Аналитическая справка по законопроекту № 237585-8

«О внесении изменений в Федеральный закон "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части установления правового регулирования деятельности по майнингу)»

#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
0

17.11.22 г. депутаты Государственной Думы РФ А.Г. Аксаков, А.В. Гордеев, В.А. Даванков, Я.Е. Нилов, А.Н. Свистунов, И.Н. Бабич, В.Б. Сенин, О.Д. Димов, В.С. Макаров, А.В. Горелкин, А.К. Луговой, А.О. Ткачев, В.В. Плякин, С.В. Авксентьева, С.В. Алтухов, Д.Н. Гасанов внесли в нее проект федерального закона № 237585-8 «О внесении изменений в Федеральный закон "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части установления правового регулирования деятельности по майнингу)» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/237585-8).

Согласно ему в федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений

в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вносятся следующие изменения:

Ст. 1 федерального закона от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дополняется упоминанием майнинга, а также частями 8.1 и 8.2 следующего содержания:

«8.1. Для целей настоящего Федерального закона под майнингом цифровой валюты понимается деятельность по проведению математических вычислений путем эксплуатации вычислительных устройств и програмно-аппаратных средств для внесения записей в информационную систему, использующую технологию распределенного реестра, имеющих целью создание цифровой валюты и (или) получение вознаграждения в цифровой валюте.

8.2. Под майнинг-пулом понимается объединение мощностей нескольких вычислительных устройств, принадлежащих разным владельцам (далее - участники майнинг-пула) и применяемых для целей майнинга, в результате которого осуществляется распределение полученной цифровой валюты между владельцами указанных вычислительных устройств».

В Пояснительной записке авторы ПФЗ не скрывают своих целей: «Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект) разработан в целях закрепления в законодательстве Российской Федерации порядка и условий по созданию (распределению) цифровой валюты («криптовалюты»),

В соответствии с нормами Федерального закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулирование вопросов, связанных с выпуском и оборотом цифровых валют должно быть обеспечено в рамках дополнительного законодательного регулирования, которое на данный момент отсутствует» (Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», л. 1). Итак, новый ПФЗ призван законодательно закрепить порядок и условия по созданию т.н. «криптовалют» и урегулировать вопросы, связанные с их выпуском и оборотом.

Следует напомнить, что ч. 3 ст. 1 федерального закона от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дает следующее определение цифровой валюте: «Цифровой валютой признается совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением оператора и (или) узлов информационной системы, обязанных только обеспечивать соответствие порядка выпуска этих электронных данных и осуществления в их отношении действий по внесению (изменению) записей в такую информационную систему ее правилам». Итак, т.н. цифровые валюты не являются денежной единицей ни Российской Федерации, ни иностранного государства, ни инвестицией, а обязанности оператора перед обладателями таких «валют» носят весьма ограниченный характер.

Глава Центробанка Эльвира Набиуллина недавно так охарактеризовала «криптовалюты»: «Это очень рисковый и волатильный актив. Здесь (в России), с точки зрения защиты прав инвесторов, мы считаем это нецелесообразным» (Эльвира Набиуллина: «Криптовалюта — очень рисковый и волатильный актив» // https://realnoevremya.ru/news/268425-elvira-nabiullina-kriptovalyuta-ochen-riskovyy-i-volatilnyy-aktiv). В более раннем своем интервью в рамках Петербургского международного экономического форума она отметила, что криптовалюты мало похожи на деньги - это явление не до конца понятно. "Другая сторона - это криптовалюты, хотя я бы назвала это не валюты, а "криптонечто". Весь мир пытается понять, что это. Мало кто определяет это как фиатную валюту или подобие фиатной валюты. То ли это актив, то ли это имущество, то ли это права - такие споры есть, потому что это явление не до конца понятно", - сказала глава регулятора. Она напомнила, что ЦБ видит ряд рисков в использовании криптовалют в двух областях. "Это высокоспекулятивный волатильный актив. Те люди, которые покупали биткойн за $20 тыс., представьте, сколько потеряют сейчас, если возникает необходимость продать. Это не способ сбережения, не способ инвестирования надежный, - рассказала Набиуллина. - Второе - не секрет, что криптовалюты используются для отмывания, незаконных операций в силу анонимности, и, конечно, нас это не может не беспокоить" (Набиуллина назвала криптовалюты "криптонечто" // https://www.finversia.ru/news/markets/nabiullina-nazvala-kriptovalyuty-kriptonechto-39927). В данном случае с ней можно согласиться. Волатильность биткоина действительно очень высокая: если в начале 2022 г. он стоил около 47 тысяч долларов, то в декабре лишь 18 тысяч долларов, т.е. только за год криптовалюта подешевела более чем в два раза (Биткоин растет до 18 тысяч долларов во вторник // https://1prime.ru/cripta/20221213/839157213.html). Достаточно высоки и криминальные риски. В 2018 г. у  Bithumb, одной из крупнейших бирж криптовалют Азии и второй по размеру в Южной Корее, хакеры похитили примерно $31 млн (Хакеры украли $30 млн с криптобиржи Bithumb // https://smotrim.ru/article/1441591). Только в первом квартале 2022 года хакеры похитили криптоактивы на сумму около $1,3 млрд (Хакеры поставили рекорд по блокчейн-взломам и украли криптоактивы на $1,3 млрд // https://www.forbes.ru/tekhnologii/461523-hakery-postavili-rekord-po-blokcejn-vzlomam-i-ukrali-kriptoaktivov-na-1-3-mlrd). Однако опасность в этой сфере грозит не только извне. Так, например, недавно после того как криптовалютная биржа FTX потеряла за сутки 662 миллиона долларов при загадочных обстоятельствах, ее бывший гендиректор Сэм Бэнкман-Фрид был задержан на Багамских островах по обвинению в мошенничестве с использованием электронных средств, заговоре с целью мошенничества с использованием электронных средств, мошенничестве с ценными бумагами, заговоре с целью мошенничества с ценными бумагами и отмывании денег (Бывший гендиректор криптобиржи FTX задержан на Багамских островах // https://1prime.ru/finance/20221213/839145229.html).

На этом фоне обоснование авторами ПФЗ полезности своего законопроекта может вызвать лишь улыбку: «Введение предлагаемого законопроектом регулирования деятельности по майнингу, а также установление отдельных требований к такой деятельности позволит легально осуществлять указанную деятельность, декларировать полученный доход, а также обеспечивать исчисление и уплату в бюджеты всех уровней соответствующих налоговых платежей. Кроме того, это позволит нивелировать правовые риски, связанные с данной деятельностью» (Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», л. 1-2). Фактически это повторение хорошо известного лозунга «Заплати налоги и спи спокойно», даже если исходный актив резко обесценится или будет похищен. Следует отметить, что криптовалюты пользуются достаточно большой популярностью среди россиян. В феврале 2022 года граждане РФ владели криптоактивами на сумму в 16,5 трлн рублей (более $214 млрд), что составило 12% мировой стоимости криптовалютных активов, сообщил Bloomberg со ссылкой на источники в правительстве. В апреле премьер-министр Михаил Мишустин сообщил, что более 10 млн молодых россиян завели криптокошельки и перевели на них 10 трлн рублей (за какой период – не уточнялось). По оценкам Центра альтернативных финансов Кембриджского университета, в начале 2022 года РФ входила в пятерку крупнейших стран по майнингу биткоина, обеспечивая почти 5% мировой добычи. По данным российского оператора дата-центров BitRiver, к февралю 2022-го в России насчитывалось приблизительно 300 тыс. майнеров – физических и юридических лиц (Ян Ташейт. Сможет ли Россия использовать криптовалюты для обхода санкций? // https://russian.eurasianet.org/сможет-ли-россия-использовать-криптовалюты-для-обхода-санкций). Понятно, что их налогообложение может частично пополнить бюджет, однако данный вопрос необходимо рассматривать в контексте более общих интересов общества, государства и отдельного человека в данный конкретный исторический период.

В этой связи весьма интересно обратиться к статистики распространения криптовалют в мире. Согласно отчету международной компании по криптовалютным платежам Triple A, на октябрь 2021 г. 5 565 881 украинец, или 12,7 % всего населения Украины, владели той или иной формой криптовалюты. Это позволило Украине возглавить рейтинг стран по активности использования криптовалюты гражданами. Второе место занимала Россия, где криптовалютами на тот же период владели 17 379 175 человек, или 11,91 % населения страны. Третье место досталось Венесуэле с результатом 2 941 502 человека, или 10,34 % населения. В пятерку лидеров также вошли Кения и США. От себя добавим, что за исключением США все остальные лидеры по использованию криптовалют в мире относятся к развивающимся странам, средний уровень благосостояния в которых существенно уступает таковому в США. Невольно закрадывается мысль, что подобная статистика указывает на новую финансовую пирамиду типа МММ, но уже в глобальном масштабе. Несмотря на то, что идея криптовалюты родилась на Западе, надеждой на быстрое обогащения втянуты в эту пирамиду оказались в массе своей жители отнюдь не Запада, а развивающегося мира. С учетом огромного опыта Запада в подобных финансовых махинациях не надо быть большим пророком, чтобы предсказать, что рано или поздно эта пирамида рухнет. Поскольку первое место в этом списке принадлежит Украине, следует внимательно присмотреться к ее опыту в данной сфере. М. М. Долгиева констатирует: «В тени тотальной неопределенности и недоверия к банкам и традиционным финансовым институтам криминальный рынок криптовалют на Украине развивается рекордными темпами. В 2021 г. на Украине был принят законопроект «О виртуальных активах», который предусматривал использование криптовалют для официальных расчетных операций при отсутствии конкретного законодательного регулирования. Таким образом, фактически неконтролируемое использование криптовалюты на территории Украины в настоящее время вылилось в создание параллельной финансовой системы. Кроме того, широко развернутая в сети Интернет после начала специальной военной операции на территории Украины скрытая реклама о положительном опыте использования криптовалют, наряду с публикацией правительством Украины своих криптовалютных счетов, свидетельствует о фактическом официальном посыле на вывод сбережений из государственной валюты в цифровую» (Долгиева М. М. Криптопреступность в условиях специальной военной операции и западных санкций // https://cyberleninka.ru/article/n/kriptoprestupnost-v-usloviyah-spetsialnoy-voennoy-operatsii-i-zapadnyh-sanktsiy). Возникает закономерный вопрос: а надо ли России повторять эти результаты? Как видим, ни экономического роста, ни благосостояния населению в среднем криптовалюты Украине не принесли, а отрицательные явления уже налицо. Нужно ли России, особенно в данный период противостояния с Западом, создание параллельной финансовой системы, отмывание «грязных» денег и вывод сбережений населением из государственной валюты в цифровую? Однако именно таким результатам будет вести данный ПФЗ в случае его принятия.

Хотя об этом прямо не говорится, некоторые аналитики предполагают, что резкое изменение отношения Кремля к цифровым валютам обусловлено надеждой с их помощью обойти западные санкции, ограничившие доступ РФ к мировой банковской системе. В январе 2022 года Центробанк опубликовал свой первый доклад по регулированию криптовалютного рынка России, предложив набор самых радикальных мер: запретить майнинг, работу криптообменников, криптобирж, P2P-платформ (площадок, на которых пользователи могут напрямую обмениваться цифровыми активами), операции с криптовалютой для финансовых организаций, а также установить ответственность за оплату услуг и товаров криптовалютой. В ответ на доклад Центробанка Минфин представил альтернативную, более либеральную концепцию. Регулятор предложил ввести идентификацию владельцев криптокошельков, разделить криптовалютных инвесторов на категории и выдавать лицензии профильным торговым платформам. Однако Минфин поддержал идею о запрете использовать криптовалюты в качестве платежного средства на территории РФ. Со своей стороны, правительство в лице министра цифрового развития Максута Шадаева выступило против полного запрета криптовалютных операций, на котором настаивал Центробанк. К дискуссии подключился президент Владимир Путин, который попросил чиновников прийти к единому мнению. Также Путин отметил, что у России есть в сфере криптовалют «определенные конкурентные преимущества, особенно в майнинге – профицит электроэнергии и хорошо подготовленные имеющиеся в стране кадры». Некоторые исследователи полагают, что отечественные чиновники рассчитывают, что легализация трансграничных расчетов в цифровых валютах позволит обойти финансовые ограничения. В результате власти по-прежнему склонны ограничивать использование криптовалют населением и бизнесом, одновременно расширяя использование правительством и проправительственными субъектами.

20 октября председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков на форуме «Право в цифровой среде» выразил уверенность в том, что новое законодательство позволит обходить западные финансовые ограничения. «Блокчейн сложно контролируется, там затруднительно идентифицировать происхождение участников, и многие пользователи смогут обойти санкции», – отметил Аксаков.

19 октября Госдума отклонила в первом чтении законопроект «О майнинге в РФ». Принимая это решение, депутаты учли позицию комитета Госдумы по финансовому рынку. Его члены раскритиковали законопроект за то, что он предусматривает использование криптовалют в качестве платежного средства. На следующий день зампредседателя комитета Госдумы по информационной политике Антон Горелкин пообещал представить «более проработанный документ», который «не угрожает рублю как единственному платежному средству на территории России». От себя добавим, что последний уже прославился на всю страну как официальный автор законопроекта о ЕБС. Если рассматривать вопрос под данным углом зрения, все выглядит вполне логично: электронно-цифровому концлагерю, созданию которого способствует ЕБС, для полного контроля над человеком требуется именно электронные деньги, движение которых легко отследить управляющим и которые могут их заблокировать у неугодных им лиц одним нажатием кнопки.  

Аксаков пообещал также внести дополнительный законопроект, регулирующий использование цифровых валют в рамках российских экспериментальных правовых режимов – например, для оплаты параллельного импорта. При этом депутат подчеркнул, что пока в законопроекте не будут прописаны нюансы налогообложения, которые впоследствии определит правительство. Также председатель Комиссии отметил, что российские майнеры не могут эффективно реализовывать добытую криптовалюту в иностранных юрисдикциях, поэтому целесообразно «создание российских регулируемых площадок обмена криптовалюты между майнерами и участниками ВЭД». 17 ноября в Госдуму и был внесен рассматриваемый законопроект, предлагающий узаконить майнинг криптовалют, а также дающий майнерам возможность продавать добытую валюту через иностранные системы или через площадку, которую планируется создать в России в рамках экспериментального правового режима.

Российский бизнес возможно в определенной степени уже использует криптовалюты в международной торговле. В интервью «Известиям» глава совета ТПП РФ по промышленно-финансовой и инвестполитике Владимир Гамза рассказал, что криптовалюты используются преимущественно при поставках экспортных товаров и импорте комплектующих материалов для российской промышленности. При этом он не назвал конкретные компании, торгующие с использованием криптовалют.

Система трансграничных расчетов в цифровых валютах потребует создания соответствующей юридической базы, утверждения списка разрешенных к использованию криптовалют (если дело не ограничится цифровым рублем) и синхронизации работы государственных ведомств. Не менее важный фактор – реакция со стороны Запада.

В апреле Евросоюз принял пакет санкций, включающий запрет на предоставление криптовалютных услуг гражданам РФ и Беларуси, депозиты которых превышают сумму в €10 000. В начале октября ЕС запретил россиянам владеть криптокошельками на территории Еврозоны, независимо от суммы депозита. По оценкам Еврокомиссии, эти меры сократят доходы РФ не менее чем на €7 млрд. Многие криптобиржи, работающие в юрисдикции ЕС, уже выполнили требования регулятора.

30 августа Управление по осуществлению финансовых санкций при Министерстве финансов Великобритании предписало криптовалютным биржам сообщать о подозрительных транзакциях, похожих на попытки обойти санкции.

29 марта этого года Министерство финансов США предупредило криптовалютные биржи, что помощь российским компаниям в обходе санкций будет иметь последствия.

22 сентября Конгресс США одобрил законопроект «О прозрачности российской криптовалюты», призванный помешать России обходить санкции с помощью криптовалют. Сейчас инициатива проходит анализ в сенатском Комитете по международным связям.

19 октября власти США задержали или объявили в розыск пятерых россиян по обвинению в торговле нефтью и закупке американских военных технологий в обход санкций с помощью криптовалют. В числе задержанных оказался сын краснодарского губернатора Артем Усс, который был арестован в Италии по просьбе США и ждет экстрадиции.

Из-за подобного давления круг стран, готовых торговать с Россией в таком формате, может оказаться ограничен.

«Я не склонен рассматривать криптовалюты как некую панацею для обхода санкций в масштабах такой страны, как Россия. Возможно, для условной КНДР это неплохой выход, но для бюджета РФ звучит прямо очень смешно», – считает исполнительный директор криптовалютного банка InDeFi SmartBank Сергей Менделеев, известный специалист в области криптовалютного обращения и регулирования.

Эксперта также удивляет уверенность российского законодателя в непрозрачности операций в блокчейне и анонимности криптовалют.

«На дворе не 2016-й, а 2022 год, все давно даже слишком прозрачно, и системы аналитики отлично отслеживают все транзакции. А конфисковать те же стейблкоины гораздо проще, чем наложить санкции на конкретные счета, просто нажатием одной кнопки безо всяких судов. Так что я бы рекомендовал все же для начала внимательно изучить матчасть, а уже потом говорить о таких горизонтах, как финансовые криптовалютные войны в санкционном поле, – отмечает Менделеев. – В этом плане розовые мечты о “преодолении санкций с помощью крипты” так и останутся в головах чиновников, которые не знают, как пишется слово “биткоин”» (Ян Ташейт. Сможет ли Россия использовать криптовалюты для обхода санкций? // https://russian.eurasianet.org/сможет-ли-россия-использовать-криптовалюты-для-обхода-санкций). 

Стоит вспомнить криптовалютные ограничения Евросоюза в отношении граждан нашей страны. Первые ограничения входили в пятый пакет санкций ЕС, которые вступили в силу 8 апреля. Но тогда российским пользователям разрешили оставить на европейских криптосчетах и кошельках активы не дороже 10 000 €⁣ (697 350 Р).

6 октября Евросоюз утвердил новый восьмой пакет санкций, в котором прописан полный запрет на предоставление услуг криптокошельков, счетов и сервисов хранения криптовалюты российским гражданам, резидентам и юридическим лицам. Фактически это полный запрет. Европейские площадки отныне не будут предоставлять россиянам любые услуги, связанные с криптокошельками, счетами на бирже и хранением криптовалюты вне зависимости от количества криптоактивов. Соблюдать эти санкции должны все компании, работающие с криптовалютами на территории Евросоюза (ЕС запретил операции с криптовалютами россиянам: кого это касается и что будет с кошельками // https://journal.tinkoff.ru/news/crypto-ban-russia/). Как полагают эксперты, в любой момент подобные ограничения могут ввести и США.

Те или иные санкции могут быть наложены не только на владельцев криптовалют, но и на майнингов. Так, 20 апреля США впервые в истории наложили санкции на майнинговую компанию BitRiver, которую основал россиянин Игорь Рунец. BitRiver — это крупнейший в Евразии оператор дата-центров для добычи (майнинга) криптовалют. Она попала в SDN-лист «за деятельность в технологическом секторе экономики» России, отмечал Минфин США. При этом BitRiver не оказывала услуги государственным институтам России и не работала с уже находящимися под санкциями Вашингтона заказчиками, говорится в заявлении Рунца, поступившем в Forbes. «Очевидно, что действия США стоит рассматривать как вмешательство в отрасль криптомайнинга, недобросовестную конкуренцию и попытку изменить мировую расстановку сил в пользу американских компаний», — считает основатель BitRiver.

В сообщении Минфина США указано, что ведомство наложило санкции на российские компании, которые работают в области добычи криптовалют, потому что они помогают стране монетизировать ее природные ресурсы. Компании управляют крупными майнинговыми фермами и продают мощности по добыче криптовалют на международном уровне. При этом сами российские майнеры уязвимы перед санкциями, потому что используют зарубежное оборудование и проводят расчеты в фиатных (традиционных) валютах, считает Минфин США. Ведомство планирует сделать так, чтобы «ни один актив, каким бы технически сложным он ни был, не стал инструментом в руках правительства Путина для снижения влияния санкций» (Владислав Скобелев, Ирина Юзбекова. Почему США наложили санкции на крупнейшую в России ферму для майнинга криптовалют // https://www.forbes.ru/tekhnologii/463303-pocemu-ssa-nalozili-sankcii-na-krupnejsuu-v-rossii-fermu-dl....

С учетом всего этого можно предположить, что в сложившейся ситуации все мероприятия в России по майнингу и использованию криптовалют приведут не столько к обходу экономических санкций, хотя отдельные успешные случаи в этом направлении и могут иметь место, сколько к выводу денежных средств из нашей страны и их последующей конфискации. В этом отношении можно согласиться с С. Менделеевым, что розовые мечты о “преодолении санкций с помощью крипты” так и останутся в головах чиновников, а попытки реализовать их в более или менее крупном масштабе приведут в основном лишь к крупномасштабным экономическим потерям. Попытки же в той или иной форме легализовать использование криптовалют и их майнинг в первую очередь приведет к повторению связанных с ними негативных явлений, но уже в более значительном масштабе. Как отмечают исследователи, в условиях ограничения вывоза наличных денежных средств из России после начала специальной военной операции держатели нелегальной криптовалюты (в том числе и артисты), предпринимая попытки сохранить свои инвестиции, уклоняясь от уплаты налогов, стремились легализовать денежные средства через использование криптовалют, что подтверждается высокой активностью транзакций на крип-товалютных платформах России по состоянию на март — апрель 2022 г. Это привело к серьезным скачкам курса криптовалют от их первоначального роста до резкого снижения. Неконтролируемость такой преступности вытекает из несовершенства правового механизма международного сотрудничества между российскими и зарубежными правоохранительными органами, который в настоящее время в режиме западных санкций просто невозможен. Уже достаточно давно отмечено, что криптопреступления оказывают значительное влияние на функционирование финансовой системы государства в целом и на денежную систему в частности, поскольку бесконтрольный вывод капитала за рубеж в значительных размерах способен причинить серьезный вред экономике страны. М. М. Долгиева совершенно справедливо отмечает: «Все вышеперечисленные способы обмена криптовалюты являются способами легализации (отмывания) преступных доходов и также широко используются в Российской Федерации, таким образом, стоит согласиться с мнением, что криптовалюты в этом контексте несут угрозу публичному правопорядку» (Долгиева М. М. Криптопреступность в условиях специальной военной операции и западных санкций // https://cyberleninka.ru/article/n/kriptoprestupnost-v-usloviyah-spetsialnoy-voennoy-operatsii-i-zapa....

Возвращаясь к рассматриваемому ПФЗ, обратим внимание на то, что им предусматривается новая редакция части 2 статьи 14 федерального закона от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»:

«Под созданием цифровой валюты в Российской Федерации понимаются действия с использованием объектов российской информационной инфраструктуры и (или) пользовательского оборудования, размещенного на территории Российской Федерации, направленные на возникновение цифровой валюты.».

Следует отметить, что в действующей редакции говорится о «выпуске цифровой валюты в Российской Федерации», которое авторы ПФЗ хотят заменить на «создание цифровой валюты в Российской Федерации», что повлечет противоречие с частями 1 и 4 указанной статьи, в которых также говорится о выпуске цифровой валюты. Также в действующей редакции части 2 статьи 14 говорится о том, что действия по выпуску цифровой валюты направлены «на предоставление возможностей использования цифровой валюты третьими лицами». Данная формулировка пропала из предлагаемой новой редакции.

Часть 4 данной статьи, устанавливающую, что организация выпуска и (или) выпуск, организация обращения цифровой валюты в Российской Федерации регулируются в соответствии с федеральными законами, предлагается дополнить словами «за исключением случаев создания (получения) цифровой валюты в результате майнинга, а также случаев получения цифровой валюты в результате ее распределения среди участников майнинг-пула.». Итак, если цифровая валюта будет создана в результате майнинга, то ее обращения хотят вывести из-под действия федеральных законов. Насколько можно судить, именно к этому предполагаемому изменению относится объяснение авторов ПФЗ в пояснительной записке: «Законопроектом предусматривается, что цифровая валюта, полученная в результате майнинга, подлежит реализации без использования российской информационной инфраструктуры.

При этом законопроектом предполагается установить правило о нераспространении на случаи такой реализации правил законодательства о валютном регулировании и валютном контроле» (Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», л. 2). Нетрудно догадаться, что выведение реализации цифровой валюты, полученной в результате майнинга, из-под действия законодательства о валютном регулировании и валютном контроле, а также любого иного федерального законодательства в конечном итоге приведет к отмыванию денежных средств и их выводу за пределы РФ, что может негативно повлиять на финансовую стабильность в нашем государстве.

Статью 14 ФЗ также предлагается дополнить частью 8 следующего содержания:

«8. В Российской Федерации запрещается реклама и (или) предложение в иной форме неограниченному кругу лиц цифровых валют, а также товаров (работ, услуг), в целях организации выпуска, выпуска, организации обращения, обращения цифровой валюты (за исключением майнинга цифровой валюты)».

Легко заметить, что в проектируемой части 8 заложено сразу два возможных исключения: реклама цифровых валют ограниченному кругу лиц и реклама майнинга цифровой валюты. Все это также создает самые благоприятные условия для распространения цифровых валют в РФ.

Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предлагается дополнить статьей 14.1, посвященной специально майнингу цифровой валюты.

Согласно ч. 1 проектируемой статьи Правительство Российской Федерации по согласованию с Банком России устанавливает требования к деятельности лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты, в том числе участников майнинг-пула. Контроль (надзор) за соблюдением указанных требований к деятельности лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты, в том числе участников майнинг-пула, осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченной Правительством Российской Федерации. Мы видим, что почти все, касающееся регуляции этой сферы деятельности, отдается на откуп Правительству РФ, постоянно показывающему свое стремление к цифровизации всего и вся.

Ч. 2 проектируемой статьи устанавливает обязанность лиц, осуществляющих майнинг, в том числе участников майнинг-пула, предоставить информацию о получении цифровой валюты. Еще более интересны последние две части данной статьи:

«3. Цифровая валюта, полученная в результате майнинга, может быть отчуждена лицом, осуществившим майнинг данной цифровой валюты, при условии, что при совершении сделок с ней не используются объекты российской информационной инфраструктуры, за исключением случаев осуществления сделок в соответствии с установленным экспериментальным правовым режимом.

4. К отчуждению цифровой валюты, предусмотренному частью 3 настоящей статьи, если при совершении сделок с ней не используются объекты российской информационной инфраструктуры, а лица, осуществляющие майнинг цифровой валюты, соответствуют требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, не применяются положения Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»».

В итоге получается весьма интересная картина. Согласно предлагаемым изменениям в ст. 1 федерального закона от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» «под майнингом цифровой валюты понимается деятельность по проведению математических вычислений путем эксплуатации вычислительных устройств и програмно-аппаратных средств» (ч. 8.1). Где именно находятся эти вычислительные устройства и програмно-аппаратные средства в ПФЗ не говорится, но, поскольку данный законопроект распространяется на российских физических и юридических лиц, осуществляющих майнинг, которые к тому же должны платить налоги в бюджеты всех уровней, можно предположить, что все эти вычислительные устройства и програмно-аппаратные средства находятся на территории РФ. Согласно ч. 3 проектируемой статьи 14.1, лицо, осуществившее майнинг цифровой валюты, может ее отчуждать при условии, что при совершении сделок с ней не используются объекты российской информационной инфраструктуры. При этом статья 14 действующего ФЗ определяет российскую информационную инфраструктуру как информационные системы, технические средства которых размещены на территории Российской Федерации, и (или) комплексы программно-аппаратных средств, размещенных на территории Российской Федерации. Соответственно, чтобы отчуждать цифровую валюту, полученную в результате майнинга, надо, если буквально следовать данному ПФЗ, сначала в той или иной форме передать иностранному лицу объекты российской информационной инфраструктуры либо обойти законодательство. Лазейка для подобного обхода изначально заложена в рассматриваемом ПФЗ: это экспериментальный правовой режим. Благодаря ему и хотят узаконить вывод из РФ цифровых валют, что, как отмечалось выше, негативно скажется на экономическом положении нашего государства. Заключительная часть проектируемой статьи 14.1 в очередной раз закрепляет вывод соответствующих сделок из-под действия Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Следует также иметь в виду, что возможным экономическим ущербом для государства и отдельных лиц дело может не ограничиться. Узаконив майнинг сначала как бы для внешнего потребления, под предлогом обхода экономических санкций, адепты цифровых валют впоследствии вполне могут внести в законодательство изменения, узаконивающие майнинг и использование цифровых валют внутри страны, сделав еще один важный шаг к построению в России электронно-цифрового концлагеря.

Остались вопросы? Вы можете задать их нам через чат-бота в телеграм
Задать вопрос
Подписывайтесь на наши ресурсы:
#Майнинг # Цифровой рубль # Электронный концлагерь
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: