Аналитическая справка по законопроекту № 333901-8

«О внесении изменений в Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
0

11.04.23 г. депутаты Государственной Думы РФ М.В. Бутина, Т.В. Буцкая, В.И. Самокиш, Е.А. Вторыгина, Т.П. Ларионова, О.В. Коробова внесли в нее проект федерального закона № 333901-8 «О внесении изменений в Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (в части расширения перечня категорий несовершеннолетних, помещаемых в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел)». 19.04.23 г. Совет Государственной Думы включил этот законопроект в примерную программу весенней сессии на июнь 2023 г. (https://sozd.duma.gov.ru/bill/333901-8)

В статье 1 ПФЗ они предлагают внести в Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ряд изменений. В статье 22 ФЗ, посвященный деятельности Центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, подпункт 2 пункта 1 разработчики хотят изложить в следующей редакции:

«2) проводят индивидуальную профилактическую работу с доставленными несовершеннолетними, выявляют среди них лиц, причастных к совершению преступлений и общественно опасных деяний, факты жестокого обращения с ними и (или) вовлечения их в совершение правонарушений и антиобщественных действий либо склонения их к суицидальным действиям или совершения по отношению к ним других противоправных деяний, со стороны родителей несовершеннолетних (иных законных представителей) и иных лиц, а также устанавливают обстоятельства, причины и условия, способствующие их совершению, совершению самовольных уходов, и информируют об этом соответствующие органы внутренних дел и другие заинтересованные органы и учреждения;».

Сравним это с действующей редакцией: «проводят индивидуальную профилактическую работу с доставленными несовершеннолетними, выявляют среди них лиц, причастных к совершению преступлений и общественно опасных деяний, а также устанавливают обстоятельства, причины и условия, способствующие их совершению, и информируют об этом соответствующие органы внутренних дел и другие заинтересованные органы и учреждения». 

Легко заметить, что правки авторов ПФЗ носят ярко выраженный ювенальный характер, изначально предполагающие жестокое обращение с несовершеннолетними, вовлечение их в совершение правонарушений и антиобщественных действий, склонению к суициду или совершению по отношению к ним других противоправных деяний со стороны родителей (иных законных представителей). Чтобы нарисованная картина не выглядела совсем уж чудовищной и неправдоподобной, разработчики допустили, что все эти действия по отношению к несовершеннолетним могут производить не только родители, но и иные лица. В своей Пояснительной записке авторы ПФЗ старательно подсчитали, сколько административных правонарушений совершаются лицами в возрасте до 16 лет, сколько процентов подростков нарушают закон по два и более раз, сколько подростков неоднократно совершали уходы из семей, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, других детских государственных учреждений, но не смогли привести никакой статистики по поводу того, причиной скольких уходов стало жестокое обращение с несовершеннолетними, склонению их к суициду и т.п. деяния со стороны родителей. Вместо этого они ограничились одним лишь декларативным заявлением: «В числе основных причин неоднократных самовольных уходов несовершеннолетних из семей и государственных учреждений нарушение их прав и законных интересов, семейное неблагополучие, совершение противоправных деяний, насилия». (Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", л. 2). Как видим, постулируемая фактическая презумпция вины родителей и иных законных представителей не подкрепляется никакими объективными данными, а именно на ее выявление предлагаемыми изменениями в ФЗ и ориентируется деятельность органов внутренних дел.

Затем авторы ПФЗ планируют расширить перечень несовершеннолетних, которые могут быть помещены в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел (пункт 2 статьи 22 ФЗ) за счет тех, кто совершил неоднократно (два и более раза) в течение одного года самовольные уходы из семей, организаций для детей-сирот и детей, остался без попечения родителей, иных организаций (учреждений) или совершивших неоднократно (два и более раза) в течение одного года правонарушения, влекущие административную ответственность. С этой целью они собирались дополнить данный пункт подпунктами 7 и 8. Однако подобным предложением авторы ПФЗ наглядно показали, что просто не знают тот закон, в которой собрались вносить поправки. Правительство Российской Федерации в заключение на данный законопроект было вынуждено отметить следующее: «Вместе с тем при проектировании подпункта 7 пункта 2 статьи 22 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" не учтены положения подпунктов 4 и 5 пункта 2 статьи 13 данного Федерального закона, согласно которым несовершеннолетние, самовольно оставившие семью, самовольно ушедшие из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, а также не имеющие места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию, круглосуточно принимаются в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, к числу которых Центры (центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел – прим.) не относятся».

Действительно, статья 13 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" содержит исчерпывающий перечень специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации:

1) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

2) социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства;

3) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.

Как видим, центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел в этом перечне не указаны. Помимо этого, Правительство РФ деликатно указало на еще одну несуразность депутатов: «Кроме того, следует отметить, что изменения, которые предлагается внести в статьи 31-1 и 31-2 указанного Федерального закона, неактуальны ввиду того, что эти статьи утратили силу» (Заключение Правительства Российской Федерации на проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", вносимый в Государственную Думу депутатом Государственной Думы РФ М.В. Бутиной от 30.03.2023 г., л. 1-2). Все эти примеры красноречиво показывают, что авторы ПФЗ юридически безграмотны и даже не удосужились прочесть актуальную версию закона, в который вознамерились внести свои поправки. Сравнив текст законопроекта с тем, что Бутина писала по его поводу в своем ТГ-канале, РИА «Катюша», независимо от приведенных выше фактов, пришла к такому выводу: «Бутина сама себе противоречит, и как будто не читала текст вносимого ей же документа» (Ювенальная полиция: депутаты хотят узаконить арест несовершеннолетних на двое суток с получением от них показаний о противоправных действиях родителей).

Также разработчики ПФЗ планируют изложить в новой редакции абзац первый пункта 4 статьи 22 ФЗ: «4. Несовершеннолетние, указанные в подпунктах 3-8 пункта 2 настоящей статьи, могут быть помещены в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел на срок не более 48 часов на основании постановления руководителя органа внутренних дел или уполномоченного сотрудника органа внутренних дел, замещающих должности, перечень которых утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел».

Благодаря этой редакции в перечень несовершеннолетних, которые без решения суда могут быть помещены в центр временного содержания на срок не более 48 часов, включаются те, кто совершил неоднократно (два и более раза) в течение одного года самовольные уходы из семей, организаций для детей-сирот и детей, остался без попечения родителей, иных организаций (учреждений) или совершивших неоднократно (два и более раза) в течение одного года правонарушения, влекущие административную ответственность. Необходимо обратить внимание на то, что формулировка о детях, оставшихся без попечения родителей, допускает расширительное толкование. Ч. 1 ст. 121 Семейного кодекса Российской Федерации, специально посвященная защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, гласит: «Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства». Легко заметить, что текст данной статьи далеко не идеален, поскольку наряду с указанием на конкретные случаи смерти родителей, лишения их родительских прав либо ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, он содержит положение о «создании действиями или бездействием родителей условий… либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения», которые носят крайне расплывчатый характер и открывают широчайший простор для толкования, что является нормальным воспитанием и развитием ребенка, а что нет, причем препятствовать данной субъективно понимаемой категории могут не только действия, но и бездействие родителей. Еще большие возможности для субъективного толкования открывает формулировка о «других случаях отсутствия родительского попечения», которые, к тому же, непонятно чем обусловлены, поскольку речь о действиях или бездействии родителей относилась к предшествующему положению, касающегося создания условий.    

Итак, на основании такого расплывчатого определения как отсутствие попечения родителей, ребенок на 48 часов может быть помещен в центр временного содержания. В своей Пояснительной записке авторы ПФЗ поют этим центрам настоящую оду: «В настоящее время при установлении сотрудниками полиции местонахождения самовольно ушедших несовершеннолетних в случае невозможности их передачи родителям или иным законным представителям в установленный законодательством трехчасовой срок вследствие удаленности места жительства, места пребывания или по иным причинам (отсутствие сведений об их местонахождении, временное отсутствие родителей по месту жительства, их нахождение за пределами субъекта Российской Федерации, госпитализация и т.п.), они помещаются в медицинские и социозащитные организации, в том числе совершающие самовольные уходы системно.

Поскольку указанными учреждениями подростки передаются законным представителям или снова самовольно покидают их, приостановление таким образом длящихся самовольных уходов лишь на короткое время способствует продолжению антиобщественного образа жизни несовершеннолетних без по выявления и устранения причин самовольных уходов и принятия соответствующих мер.

Действующие в системе МВД России центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей (далее - ЦВСНП) обеспечивают  круглосуточный прием и временное содержание несовершеннолетних в целях защиты их жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений.

Созданные в ЦВСНП условия максимально приближены к реабилитационным и позволяют не прерывать образовательный процесс и дополнительные занятия, направленные на дальнейшую социализацию подростков.

Широкий спектр проводимых в специальных условиях профилактических мероприятий, способствует достижению положительного эффекта в рамках круглосуточного наблюдения за подростками. Возможности постоянного контакта с ними специалистов ЦВСНП исключают влияние негативных факторов внешней криминальной среды, а полученные в ходе работы сведения о противоправных действиях, совершаемых в отношении несовершеннолетних, отрабатываются в оперативном порядке и по ним принимаются меры в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В период пребывания несовершеннолетних в ЦВСНП штатными психологами оказывается экстренная психологическая помощь, направленная на стабилизацию их эмоционального состояния в условиях стресса и конфликтных ситуаций, а возможности ЦВСНП по проведению психодиагностического обследования способствуют выяснению и устранению возможных причин и условий девиантного поведения подростков.

Полученная в период содержания подростков информация направляется в территориальные органы МВД России и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту постоянного проживания несовершеннолетнего в форме рекомендаций по дальнейшей профилактической работе с ним, его родителями (или иными законными представителями), членами семьи и ближайшим социальным окружением. Помещение в Центры системно совершающих самовольные уходы из семьи, государственных учреждений и занимающихся бродяжничеством детей и подростков не только позволит гарантированно обеспечить последующее их возвращение к месту жительства, но и выявить причины самовольного прекращения учебы и ухода из семьи, факты угрозы жизни или здоровью несовершеннолетнего, вовлечения в преступную и иную антиобщественную деятельность, совершения в их отношении преступлений и иных противоправных действий и принять соответствующие меры.

В случае необходимости Центры оказывают содействие в поиске альтернативных решений по вопросам пребывания ребенка в том или ином учреждении и дальнейшего бытового устройства» (Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", л. 2-3).

Одним словом, не центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел, а прямо-таки рай земной, условия в котором «максимально приближены к реабилитационным и позволяют не прерывать образовательный процесс и дополнительные занятия» в сочетании с круглосуточным наблюдением и широким спектром «проводимых в специальных условиях профилактических мероприятий». Странно, что авторы ПФЗ не предлагают оставить попавших туда детей вплоть до их совершеннолетия. Хотя на этот самый прямой путь к детскому счастью разработчики законопроекта не решились, в своей пояснительной записке они достаточно определенно нарисовали окольный путь примерно к той же цели. Штатные психологи центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел оказывают экстренную психологическую помощь и проводят психодиагностическое обследование для выяснения и устранения «возможных причин и условий девиантного поведения подростков». Обратим внимание, что речь с самого начала идет не о подлинных, а о «возможных» причинах, т.е. вопрос о достоверности и объективности выводов даже не ставится. В каком направлении следует искать, авторы ПФЗ указали сразу – это родители или иные законные представители жестоко обращаются с несовершеннолетними, вовлекают их в совершение правонарушений и антиобщественных действий, склоняют к суициду. Что делать дальше, также четко обозначено: «Полученная в период содержания подростков информация направляется в территориальные органы МВД России и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту постоянного проживания несовершеннолетнего в форме рекомендаций по дальнейшей профилактической работе с ним, его родителями (или иными законными представителями)… В случае необходимости Центры оказывают содействие в поиске альтернативных решений по вопросам пребывания ребенка в том или ином учреждении и дальнейшего бытового устройства». Как видим, весь ПФЗ составлен таким образом, чтобы таких случаев необходимости было как можно больше. Следует иметь в виду, что, по доброй отечественной традиции, сотрудникам центрам временного содержания органов внутренних дел может быть спущен план по установлению случаев вины родителей, которые ретивые чиновники будут стараться выполнить и перевыполнить, доводя ситуацию до абсурда. С другой стороны, поскольку установление этой вины может нести для родителей крайне негативные последствия, это почти с полной неизбежностью будет вести к развитию коррупционной составляющей. Поскольку размытость формулировки фактически все отдает на усмотрение конкретному чиновнику, легко представить ситуацию, когда какая-то часть родителей, чтобы сохранить ребенка, будет вынуждена предлагать чиновнику взятку, а у другой части чиновник будет эту взятку вымогать, угрожая им установлением соответствующих случаев.

На крайнюю опасность этого ПФЗ уже обратила внимание РИА «Катюша», указав на содержащуюся в нем весьма жесткую схему, открывающую опеке и полиции новые полномочия по вмешательству в семьи и отобранию детей: «На сегодня, согласно КоАП, административный арест гражданина возможен только с 18 лет. Мы же видим фактически форму административного ареста ребенка на двое суток по решению полиции. Да, ребенок здесь не изымается напрямую из семьи/у родителей, а забирается полицией в случае его находки «вне семьи».

Также тут просматривается явная возможность шантажа родителей уходами детей из дома – как непосредственно их детьми, демонстрирующими непокорность, так и всевозможными «доброжелателями» конкретной семьи. Достаточно сообщить полиции/опеке информацию о том, что ребенок надолго задержался у друзей/ушел погулять вдали от дома, якобы никому не сказав – и у родителей начнутся проблемы.

По мнению депутата Марии Бутиной, высказанному в полемике в соцсетях, «именно в таких центрах дети раскрываются и могут признаться, что родители совершают над ними насилие, и в 40% случаев так и есть». Какой интересный «антиювенальный» подход, право слово – «раскрыть» по максимуму ребенка за двое суток допросов психологами, чтобы получить информацию о насилии над ним.

Бутина также попыталась развеять опасения родителей в своем ТГ-канале, но вышло очень нелепо.

«Вопрос: то есть, если ребенок два раза за год убежал из дома и его поймали сотрудники полиции, его сразу на двое суток в центр?

нет, это не так. Давайте разбираться. Ребенок будет доставлен в отделение полиции для установления его личности, далее свяжутся с законными представителями и проведут беседу, выяснив, что случилось.

Если перед этим от его родителей поступило заявление о его розыске и помощи по возвращению к нормальной жизни, то он может быть помещен в ЦВСНП по решению суда в качестве профилактики.

Родители могут забрать ребенка, если ему ничего не угрожает, но если, например, родители не пришли или пришли в неадекватном состоянии, понимая, что ребенку угрожает опасность, может быть принято решение о направлении в ЦВСНП максимум на 48 часов. Дальше все решает суд. В суде участвуют все органы профилактики и уполномоченный по правам ребенка. Неявка родителей или другие факторы, которые могут угрожать ребенку, документально фиксируются.

В течении суток опека и полиция разбирается, как быть дальше: приходят по адресу проживания подростка, смотрят созданы ли для него условия (наличие вещей, еды, кровати и т.п.). Если родители готовы исправиться, то им передают ребенка».

Бутина сама себе противоречит, и как будто не читала текст вносимого ей же документа. Почему она говорит, что «ребенок может быть помещен в ЦВСНП по решению суда в качестве профилактики», когда для его помещения туда на двое суток достаточно простого решения полиции? И родители, сами же давшие заявление о пропаже своего ребенка, после находки не смогут двое суток его забрать домой. Его же тем временем будут с пристрастием, тонко допрашивать на предмет злоупотреблений родителей! Все возможности для такого сценария в ПФЗ прописаны.

А вот далее Бутина говорит самое интересное – «дальше все решает суд». Вот оно, для чего все затевалось. Опека придет в семью с инспекцией – смотреть все условия проживания найденного вне дома подростка, и будут решать – «готовы ли родители исправиться». Если нет, то ребенка им могут вообще не отдать. То есть все изменения вводятся для создания еще одного мощного инструмента изъятия детей и судов над родителями «по горячим следам» их помещения в ЦВС. (…)

По сути,  данный законопроект – тонкий парафраз отвратительнейшего ПФЗ Клишаса-Крашенинникова о ювенальных экспресс-судах и изъятии детей полицией, который всем активным гражданам России традиционных взглядов удалось торпедировать общими усилиями на исходе 2020 г. Там суды должны были решать вопрос об изъятии ребенка у родителей в течение 48 часов (в первой версии – 24 часа), отобрание осуществлялось полицией в присутствии других ответственных лиц. Теперь же нам предлагается наделение полиции правом арестовать найденного вне дома ребенка на 48 часов и с последующим принятием судом решения о его судьбе – с учетом полного разбора вероятных показаний о вине родителей, выбитых из несовершеннолетнего признаний при помощи бесед с педагогами-психологами и т.д. На самом деле схема очень похожа на ту, которую родители России отбивали всем миром (Ювенальная полиция: депутаты хотят узаконить арест несовершеннолетних на двое суток с получением от них показаний о противоправных действиях родителей). Как видим, в своем ТГ-канале Бутина невольно проговорилась, указав на то, что конечной целью всей этой процедуры должен стать суд. Все это окончательно показывает ювенальную сущность данного ПФЗ.

В связи с вышеизложенным необходимо принять все возможные меры для отклонения проекта федерального закона № 333901-8 «О внесении изменений в Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», юридически безграмотного и носящего ярко выраженный антисемейный характер.

Остались вопросы? Вы можете задать их нам через чат-бота в телеграм
Задать вопрос
Подписывайтесь на наши ресурсы:
#Бутина # Буцкая # Ювенальная юстиция
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: