовности

к совместному проживанию с ребенком и участию в его воспитании.

При необходимости лицу, желающему принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, выдаются рекомендации о получении педагогических, социально-психологических услуг, предусматривающих оказание помощи лицу и его семье в создании условий, способствующих нормальному воспитанию и всестороннему развитию ребенка, оставшегося без попечения родителей…

В случае наличия отрицательных выводов по результатам социально-психологического обследования заключение должно содержать сведения о порядке его пересмотра.

Социально-психологическое обследование лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, лиц, проживающих совместно с лицом, желающим принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (его супруга в случае, если лицо, желающее принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, состоит в браке, и других лиц, достигших возраста десяти лет), проводится для них на безвозмездной основе психологами (педагогами-психологами), специалистами в области воспитания, педагогами, социальными педагогами, юристами, не состоящими в трудовых отношениях с органом опеки и попечительства. Указанные лица вправе пройти социально-психологическое обследование в любой организации, уполномоченной на проведение социально-психологического обследования, по своему выбору.

Организация, уполномоченная на проведение социально-психологического обследования, должна обеспечить сохранение семейной и личной тайны, а также персональных данных лиц, прошедших обследование. Заключение по результатам социально-психологического обследования оформляется отдельно в отношении каждого лица, прошедшего обследование, выдается в одном экземпляре лично лицу, прошедшему обследование, и не подлежит направлению в иные органы и организации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Указанное заключение в отношении несовершеннолетнего лица, достигшего возраста десяти лет, выдается его родителям (лицам, их заменяющим).

Заключение по результатам социально-психологического обследования представляется в орган опеки и попечительства лицом, желающим принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, для подготовки заключения органа опеки и попечительства о возможности принятия лицом, желающим принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, или организацией, проводившей обследование, с согласия лица, прошедшего обследование.

Лица, проживающие совместно с лицом, желающим принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (его супруг в случае, если лицо, желающее принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, состоит в браке, и другие лица, достигшие возраста десяти лет), лично либо организация, проводившая социально-психологическое обследование, с их согласия представляют заключение по результатам социально-психологического обследования в орган опеки и попечительства и организацию, проводящую социально-психологическое обследование лица, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Лицо, прошедшее социально-психологическое обследование, вправе требовать пересмотра заключения по результатам социально-психологического обследования. Порядок проведения пересмотра заключения по результатам социально-психологического обследования определяется Правительством Российской Федерации.

Порядок организации и осуществления деятельности по социально-психологическому обследованию лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта, в том числе форма, методика и сроки проведения социально-психологического обследования, форма заключения о результатах его проведения, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению социально-психологического обследования, а также порядок отбора организаций, проводящих социально-психологическое обследование, и требования к ним определяются Правительством Российской Федерации.

Социально-психологическое обследование лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта, осуществляется за счет средств, которые предусматриваются на эти цели в бюджете субъекта Российской Федерации».

Из этого нового пункта 7 мы узнаем целый ряд новых моментов. Во-первых, лица, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и проживающие совместно с ним лица попадают под достаточно полный контроль и обязаны сообщать органу опеки и попечительства об изменении состава лиц, проживающих совместно с ним. Все эти сведения проверяются. Поскольку порядок и сроки таких сообщений определяются Правительством Российской Федерации, то, с учетом его стремления к тотальной цифровизации всех сторон жизни, весьма вероятно, что им будет установлена электронная форма подачи данных сообщений, на что указывают изменения, запланированные к внесению в пункт 2 статьи 125 СК. В-третьих, социально-психологическое обследование лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, будет проводиться психологами (педагогами-психологами), специалистами в области воспитания, педагогами, социальными педагогами, юристами, не состоящими в трудовых отношениях с органом опеки и попечительства. Формулировка абзаца не позволяет однозначно установить одни только юристы или и все остальные перечисленные специалисты не будут состоять в трудовых отношениях с органом опеки и попечительства. И вот этим посторонним лицам желающий усыновить ребенка будет обязан сообщить все интересующие их сведения. Хотя далее и говорится, что организация, уполномоченная на проведение социально-психологического обследования, «должна обеспечить сохранение семейной и личной тайны, а также персональных данных лиц, прошедших обследование», однако о какой-либо ответственности за нарушение этого требования не говорится. В силу этого все это запросто может обернуться одними благами пожеланиями и пустыми декларациями, в то время как моральный и физический ущерб лиц, тайны и персональные данные которых окажутся разглашены, может быть вполне реален. В-четвертых, лицу, желающему принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, по результатам социально-психологического обследования могут выдаваться рекомендации о получении педагогических, социально-психологических услуг. Можно предположить, что невыполнение этих рекомендаций повлечет для указанного лица неблагоприятные последствия. С учетом того, что многие организации заинтересованы в обосновании необходимости собственного существования, вполне возможно, что потоку этих рекомендаций не будет конца. Все это существенно осложнит жизнь лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, а то и просто сделает это невозможным. В-пятых, мы видим целый план по созданию сети организаций, уполномоченных на проведение социально-психологического обследования, т.е. о создании нового вида бизнеса. Деньги эта создаваемая сеть организаций будет получать не напрямую от физических лиц, а из бюджетов субъектов Российской Федерации. Таким образом, мы имеем дело с планом по созданию новой бюджетной кормушки, а, поскольку деньги в бюджеты всех уровней поступают за счет налогов, то, фактически, за счет граждан и бизнес. При этом необходимо подчеркнуть, что формально за счет бюджетов будет проводиться только проведение социально-психологического обследования. Что же касается подготовки по отдельным (специальным) программам лиц, желающим принять ребенка на воспитание в свою семью, о которых говорилось выше, равно как и о получении педагогических, социально-психологических услуг на основании выданных рекомендаций, то, поскольку о выделении денег на них из бюджета ничего не говорится, логично предположить, что оплачивать всю эту подготовку, от которой не освобождаются даже ближайшие родственники, гражданам придется из собственного кармана. Как следует из финансово-экономического обоснования к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей», реализация законопроекта потребует выделения 803 787 893 рублей в год в целом по Российской Федерации (л. 3). Таким образом, в условиях военных действий на Украине и открытого политико-экономического противостояния с Западом, Правительство РФ не нашло более важных целей для траты почти одного миллиарда бюджетных денег, чем создание новой отрасли психолого-педагогического бизнеса, ссылаясь на отмену по инициативе усыновителей примерно 0,63 % от общего количества решений о передаче ребенка в семью на воспитание. Сопоставление между собой формального обоснования и размера выделяемых бюджетных средств невольно наводит на мысль о коррупционной составляющей, особенно если принять во внимание, что порядок организации и осуществления деятельности по социально-психологическому обследованию лиц, а также порядок отбора организаций, проводящих социально-психологическое обследование, и требования к ним определяются Правительством Российской Федерации. Оно же будет определять и порядок проведения пересмотра заключения по результатам социально-психологического обследования. Соответственно, лицо, не согласное с результатами данного обследования, скорее всего, будет лишено даже возможности обратиться в суд и добиваться назначения независимой экспертизы, а будет обязано следовать порядку пересмотра, установленного Правительством РФ.

Пункт 2 статьи 146 СК, посвященного назначению ребенку опекуна (попечителя), хотят изложить в новой редакции, предусматривающей необходимость наличия заключения органа опеки и попечительства о возможности принятия лицом на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в котором, помимо других факторов, учитываются и результаты социально-психологического обследования предполагаемого опекуна (попечителя) и лиц, проживающих совместно с ним.

Согласно ст. 3 ПФЗ, Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" также должен регулировать отношения, возникающие в связи с деятельностью по сопровождению опекунов или попечителей. Изменения, планируемые в статье 10 данного ФЗ (Порядок определения лиц, имеющих право быть опекунами или попечителями) вновь направлены на дальнейшее продвижение цифровизации. Эту статью хотят дополнить словами «, порядок предоставления гражданином документов, в том числе в электронной форме посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее – Единый портал), подписанных усиленной неквалифицированной электронной подписью физического лица, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также выдачи гражданину документов, в том числе в электронной форме посредством Единого портала». То же самое относится и к части 3 статьи 21 ФЗ (Предварительное разрешение органа опеки и попечительства, затрагивающее осуществление имущественных прав подопечного), которую хотят дополнить следующим предложением: «Предварительное разрешение органа опеки и попечительства или отказ в выдаче такого разрешения могут быть предоставлены опекуну или попечителю в электронной форме посредством Единого портала».

Также данный ФЗ планируют дополнить новой статьей 15-1, посвященной сопровождению опекунов или попечителей несовершеннолетних подопечных, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следующего содержания:

«1. Сопровождение опекунов или попечителей несовершеннолетних подопечных, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя (лиц, у которых в период их обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих умерли оба родителя или единственный родитель), осуществляется в целях профилактики и предотвращения отказа от воспитания детей опекунами (попечителями), устранения причин временного освобождения или отстранения опекуна (попечителя) от исполнения своих обязанностей, содействия полноценному развитию, благополучию, успешному обучению и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в целях преодоления трудной жизненной ситуации, связанной с потерей родителей (единственного родителя), лицами, потерявшими в период обучения обоих родителей или единственного родителя, путем оказания им консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи в процессе их развития, воспитания, обучения.

2. Сопровождение лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется на основании обращения таких лиц уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления или уполномоченными организациями в соответствии с требованиями к организации и осуществлению деятельности по сопровождению, утвержденными Правительством Российской Федерации. В случаях назначения опекуна или попечителя несовершеннолетнего подопечного либо заключения договора об осуществлении опеки или попечительства, выявления нарушения опекунами (попечителями) прав и законных интересов несовершеннолетнего подопечного при проведении проверки условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, сопровождение опекуна или попечителя несовершеннолетнего подопечного может осуществляться по решению органа опеки и попечительства.

3. Порядок организации и осуществления деятельности по сопровождению (включая порядок направления обращений лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления или уполномоченные организации, в том числе в электронной форме посредством Единого портала, подписанных усиленной неквалифицированной электронной подписью физического лица, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, сроки и методы осуществления сопровождения, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к его осуществлению), а также порядок отбора уполномоченных организаций, осуществляющих сопровождение, и требования к таким организациям утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Сопровождение осуществляется за счет средств, которые предусматриваются на эти цели в бюджете субъекта Российской Федерации.

4. Опекуны или попечители несовершеннолетних подопечных, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, которые получают социальные услуги и (или) социальное сопровождение, предоставляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании, сохраняют право на сопровождение, предусмотренное настоящей статьей».

Итак, под предлогом профилактики и предотвращения отказа от воспитания детей опекунами (попечителями), устранения причин временного освобождения или отстранения опекуна (попечителя) от исполнения своих обязанностей, содействия полноценному развитию, благополучию, успешному обучению и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривается сопровождение опекунов или попечителей несовершеннолетних подопечных, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем оказания им консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи в процессе их развития, воспитания, обучения. Этим положением легализуется ничем не ограниченное ни по масштабу, ни по времени такого сопровождения вторжение в жизнь семьи со стороны сторонних организаций. Хотя п. 2 данной статьи и начинается с указание на то, что сопровождение указанных выше лиц осуществляется на основании обращения таких лиц, т.е. добровольно, однако затем выясняется, что оно может осуществляться и по решению органа опеки и попечительства, т.е. в принудительном порядке. Следующий пункт в очередной раз упоминает цифровизацию общественных отношений в данной сфере. Из него также следует, что сопровождение осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, органы исполнительной власти которого утверждают порядок отбора уполномоченных организаций, осуществляющих сопровождение, и требования к таким организациям.

Наименование статьи 24 ФЗ (Надзор за деятельностью опекунов и попечителей в действующей редакции), хотят дополнить предложением «Социально-психологическое обследование несовершеннолетнего подопечного» и дополнить ее частью 2-1 следующего содержания:

«2-1. К проведению проверки, указанной в части 2 настоящей статьи, органами опеки и попечительства могут быть привлечены психологи (педагоги-психологи), специалисты в области воспитания, педагоги, юристы, а также иные специалисты организаций, осуществляющих отдельные полномочия органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан. Порядок привлечения указанных специалистов к проведению проверки органами опеки и попечительства устанавливается Правительством Российской Федерации. В ходе осуществления проверки, указанной в части 2 настоящей статьи, орган опеки и попечительства может назначить проведение социально-психологического обследования ребенка. Выполнение опекунами или попечителями рекомендаций, указанных в заключении по результатам социально-психологического обследования, проверяется органом опеки и попечительства при проведении проверки условий жизни подопечных в порядке, предусмотренном частью 2 настоящей статьи. При обнаружении в ходе проведения социально-психологического обследования ребенка угрозы его жизни или здоровью, нарушения его прав и законных интересов орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка. Порядок организации и осуществления деятельности по социально-психологическому обследованию несовершеннолетнего подопечного (в том числе случаи проведения социально-психологического обследования, форма, методика и сроки его проведения, форма заключения о результатах проведения социально-психологического обследования, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению указанного обследования), а также порядок отбора организаций, проводящих социально-психологическое обследование, и требования к таким организациям утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. По просьбе опекуна или попечителя несовершеннолетнего подопечного (в том числе и отстраненного от исполнения своих обязанностей), несовершеннолетнего подопечного, достигшего возраста 14 лет, заключение по результатам социально-психологического обследования ребенка может быть пересмотрено в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При проведении социально-психологического обследования несовершеннолетнего подопечного должно быть обеспечено сохранение семейной и личной тайны подопечного, членов семьи, в которой он проживает, а также обеспечена сохранность персональных данных. Заключение по результатам социально-психологического обследования выдается лично опекуну или попечителю подопечного, прошедшего такое обследование, несовершеннолетнему подопечному, достигшему возраста 14 лет, а также передается в орган опеки и попечительства. Социально-психологическое обследование несовершеннолетнего подопечного осуществляется за счет средств, которые предусматриваются на эти цели в бюджете субъекта Российской Федерации».

Мы видим, что орган опеки и попечительства может назначить как проведение социально-психологического обследования ребенка, так и проверить выполнение опекунами или попечителями рекомендаций, указанных в заключении по результатам социально-психологического обследования. Формулировка об обнаружении в ходе проведения социально-психологического обследования ребенка угрозы его жизни или здоровью, нарушения его прав и законных интересов допускает крайне широкое толкование, что дает органу опеки и попечительства фактически неограниченные полномочия для вторжения в жизнь семьи. Порядок отбора организаций, проводящих социально-психологическое обследование, и требования к таким организациям утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, т.е., в конечном итоге, вновь находится в ведении Правительства.

Наконец, статью 29 ФЗ хотят дополнить частями 8 и 9 следующего содержания:

"8. Порядок освобождения или отстранения опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей определяется Правительством Российской Федерации.

9. При освобождении или отстранении опекуна или попечителя несовершеннолетнего подопечного от исполнения своих обязанностей, по основаниям и в порядке, предусмотренном настоящей статьей, может осуществляться сопровождение лиц, временно освобожденных или отстраненных от исполнения обязанностей опекуна или попечителя».

Пункт 56 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года №414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" хотят изложить в следующей редакции:

"56) организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству, формирования и ведения регионального государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, организации и осуществления деятельности по социально-психологическому обследованию лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, лиц, проживающих совместно с ними (супруга в случае, если лицо, желающее принять на воспитание, в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, состоит в браке, и других лиц, достигших возраста десяти лет), детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семье опекуна или попечителя, а также находящихся в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно действующей редакции данного пункта к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится в том числе вопрос «организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству, формирования и ведения регионального государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей». Как видим, перечень сведений, содержащийся в банке данных, собираются существенно расширить.

В случае принятия ПФЗ он вступит в силу с 1 сентября 2023 г.

Рассмотренные выше ключевые положения законопроекта показывают, что он носит резко выраженный ювенальный, антисемейный характер, направлен на существенное расширения вторжения государственных и, возможно, разного рода негосударственных структур в семейную жизнь, сопровождающейся ползучей цифровизацией. Озвученный формальный предлог настолько смехотворен и настолько не соответствует предусматриваемым бюджетным ассигнованиям, что зарождает мысли о коррупционной составляющей. Совершенно очевидна и политическая причина появления данного ПФЗ. Как известно, 4 июля 2022 г в Госдуму был внесен проект федерального закона № 157281-8 «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/157281-8), т.н. «закон десяти сенаторов», который они готовили несколько лет при участии экспертов просемейных родительских организаций. Появление альтернативного законопроекта от Правительства РФ призвано не допустить принятия этого долгожданного просемейного «закона десяти сенаторов», закрепив вместо него в СК «школы для бабушек и дедушек», которые без обучения у ювенальщиков и их последующих рекомендаций явно не знают как воспитывать детей. Огромный удар принятие правительственного ПФЗ нанесет и по детям-сиротам. По данным Минпросвещения, в 2021 г. в России их было 390 900, при этом 351 200 из них воспитывались в семьях. (В Госдуму внесли законопроект, ужесточающий условия усыновления и опеки // https://www.vedomosti.ru/society/news/2022/11/10/949800-gosdumu-vnesli-zakonoproekt-uzhestochayuschii-usloviya-usinovleniya-opeki). С учетом спецоперации на Украине и принятие в состав РФ новых территорий их число, скорее всего, существенно увеличится. Максимальное усложнение процесса усыновления, взятия под опеку, предусматриваемое правительственным ПФЗ, неизбежно приведет к тому, что большинство из этих сирот так и не смогут обрести новую семью, что, в конечном итоге, скажется и на демографической ситуации в стране, и на духовно-нравственном климате в ней.

В связи с вышеизложенным просим принять все возможные меры для отклонения проекта федерального закона № 232772-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей», направленного на дальнейшее продвижение цифровизации и носящего явно выраженный ювенальный антисемейный характер.



Подписывайтесь на наши ресурсы:
#Ювенальная юстиция # Опека # Родственная опека
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: