Аналитическая справка по законопроекту № 322927-8

«О внесении изменений в главы 4, 5 и 13 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»

#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
0

27 марта 2023 года печально известные по проекту закона об экспресс-судах по отъему детей А.А. Клишас и П.В. Крашенинников, теперь совместно с сенатором Л.С. Гумеровой внесли в Государственную Думу РФ проект нового федерального закона № 322927-8 «О внесении изменений в главы 4, 5 и 13 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (о гражданско-правовом статусе федеральных территорий)» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/322927-8), В качестве основной причины внесения ПФЗ ее авторы указывают свою озабоченность тем, что в настоящий момент могут создаваться юридические лица, использующие в своих наименованиях официальное наименование федеральной территории «Сириус», но не имеющие отношения к целям создания данной федеральной территории: «Согласно части 1 статьи 2 Закона о федеральной территории федеральной территорией «Сириус» признается имеющее общегосударственное стратегическое значение публично-правовое образование, созданное в том числе в целях сохранения олимпийского спортивного, культурного и природного наследия, создания благоприятных условий для выявления, самореализации и развития талантов, реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации.

Основная функция наименования юридического лица - выделять это юридическое лицо из числа иных участников гражданского оборота, формируя у третьих лиц устойчивую ассоциацию с ним.

Вместе с тем, в настоящее время в федеральной территории «Сириус» могут создаваться юридические лица, не имеющие отношения к целям создания федеральной территории, однако использующие в своем наименовании официальное наименование федеральной территории «Сириус» и создающие тем самым у третьих лиц не соответствующее действительности представление об их причастности к образовательным, спортивным, культурным, научным, научно-технологическим программам и проектам, инновационным проектам, которые реализуются в федеральной территории «Сириус».

В этой связи, принимая во внимание положения части 1 статьи 2 Закона о федеральной территории об общегосударственном стратегическом значении федеральной территории, представляется необходимым обеспечить защитой возможность использования официального наименования федеральной территории в пределах федеральной территории «Сириус»». Правда, далее они отмечают, что в силу статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Соответственно, по их же собственному признанию, принятие данного ПФЗ никак не повлияют на уже зарегистрированные юридические лица, использующие наименование «Сириус», но не имеющие отношения к целям создания данной федеральной территории:

«После вступления в силу законопроекта его нормы не будут распространяться на юридических лиц, включенных в Единый государственный реестр юридических лиц ранее. Соответственно юридические лица, в наименованиях которых используется наименование «Сириус», зарегистрированные в установленном законом порядке и включенные в Единый государственный реестр юридических лиц ранее даты вступления в силу законодательства, регламентирующего порядок использования в наименованиях юридических лиц официального наименования федеральной территории «Сириус», не могут рассматриваться в качестве правонарушителей» (Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в главы 4, 5 и 13 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», л. 2-3).

Все это наводит на мысль, что отнюдь не забота о появлении различных юридических лиц, использующих наименование «Сириус», но не имеющих отношения к целям создания федеральной территории, стала подлинной причиной разработки данного ПФЗ. Само это явление едва ли носит массовый характер, авторы законопроекта во всяком случае не привели по нему никакой статистики.

Представляется, что реальная цель этого ПФЗ заключается в новой редакции двух статей Гражданского кодекса РФ, так или иначе связанных с вопросом собственности. Статью 126 ГК, посвященную ответственности по обязательствам Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, предлагается дополнить пунктом 1.1 следующего содержания:

«1.1. Федеральная территория отвечает по своим обязательствам в соответствии с правилами, установленными пунктом 1 настоящей статьи, если федеральным законом о федеральной территории не установлено иное».

Также и в статью 215 ГК (Право муниципальной собственности) вносятся следующие изменения:

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, другим муниципальным образованиям, а также федеральным территориям в случаях, установленных федеральными законами о федеральных территориях, является муниципальной собственностью.»;

б) дополнить пунктом 2.1 следующего содержания:

«2.1. От имени федеральной территории права собственника осуществляют органы публичной власти федеральной территории и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.».

Согласно действующей редакции п. 1 ст. 215 ГК имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Теперь к этому же виду собственности хотят отнести и имущество федеральных территорий в случаях, установленных федеральными законами о федеральных территориях. Правовая конструкция, когда в этом отношении федеральная территория приравнивается к муниципальному образованию, выглядит, мягко говоря, достаточно интересно. Не исключено, что данный законопроект задумывался для обеспечения возможности властям федеральной территории «Сириус» совершать те или иные цели с имуществом данной территории. Стоит отметить, что, согласно ч. 3 ст. 43 Федерального закона от 22.12.2020 N 437-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "О федеральной территории "Сириус", перечень подлежащих передаче федеральной территории "Сириус" имущества и имущественных прав утверждается органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия собственника указанных имущества и имущественных прав, на основе предложений, поступивших от администрации федеральной территории "Сириус", в тридцатидневный срок со дня поступления указанных предложений. В ч. 5.3 той же статьи устанавливается, что решения о передаче имущества и имущественных прав, принимаемые органами государственной власти Краснодарского края и органами местного самоуправления муниципального образования городской округ город-курорт Сочи, являются основанием возникновения права собственности Российской Федерации или муниципальной собственности федеральной территории "Сириус" на имущество и имущественные права, включенные в указанный в части 3 настоящей статьи перечень. Едва ли приходится сомневаться в том, что имущество в Сочи представляет из себя весьма значительный коммерческий интерес для тех или иных лиц, ради которых, возможно, и был разработан данный ПФЗ.      

Остались вопросы? Вы можете задать их нам через чат-бота в телеграм
Задать вопрос
Подписывайтесь на наши ресурсы:
#Сириус
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: